Конспект логопедического занятия. Тема: «Знакомство с домиком Язычка». Лексическая тема: «Фрукты»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Это занятие, предназначено для старшей логопедической группы, которое включает в себя следующие цели:
- познакомить детей с артикуляционными упражнениями;
- рассказать о звуках речи; продолжать знакомить детей с пальчиковыми упражнениями и массажными приемами;
- продолжать работу над просодическими компонентами речи;
-уточнить лексико-грамматические представления по теме «Фрукты»;
-учить детей образовывать слова с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным и увеличительно-пренебрежительным значением по теме «Фрукты»;
- вспомнить обобщающие понятия;
- развивать слуховое внимание, мышление, память слуховую и зрительную, обоняние.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_9.docx | 489.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия.
Тема: «Знакомство с домиком Язычка».
Лексическая тема: «Фрукты» (старшая группа)
Цель:
- познакомить детей с артикуляционными упражнениями;
- рассказать о звуках речи; продолжать знакомить детей с пальчиковыми упражнениями и массажными приемами;
- продолжать работу над просодическими компонентами речи;
-уточнить лексико-грамматические представления по теме «Фрукты»;
-учить детей образовывать слова с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным и увеличительно-пренебрежительным значением по теме «Фрукты»;
- вспомнить обобщающие понятия;
- развивать слуховое внимание, мышление, память слуховую и зрительную, обоняние.
Оборудование: речевые палочки, зеркала (по количеству детей), карточки с символами артикуляционных упражнений, картинки фруктов (большие и маленькие), игрушечная кастрюля, фрукты, карточки с эмоциями (большие и маленькие), аромалампа с маслом апельсина или лимона, карточки с цифрами, кукла, чаша для фруктов, доска, карточки для выработки интонации.
Ход занятия:
1.Организационный момент.(Стоя).
Приветствие:
Логопед: Слушайте внимательней и повторяйте за мной.
Доброе утро! Птицы и звери!
Добрые люди, вставайте с постели,
Вся темнота расползлась по углам,
Солнце встает и идет по домам.
Доброе утро и солнцу, и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
-Улыбнитесь мне и друг-другу. Назовите каждый по очереди свое имя ласково.
2.Объявление темы и цели занятия.
Л.: -Сегодня мы с вами познакомимся с домиком Язычка и еще поговорим о том, что вы сейчас отгадаете. Сядет тот, кто отгадает загадки: (после отгадки показывается картинка)
*Этот желтый плод растет
Там, где лето круглый год.
Он- как краешек луны.
Все вы знать его должны! БАНАН
*В саду растет, вкусна, как мед;
Сорви и скушай,А зовется…ГРУШЕЙ.
*Лишь на юге созревает,
На бахче под небом чистым,
А потом нас угощает
Сладким ломтиком душистым. ДЫНЯ
*Круглое, румяное
С дерева упало,
Детям в рот попало. ЯБЛОКО
*Варенье солнечно, как юг,
На пирожки с повидлом- спрос.
В сушеном виде он –урюк,
А в натуральном- АБРИКОС.
- Как, всё,что вы назвали, называется одним словом? (Фрукты)
-Вот сегодня поговорим о них. (Садятся)
3.Лексико-грамматическое упражнение «КОМПОТ».
Дети на базар ходили,
Много фруктов там купили.
Папа их потом спросил:
«Кто какой компот сварил?»
Логопед : В этой кастрюле лежат фрукты. Вы будете подходить по очереди к столу , с закрытыми глазами вынимать фрукты и угадывать какой фрукт вы взяли. А потом скажите, какой компот можно сварить из вашего фрукта. (Дети отвечают полным ответом : « Я сварил грушевый компот».)
- А теперь давайте сварим компот из 2-х фруктов (показывает эти фрукты логопед) (Грушево - яблочный).
4.Пальчиковая гимнастика.
5. Артикуляционная гимнастика.
(Повторить названия органов артикуляции, назвать и показать их с помощью речевой палочки (с зеркалом, без зеркала по демонстрации логопеда и без нее -на выбор).
Логопед: -Сегодня мы пойдем в гости к Язычку. Он живет в домике. Этот домик-ротик. В нем живут звуки. Скажите,сколько этажей в домике?
Первый этаж-это нижние зубы. Покажите их речевой палочкой и потрогайте своим язычком. На первом этаже живут гласные звуки: А О У Ы Э И. Назовите их еще раз.
Там же живет семейка свистящих звуков С З Сь Зь Ц –повторите их.
Второй этаж- это верхние зубы - покажите их палочкой. Здесь тоже живет много звуков. Некоторые из них любят шипеть и называются шипящими: Ш Ж Ч Щ. Еще есть звуки, которые любят петь звонкие песни –сонорные звуки-Л Ль Р Рь. Звуки Л Р с твердым характером; Ль Рь – с мягким. Назовем их. На втором этаже еще живут и другие звуки, но с ними мы познакомимся на других занятиях. Вот какой он домик звуков. А хозяин этого домика…Язычок.
Немного позже я вам расскажу Сказку Об Язычке. А пока …поиграем.
6.Динамическая пауза.
Игра на внимание «Апельсин, яблоко, банан».
Логопед:- Когда называю фрукты делаем такие движения :АПЕЛЬСИН –большой палец соединяется в кольцо с указательным; ЯБЛОКО- кулак; БАНАН – ладонь руки раскрыта.
7. Лексико –грамматическое упражнение по теме «Фрукты».
Упражнения «Фрукты для куклы».
Логопед: К нам пришла в гости кукла Лена. Давайте угостим ее фруктами. Для этого их нужно назвать ласково. (Логопед показывает детям картинки, а те по очереди называют их ласково и складывают в чашу (муляжи фруктов).
Полный ответ: «Я угощу куклу яблочком» и т.д.
Игра «Что спрятала кукла?»
Л.: - Посмотрите на картинки. Кукла хочет проверить, какие вы внимательные. Вы закройте глазки, кукла уберет одну картинку. А вы скажите какую картинку она спрятала.
Игра «Посчитай».
Л.: -Помогите кукле посчитать фрукты. (Логопед над картинкой с фруктом ставит картинку с цифрой от 1-5 и просит составить ответ по образцу (Пять груш)).
Игра «Продолжайте».
Л.: -Кукла решила сравнить фрукты между собой. Помогите ей. Закончите предложения.
Яблоко большое, а ананас…БОЛЬШЕ.
Апельсин кислый, а лимон КИСЛЕЕ.
Груша сочная, а мандарин СОЧНЕЕ.
8.Артикуляционная гимнастика.
Л.: - Жил-был Язычок. проснулся он рано утром. Открыл ОКОШКО. Посмотрел НАЛЕВО, НАПРАВО, ВНИЗ- нет ли луж, ВВЕРХ- есть ли солнышко. Закрыл ОКОШКО -жарко стало: ААА…Открыл снова -холодно стало: ДДД…Побежал язычок в ванную. Открыл дверь- заскрипела дверь ИИИ… «Надо дверь смазать»,-подумал Язычок. Открыл воду .Полилась сначала горячая вода ШШШ. Язычок отдернул руки «Ой!» Включил холодную воду. Горячая вода соединилась с холодной и водичка стала теплой ССС…Наконец он начал чистить зубы. Сначала верхние, затем нижние (ЧИСТИМ ЗУБЫ).Почистил зубы ,закрыл скрипучую дверь ИИИ…И побежал на кухню печь блины. Начал тесто месить ПЯ-ПЯ-ПЯ(губами), ТЯ-ТЯ-ТЯ (зубами).Посмотрим готово ли тесто?(ватной палочкой проверить «покалывая» язычок).Нет, не готово. Снова месим тесто и проверяем. Готово!
Испек Язычок БЛИНЫ. Съел их с ВКУСНЫМ ВАРЕНЬЕМ, запил молоком из ЧАШЕЧКИ. 9.Физминутка «Мы делили апельсин»
(Встать со стульчиков. Выполнять соответствующие движения)
Мы делили апельсин
Много нас, а он один
Эта долька для котят
Эта долька для утят
Эта долька для чижат
Эта долька для ежат
Эта долька для бобра
А для волка кожура.
10. Работа над просодикой и дыханием.
Упражнение «Назови фрукт ласково»
Познакомить детей с картинками-символами разных эмоций : Весельчаком, Грустинкой, Злючкой, Малышом- удивлением. Затем предложить детям произнести фрукты на картинках с соответствующей интонацией.
Упражнение на развитие дыхания и обоняния.
Л.: -Ребята, вдохните через нос воздух с закрытыми глазами и скажите каким фруктом пахнет в нашей комнате? (Апельсин или лимон- использование аромолампы с соответсвтующими эфирными маслами)
Упражнение «Песенки гласных звуков» (на развитие речевого выдоха)
Проводится с использованием карточек. Логопед, читая стихотворение, поочередно демонстрирует детям карточки с изображением гласных звуков и их «песенок».Дети должны воспроизвести соответсвующую песенку.
Открываем мы глаза, Вдох – и долго тянем: ААА… | |
Утром солнышко взошло Сверху вниз мы тянем: ООО… | |
Днем по горкам ездим мы :ЫЫЫ… |
|
Ночью смотрим на звезду- Сверху вниз слетает: УУУ… |
Условные обозначение:
произнесение звука ровно, без изменения высоты голоса.
произнесение звука с повышением интонации.
произнесение звука с понижением интонации.
произнесение звука с повышение и понижением интонации.
Игра «Повтори скороговорку».
Проговаривание скороговорки:
Абрикос у нас, ананас у вас.
11. Подведение итогов занятия.
Логопед: - Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? Что делали?
- Давайте поблагодарим наши пальчики и язычок за работу. Повторяйте за мной:
Спасибо нашим пальчикам,
Спасибо язычку.
Красиво, четко ,правильно
Я говорить хочу!
- У меня есть эмоции- символы. Посмотрите. Если вам понравилось занятие ,то возьмите радостную эмоцию; если нет- грустную.
На этом наше занятие окончено. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи по лексической теме: "Фрукты"
Перессказ рассказа Л.Толстого " Косточка"...
Конспект логопедического занятия для старшего дошкольного возраста по лексической теме «Одежда»
Конспект открытого логопедичечкого занятия...
Конспект логопедического занятия в старшей речевой группе на лексическую тему « Осень»
Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях....
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА: «Знакомство детей с коренным народом Прибайкалья русскими»
Цель: Создание условий для расширения представлений у детей о видах русской народной одежды....
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Фрукты»
Цель: Развитие и активизация словарного запаса, уточнение и расширение знаний у детей о разнообразных фруктах и деревьях, на которых они растут.Задачи:Коррекционно-образовательные: Обучение формирован...
Конспект логопедического занятия Тема: Знакомство с буквой А
Данный конспект посвящен знакомству детей с буквой А. Занятие направлено на решение следующих задач: 1. Познакомить детей с буквой А, учить узнавать ее в словах. 2. Развивать фонематический слух, умен...
Конспект логопедического занятия Тема: Знакомство с буквами и звуками
Аннотация к конспекту логопедического занятия "Знакомство с буквами и звуками" Данный конспект посвящен знакомству детей с понятиями "буква" и "звук", их различению и соо...