Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Звуковая культура речи: звук Ж."
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Кочергина Ирина Анатольевна

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_sredney_gruppe_zvuk_zh.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

«КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ: ЗВУК Ж»:

Цель:

Упражнять детей в правильном произношении звука «Ж»: изолированно, в слогах, в словах.

Развивать фонематический слух: учить слышать звук «Ж» в начале слова, учить различать слова, начинающиеся на звук «Ж»; учить детей ориентироваться не на смысл слова, а на его звучание.

Развивать артикуляционный аппарат, интонационную выразительность речи, слуховое внимание.

Ход занятия:

Воспитатель: – Сидел Язычок в домике, слышит: кот-то поёт незнакомую песенку: ж-ж-ж. «Я не умею так петь, - огорчился Язычок – я знаю песенку листьев, гуся, змеи». Я что это за песенка гуся, напомните мне?

Дети: - ш-ш-ш.

Воспитатель:  - «Ж-ж-ж» – это песня жука, она поётся также как песня «Ш-ш-ш», но только звонко, с голосом. Песню «Ж-ж-ж» поёт даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте «ж-ж-ж». Песня поётся уже в горлышке, Данил?

- Да.

- А теперь приложите ладонь к горлышку и спойте песню гуся. Поёт горлышко, Рита?

- Нет.

Воспитатель: - Давайте поучим песню жука. Откройте рот, Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Хорошо, закройте рот. Отдохните немножко. Давайте повторим. Как только язычок спрячется далеко, за верхние зубы, сразу начинайте петь «Ж-ж-ж». Сначала произнесём все вместе: «Ж-ж-ж». Молодцы. А теперь Артем.

- Ж-ж-ж.

- Молодец. Теперь Миша.

- Ж-ж-ж.

- Умница.

- Теперь споём все вместе песню маленького жука и большого жука. (маленького- тихо, большого-громко).

Воспитатель: - А сейчас поиграем в игру «Подскажи словечко».

Я буду начинать строчку, а вы её заканчивать.

Итак, начали:

1) Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот).

2) Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын… (жираф).

3) И бежит Айболит к бегемотикам

И хлопает их по… (животикам).

4) Солнце светит очень ярко

Бегемоту стало… (жарко).

5) А рядом бегемотики

Схватились за …(животики).

Молодцы, хорошо справились с заданием.

 

Воспитатель: - Сейчас немного отдохнём и поиграем в игру «Жуки». Давайте представим, что мы с вами жуки, а наш коврик это луг.…

Физкультминутка

На лужайке, по ромашкам           Бегают по свободному пространству группы.

Жук летал в цветной рубашке.

-Жу-жу-жу,жу-жу-жу                  Останавливаются, встают прямо.

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,                Выполняют наклоны туловища вправо-влево

Низко, низко наклоняюсь.                Выполняют наклоны вперед-вниз

На цветке я посидел,                Приседают

Отдохнул и полетел.                        Бегают и затем садятся на свои места.

Улетели жуки, но оставили свою «песенку» в словах:

(Фланелеграф с картинками, в которых есть звук «ж»).

Жжжук, кружжжок, жжжираф. Послушайте ещё раз, как поёт жук в этих словах, и попробуйте сказать так же как я: жжжук, кружжжок, жжжираф. Произнесём все вместе. Теперь произнесёт Соня.

- Жжжук, кружжжок, жжжираф.

- Молодец. А сейчас Миша.

- Жжжук, кружжжок, жжжираф.

- Умница.

- Я много знаю слов в которых есть песенка жука: ножик, кружжжиться, жжжарко. А вы, знаете слова с такой песенкой? (Дети произносят слова с выделением звука «ж», если ребёнок ошибся, то воспитатель медленно произносит слово и предлагает детям послушать есть ли в нём песенка жука).

Воспитатель: - Дети, к нам в гости пришёл мальчик. Давайте дадим ему имя, где живёт звук «Ж»:- Женя.

Выделение звука на слух из ряда звуков.

Игра «Поймай жука».

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай жука».

-я буду произносить разные звуки, а вы если услышите песенку жука – звук Ж, хлопните в ладоши один раз.

-Давайте потренируемся. Приготовьте ладошки. Хлопните один раз. Молодцы. Мы начинаем игру.

-А, Ж, Т, Ж, Д, Н, Ж, Ж.

(Если дети ошибаются, предложить помощь:

Мини-итог: все справились хлопали только на звук Ж.

Закрепление изучаемого звука в словах.

- Однажды Жене приснился сон, что он стал знаменитым дрессировщиком и выступает в цирке с удивительным номером «Говорящий жук». Женя называл слова, а жук их изменял, так, что в каждом его слове был хорошо слышен звук Ж.

-Например, Женя говорил СНЕГ, а, жук СНЕЖЖЖОК.

-Попробуем и мы с вами стать говорящими жуками. Буду называть слова, а вы их изменять. И помните все должны услышать какой звук? Правильно ЖЖЖЖ.

-Ребята отвечать будет только тот, кого я назову.

(флаг - … флаЖок,

друг –….друЖок,

сапог –…сапоЖок,

круг –….круЖок,

утюг –…. утюЖок,

пирог –…. пироЖок).

Мини-итог: умнички, все были внимательны, все изменили слова так, чтобы был слышен звук Ж.

Закрепление изучаемого звука во фразах, чистоговорках.

Воспитатель: - А проснулся Женя от того, что жук пел ему свою песенку:

Жук жужжит«жу-жу-жу!»

Я живу – не тужу.

Всё над ухом жужжу

И детишек я бужу.

- Давайте и мы с вами выучим эту весёлую песенку.

-Что делает Жук? (жужжит).

-Как жужжит Жук? (жу-жу-жу)

-Как живёт Жук? (как он сам говорит про себя) (я живу – не тужу).

- Не тужу – это значит не печалюсь, не грущу. Живу весело.

-Над чем жужжит Жук? (над ухом).

- Кого будит жук? (детишек).

-Послушайте ещё раз внимательно песенку жука и постарайтесь её запомнить.

-Может быть кто-то уже запомнил песенку жука?

-Расскажи ,Даша.

Жук жужжит«жу-жу-жу!»

Я живу – не тужу.

Всё над ухом жужжу

И детишек я бужу.

-А теперь все вместе расскажем песенку жука, будем выделять голосом звук Ж.

(повтор хоровой).

Воспитатель: - Дети, а вы знаете чистоговорки? Давайте почитаем их мальчику Жене.

Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.

Жу-жу-жу, как-то уж пришёл к ежу.

Жи-жи-жи, мне ежаток покажи.

Жу-жу-жу, я с ужатами дружу.

Жа-жа-жа, уж уходит от ежа.

Молодцы, правильно прочитали чистоговорки, голосом старались выделить нужный звук «Ж».

Воспитатель: -А теперь усаживайтесь за столы. Вы должны рассмотреть все предметы на листочке, определить в каких словах есть песенка жука. Обвести их. Будьте внимательны.   (жираф, журавль, собака, еж, заяц, пожар, лыжи, лужа)

Справились, хорошо.

На этом наше занятие закончилось.

Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали, я вами довольна.

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, что нового узнали?

- Познакомились с новым звуком «Ж»;

- Учились определять этот звук в словах и составляли свои слова со звуком «Ж»;

- Учили чистоговорки;

- Обводили картинки где есть звук «Ж».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи на тему "Звуковая культура речи: звук "Ч"

Конспект НОД по развитию речи на тему "Звуковая культура речи: звук "Ч"...

Конспект занятия по развитию речи На тему: «Звуковая культура речи: щ - ч»

Программное содержание:-закрепить правильное произнесение звуков щ-ч;- упражнять в дифференциации звуков «Ч», «Щ» в словах;- упражнять в употреблении увеличительного и уменьшит...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Знакомство со звуком Ч»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Знакомство со звуком Ч»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В мире звуков»

Конспект занятия по развитию речи  в средней группе «В мире звуков»...

Конспект занятия по развитию речи младшей группы " Звуковая культура речи звуки б и бь

Цель занятия упражнять детей в в правилном произношении звуков б,бь (взвукосочетаниях , словах , фразах)...