Конспект НОД речевое развитие Тема: Составление рассказа по мнемотаблице «Весна» средняя группа
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

Центр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»

                                                   Конспект НОД речевое развитие

Тема: Составление рассказа по мнемотаблице  «Весна» средняя группа

                                 Автор: воспитатель высшей квалификационной категории

Серебрякова Татьяна Александровна

                                                                                                    Ростовская область

город Константиновск

 

Представленный конспект является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

  • принцип непрерывности (занятие построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей),
  • принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес),
  • принцип доступности (соответствие возрастным особенностям),
  • принцип психологической комфортности.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию мнемотехники в средней группе

Тема: «Весна».

Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.

Задачи:

1.     Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему; учить создавать книгу.

2.     Развивающие: развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.

3.     Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе и книге; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_rechevoe_razvitie.docx314.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

Центр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»

                                                   Конспект НОД речевое развитие

Тема: Составление рассказа по мнемотаблице  «Весна» средняя группа

                                 Автор: воспитатель высшей квалификационной категории

Серебрякова Татьяна Александровна

                                                                                                    Ростовская область

город Константиновск

Представленный конспект является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

  • принцип непрерывности (занятие построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей),
  • принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес),
  • принцип доступности (соответствие возрастным особенностям),
  • принцип психологической комфортности.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию мнемотехники в средней группе

Тема: «Весна».

Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.

Задачи:

  1. Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему; учить создавать книгу.
  2. Развивающие: развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.
  3. Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе и книге; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Активизация словаря:

  • Весна,
  • приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы;
  • солнце, ручеек, сосулька, птицы, скворец, скворечник.

Техническое обеспечение занятия

Оборудование: мольберты

 Демонстрационный материал: мнемосхемы

Материал для создания книжки-малышки: иллюстрации, печатный текст рассказа, дырокол, лента, клей карандаш, картон.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной литературы о весне; работа над составлением мнемосхем.

Планируемые результаты:

  • воспитанники имеют расширенное преставление о весне как времени года;
  • у них сформирован навык употребления имени прилагательного с именем существительным в мужском, женском, среднем родах и подбора определений;
  • дети умеют составлять рассказ по заданной теме с использованием мнемосхем;
  • расширены представления воспитанников об окружающем мире.

Ход НОД:

Воспитатель:  - Ребята, давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте их поприветствуем, но при этом мы попросим наших гостей поприветствовать нас, повторяя за нами все слова и движения:

(Дети поворачиваются лицом к гостям).

Здравствуй, небо голубое! (поднимаем голову и руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (машем руками солнышку)
Здравствуй, вольный ветерок! (качаем руками из стороны в стороны)
Здравствуй, солнечный денек! (протягиваем руки вперёд)
Я живу в родном краю, (показываем на себя)
Всех я вас приветствую! (показываем на гостей и машем руками)

(Дети садятся на стульчики).

Игра «Запоминай-ка» (введение в тему)

Цель: активизировать словарь детей по теме «Весна».

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Вы должны быть очень внимательными и запомнить как можно больше слов: ручеек, подснежник, скворец, лужи.

  • Какие слова вы запомнили?
  • К какому времени года мы можем отнести перечисленные слова?
  • Почему ручеёк, подснежник, скворец, лужи мы соотносим с весной?
  • С какого звука начинается слово весна?

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами побудем писателями и составим рассказ о весне, и сделаем книжку о весне.

Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы.

Воспитатель: Ребята, а помогут нам составить интересный рассказ о весне, схемы-картинки.

Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием мнемосхем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышление.

Воспитатель: Ребята, составьте предложения по схеме.

(Один ребенок преобразует, символы в образы и составляет предложение «Весной ярко светит солнце». И так дети по всеми схемами составляют отдельные предложения).

Примеры составления предложений по мнемоквадратам:

  • Пришла весна.
  • Ярко светит солнце. 
  • Тает снег.
  • Бегут ручьи, появляются лужи. Дети надевают резиновые сапоги и пускают кораблики.
  • На деревьях набухают почки, появляется трава.
  • Просыпаются медведь.
  • Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
  • Просыпаются насекомые.
  • Весной появляются первые цветы – подснежники.

Составляем рассказ вместе. Воспитатель пересказывает. Затем пересказывают дети по желанию.

Физкульминутка «Речка голубая».

Если речка голубая (Сидя на стульчиках, наклоняемся, опускаем руки вниз, показываем реку)

Пробудилась ото сна, (Встаем, потягиваемся)

И бежит, в полях сверкая, (Бег на месте)

Значит, к нам пришла весна. (Хлопки)

Если снег везде растаял (Наклон)

И трава в лесу видна, (Присели, показываем траву)

И поёт пичужек стая, (Встаем, машем руками, имитируя взмахи крыльев)

Значит, к нам пришла весна. (Хлопки)

Если солнце разрумянит (Массажируем щёки)

Наши щёки до красна,

Нам ещё приятней станет, (Ладони кладутся на щёки, наклоны головы вправо, влево)

Значит, к нам пришла весна. (Хлопки)

Воспитатель: Ребята, как мы назовём  наш рассказ? (Весна). 

 Изготовление книги.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам предлагаю пройти за столы, где мы с вами сделаем книгу о весне. (Перед детьми картинки с сюжетами из таблицы, клей, картон, салфетки).

Воспитатель: Посмотрите перед вами лежат такие же картинки как на нашей таблице. Сейчас вы эту картинку приклеите к картону, чтобы получилась страница с иллюстрацией.  (Приклеиваем иллюстрацию к картону).

А сейчас я вам раздам предложения соответствующие вашей картинке, но вы должны будете мне их назвать. (Дети называют предложение соответствующее картинке и наклеивают его). Теперь приклейте его в любой части своей странички книги.

У каждой книги есть обложка. Она у нас уже готова (показываю детям обложку нашей книги). Теперь мы должны по порядку скрепить все странички между собой. (Скрепляем между собой все странички степлером, дыроколом проделываем отверстия и связываем их между собой лентой).

Вот и получилась у нас книга. Скажите, а где хранятся книги в нашей группе (на книжной полке). Правильно, давайте её туда поставим (ставим книгу на полку).

Итог.

Воспитатель: Ребята:

  • Кем мы с вами сегодня были?
  • Что делали?
  • Про что мы сочиняли рассказ?
  • Какие признаки весны вы запомнили?
  • Ещё, что мы сделали?

Спасибо вам большое! Давайте попрощаемся с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление рассказа по плоскостным изображениям" (средняя группа).

У детей в возрасте 4-5 лет намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Однако нужно помнить, что в психическом развитии переходным моментом является середина года. Это ...

Разработка НОД Составление рассказа по мнемотаблице «Весна»

Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.Задачи:1.     Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явле...

Занятие по речевому развитию «Составление рассказов по теме «Зима» (старшая группа)

Занятие по речевому развитию «Составление рассказов по теме «Зима» (старшая группа)...

Конспект НОД «Речевое развитие». Составление рассказа «Три весны».

Конспект НОД «Речевое развитие». Составление рассказа «Три весны»....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (Составление рассказа по игрушке) в подготовительной группе «Рассказ об игрушечном котенке»

Цель: Создание условий для обучения детей описательному рассказу об игрушке.         Задачи:         Образовательна...