Развитие речи «Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице» в средней группе
статья по развитию речи (средняя группа)

Полосухина Надежда Брониславовна

 Развитие речи «Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице» в средней группе.

Цель: обобщить знания детей об осени, характерных признаках осени, выучить стихотворение про осень с использованием мнемотаблицы.

Задачи:

Закрепить у детей знания признаков осени, обогащать словарь по теме, развивать умение отвечать на поставленные вопросы воспитателя; умение составлять мнемотаблицу с помощью воспитателя, воспитывать любовь к природе;

Предварительная работа:

Беседа об осени, рассматривание иллюстраций на тему «Осень», отгадывание загадок.

 

Цель: Составление связного рассказа с использованием мнемотаблицы.

Задачи занятия:

  • Обучающие задачи:

1. Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий мнемотаблицы, связно, в логической последовательности.

2. Развивать словарный запас- называть отличительные признаки осени, используя мнемотехническую таблицу.

3.Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

  • Развивающие задачи:

1. Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление.

2. Формировать умение соотносить знакомые символы с образом.

  • Воспитательные задачи:

1. Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.

2. Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

 

Демонстрационный материал: мнемотаблица «Осень», мнемотаблица стихотворение «Осень».

Раздаточный материал: осенние листья, по два каждому; мяч.

Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе, рассматривание иллюстраций, беседы, заучивание стихов про осень.

Интеграция образовательных областей: развитие речи, познавательное развитие.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям сесть на стулья.

Воспитатель: «Ребята! К нам в группу принесли письмо, давайте вместе посмотрим его. Письмо ребята, нам прислала госпожа Осень».

 мнемотаблица к стихотворению «Осень».


Осень

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Бусы красные – рябине,

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам.

И. Винокуров

 

Воспитатель: «Ребята давайте вместе со мной повторим стихотворение.
Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?» Ответы детей.
Воспитатель: «Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном, таинственном времени года-осени».
«Назовите осенние месяцы?» Ответы детей.

« Давайте вспомним наше стихотворение про осенние месяцы.
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
С дождем и листопадом
Птицы улетают
 Детям в школу идти надо.

 Какие периоды осени вы знаете?» (ответы детей).
Какой месяц у нас сейчас? Это какая осень?» (Ответы детей).

Воспитатель: достает 3 картины из конверта. Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

А чем отличается ранняя осень от поздней (ответы детей)1

Игра "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, я буду у вас спрашивать, а вы должны, дать мне ответ какая бывает погода осенью:

• Когда идет дождь - дождливая.

• Когда дует ветер - ветреная

• Холодно - холодная

• Пасмурно - пасмурная

• Сыро - сырая

• Хмуро - хмурая

• Ясно – ясная

 

Подвижная игра «Ветер и листья».

По сигналу «Ветер!» - дети бегают по площадке в разных направлениях, помахивая листочками («ветер кружит в воздухе осенние листья»). По сигналу «Нет ветра!» - приседают («листья упали на землю») (1,5-2 мин). Бегать, не наталкиваясь, уступать дорогу друг другу; действовать по сигналу.

 

Воспитатель вынимает из конверта мнемотаблицу.

Воспитатель: «Ребята, а сейчас будем составлять рассказ по картинке, которую нам прислала осень».
Посмотрите и скажите о чём мы будем составлять рассказ ? (ответы детей).

Что можно сказать о солнце? (ответы детей).

Что можно сказать про осеннее небо? (ответы детей).
Что можно сказать о деревьях? (ответы детей).
Какие изменения происходят в жизни птиц и насекомых осенью? (ответы детей).

Что можно сказать об одежде в осенний период? (ответы детей).

Образец рассказа по мнемотаблице: «Осенью солнце светит реже, не ярко. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое. Часто идут дожди. Листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают. Перелётные птицы улетают в тёплые края. Люди одевают осеннею одежду. Поспел урожай, а в лесу можно собирать грибы.

Воспитатель: «Теперь вы попробуйте составить мне рассказ». (ответы детей).

Воспитатель: «Молодцы ребята, вы составили последовательный рассказ про осень».
Итог:

Воспитатель: «Ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили, составляли рассказы? (ответы детей).
Что вам сегодня понравилось? (ответы детей).
Молодцы ребята, мне очень понравилось, как вы составляли интересные рассказы по таблице.
 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД ОО «Речевое развитие» Развитие речи Составление рассказа «Три весны» для детей подготовительной группы

Занятие направлено на обогащение  словаря по теме «Весна»,  в формировании  умения  составлять простые, сложносочинённые и сложноподчинённыхе предложения, а также...

Конспект занятия по развитие речи. Составление рассказа по картинкам «Купили щенка»/ Старшая группа.

Конспект занятия по развитие речи. Составление рассказа по картинкам «Купили щенка» Старшая группа.Провела Седова О. А. 05.03.2021.Литература. В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду....

Конспект занятия по развитие речи. Составление рассказа по картинкам «Купили щенка» Старшая группа.

На занятие к ребятам пришол "Дружок". Она предложил ребятам составить рассказ о щенке. Ребята рассказывали последовательно по иллюстрациям....

Конспект занятия по развитие речи. Составление рассказа по картинкам «Купили щенка»/ Старшая группа.

Конспект занятия по развитие речи. Составление рассказа по картинкам «Купили щенка»/ Старшая группа. Конспект занятия по развитие речи. Составление рассказа по картинкам «Купили...