Конспект занятия по развитию речи На тему: «Звуковая культура речи: щ - ч»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Программное содержание:
-закрепить правильное произнесение звуков щ-ч;
- упражнять в дифференциации звуков «Ч», «Щ» в словах;
- упражнять в употреблении увеличительного и уменьшительного суффиксов –ЧК и –ИЩ;
- закрепить умение выделять первый звук в словах, место звука в слове.
Демонстрационный и раздаточный материал:
Конверты с разрезными картинками, картинка гнома и великана, картинки со звуками щ - ч, цветные карандаши (синего и красного цвета), раздаточный материал.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Сюрпризный момент. ( Работа группами у столов)
Ребята, я сегодня получила два письма. Там должны быть подсказки, о ччем мы будем сегодня разговаривать? Но вот беда, их кто то порезал. Нам нужно их собрать. Давайте соберем эти картинки? Но для этого мы разделимся на две команды и соберем изображения.
Что у нас получилось? (ответы). Правильно, щетка и чашка.
На какие звуки начинаются слова? (ответы).
Правильно! Мы сегодня с вами будем играть со звуками Щ-Ч.
2.Основная часть (работа за столами).
Ребята, мне кажется, я слышу звуки паровоза! Давайте представим, что мы на паровозе и отправимся на свои места(словесное объяснение сопровождает показом соответствующих движений). -Сели на свои места.
Давайте еще раз произнесем эти звуки! (произношение все вместе, а затем мальчики, девочки, Кацуба, Даша).
На прошлом занятии мы с вами учили чистоговорку. Давайте ее повторим:
«Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока» (медленно, быстро, все вместе, по одному)
«Звук щ похож на знакомый нам звук ч. Эти звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведешь, не так ли? Проверим? Тогда негромко, но четко повторяйте за мной:
1.Игра «Эхо»
Ча – ща –ща ща – щу –чи
Чи – щи –чи ащ – ущ - ча
Ач – ач – щу чу – ча – щи.
Молодцы справились с заданием!
2.Найди звук в слове.
Ребята, звуки наши опять хитрят, все запутать нас хотят. Взяли и перепутали все свои вещи. Теперь не могут понять, что к кому относиться. Давайте ум поможем! Мы назовем сначала слова со звуком Ч, а затем со звуком Щ.
Предлагаемые слова: щенок, щука, чайник, бочка, ящик, ключ, щётка, часы.
3.Физминутка
-Ребята, давай те с вами поиграют в игру и немножко отдохнем. (воспитатель предлагает пройти детям на ковёр и проводится игра – физминутка). Если вы услышите слово со звуком «Ч», то вы хлопаете, если в слове услышите звук «Щ», то прыгаете, а если услышите слово без этих звуков – приседаете.
Предлагаемые слова: чемодан, щека, собака, щука, веточка, чайник, зубы, ящерица, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, щенок.
Молодцы, ребята. Отдохнули. Поиграли в игру, а теперь снова садитесь на свои места.
4.Д/И «В стране великанов и гномиков»
Теперь очень трудное задание. - Представьте, что эти звуки Ч и Щ очутились в стране великанов и гномиков. А каждый предмет, попадая в эту страну, превращается в очень маленький или в очень большой. Посмотрите на части тела гномика и великана. У гномика - ручка, а у великана – ручища, нога - ножища, кулачок- кулачище (дети образуют слова с суффиксом – ИК - ИЩ).
Предлагаемые слова: рука, нога, пятка, палец, язык.
5. Закрепление.
Давайте разомнем наши пальчики и поработаем на листочках.
Пальчиковая гимнастика.
Мальчик- пальчик, где ты был?
(большой пальчик поворачивается)
-С этим братцем в лес ходил, (большим пальцем пригибаем к ладони указательной)
- С эти пальцем щи варил, (средний пригибаем к ладони)
- С этим братцем кашу ел, (безымянный пригибаем к ладони)
-С этим братцем песни пел (мизинец пригибаем к ладони)
Песни пел, да плясал,
Родных братьев потешал! (поворачиваем кулачки «фонариками)
Разукрась каждую картинку соответствующим цветом.
Со звуком Ч-красным, со звуком Щ. - синим
Разукрась каждую картинку соответствующим цветом.
Со звуком Ч-красным, со звуком Щ. - синим
6. Итоги
-С какими звуками и с какими буквами мы работали на занятии? (со звуками [ч], [Ш.,], с буквами Ч, Щ)
- Назовите слова, начинающиеся со звука [ч]. (часы, чашка, чеснок)
- Назовите слова, начинающиеся со звука [ш, ]. (щека, щипцы, щука)
Разукрась каждую картинку соответствующим цветом.
Со звуком Ч-красным, со звуком Щ- синим
Разукрась каждую картинку соответствующим цветом.
Со звуком Ч-красным, со звуком Щ- синим
Разукрась каждую картинку соответствующим цветом.
Со звуком Ч-красным, со звуком Щ- синим
Разукрась каждую картинку соответствующим цветом.
Со звуком Ч-красным, со звуком Щ- синим
Разукрась каждую картинку соответствующим цветом.
Со звуком Ч-красным, со звуком Щ- синим
Разукрась каждую картинку соответствующим цветом.
Со звуком Ч-красным, со звуком Щ- синим
Разукрась каждую картинку соответствующим цветом.
Со звуком Ч-красным, со звуком Щ- синим
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по развитию речи На тему: «Звуковая культура речи: щ - ч» | 520.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по развитию речи
На тему: «Звуковая культура речи: щ - ч»
Программное содержание:
-закрепить правильное произнесение звуков щ-ч;
- упражнять в дифференциации звуков «Ч», «Щ» в словах;
- упражнять в употреблении увеличительного и уменьшительного суффиксов –ЧК и –ИЩ;
- закрепить умение выделять первый звук в словах, место звука в слове.
Демонстрационный и раздаточный материал:
Конверты с разрезными картинками, картинка гнома и великана, картинки со звуками щ - ч, цветные карандаши (синего и красного цвета), раздаточный материал.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Сюрпризный момент. ( Работа группами у столов)
Ребята, я сегодня получила два письма. Там должны быть подсказки, о ччем мы будем сегодня разговаривать? Но вот беда, их кто то порезал. Нам нужно их собрать. Давайте соберем эти картинки? Но для этого мы разделимся на две команды и соберем изображения.
Что у нас получилось? (ответы). Правильно, щетка и чашка.
На какие звуки начинаются слова? (ответы).
Правильно! Мы сегодня с вами будем играть со звуками Щ-Ч.
2.Основная часть (работа за столами).
Ребята, мне кажется, я слышу звуки паровоза! Давайте представим, что мы на паровозе и отправимся на свои места(словесное объяснение сопровождает показом соответствующих движений). -Сели на свои места.
Давайте еще раз произнесем эти звуки! (произношение все вместе, а затем мальчики, девочки, Кацуба, Даша).
На прошлом занятии мы с вами учили чистоговорку. Давайте ее повторим:
«Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока» (медленно, быстро, все вместе, по одному)
«Звук щ похож на знакомый нам звук ч. Эти звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведешь, не так ли? Проверим? Тогда негромко, но четко повторяйте за мной:
1.Игра «Эхо»
Ча – ща –ща ща – щу –чи
Чи – щи –чи ащ – ущ - ча
Ач – ач – щу чу – ча – щи.
Молодцы справились с заданием!
2.Найди звук в слове.
Ребята, звуки наши опять хитрят, все запутать нас хотят. Взяли и перепутали все свои вещи. Теперь не могут понять, что к кому относиться. Давайте ум поможем! Мы назовем сначала слова со звуком Ч, а затем со звуком Щ.
Предлагаемые слова: щенок, щука, чайник, бочка, ящик, ключ, щётка, часы.
3.Физминутка
-Ребята, давай те с вами поиграют в игру и немножко отдохнем. (воспитатель предлагает пройти детям на ковёр и проводится игра – физминутка). Если вы услышите слово со звуком «Ч», то вы хлопаете, если в слове услышите звук «Щ», то прыгаете, а если услышите слово без этих звуков – приседаете.
Предлагаемые слова: чемодан, щека, собака, щука, веточка, чайник, зубы, ящерица, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, щенок.
Молодцы, ребята. Отдохнули. Поиграли в игру, а теперь снова садитесь на свои места.
4.Д/И «В стране великанов и гномиков»
Теперь очень трудное задание. - Представьте, что эти звуки Ч и Щ очутились в стране великанов и гномиков. А каждый предмет, попадая в эту страну, превращается в очень маленький или в очень большой. Посмотрите на части тела гномика и великана. У гномика - ручка, а у великана – ручища, нога - ножища, кулачок- кулачище (дети образуют слова с суффиксом – ИК - ИЩ).
Предлагаемые слова: рука, нога, пятка, палец, язык.
5. Закрепление.
Давайте разомнем наши пальчики и поработаем на листочках.
Пальчиковая гимнастика.
Мальчик- пальчик, где ты был?
(большой пальчик поворачивается)
-С этим братцем в лес ходил, (большим пальцем пригибаем к ладони указательной)
- С эти пальцем щи варил, (средний пригибаем к ладони)
- С этим братцем кашу ел, (безымянный пригибаем к ладони)
-С этим братцем песни пел (мизинец пригибаем к ладони)
Песни пел, да плясал,
Родных братьев потешал! (поворачиваем кулачки «фонариками)
Разукрась каждую картинку соответствующим цветом.
Со звуком Ч-красным, со звуком Щ. - синим
Разукрась каждую картинку соответствующим цветом.
Со звуком Ч-красным, со звуком Щ. - синим
6. Итоги
-С какими звуками и с какими буквами мы работали на занятии? (со звуками [ч], [Ш.,], с буквами Ч, Щ)
- Назовите слова, начинающиеся со звука [ч]. (часы, чашка, чеснок)
- Назовите слова, начинающиеся со звука [ш, ]. (щека, щипцы, щука)
Разукрась каждую картинку соответствующим цветом.
Со звуком Ч-красным, со звуком Щ- синим
Разукрась каждую картинку соответствующим цветом.
Со звуком Ч-красным, со звуком Щ- синим
Разукрась каждую картинку соответствующим цветом.
Со звуком Ч-красным, со звуком Щ- синим
Разукрась каждую картинку соответствующим цветом.
Со звуком Ч-красным, со звуком Щ- синим
Разукрась каждую картинку соответствующим цветом.
Со звуком Ч-красным, со звуком Щ- синим
Разукрась каждую картинку соответствующим цветом.
Со звуком Ч-красным, со звуком Щ- синим
Разукрась каждую картинку соответствующим цветом.
Со звуком Ч-красным, со звуком Щ- синим
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе ОО «Речевое развитие» по теме: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»
Конспект занятия в старшей группеОО «Речевое развитие»по теме: «Звуковая культура речи:дифференциация звуков ц – ч.Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»Цел...
Конспект занятие по речевому развитию на тему: " Звуковая культура речи. Звук [Ц]
Звуковая культура речи. [Звук Ц]. Упражнять детей в произносении звука [Ц] (изолированного, в слогах, в словах).Совершенствовать интонацию, выразительность речи.Учить различать слова со звуком [Ц...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Конспект занятии по речевому развитию на тему: Звуковая культура речи.Звук "Ч"
Цели: научить правильному произношению звука «ч» (изолированно, в слогах, в словах, фразах); Задачи: Образовательные: познакомить со звуком «ч»; научить произносить звук «...
Конспект занятия для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей....
Конспект по речевому развитию на тему: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «Зь»
Задачи: Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах) ; учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з и зь.Развивать речь детей, фонематический...