Собрание-практикум для родителей «Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук»
учебно-методическое пособие (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_razvitie_rechi_detey_posredstvom.docx | 109.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Собрание-практикум для родителей
«Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук»
Цель:
Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.
Задачи:
- Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук.
- Обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника.
- Научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.
- Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Оборудование:
- Плакаты с высказываниями:
- «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский)
- «Рука – это своего рода внешний мозг» (Э.Кант)
- «Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)
- «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. Павлов)
- Материалы для проведения игрового практикума.
Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встрече с вами!
Сегодня я предлагаю вам следующий режим работы:
1 «Введение в тему»
2 «Игровая»
3 «Релаксация»
4 «Как мы живем в детском саду» -традиционная презентация
Орг.момент
Наше собрание мне хотелось бы начать с загадки:
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать?
Пальцы.
Введение в тему
Тема нашего собрания-практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка.
Период дошкольного детства - это очень благоприятное время для всестороннего развития вашего малыша, которое ни в коем случае нельзя упустить.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, они отказываются работать с пазлами, мозаикой, не хотят заниматься лепкой и аппликацией, им трудно красить карандашами.
Как следствие, дети оказываются обделенными в выборе возможностей освоения мира. Такие дети часто не могут справиться с элементарными действиями, которые доступны другим. Это очень негативно сказывается на эмоциональном благополучии ребенка, влияет на его самооценку. С течением времени таким детям сложнее дается освоение приемов письма.
Вот почему взрослым важно следить за развитием общей и мелкой моторики детей.
Полноценная же речь – необходимое условие успешного обучения в школе. Поэтому развитием мелкой моторики у детей нужно начать заниматься как можно раньше. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Игровой практикум «Игры, которые родители могут провести со своими детьми»
«Чьи следы?»
Для игры нужен кусочек теста (можно взять оставшиеся от стряпни или приготовить соленое тесто). Тесто предлагается раскатать круглой, квадратной или любой другой формы. Затем возьмите мелкие кубики (прямоугольной, квадратной, круглой, овальной и т. д. формы) и выдавите на тесте отпечатки. Затем закройте глаза и при помощи пальцев определите форму отпечатка.
Играя в эту игру, вы тренируете у ребенка мелкую моторику руки, умение ориентироваться на поверхности (размести «след» внизу, вверху, развивается фантазия, нестандартное мышление.
Например: след от квадрата- здесь мог проходить квадратный человек, инопланетянин и т. д. А дальше вы можете составить про него сказку, обыграть. Это в свою очередь развивает умение детей высказывать свои мысли, строить предложения, составлять рассказы.
Массаж для пальцев
Большой-отвечает за голову;
Указательный-желудок;
Средний-печень;
Безымянный-почка;
Мизинец-сердце.
*Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
*Потереть ладони, похлопать.
«Мозаика»
Вы можете предложить ребенку поиграть в мозаику, насыпав в тарелочку манку, из того, что есть у вас под рукой: горох, бобы, фасоль, бусинки, папины болты и гайки, разного цвета и размера пуговицы, можно настричь трубочки для коктейля.
Предложите ребенку выложить геометрические фигуры, какие- то предметы, пусть ребенок сам придумает себе тему.
Эта игра также направлена на развитие мелкой моторики руки, развитие творческих способностей ребенка. Играя в эту игру можно закрепить знание цветов, геометрических фигур.
«Бусы»
Бусы можно собрать из того, что есть у вас под рукой: разного цвета и формы макароны, цветные трубочки, разного размера и цвета пуговицы, косточки от бабушкиных счет.
Чтобы сделать бусы из цветных трубочек, ребенок самостоятельно готовит исходный материал: расстригает трубочки.
Делая бусы, вы чередуете их по цвету, размеру, материалу из которого они сделаны. Также, надев одну бусинку, после нее можно завязать узелок и дальше уже чередовать их. Предложите малышу посчитать синие и красные пуговицы, сравнить каких больше, меньше и насколько. Усложните задачу: с закрытыми глазами посчитать узелки и бусинки и т. д.
Помимо решения задач на развитие мелкой моторики руки и творческих способностей ребенка в этой игре развиваются математические способности ребенка: умение считать, сравнивать, чередовать цвета (развивается чувство ритма) .
Также в процессе игры идет развитие памяти, внимания, умения ребенка логически мыслить, отвечать предложением на поставленный вопрос
«Крутись, карандаш» (используем ребристый карандаш)
Карандаш в руках катаю.
Между пальчиков верчу
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
«Спрячь платочек»
Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на помогу,
Мишка, кажется застрял!
Играя с ребенком в такие игры, обязательно соблюдайте некоторые очень важные правила:
- дайте ребенку возможность самому выбрать игру;
- будьте всегда заинтересованным и внимательным партнером;
- игра должна быть непродолжительной по времени;
- дайте четкую и понятную ребенку инструкцию;
- всегда подводите итог игры (делайте рефлексию): что вы узнали, что научились делать и что ребенку понравилось больше всего.
В заключении можно сказать следующее:
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку:
1) кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом
2) формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте;
3) доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Рефлексия
На плакате приклеена серединка цветка. Я предлагаю Вам приклеить листочек красный, если собрание было полезным для Вас, или синий, если собрание не принесло никакой пользы.!
Презентация «Как мы живем в детском саду»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №11 «Рябинушка»
ПРОЕКТ
родительского собрания-практикума
Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук
Разработчик: И.С. Гребенщикова,
воспитатель высшей квалификационной
категории
Заринск 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию.«Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук »
Актуальность данной темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста способствует формированию интеллектуал...
Родительское собрание группы раннего возраста «Развитие речи детей посредствам развития мелкой моторики рук»
Родительское собрание для родителей первой младшей группы. Направлено на формирование у родителей представления о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей.Донести до родите...
Консультация с использованием ЭОР для педагогов и родителей на тему: "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук"
quot;Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев" В.А. Сухомли...
презентация к конспекту занятия по развитию речи средняя группа ( развитие речи детей посредством русских народных сказок)
иллюстрации к занятию...
Перспективный план по самообразованию на тему: "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук"
Цель: формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики....
Родительское собрание - практикум на тему: "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики"
Родительского собрания- практикум в группе раннего возраста...
Семинар - практикум для родителей «Развитие речи детей посредством формирования мелкой моторики рук »
В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Иными словами – чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит и развивается ребенок....