Тема: «Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_rasskaz_po_mnemotablitse_osen.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Составление рассказа
«Осень» по мнемотаблице»
Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий (мнемоквадраты, мнемотаблица), связно, в логической последовательности.
Коррекционно-развивающие: Развивать словарный запас - называть отличительные признаки осени, диких животных, птиц используя мнемотехническую таблицу. Закрепить навык образования прилагательного от существительного. Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление. Формировать умение соотносить нарисованные символы с образом.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.
Материал: Демонстрационный: мнемотаблица «Осень», корзина, указка, мяч, фонограмма с музыкой П.И.Чайковского «Октябрь», «Танец с осенними листочками»,
Раздаточный материал: осенние листья по 2 на каждого ребёнка.
Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе ,рассматривание иллюстраций, беседы, заучивание стихов про осень, разучивание зрительной, пальчиковой гимнастики, пение песен про осень.
Ход занятие
Дети стоят в кругу, звучит тихая музыка, учитель - логопед читает стихотворение
« Уж небо осенью дышало...» Александр Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень.
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван.
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Учитель-логопед - Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?
Давайте с вами поговорим о прекрасном, таинственном времени года-осени.
Учитель-логопед - Назовите осенние месяцы?
Учитель-логопед, - Какие периоды осени вы знаете? (ранняя, поздняя)
Учитель- логопед - Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)
Учитель-логопед - А чем отличается ранняя осень от поздней? (ответы детей)
Игра "Погода осенью"
У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Учитель-логопед: Дети, а какая бывает погода осенью:
Когда идет дождь - дождливая.
Когда дует ветер - ветреная
Холодно - холодная
Пасмурно - пасмурная
Сыро - сырая
Хмуро - хмурая
Ясно – ясная
Учитель- логопед -Ребята, а какие слова про осень вы знаете, осень какая? Ответы детей: (Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)
Стук в дверь, появляется корзина с осенними листьями и картинками.
Учитель- логопед - Ребята, посмотрите - волшебница осень вам прислала корзинку, да корзинку не простую, а с сюрпризом. В ней лежат картинки, которые помогут составить рассказ про осень.
Возьмите осенние листочки в руки и выполним зрительную гимнастику:
Мы листочки увидали
И с листочками играли
Листья вправо полетели
Глазки вправо посмотрели
Листья влево полетели
Глазки влево посмотрели
Ветер листья поднимал
И на землю опускал
Все на землю улеглись
Глазки закрываем
Глазки отдыхают.
Учитель-логопед - Ребята, а сейчас будем составлять предложения по картинкам, которые нам прислала осень.
-Итак 1 картинка, посмотрите и скажите о чём мы будем составлять предложение? (о солнце)
-Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью? (Осенью солнце светит, но греет слабо)
-О чём сейчас будем рассказывать? (о небе)
-Что можно сказать про осеннее небо? (Небо осенью серое, пасмурное, хмурое.)
-А какое предложение можно составить по этой картинке? (Осенью часто идут дожди)
-А что можно сказать о деревьях? (Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми)
-А когда с деревьев ветер срывает листву как можно назвать такое явление? (листопад)
-О ком будем говорить? ( о птицах)
-Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами)
-Что делают осенью животные? (Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.)
-Молодцы ребята, правильные и красивые предложения составили про осень. Учитель-логопед: А сейчас предлагаю отдохнуть и потанцевать с осенними листочками, возьмите листья и встаньте в круг.
Песня-танец с осенними листочками.(дети под фонограмму поют и танцуют)
Учитель-логопед -Посмотрите, какая таблица у нас получилась из наших картинок, я предлагаю вам составить по данной таблице связный рассказ, сначала послушайте какой рассказ, составила я, а потом вы мне составите свои рассказы.
Образец рассказа по мнемотаблице:
Учитель-логопед: Наступила осень. Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое. Часто идут дожди. Листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и они остаются голыми. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.
Составление рассказов по мнемотаблице «Осень» детьми (2-3 рассказа)
Молодцы ребята, очень интересные рассказы вы составили про осень, давайте поиграем пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки - золотой, И последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. | - сж Сжимание и разжимание пальцев
- за Сгибание по одному пальцу на обеих
Рру руках одновременно на каждое наз название Ладони на парту |
Рефлексия:
Учитель-логопед: Ребята, о каком времени года мы с вами составляли рассказы?
-Что вам сегодня понравилось?
-Какая бывает осень?
Учитель-логопед: -Молодцы ребята, мне очень понравилось, как вы составляли предложения по картинкам, а какие интересные рассказы придумали по таблице. -Может кто-то хочет рассказать стихи про осень? (дети вспоминают и рассказывают стихи)
-Замечательные стихи вспомнили ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по развитию речи "Составление рассказа с использованием мнемотаблицы на тему «Весна красна» (подготовительная к школе группа)
Составление рассказа с использованием мнемотаблицы на тему «Весна красна»...
Презентация на тему:составление рассказов по мнемотаблицам "Расскажи-ка"
Мнемотехника помогает дошкольникам упростить процесс запоминания,развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Предлагаю вашему вниманию презентацию с подбором мнемотаблиц, ко...
Тема: «Составление рассказа о насекомых с использованием мнемотаблицы»
Конспект занятия в средней группеТема: «Составление рассказа о насекомых с использованием мнемотаблицы»...
Конспект НОД речевое развитие Тема: Составление рассказа по мнемотаблице «Весна» средняя группа
Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»...
Конспект по непосредственно- образовательной деятельности. « Речевое развитие» на тему: «Составление рассказа о домашних животных по мнемотаблице.» в подготовительной к школе группе
Конспект по О.О. « Речевому развитию» на тему: «Составление рассказа о домашних животных по мнемотаблице.».Образовательная деятельность: « Познавательное развитие»,...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием мнемотаблиц в старшей группе на тему : «Составление рассказа «Весна идет»
Конспект НОД в старшей группе с использованием мнемотаблиц составление рассказа "Весна идет"...
Развитие речи «Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице» в средней группе
Развитие речи «Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице» в средней группе.Цель: обобщить знания детей об осени, характерных признаках осени, выучить ст...