Консультация с использованием ЭОР для педагогов и родителей на тему: "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук"
методическая разработка по развитию речи

Жохова Мария Борисовна

"Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев"                      

В.А. Сухомлинский

"Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию"         

В.М. Бехтерев

"Пальцы помогают говорить"

М. Монтессори

 

Совершенствование мелкой моторики = совершенствование речи.

В головном мозге речевой и моторный центры расположены близко друг к другу. При стимуляции моторных (двигательных) навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация учителя-логопеда ГБДОУ №103 Жоховой М.Б. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Слайд 2

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых (захват игрушки), до очень сложных (письмо и рисование). Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и чётче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Слайд 3

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский «Рука – это своего рода внешний мозг» И. Кант «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» В.М. Бехтерев «Пальцы помогают говорить» М. Монтессори

Слайд 4

Совершенствование мелкой моторики = совершенствование речи. В головном мозге речевой и моторный центры расположены близко друг к другу. При стимуляции моторных (двигательных) навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.

Слайд 5

Мелкая моторика – основа развития , своего рода «локомотив» всех психических процессов : - восприятие; - внимание; - мышление; - память; - речь; - воображение; - координация; - наблюдательность.

Слайд 6

Важные правила в процессе развития мелкой моторики детей. 1. Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. В ходе игры побольше разговаривайте с детьми, ведите диалог. 2. Игры и занятия должны быть систематическими. 3. Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и уровню развития большинству детей группы. 4. Важно, чтобы детям нравился сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит удовольствие. 5. Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. 6. Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики. Но не занимайтесь всем сразу. 7. Критика в этом деле неуместна - не забывайте хвалить ребенка даже за самый маленький успех!

Слайд 7

Традиционные самомассаж кистей и пальцев рук пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения статическая динамическая графические упражнения предметная деятельность и гры на развитие тактильного восприятия Нетрадиционные массаж с помощью Су-джок м ассаж при помощи иппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко (иглотерапия) кинезиология игры с пальчиками с использованием природных материалов и бытовых предметов Средства развития мелкой моторики

Слайд 8

Традиционные средства развития мелкой моторики С амомассаж кистей и пальцев рук поглаживание , разминание Пять пальцев на руке своей Назвать по имени сумей. Первый палец – боковой, Называется Большой. Пальчик второй – Указчик старательный, Не зря называют его Указательный. Третий твой пальчик Как раз посредине, Поэтому Средний Дано ему имя. Палец четвертый зовут Безымянный, Неповоротливый он и упрямый. Совсем как в семье, Братец младший – любимчик. По счету он пятый, Зовется Мизинчик. Л . Хереско Примечание : Первые две строки сопровождают растирание ладоней, следующие строки – растирание пальцев подушечкой большого и указательного пальцев противоположной руки.

Слайд 9

Традиционные средства развития мелкой моторики Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением Мы капусту рубим, рубим! (прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора – вверх и вниз) Мы капусту режем, режем! (энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад) Мы капусту солим, солим! (пальцы собрали «щепотью» и «солим») Мы капусту жмём , жмём ! (энергично сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках или поочередно) Мы морковку трём , трём ! (рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)

Слайд 10

Традиционные средства развития мелкой моторики Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения С татическая

Слайд 11

Динамическая Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения 1. “посыпаем дорожку” (предложить ребенку посыпать песком, пшеном, манкой дорожку на столе). 2. “собираем грибы” (разложить на полу кусочки поролона, разные пуговицы и предложить малышу собрать “грибочки” в корзину). Собирать тремя пальчиками. 3. “разложи по порядку” (высыпать в миску бусинки, пуговицы двух цветов). Предложить собрать в одно блюдце бусинки одного цвета, в другое – другого. Собираем тремя пальчиками.

Слайд 12

Графические упражнения штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, обведение по точкам, продолжение ряда и т.д.

Слайд 13

Предметная деятельность: ИГРЫ с Песок Бумага Мозаика Карандаши, счетные палочки Веревки, шнурки, нитки Крупа, бусы, пуговицы Пластилин, глина

Слайд 14

Бумага Упражнение « Рвём бумагу » Ребёнку предлагается разорвать небольшую бумажку на мелкие кусочки двумя пальчиками. Педагог показывает, ребенок повторяет. Когда задание выполнено, педагог предлагает сдуть мелкие кусочки бумаги со стола, а потом собрать их. Кинетический песок Можно лепить различные формы и изучать их с ребенком. Можно тренироваться писать на песке буквы, цифры, слова, решать простые примеры или учиться читать слоги и слова. Выводить буквы и цифры палочкой на песке гораздо веселее, чем ручкой на бумаге.

Слайд 15

Пластилин, глина Педагог предлагает ребёнку отщипнуть кусочек пластилина от куска, размять его пальцами, надавить и размазать его на изображении буквы, не выходя за её контур. Произнести вслух название изображённой буквы. Мозаика Собирать картинку по образцу. Из красной мозаики предложить составить любую гласную букву, а из синей — согласную. По окончанию предложить придумать слова, которые будут начинаться с тех звуков , которые обозначаются буквами, выложенными ребенком из мозаики .

Слайд 16

Веревки, шнурки, нитки Можно завязывать и развязывать бантики и узелки, нанизывать бусины на нить; выкладывать фигуры и буквы. Упражнение «Узелки» Незнайка завязал узелки на толстой и тонкой веревках. Надо их двумя пальчиками развязать (педагог развязывает на толстой веревке первый узелок). Ребенок развязывает остальные на обеих веревках.

Слайд 17

С бусинами и пуговицами можно делать аппликации , использовать их в лепке, заполнять ими раскраски ( накладывать, наклеивать на рисунок), выкладывать верную дорогу в лабиринтах для детей, клеить из пуговиц мини-игрушки, делать украшения. «Сухой» бассейн из множества пуговиц (бусин) разного качества - массаж рук. Упражнение « Выложи цифру ». Напротив каждой цифры просим ребенка выложить соответствующее количество пуговиц (бусин).

Слайд 18

Карандаши, счетные палочки Раскладывать , строить из них различные фигурки, катать между ладошками и пальцами –самомассаж.

Слайд 19

Нетрадиционные средства развития мелкой моторики Игры с пальчиками с использованием природных материалов и бытовых предметов - шишки , орехи, крупы, семена растений, камни… - Игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна Насыпать в глубокую миску горох (или смесь из разных круп ), спрятать в нём мелкие игрушки и предложить ребенку их найти. - Самомассаж Перед ребенком ставятся три миски: одна заполнена горохом и фасолью, две другие (красная и синяя ) миски пустые. Задание «для Золушки»: двумя пальчиками взять фасоль и положить в красную миску, а горох в синюю миску. Движения выполнять сразу и правой и левой рукой (показываем, как это сделать правильно и синхронно). Нужно брать по одной горошинке двумя пальчиками. Игра заканчивается, когда большая миска становится пустой.

Слайд 21

- прищепки , ватные палочки, губки, бигуди, кубики…

Слайд 23

Нетрадиционные средства развития мелкой моторики Массаж с помощью Су-джок Су- д жок терапия была разработана южнокорейским учёным и профессором Пак Чжэ Ву в 1986 году. Это был огромный шаг в развитии рефлексотерапии. В переводе с корейского обозначает Су - кисть, Джок - стопа. Это одно из направлений акупунктуры, методика которого основана на непосредственном воздействии на определенные биологически активные точки.

Слайд 24

Для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су- д жок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су- д жок массажёрами особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки. Использование Су- д жок массажёров (массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами) в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий, способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень сенсорного развития и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.

Слайд 25

Приемы Су- д жок терапии: - массаж шариками (прокатывание шарика между ладонями ); - массаж эластичным кольцом (надевание на пальцы, массирование ). Достоинства Су- д жок : - Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект. - Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно . - Универсальность – Су- д жок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь. Су- д жок с виду – симпатичный шарик с острыми шипами, но, удивительно, сколько пользы он может принести.

Слайд 26

Формы работы с детьми для стимуляции речевых зон: 1. Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков) - используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи. Лы-лы-лы забивали мы голы Лу-лу-лу возле окон на полу Ла-ла-ла не заметили стекла Лу-лу-лу мы не били по стеклу Ла-ла-ла только нет в окне стекла.

Слайд 27

2. Развитие фонематического слуха и восприятия. Характеристика звука (с помощью массажного шарика): «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери ». Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука красный – для гласных; синий с колечком – для звонких твердых согласных; синий без колечка – для глухих твердых согласных; зеленый с колечком – для звонких мягких согласных; зеленый без колечка – для глухих мягких согласных. Задания : - покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав слог или слово с ним ; - спрячь шарик в ладошке, если звука там нет ; - возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком ; - «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой »; - «Телеграфисты» (простукивание шариком заданного ритмического рисунка ); - «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук».

Слайд 28

3. Звуковой и слоговой анализ слов : - выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков Су- д жок «Раз, раз, раз, слово выложим сейчас »; - слоговая структура слова «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай »; - связь звука с буквой - прокатывание шарика по написанной букве («Буквы знаю и пишу, шарик верно прокачу»), написание буквы и ее элементов прокатыванием шарика по ладошке, поверхности стола . 4. Совершенствование лексико-грамматических категорий : « Шарик кати – слово говори» - игры с перекатыванием шарика друг другу: « Один – много», «Назови ласково», «Чей?, Чья?, Чьи?», «Скажи наоборот», «Кто в каком домике живет ?». - «Ловко с шариком играем и предлоги называем» На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

Слайд 29

Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в собственном теле, развитие памяти, внимания . « Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю» Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д. Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. «Глазки закрывай, на каком колечко, палец – угадай». Таким образом, Су- д жок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безвредный метод воздействия на речь и стимулирования развития речи. За Су- джок говорят глубокие традиции восточной медицины и, к примеру, Министерство здравоохранения РФ официально признало метод одним из направлений рефлексотерапии.

Слайд 30

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию.«Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук »

Актуальность данной темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного  возраста способствует формированию интеллектуал...

Консультация для родителей "Практические материалы по развитию речи дошкольников посредством развития мелкой моторики руки"

quot;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев" В.А. Сухомлинский....

Родительское собрание группы раннего возраста «Развитие речи детей посредствам развития мелкой моторики рук»

Родительское собрание для родителей первой младшей группы. Направлено на формирование у родителей представления о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей.Донести до родите...

Перспективный план по самообразованию на тему: "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук"

Цель: формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики....

Перспективный план по самообразованию на тему: "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук"

Цель: формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики....

Собрание-практикум для родителей «Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук»

Цель: Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.Задачи: Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук.Обозначить взаимосвязь ме...