Конспект НОД по речевому развитию детей среднего возраста
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по речевому развитию детей среднего возраста
Тема «Магазин игрушек»
Образовательные задачи:
- Продолжать учить детей связно и последовательно рассказывать об игрушках (куклах), опираясь на схему.
- Упражнять в употреблении глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени.
- Упражнять в чётком произношении слов и фраз со звуком «П» с различной громкостью и различном темпе.
- Развивать интонационную выразительность речи
- Формировать представления о многообразии предметного мира (разнообразие кукол)
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к игрушкам
Развивающие задачи:
- Развивать связную речь, мышление, внимание.
Методические приемы:
Наглядные: использование 0наглядного материала, схемы для составления описательного рассказа
Словесные: художественное слово, вопросы, наводящие вопросы, поощрение, напоминание, совет, образец рассказа воспитателя
Практические: составление рассказов детьми о кукле по схеме, помощь детей друг другу при составлении рассказа, повторение скороговорок с различными заданиями.
Материал к занятию:
Приглашение в магазин, портрет куклы, витрина магазина, разные виды кукол (куклы- девочки – 2 штуки с небольшими отличиями друг от друга, кукла Барби, кукла младенец, матрешка, неваляшка, бумажная кукла на подставке, солдатики, Буратино), схема для составления описательного рассказа, макет пульта (для физкультминутки)
Предварительная работа:
Занятия по описанию кукольной одежды, куклы, сравнению двух кукол: чтение стихов о куклах (см. приложение к занятию), общение с детьми о том, как играть с игрушками и бережном отношении к ним
Активизация словаря:
Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия предмета (глаголов) в настоящем, прошедшем, будущем времени – прыгать, ходить, танцевать, петь, идти, стоять.
Активизация существительных: покупка, кукла, матрёшка, неваляшка, обобщающее слово «игрушки»
Ход НОД
Воспитатель сообщает детям, что в группу пришло письмо (показывает красочный конверт), предлагает угадать автора письма по загадке:
Я – любимая игрушка,
Ваша лучшая подружка.
Я похожа на людей.
Кто же я? Скажи скорей! (кукла)
Воспитатель: Почему вы думаете, что это кукла?
Предполагаемые ответы детей: кукла-это игрушка, кукла похожа на человека
Воспитатель: да, это письмо от куклы. Она прислала нам свой портрет (показывает портрет детям). В своем письме кукла пишет, что её имя начинается на звук «П». Кто-нибудь уже догадался, как зовут куклу?
В случае затруднения напомнить, что в группе есть девочка с таким же именем
Воспитатель: Кукла Поля приглашает нас в «Магазин игрушек», где продаются разные куклы. Воспользуемся приглашением куклы? (да) Уважаемые покупатели, проходите в игрушечный магазин.
Дети проходят в «магазин», усаживаются на стульчики
перед «витриной».
Воспитатель: Уважаемые покупатели! Вам нравятся куклы, которые продаются в этом магазине? Каких кукол вы видите на прилавке?
Дети перечисляют игрушки.
Воспитатель выставляет на полочку портрет куклы Поли и просит узнать, какая из кукол – кукла Поля.
Воспитатель: Как ты догадался? Почему?
Поощрить самого внимательного ребенка.
Воспитатель: В этом магазине игрушки продаются не за деньги, а за интересные рассказы о них. Чтобы вам легче было рассказывать, куклы подготовили вот такую схему.
Воспитатель с детьми рассматривает схему. Вместе с детьми выясняет:
- сначала надо назвать игрушку, придумать ей имя.
-рассказать, какое у неё лицо (глаза, носик, ротик, волосы)
-описать одежду, обувь, головной убор, какого она цвета
-определить, из какого материала сделана кукла
-рассказать, как с куклой можно играть
Воспитатель: (образец рассказа с акцентированием внимания детей на схему) Я хочу купить игрушку – куклу. Её зовут Аня. У неё голубые глаза, маленький носик, длинные тёмные волосы. Кукла одета в красное платье. На ногах у куклы белые туфли. Кукла сделана из пластмассы. Куклу можно кормить, укладывать спать, гулять с ней.
А сейчас вы, ребята, будете покупателями. Ваши интересные рассказы помогут вам приобрести понравившуюся игрушку.
Дети составляют рассказы о понравившейся кукле.
Первыми предложить рассказать детям с высоким уровнем, затем - со средним.
В случае необходимости помочь наводящими и констатирующими вопросами, поощрить детей.
Воспитатель: Вам понравился рассказ…? А вам, куклы? Продадим мы….. игрушку? Каких красивых кукол мы купили в магазине! Им, наверное, будет очень удобно в нашей игровой комнате.
Предлагает детям отнести кукол в игровой уголок.
Физкультминутка «Электронные куклы»
Воспитатель с помощью игрушечного пульта «оживляет» кукол: «Раз, два, три, наших кукол оживи!» Дети выполняют любые действия по своему желанию. Воспитатель спрашивает у детей: «Что ты делал?», «Что ты сейчас делаешь?», «Что будешь делать?»
Воспитатель: Как много покупок мы сделали! Как вы думаете, что обозначает слово «покупка»?
Предполагаемый ответ детей: это то, что покупают в магазине. Предлагаю поиграть со словом «покупка». Произнесите это слово медленно, затем быстро.
Дети произносят слово «покупка» в разном темпе
Послушайте вот такое небольшое стихотворение (выразительно читает):
Расскажите про покупки!
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки свои
Воспитатель: Сначала скажем медленно все вместе. Теперь быстрее.
Теперь девочки спросят мальчиков тихо, а мальчики ответят громче.
Мальчики спросят девочек тихо, а девочки ответят громче.
А сейчас…. будет спрашивать, а ….. отвечать (индивидуальная работа)
Воспитатель: Понравились ваши покупки? Что купили?
Отметить, что куклы все разные, не похожие друг на друга, сделаны из разного материала, но с ними со всеми интересно играть. А по схемам вы можете в любое время рассказать о любимой кукле.
Воспитатель: Я думаю, куклы довольны, что мы их купили. Они останутся у нас в группе, и мы будем с ними интересно играть.
Приложение
Стихи о куклах
У меня есть кукла Мила,
Мама мне её купила.
Милу очень я люблю –
Утром кашкою кормлю.
Чтобы Мила не скучала,
Почитаем для начала:
Рядом Милу посажу,
Все картинки покажу.
Е.Стеквашова
Кукла Катя пляшет.
Катя ручкой машет.
Катя песню спела,
Принялась за дело:
Все игрушки убрала,
У крылечка подмела,
На диванчик села
И опять запела.
Г.Лагдынь
Танцуй, моя кукла,
Танцуй веселей,
Танцуй веселей,
Каблуков не жалей.
Танцуй моя милая кукла!
Танцуй, моя кукла,
Танцуй без забот,
А туфельки новые
Папа сошьёт.
Танцуй моя милая кукла!
Норвежская песенка
Непослушная кукла
Нашей кукле каждый раз
Мы твердим по 20 раз:
«Что за воспитание!
Просто наказание!»
Просят куклу танцевать,
Кукла лезет под кровать.
Что за воспитание!
Просто наказание!
Все играть- она лежать,
Все лежать – она бежать.
Что за воспитание!
Просто наказание!
Вместо супа и котлет
Подавайте ей конфет.
Что за воспитание!
Просто наказание!
Ох, намучились мы с ней,
Всё не так, как у людей.
Что за воспитание!
Просто наказание!
В.Берестов
Кукла Катя
Куклу уложу в кроватку,
Колыбельную спою:
«Спи, Катюша, сладко-сладко,
Баю-баюшки-баю!»
Матрешка
Матрешка, матрешка-
Румяные щёчки.
Матрешка, матрешка-
Ходит в платочке.
Есть у матрёшки
Красавицы-дочки:
Старшая дочь,
Средняя дочь
На маму-матрёшку
Похожи точь-в-точь.
Младшая дочка
Крошка-матрешка.
Тоже на маму
Похожа немножко
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
Загадка
Есть ноги , но не ходит,
Есть рот, но не говорит.
Доставляет детям радость,
Но сама радоваться не может.
Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две Аринки-
На перинке,
Две Матрешки –
На окошке,
Две Феклушки-
На подушке,
А Петрушка
В колпачке-
На зеленом сундучке.
Е.Благинина
А всего - одна игрушка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД по речевому развитию детей среднего возраста "Зимняя история"
Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе (зима); учить детей четко отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь, формировать умение подбирать прилагательные по смы...
Конспект НОД по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста "Сказка "Репка" - инсценирование"
Занятие составлено таким образом, что позволяет синтегрировать все предметные области. Дети не просто закрепляют хорошо знакомый материал, но и учатся анализировать, рассуждать и применять полученные ...
Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр в режимных моментах в познавательно-речевом развитии детей среднего возраста.
Замечательная подборка дидактических игр для занятий с детьми среднего возраста....
речевое развитие детей среднего возраста
Фонематическое восприятие – звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте: это способность определять наличие или отсутствие звука в слове; способность опреде...
Конспект НОД по речевому развитию детей среднего возраста с использованием моделирования.Тема: Рассказывание сказки «Зимовье зверей».
Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, учить понимать содержание, сопереживать героям. Формировать способность к наглядному моделированию. Помочь детям усвоить последовате...
Конспект образовательной деятельности «Этот день победы» по речевому развитию детей среднего возраста
laquo;Этот день победы!»Цель: составление и распространение предложений по сюжетным картинкам и фотографиям.Задачи: - активизировать словарь детей по теме «День Победы»;- учить дете...
Материал для педагогов: Конспект открытого занятия по коммуникативному и речевому развитию детей среднего возраста через театрализованную игру сказки «Теремок»
Конспект открытого занятия по коммуникативному и речевому развитию детей среднего возраста через театрализованную игру сказки «Теремок».Цель:способствовать формиров...