Конспект по познавательно – речевому развитию для детей среднего возраста «Осень»
план-конспект урока по развитию речи (средняя группа)

Развитие детьми умения последовательно запоминать и рассказывать стихотворение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательно – речевому развитию

 для детей среднего возраста

«Осень»

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Задачи:

-Развивать умение детей последовательно запоминать и рассказывать стихотворение, используя мнемотехнику, соотносить фразы с картинками;

-Формировать умение слушать и понимать текст;

-Формировать чувство рифмы;

-Закреплять навыки связной речи;

-Учить анализировать, сравнивать, делать выводы;

-Закрепить знания детей об осени и ее признаках;

-Развивать способность к наблюдению, развивать речь, мышление, воображение.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.

Словарная работа: просвет, клен - кленовый.

Планируемые результаты:

Проявляет устойчивый интерес к различным видам деятельности;

Имеет навыки культурного общения со сверстниками;

Имеет доброжелательную интонационную выразительность речи.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о времени года  осень, чтение художественной и познавательной литературы, загадки об осени, словесные игры, дидактические игры.

 

Методы и приемы.

Наглядный: показ, демонстрация; словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.

Материалы:

Мнемотаблицы для заучивания стихотворения, заранее подготовленная  картина осень, вырезанные листочки на каждого ребенка, магнитофон, атрибуты для создания «осенней» атмосферы.

План НОД

1.Вступительная часть

2.Дыхательная гимнастика «Листочки»

3.Беседа

4. Физкультминутка

5. Беседа по тексту стихотворения

6.Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблиц

7.Д/игра «Доскажи словечко»

8.Продуктивная деятельность детей

9.Итог

Ход НОД

В. - Ребята, хотите отгадать загадки?

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто ... (Листопад).

Он стучит всегда в окошко,

 Мочит все вокруг дорожки.

От него всегда бежим,

Спрятаться скорей спешим. (Дождь)

В. - Ребята, а в какое время года  бывает частый дождик и листопад? (Осень)

Какие признаки осени вы еще знаете? ( Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края, часто идут дожди, много грибов в лесу, собирается на полях урожай овощей и фруктов. День становится заметно короче, а температура воздуха постепенно снижается.)

Дыхательная гимнастика «Листочки»

В. – Давайте поиграем с вами в игру! Посмотрите, какие листочки перед вами! (Носом вдыхаем воздух, а ртом выдыхаем и дуем: слабо, чуть сильнее и сильно)

 

Беседа

В. – Про осеннее  время года есть замечательное стихотворение, которое так и называется «Осень» написал его Виктор Авдиенко. Хотите я его вам прочту?

-Хорошо, но сначала скажите, как вы понимаете слово просвет?(Светлая полоса, пятно, слабый луч света в неосвещенном пространстве, на темном фоне).

-Ребята, у каждого дерева есть листочки. У березы – березовый, у осины- осиновый, а у клена какой листик ? Как мы его назовем?(Кленовый) Молодцы!

-Готовы слушать стихотворение?

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди и нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый - кленовый.

В. – Мы не просто так познакомились с этим стихотворением, мы будем его заучивать. Но прежде чем я его вам еще раз прочту давайте встанем и сделаем физкультурную минутку.

Физминутка «Осень пришла»

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она     (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела,   (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай.  (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна      (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась          (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

Беседа по тексту стихотворения

Повторное чтение стихотворения воспитателем. Вопросы по тексту стихотворения:

-Ребята, где ходит осень?

-Где она промочила ножки?

-Что делает дождик?

-Что случилось с летом?

-Что сделал ветер?

-Что у нас под ногами?

-Какого он цвета?

В. – Молодцы! Сегодня, мы попробуем выучить стихотворение с помощью рисунков-помощников. (Мнемотаблицы) А вы мне помогайте.

Чтение стихотворения детьми. (Хоровое проговаривание с опорой на таблицу, воспитатель  показывает каждую строчку).

Д/игра «Доскажи словечко»

В. – Я начинаю строчку, а вы её договариваете.

Ходит осень…… по дорожке,

Промочила в лужах…. ножки.

Льют дожди…… и нет просвета.

Затерялось где-то…. лето.

Ходит осень….. бродит осень.

Ветер с клена….. листья сбросил.

Под ногами….. коврик новый,

Желто-розовый …… кленовый.

В. – Кто смелый, и расскажет нам выразительно? (3-4 ответа)

Молодцы, почти все запомнили и сумеете  рассказать дома и друзьям.

Продуктивная деятельность детей

В. – Много дел у осени, ходит она по земле, укрывает землю листьями. Ребята, а зачем она это делает? ( В лесу листья, покрывающие землю плотным ковром, предотвращают промерзание почвы. Защищая, таким образом, корни деревьев, они спасают их от гибели .)

-А на этой картине она не успела этого сделать! Давайте ей поможем? Каждый возьмет несколько листочков  и приклеит их на картину. Всю землю мы укроем разноцветным ковром!   (Дети приступают к работе под музыку С. Чекалина «Осень».)

-Ребята, чем сегодня занимались на занятии? (разучивали стихотворение).

-Вспомните, как называется стихотворение? ( «Осень»)

-Как зовут автора этого стихотворения? (В. Авдеев)

-Что еще делали? (отгадывали загадки, играли в игру, клеили листочки)

Вы все большие молодцы!

Литература.

1. Ушакова О.С.. Арушанова А.Г. Занятия по развитию речи в детском саду.

Издательство «Совершенство» Москва 1999г.

2.Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 4-5 лет. Издательство «Сфера» Москва 2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ОСЕННИЕ ИСТОРИИ"

Основной программой в нашем ДОУ является программа "Детство". В настоящее время самой используем является игровая технология. Я в своей работе в старшей и подготовительной группе уже длительное время ...

конспект НОД по речевому развитию детей среднего возраста "Зимняя история"

Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе (зима);  учить детей четко отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь, формировать умение подбирать прилагательные по смы...

Конспект НОД по речевому развитию детей среднего возраста с использованием моделирования.Тема: Рассказывание сказки «Зимовье зверей».

Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, учить понимать содержание, сопереживать героям. Формировать способность к наглядному моделированию. Помочь детям усвоить последовате...

Перспективный план по использованию приемов эйдетики в познавательно речевом развитии детей среднего возраста

Перспективный план по использованию приемов эйдетики в познавательно речевом развитии детей среднего возраста...