Конспект открытого познавательного занятия для детей среднего возраста с использованием ИКТ «Как обитатели леса готовятся к зиме».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Конспект занятия "Как обитатели леса готовятся к зиме".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого познавательного занятия для детей среднего возраста с использованием ИКТ «Как обитатели леса готовятся к зиме».
Воспитатель: Шепель Валентина Казимировна
МБДОУ МО г.Краснодар «Детский сад №6»
Дата:16.10.2014г.
Цель: обобщение знаний детей о подготовке животных к зиме.
Задачи:
1) обогащение знаний детей о сезонных изменениях в природе;
2) расширять представления детей о перелетных птицах, устанавливать причинно-следственные связи между особенностями корма и его наличием;
3) закрепить знания детей о подготовке животных к зиме;
4) развивать познавательный интерес к событиям, происходящих в живой природе;
5) воспитывать бережное отношение к животным и птицам.
Оборудование: мультимедийная установка, слайды с изображением лесных обитателей, картинки «времена года».
Предварительная работа.
- Дидактические игры: Природа и человек, что нужное, прилетели птицы, когда это бывает; звери, птицы; весной, летом, осенью, сложи животное.
- Рассматривание иллюстраций животных в лесу.
- Чтение художественных произведений:
Генералова В.Ф. Друзья леса: Лит. Композиция /В.Ф.Генералова // Читаем, учимся, играем.
Сладков Н. И. «Лесные сказки».
Бианки В.В. «Лесные сказки и были».
Шим Э.Ю. «Рассказы и сказки о природе»,
Словарная работа:
активизация словаря: перелетные птицы, зимующие птицы, спячка, наедает жир;
обогащение словаря: хлопотунья, оседные птицы, лиса мышкуется.
Ход ОД:
Воспитатель: Давайте ребята все встанем в круг, друг другу улыбнемся и скажем ласковое слово. Мы недавно с вами путешествовали в осенний лес и любовались природой леса. А сегодня я вас приглашаю в осенний лес на экскурсию. Кто является хозяином леса?
Дети: Старичок-лесовичок.
Воспитатель: Давайте попросим старичка-лесовичка превратить нас в невидимок на время, для того, чтобы мы могли понаблюдать за обитателями леса, как они подготавливаются к зиме. Расскажите пожалуйста как нужно вести себя в лесу?
Дети: Вести себя хорошо-не нарушать тишину, не кричать, не ломать ветки, не трогать норки животных, не срывать цветы, не гонять птиц.
Воспитатель: Молодцы, ребята послушайте какая тишина! Тихо, иногда с шуршанием упадет листок с дерева, не слышно птиц. Почему?
Дети: Птицы улетают на юг.
Воспитатель: Что происходит с природой осенью?
Дети: Становится холодно, дует сильный ветер, идет дождь, облетают с деревьев листья, появляется лед на лужах.
Воспитатель: Чем птицы питались лето?
Дети: Мошками и жучками.
Воспитатель: Наступила осень, не стало еды для птиц, вот и улетели они на юг, где тепло и сытно. А вы можете назвать птиц, которые первыми улетают на юг?
Дети: Ласточки и стрижи.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что эти птицы ничего, кроме насекомых не едят. Ни плодов в садах не клюют, ни зерен в поле не собирают.
Воспитатель: Зато тучи комаров и молекулы поедают в лесу. До миллиона штук за лето. Есть такая примета. Если быть дождю, то ласточки низов летают над землей. Потому что крылья у насекомых под действием влажности становятся тяжелыми и они летают низко около земли и ловят их маленькие верные птички с раздвоенными хвостиками. А стрижи тоже очень интересные птицы. Они так хорошо летают, что могут стать в воздухе. Ловят они комаров высоко в небе. А кто из птиц улетают на юг последними?
Дети: гуси и утки.
Воспитатель: Почему?
Дети: Они живут и питаются на водоемах, не улетают пока не замерзнут водоемы.
Воспитатель: Как называются птицы, которые улетают в теплые края?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питаются. Поэтому не смешайте отыскивать себе корм, не гоняйте их. А какие птицы не улетают на юг?
Дети: Вороны, голуби, воробьи, синицы, снегири.
Воспитатель: Этих птиц называют зимующие - это те птицы, которые с приходом зимы не улетают на юг, а остаются зимовать в своем родном краю и оседлые птицы, которые остаются целый год в местах гнездования. Когда пищи становится мало, они совершают перелеты по окрестностям.
Ну что пошли гулять дальше? Ребята, а где все звери? Смотрите, кто это?
Кто на ветке шишки грыз
И бросали объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Дети: Белка.
Воспитатель: Ребята, а как белка готовится к зиме?
Дети: Собирает шишки, желуди, сушит грибочки и относит к себе в дупло.
Воспитатель: Что происходит с шубкой белки?
Дети: Она меняет свою рыжую шубку на более теплую серую шубку.
Воспитатель: Почему?
Дети: Деревья зимой серые и она меньше заметна среди деревьев.
Воспитатель: Белка на зиму делает запасы, как можно назвать белку?
Дети: Запасливая, хозяюшка, трудолюбивая, заботливая.
Воспитатель: Еще белочку можно назвать хлопотунья, если вам попадется такая кладовая- не трогайте ее, белке она важнее. Как другие животные готовятся к приходу зимы.
Вот бежит торопиться еж
Весь в сухих листьях.
Как вы думаете, как еж готовится к зиме?
Дети: наедается жир, и спит зимой.
Воспитатель: чем питаются ежи?
Дети: Червячками и жучками.
Воспитатель: Нет не жучков, нет червяков, попрятались они, кто еще впадает в спячку?
Дети: Медведь
Воспитатель: А чем питался весной, летом, осенью?
Дети: Ягодами, медом, рыбой, чтоб быть сырым и спать всю зиму.
Воспитатель: Да медведь как и еж не делает запасов, они наедают жир, чтобы спать а своей берлоге всю зиму, зимой берлогу закроет снежное одеяло и тепло в ней медведю. А сейчас я вам предлагают немножко поиграть.
Физминутка.
Я вам загадаю загадки о животных, вы должны не произносить ответ, а показывать их в движениях.
1) На спине иголки длинные и колкие,
А свернется в клубок нет ни головы, ни ног
2) Серовато, зубовато по полю рыщет
Телят, ягнят ищет
3) А то рыжая, то серая
А названьем белая
4) Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос
5) Какой зверь опасный ходит в шубе рыжей
Снег разгребает, мышек хватает
За собой следы заметает.
6) Что за зверь такой лесной,
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы.
Воспитатель: Молодцы! ну что экскурсию дальше.
А вот еще один лесной житель. Он тоже как и белка поменял губку, кто это?
Дети: Заяц.
Воспитатель: Сначала белеет хвост, затем задние лапы, потом белеет спинка, за ней уши, но не до самых кончиков, они остаются черными. Делает ли запасы заяц?
Дети: Нет
Воспитатель: Правильно, зайцы питаются корой деревьев и сухими опавшими ветками, которые они находят в лесу. Но у бедного зайца есть враги, кто же они?
Дети: Волк и заяц.
Воспитатель: Чем питается волк?
Дети: Зайцами, охотятся на лосей, на мышек.
Воспитатель: Правильно, волк тоже готовится к зиме, шерсть его за лето и осень отрастает, становится очень густой и теплой. Им это необходимо, ведь он спит прямо на снегу. А кто еще у зайца враг?
Дети: Идет лиса очень тихо, не слышно, потому что у нее на лапах отрастает густая шерсть, и они не мерзнут.
Воспитатель: Чем питается лиса?
Дети: Мышами
Воспитатель: Любит лиса мышей из снега доставать. Слух у лисы хороший, начинает она снег лапами разгребать, мышкует лиса в народе говорится.
Вот подошла к концу наша экскурсия. Видели в лесу и птиц и зверей. Рассмотрели, как кто готовится к приходу зимы, кто делает запасы, кто впадает в спячку, кто утепляется на зиму. Теперь вы знаете, что звери и птицы занимаются хлопотами при подготовке к зиме. А теперь попросим старичка-лесовичка вернуться из леса в группу.
Вот мы и вернулись в детский сад! Вам понравилась экскурсия? что именно понравилось?
Ответы детей.
Шепель Валентина Казимировна МБДОУ МО г.Краснодар «Детский сад №6»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия для детей среднего возраста «Приключения мыльного пузыря»
Автор: Муратова Наталья Владимировна, воспитатель, МБДОУ №88, г.Тула.Цель: формировать представление о мыле и его разновидностях; развивать тактильные ощущения, осязательные чувства, творческое м...
Конспект игрового занятия для детей раннего возраста с использованием ИКТ "Снег пушистый"
Конспект предназначен для воспитателей группы раннего возраста, с использованием ИКТ....
Конспект интегрированного занятия для детей среднего возраста "Путешествие в осенний лес"
Данное занятие интегрировано с такими областями как "физическое развитие", "социально-коммуникативное развитие", "речевое развитие". Сделан большой акцент на зания и умения детей, т.к. данное занятие ...
Конспект индивидуального занятия для детей дошкольного возраста с ЗПР по теме «В гости к нам зима пришла».
Конспект индивидуального занятия для детей дошкольного возраста с ЗПР по теме "В гости к нам зима пришла"...
Конспект физкультурного занятия для детей средней группы с использованием здоровьесберегающих технологий «Веселое путешествие»
Конспект представлен для детей среднего дошкольного возраста...
Конспект интегрированного занятия для детей средней группы.Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий через конструктивную и двигательную деятельности детей».
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий через конструктивную и двигательную деятельности детей»....
конспект интегрированного занятия для детей средней группы с использованием нетрадиционных техник рисования «Весенние цветы»
конспект интегрированного занятия для детей средней группы с использованием нетрадиционных техник рисования «Весенние цветы»...