Консультация с использованием ЭОР для педагогов и родителей на тему: "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук"
методическая разработка по развитию речи
"Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев"
В.А. Сухомлинский
"Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию"
В.М. Бехтерев
"Пальцы помогают говорить"
М. Монтессори
Совершенствование мелкой моторики = совершенствование речи.
В головном мозге речевой и моторный центры расположены близко друг к другу. При стимуляции моторных (двигательных) навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых (захват игрушки), до очень сложных (письмо и рисование). Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и чётче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский «Рука – это своего рода внешний мозг» И. Кант «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» В.М. Бехтерев «Пальцы помогают говорить» М. Монтессори
Совершенствование мелкой моторики = совершенствование речи. В головном мозге речевой и моторный центры расположены близко друг к другу. При стимуляции моторных (двигательных) навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
Мелкая моторика – основа развития , своего рода «локомотив» всех психических процессов : - восприятие; - внимание; - мышление; - память; - речь; - воображение; - координация; - наблюдательность.
Важные правила в процессе развития мелкой моторики детей. 1. Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. В ходе игры побольше разговаривайте с детьми, ведите диалог. 2. Игры и занятия должны быть систематическими. 3. Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и уровню развития большинству детей группы. 4. Важно, чтобы детям нравился сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит удовольствие. 5. Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. 6. Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики. Но не занимайтесь всем сразу. 7. Критика в этом деле неуместна - не забывайте хвалить ребенка даже за самый маленький успех!
Традиционные самомассаж кистей и пальцев рук пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения статическая динамическая графические упражнения предметная деятельность и гры на развитие тактильного восприятия Нетрадиционные массаж с помощью Су-джок м ассаж при помощи иппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко (иглотерапия) кинезиология игры с пальчиками с использованием природных материалов и бытовых предметов Средства развития мелкой моторики
Традиционные средства развития мелкой моторики С амомассаж кистей и пальцев рук поглаживание , разминание Пять пальцев на руке своей Назвать по имени сумей. Первый палец – боковой, Называется Большой. Пальчик второй – Указчик старательный, Не зря называют его Указательный. Третий твой пальчик Как раз посредине, Поэтому Средний Дано ему имя. Палец четвертый зовут Безымянный, Неповоротливый он и упрямый. Совсем как в семье, Братец младший – любимчик. По счету он пятый, Зовется Мизинчик. Л . Хереско Примечание : Первые две строки сопровождают растирание ладоней, следующие строки – растирание пальцев подушечкой большого и указательного пальцев противоположной руки.
Традиционные средства развития мелкой моторики Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением Мы капусту рубим, рубим! (прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора – вверх и вниз) Мы капусту режем, режем! (энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад) Мы капусту солим, солим! (пальцы собрали «щепотью» и «солим») Мы капусту жмём , жмём ! (энергично сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках или поочередно) Мы морковку трём , трём ! (рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)
Традиционные средства развития мелкой моторики Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения С татическая
Динамическая Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения 1. “посыпаем дорожку” (предложить ребенку посыпать песком, пшеном, манкой дорожку на столе). 2. “собираем грибы” (разложить на полу кусочки поролона, разные пуговицы и предложить малышу собрать “грибочки” в корзину). Собирать тремя пальчиками. 3. “разложи по порядку” (высыпать в миску бусинки, пуговицы двух цветов). Предложить собрать в одно блюдце бусинки одного цвета, в другое – другого. Собираем тремя пальчиками.
Графические упражнения штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, обведение по точкам, продолжение ряда и т.д.
Предметная деятельность: ИГРЫ с Песок Бумага Мозаика Карандаши, счетные палочки Веревки, шнурки, нитки Крупа, бусы, пуговицы Пластилин, глина
Бумага Упражнение « Рвём бумагу » Ребёнку предлагается разорвать небольшую бумажку на мелкие кусочки двумя пальчиками. Педагог показывает, ребенок повторяет. Когда задание выполнено, педагог предлагает сдуть мелкие кусочки бумаги со стола, а потом собрать их. Кинетический песок Можно лепить различные формы и изучать их с ребенком. Можно тренироваться писать на песке буквы, цифры, слова, решать простые примеры или учиться читать слоги и слова. Выводить буквы и цифры палочкой на песке гораздо веселее, чем ручкой на бумаге.
Пластилин, глина Педагог предлагает ребёнку отщипнуть кусочек пластилина от куска, размять его пальцами, надавить и размазать его на изображении буквы, не выходя за её контур. Произнести вслух название изображённой буквы. Мозаика Собирать картинку по образцу. Из красной мозаики предложить составить любую гласную букву, а из синей — согласную. По окончанию предложить придумать слова, которые будут начинаться с тех звуков , которые обозначаются буквами, выложенными ребенком из мозаики .
Веревки, шнурки, нитки Можно завязывать и развязывать бантики и узелки, нанизывать бусины на нить; выкладывать фигуры и буквы. Упражнение «Узелки» Незнайка завязал узелки на толстой и тонкой веревках. Надо их двумя пальчиками развязать (педагог развязывает на толстой веревке первый узелок). Ребенок развязывает остальные на обеих веревках.
С бусинами и пуговицами можно делать аппликации , использовать их в лепке, заполнять ими раскраски ( накладывать, наклеивать на рисунок), выкладывать верную дорогу в лабиринтах для детей, клеить из пуговиц мини-игрушки, делать украшения. «Сухой» бассейн из множества пуговиц (бусин) разного качества - массаж рук. Упражнение « Выложи цифру ». Напротив каждой цифры просим ребенка выложить соответствующее количество пуговиц (бусин).
Карандаши, счетные палочки Раскладывать , строить из них различные фигурки, катать между ладошками и пальцами –самомассаж.
Нетрадиционные средства развития мелкой моторики Игры с пальчиками с использованием природных материалов и бытовых предметов - шишки , орехи, крупы, семена растений, камни… - Игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна Насыпать в глубокую миску горох (или смесь из разных круп ), спрятать в нём мелкие игрушки и предложить ребенку их найти. - Самомассаж Перед ребенком ставятся три миски: одна заполнена горохом и фасолью, две другие (красная и синяя ) миски пустые. Задание «для Золушки»: двумя пальчиками взять фасоль и положить в красную миску, а горох в синюю миску. Движения выполнять сразу и правой и левой рукой (показываем, как это сделать правильно и синхронно). Нужно брать по одной горошинке двумя пальчиками. Игра заканчивается, когда большая миска становится пустой.
- прищепки , ватные палочки, губки, бигуди, кубики…
Нетрадиционные средства развития мелкой моторики Массаж с помощью Су-джок Су- д жок терапия была разработана южнокорейским учёным и профессором Пак Чжэ Ву в 1986 году. Это был огромный шаг в развитии рефлексотерапии. В переводе с корейского обозначает Су - кисть, Джок - стопа. Это одно из направлений акупунктуры, методика которого основана на непосредственном воздействии на определенные биологически активные точки.
Для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су- д жок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су- д жок массажёрами особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки. Использование Су- д жок массажёров (массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами) в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий, способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень сенсорного развития и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.
Приемы Су- д жок терапии: - массаж шариками (прокатывание шарика между ладонями ); - массаж эластичным кольцом (надевание на пальцы, массирование ). Достоинства Су- д жок : - Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект. - Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно . - Универсальность – Су- д жок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь. Су- д жок с виду – симпатичный шарик с острыми шипами, но, удивительно, сколько пользы он может принести.
Формы работы с детьми для стимуляции речевых зон: 1. Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков) - используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи. Лы-лы-лы забивали мы голы Лу-лу-лу возле окон на полу Ла-ла-ла не заметили стекла Лу-лу-лу мы не били по стеклу Ла-ла-ла только нет в окне стекла.
2. Развитие фонематического слуха и восприятия. Характеристика звука (с помощью массажного шарика): «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери ». Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука красный – для гласных; синий с колечком – для звонких твердых согласных; синий без колечка – для глухих твердых согласных; зеленый с колечком – для звонких мягких согласных; зеленый без колечка – для глухих мягких согласных. Задания : - покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав слог или слово с ним ; - спрячь шарик в ладошке, если звука там нет ; - возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком ; - «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой »; - «Телеграфисты» (простукивание шариком заданного ритмического рисунка ); - «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук».
3. Звуковой и слоговой анализ слов : - выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков Су- д жок «Раз, раз, раз, слово выложим сейчас »; - слоговая структура слова «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай »; - связь звука с буквой - прокатывание шарика по написанной букве («Буквы знаю и пишу, шарик верно прокачу»), написание буквы и ее элементов прокатыванием шарика по ладошке, поверхности стола . 4. Совершенствование лексико-грамматических категорий : « Шарик кати – слово говори» - игры с перекатыванием шарика друг другу: « Один – много», «Назови ласково», «Чей?, Чья?, Чьи?», «Скажи наоборот», «Кто в каком домике живет ?». - «Ловко с шариком играем и предлоги называем» На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в собственном теле, развитие памяти, внимания . « Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю» Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д. Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. «Глазки закрывай, на каком колечко, палец – угадай». Таким образом, Су- д жок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безвредный метод воздействия на речь и стимулирования развития речи. За Су- джок говорят глубокие традиции восточной медицины и, к примеру, Министерство здравоохранения РФ официально признало метод одним из направлений рефлексотерапии.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию.«Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук »
Актуальность данной темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста способствует формированию интеллектуал...
Родительское собрание группы раннего возраста «Развитие речи детей посредствам развития мелкой моторики рук»
Родительское собрание для родителей первой младшей группы. Направлено на формирование у родителей представления о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей.Донести до родите...
Перспективный план по самообразованию на тему: "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук"
Цель: формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики....
Перспективный план по самообразованию на тему: "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук"
Цель: формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики....
Родительское собрание - практикум на тему: "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики"
Родительского собрания- практикум в группе раннего возраста...
Конспект родительского собрания на тему: «Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики»
Консультация о роли мелкой моторики в развитии речи детей с элементами игрового тренинга, все собрание сопровождается показом презентации....
Собрание-практикум для родителей «Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук»
Цель: Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.Задачи: Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук.Обозначить взаимосвязь ме...