Проект по речевому развитию «Учимся говорить правильно, играя».
проект по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по художественно-эстетическому
развитию детей № 22 «Тополёк»
Проект по речевому развитию
«Учимся говорить правильно, играя».
Старшая группа
Составила:
Воспитатель первой
квалификационной категории
Астапчук Л.С.
г. Бердск 2022 г.
Вид проекта: познавательно-речевой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь 2021 – март 2022 г.).
Участники проекта: дети старшей группы «Солнечные зайчики», родители и воспитатели.
Введение: Согласно Федеральному государственному образовательному
стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой культуры речи, как предпосылки обучения грамоте.
Актуальность работы.
Своевременное речевое развитие ребенка в дошкольном детстве является залогом успешного развития его личности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем в развитии речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. А сами правила грамматики довольно сложно воспринимаются детьми дошкольного возраста. В этом и состоит сложность обучения, которое еще осложняется и тем, что мы, взрослые, допускаем грамматические ошибки в своей речи и неосознанно формируем неправильную речь своих детей. Отсюда следует, что важнейшей заботой взрослого при общении с ребенком должна быть забота о том, чтобы дети слышали грамотную речь и как можно раньше услышали все грамматические формы родного языка.
Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И только с её помощью можно обучение детей сделать интересным. Игра, протекающая в коллективе или в семье, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. С их помощью создается эмоциональный настрой, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор (потешки, прибаутки, загадки, перевертыши, построенные на диалоге).
В формировании грамматического строя речи детей - дошкольников большую роль играют дидактические игры, которые мы может использовать не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в повседневной жизни. Дидактические игры предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение, совершенствование речи).
Специальные игры и упражнения для усвоения грамматических форм можно включать в любые другие занятия, использовать их на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня; а также необходимо рекомендовать родителям использовать чаще такие игры дома.
Цель проекта: развивать речь детей, обогащать словарный запас
через игровую деятельность; укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников.
Задачи:
1. Разработать и провести систему мероприятий для родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста;
2. Продолжать вовлекать детей, родителей в совместную деятельность, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;
3. Развитие и совершенствование всех сторон устной речи ребёнка:
- произношение;
- словарный запас;
- грамматический строй речи;
- связная речь.
Планируемый результат:
при систематической работе по данному проекту увеличится словарный запас детей, речь станет более активной, эмоциональной, дети будут активно сопровождать свою деятельность речью. Обогатится игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников,
расширится их кругозор, повысится познавательный интерес. Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап
- Основной этап
- Заключительный этап
Формы работы воспитателя с детьми:
- беседы;
- еженедельное проведение занятий по лексическим темам;
- проведение выставок по работам, изготовленным дома с родителями;
- чтение наизусть подготовленного логопедического материала перед группой товарищей.
Формы работы воспитателя с родителями:
- родительские встречи;
- индивидуальные консультации;
- оформление информационно-методического стенда;
- памятки-задания для родителей.
Подготовительный этап: (октябрь 2021)
- Проведение мониторинга речевого развития детей.
- Диагностика и анализ уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
- Изучение литературы по данной проблеме. Подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала, художественной литературы.
- Подбор игр по речевому развитию, организация развивающей среды в группе.
- Анкетирование родителей: выявить, что родители знают о развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
- Оформление родительского уголка для размещения статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта.
- Повышение компетентности родителей в речевом развитии дошкольников.
Основной этап:(ноябрь 2021 – февраль 2022)
Ноябрь.
Работа с детьми:
- Рассказывание русской народной сказки «Пых»;
- Составление рассказа из личного опыта по серии картинок «Семейные праздники»;
- Изготовление с детьми коллективной картины «Осень»;
- Составление рассказа по коллективно изготовленной картинке. Тема «Осень»;
- Разучивание логоритмических упражнений без музыкального сопровождения по теме «Осень»;
- Дидактические игры: «Что, для чего», «Скажи наоборот»;
- Сюжетно - ролевые игры: «Детский сад», «Магазин».
Работа с родителями:
- Выполнение домашнего задания «Аппликация по лексической теме «Осень»;
- Стендовая консультация для родителей «Речевые игры в развитии детей».
Декабрь.
Работа с детьми:
- Инсценировка по сказке А. Сутеева «Под грибом»;
- Составление описательного рассказа по мнемотаблице о зимующих птицах;
- Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Закончи фразу»;
- Сюжетно - ролевые игры: «Больница», «Аптека».
Работа с родителями:
- Рекомендации по чтению художественной литературы с детьми;
- Индивидуальная беседа «Речь взрослого – образец для подражания»;
- Изготовление детьми и родителями книжек-малышек.
Январь.
Работа с детьми:
- Составление описательного рассказа «Новый год»;
- Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?»;
- Сюжетно - ролевые игры: «Гости», «Семья».
Работа с родителями:
- Совместный просмотр дома с детьми русских народных сказок, мультфильмов и совместное обсуждение просмотренного.
- Рекомендации по чтению художественной литературы перед сном;
- Стендовая консультация для родителей «Игры для активизации речи».
Февраль.
Работа с детьми:
- Разучивание логоритмических упражнений без музыкального сопровождения по теме «Зима»;
- Изготовление детьми и родителями серии картинок «Любимые чистоговорки»
- Дидактические игры: «Закончи фразу», «Отгадай предмет по его частям».
- Сюжетно - ролевые игры: «Кафе».
Работа с родителями:
- Консультация «Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром».
- Стендовая консультация для родителей «Показатели речевого развития детей шестого года жизни».
3 этап – Заключительный (март)
- Обработка и оформление материалов проекта;
- Выставка детских работ;
- Театрализованное представление по сказке В. Сутеева «Мешок яблок»
- Оформление фотоальбома;
- Анализ результативности: подведение итогов – отчет, обобщение опыта работы по проекту, выступление на педсоветах, методических объединениях о результатах работы.
Заключение:
Совместная работа детского сада и семьи дает положительные результаты – развивается словарный запас детей, речь становится эмоционально-окрашенной, грамматически и фонетически правильной, что оказывает влияние не только на умственное, но и личностное развитие дошкольников.
По результатам проделанной работы можно сделать вывод: целенаправленная работа по развитию речи детей путем привлечения родителей воспитанников дает положительные результаты. В семье заложены уникальные возможности для развития речи детей.
Взаимодействие воспитателей с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка. Родители воспитанников становятся активными участниками воспитательного процесса и помощниками педагога. Таким образом, мы можем говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.
Список литературы:
- Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников». – М.: Академия, 2000 360 с.
- Алябьева Е. А. От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
- Бородин А.М. «Методика развития речи детей». М.: Просвещение, 2013 225 с.
- Леонтьев А.Н. «Становление психологии деятельности». Москва, 2011 246с
- Сохина Ф.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста» : Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 2015 223 с.
- Атласова Т.А. «Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
- Бочкарева О.И. «Обогащение и активизация словарного запаса». ИТД «Корифей», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта по речевому развитию: "Учимся играя".
Дидактические игры - важнейшее средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Проект об использовании дидактических игр для развития речи детей....
Проект парциальной образовательной программы по речевому развитию "Давайте говорить правильно"
В программе указано обоснование выбора парциальной программы, цели, задачи, принципы реализации программы, планируемые результаты освоения программы.Тематическое планирование раскрывает содержание ...
Учимся говорить правильно, играя!
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития, а качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дош...
Речевой центр «Учимся говорить правильно»
Речевой центр – это часть предметно-развивающей среды для игр поодиночке или в группе, направленных на исправление существующих нарушений речи, стимуляцию речевой активности ребенка....
Смотр-конкурс центров речевого развития "Будем говорить правильно!"
С 18 по 25 января 2019 года в нашем учреждении проходил смотр-конкурс на создание лучшего речевого центра "Будем говорить правильно!"....
Картотека речевых игр "Учимся говорить правильно"
Речь -это визитная карточка любого человека. Речевое развитие начинается с рождения и длятся всю нашу жизнь....
Программа коррекции речевых нарушений "Учусь говорить правильно" у детей дошкольного возраста 3-7лет
Рабочая программа (далее - Программа) является документом, представляющим модель образовательной деятельности услуги по проведению занятий по коррекции звукопроизношения «Учусь говорить правильн...