Открытое занятие по развитию речи "Составление рассказа с использованием мнемотаблицы на тему «Весна красна» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Каткова Эльза Юрьевна

Составление рассказа с использованием мнемотаблицы на тему «Весна красна»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Улыбка» компенсирующего вида

Открытое занятие по развитию речи

 Составление рассказа с использованием схемы на тему «Весна красна»

(подготовительная к школе группа)

Подготовила и провела: воспитатель

                                                                                             Каткова Э.Ю.

Благовещенск – 2016г.

Цель: совершенствовать у детей навык составления простых предложений по вопросам и по картинкам.

Интегрированные задачи:

Коррекционно-образовательные:

- формировать умение обобщать, расширять словарный запас;

- закрепить умения составлять описательный рассказ о весне по схеме;

- совершенствовать навыки словообразования и словотворчества;

- продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний.

Коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление;

- развивать фонематическое восприятие;

- упражнять в координации речи с движениями;

- развивать мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение и классификация.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать  доброжелательное  отношение, смелость, веру в  собственные силы;

- совершенствовать навыки коммуникативного общения.

Материалы и  оборудование: компьютерная презентация, мяч, мольберт, мнемотаблица «Весна», буквы (С, О, Л, Н, Ц, Е).

Ход образовательной  деятельности.

I.Организационный момент:   

Дети заходят в группу и здороваются с гостями. Встают в круг, взявшись за руки.                        

Психогимнастика «Улыбка»  

 - Ребята, ключ, который открывает замки в душах людей,- это улыбка. Сейчас мы будем дарить друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу справа (слева). Улыбнитесь гостям.

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. На нашем занятии сегодня много гостей, которые хотели бы увидеть, что мы знаем и умеем. Для этого мы должны настроить себя на работу.

 «Мы спокойны» (проговариваем с детьми)

«Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Повторяем обязательно,

Все, что учили на занятиях»

- Молодцы дети! Поиграем с мячиком, кто правильно ответит на вопрос, сядет на свое место.

- Какое сейчас время года?

- Какое время года будет после весны?

- А какое было перед весной?

- Как называется первый весенний месяц?

- Как называется второй весенний месяц?

- А последний?

- Назови праздник, который бывает весной.

- Что весной начинает таять?

II. Основная часть:

- Сегодня утром на подоконнике я увидела вот такой конверт, а на нем надпись: «Детям подготовительной группы «Солнышко» детского сада №1», это значит, что письмо адресовано вам. Интересно, от кого оно пришло? Хотите узнать, что там написано? Давайте прочитаем. (читаю письмо):

«Здравствуйте ребята! Со мной произошла неприятность, меня в лесу задержал злой порывистый ветер. Он не хочет, чтобы в город приходило весеннее тепло. Я обращаюсь к вам за помощью, чтобы ветер меня отпустил надо выполнить его задания. За каждое правильно выполненное задание вы получите букву-подсказку и если вы все сделаете верно, узнаете кто я».

- Ребята, ну что поможем бедняжке? Освободим ее от злого ветра и узнаем кто же это.

- Тогда мы с вами отправимся в лес. (Встаем и идем по кругу) Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! В лес по сказочной тропинке попадем мы прямиком.

(на мониторе изображение весны)

1. Рассмотрение картины. Беседа.

- А вот и первое задание.

- Посмотрите, ребята на картину, какое время года на нем изображено? (Весна)

- Почему вы так решили? На этой картине лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?

- Что происходит весной? (Солнышко стало пригревать сильнее, стало тепло)

- Произошли ли какие-то изменения со снегом? (Да, снег стал темный, рыхлый, появились первые проталины, ручейки побежали)

- Изменились ли деревья? (На ветках можно заметить набухшие почки).

- Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнце)

- Молодцы! А вот и первая буква-подсказка. Это буква … С.

2. Пальчиковая гимнастика.

- А теперь я предлагаю немножко поиграть и рассказать нашу чистоговорку про весну.

Весна пришла по-снежному,

По влажному ковру. (загибаем пальцы на каждой руке)

Рассыпала подснежники (трем ладошки друг о друга)

Посеяла траву («сеять»)

Теперь зовет со всех сторон («звать»)

Гусей, стрижей и аистов

Кукушек и скворцов (загибаем пальцы) 

- Молодцы! Получайте вторую букву-подсказку. Это буква … О

3. Игра «Доскажи словечко».

- Ребята, а вы знаете, сколько месяцев длится весна? Давайте поиграем, слушайте внимательно и доскажите последнее слово:

Прошла зима

И каждый рад.

Спешит весна,

И месяц … (март!)

           За ним другой стучится в дверь,

           Он называется … (апрель!)

И третий месяц вспоминай,

И называется он…(май)

- Все сказали верно! У весны три месяца, давайте еще раз повторим их. Какой первый месяц весны? (Март) Второй месяц? (Апрель). Третий? (Май)

- Молодцы! Получайте третью букву-подсказку. Это буква … Л

4. Игра «Назови родственное слово»

- Молодцы! Ребята вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега. Слова-родственники к слову «снег» это снежок, снежинка, снежная, подснежник. А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние, по-весеннему,, предвесенний). 

- О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река, погода). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро) 

- А теперь попробуйте придумать определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя, поздняя).

- Как можно ласково назвать солнце? (солнышко). Какое солнышко весной? (теплое, яркое, весеннее) 

- Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили! Вы заслужили четвертую букву-подсказку. Буква … Н

5. Беседа о птицах и животных.

- Дети, помните, осенью мы говорили, что некоторые птицы улетают в теплые края, чтобы перезимовать зиму. Ну а весной перелетные птицы возвращаются на родину.

 - Ребята, вы знаете, какая птица открывает весну? Отгадайте загадку.

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день на пашне вскачь

И зовется птица… грач.

- Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (Потому что они возвращаются с зимовки самыми первыми, едва начинает таять снег)

Каких весенних певцов вы знаете еще? Отгадайте загадку:

На шесте – дворец,

Во дворе – певец,

А зовут его…Скворец

 - Как называется домик у скворца? (скворечник)

- Молодцы! А как меняется жизнь весной у животных? (У них появляются детки) Давайте поиграем в игру. Я буду называть вам животных, а вы их детенышей. (Весной у лосихи появился …(лосёнок), У волчицы…(волчонок), у зайчихи …(зайчонок), у медведицы…(медвежонок), у лисицы…(лисенок), у бельчихи…(бельчонок), у ежихи … (ежонок).

- Молодцы! Следующая буква-подсказка. Это буква … Ц.

6. Физминутка под музыку «Злая тучка» под песню Д. Тухманова.

- Ребята весной иногда набегают тучи и идет теплый весенний дождик. Давайте немножко отдохнем. Вставайте.

- Молодцы ребята! Вот и последняя буква-подсказка. Это буква … Е. Итак, теперь из этих букв мы можем составить слово и узнать, кто же просит у нас помощи? Посмотрите внимательно на буквы и попробуйте прочитать слово целиком. Какое слово получилось? Правильно, это Солнце.

7. Составление рассказа о весне.

- Мне кажется злой ветер, который удерживал Солнце, начал утихать. Но чтобы весна полностью освободилась, нам надо составить небольшой рассказ о весне по мнемотаблице. Послушайте, какой рассказ составила я.

Наступила весна. В небе ярко светит и греет теплое весеннее солнышко. Иногда набегают тучи и идет теплый весенний дождь. Сырой, мокрый снег почернел, начал таять. Кое-где образовались и темнеют на снегу черные проталины, из-под снега пробиваются белые подснежники. На ветках деревьев видны набухшие почки. Появились ручейки. Девочки и мальчики пускают кораблики по воде. Из теплых стран вернулись перелетные птицы и начали вить гнезда. Первыми прилетели грачи и скворцы. Животные просыпаются из зимней спячки. У них появились детеныши.

- А теперь давайте послушаем Алину. (спрашиваю 2 детей)

(Дети по очереди составляют рассказ по мнемотаблице)

- Молодцы ребята! Рассказы получились очень интересными и красивыми. Мы освободили Солнце, и когда мы с вами сегодня выйдем на прогулку мы почувствуем тепло весеннего солнца.

- А теперь нам пора возвращаться в дет. сад.  Вы колёсики крутитесь (быстро вращают руками перед собой)

Быстро, быстро, быстро мчитесь!

Раз, два, три - остановитесь! (замедляют движение и останавливаются)

III. Рефлексия.

- Ребята вы сегодня очень старались. Показали свои знания, были дружными. И мне хочется всем вам подарить картинки для раскрашивания с изображением весны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по речевому развитию с использованием мнемотаблиц на тему: «ВЕСНА ИДЕТ»

Составление рассказа «Весна идет» Обучающие задачи:1.     закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна идет»;2.     совершенствовать грамматический с...

Комплексное занятие. Тема: ВЕСНА - КРАСНА Подготовительная группа (6-7 лет)

Комплексное занятие по обобщению, закреплению и систематизации знаний по окруащему иру и развитию речи....

итоговое занятие по теме "Весна" в подготовительной к школе группе квест на прогулке "где спряталась весна"

Итоговое мероприятие по теме "Весна" проходит в виде квеста на прогулке. Для воспитателей детских садов....

Конспект занятия по развитию связной речи с использованием мнемотехники на тему "Весна"

Дети начинают осваивать взрослый мир с помощью прикосновений, зрительных и слуховых образов. Для развития образного мышления, ассоциативной памяти и улучшения запоминания применяется мнемотехника для ...

Конспект занятия по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц на тему «В гости к Лесовичку» в средней группе

Способствовать развитию связной речи детей через обучение рассказыванию при помощи мнемотаблиц....

Конспект занятия для детей среднего возраста "Составление описательного рассказа" с использованием мнемотаблицы по теме "Лето"

Данное занятие способствует развитию у детей умения составлять рассказ с опорой на мнемотаблицу....