Речевой центр «Учимся говорить правильно»
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
Речевой центр – это часть предметно-развивающей среды для игр поодиночке или в группе, направленных на исправление существующих нарушений речи, стимуляцию речевой активности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://cloud.mail.ru/public/LTWV/2HL7JMZMk | 13.51 КБ |
osnashchenie_rechevogo_tsentra_.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
В основу речевого центра входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:
- артикуляционной моторики
- мелкой моторики пальцев рук
- дыхания
- психических процессов
- фонематического слуха
- правильного звукопроизношения
- лексики
- грамматики
- связной речи
- звукового анализа и синтеза слогов и слов
Для просмотра перейти по ссылке
Предварительный просмотр:
Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.
В речевом развитии детей центральное место занимает речь воспитателя. Своей речью педагог учит ребенка родному языку, общаясь на протяжении всего дня. Воспитатель должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям (звукопроизношение, артикуляция, формирование лексических и грамматических навыков и т. д).
Проведение в системе занятий по развитию речи детей.
Организация бесед, игр и игровых упражнений, направленных на обогащение и активизацию речи ребенка. Они проводятся со всеми детьми, частью детей и в индивидуальной форме. Могут быть кратковременными и более длительными. Могут быть спланированы заранее, а могут возникнуть стихийно.
Создание педагогами определенных условий – специального места, обособленного от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию и коррекции речи детей – это речевой центр.
Речевой центр способствует содержательному общению детей со взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
Критерии оснащения при подборе дидактического материала:
- наполняемость уголка;
- разнообразие материала;
- соответствие возрасту;
- доступность;
- системность;
- эстетика оформления;
- ведущая игрушка («хозяйка» речевого уголка).
Материал, содержащийся в речевом центре, имеет многофункциональный характер. Дидактическое оснащение удовлетворяет потребностям актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи. Игровой и дидактический материал заменяется и пополняется для разнообразия деятельности детей. Комплектование игрового и дидактического материала в речевом уголке осуществляется в соответствии с тематическим планированием.
Создавая развивающую среду группы, важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Большое внимание уделено эстетике речевого уголка. Его оформление привлекательно для детей и вызывает у них стремление к самостоятельной деятельности.
Содержание речевого уголка:
1. Артикуляционные упражнения
Методический материал:
- Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.
- Комплексы артикуляционной гимнастики для звуков (свистящих, шипящих, сонорных).
- Артикуляционная гимнастика в считалочках.
- Картинки-опоры для артикуляционной гимнастики.
Оборудование для артикуляционных упражнений:
- Зеркала.
2. Звукопроизношение
Дидактический и методический материал
- Смирнова Л. Н. «Играем со звуками».
- Материал для автоматизации произношения шипящих, свистящих и сонорных звуков.
- Автоматизация звуков с, ш, ж, р в коррекционно-развивающих играх.
- Лазаренко О. И. Альбомы для автоматизации произношения звуков.
- Валявко С. М. «Скороговорки».
- Ильякова Н. Е. «Игры-занятия».
- Зуева Л. Н., Солошенко О. П., Костылева Н. Ю. «Логопедия для дошкольников» (игровые задания).
3. Массаж
Методический материал:
- Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна».
- Развивающий массаж в логопедической работе с детьми.
- Упражнения по самомассажу.
- «Не циркач и не артист – сам себе я массажист» (самомассаж лица и шеи).
- Массаж с помощью шарика Су-Джок.
Оборудование для массажа:
- Шарики Су-Джок.
- Пружинки Су-Джок.
- Трубочки.
- Резиновые игрушки.
- Эспандер.
- Рукавичка (ткань).
- Рукавичка (резиновая).
4. Мелкая моторика
Методический материал:
- Логоритмика.
- Пальчиковые игры-упражнения.
- Пальчиковая гимнастика.
- Использование песка и воды в индивидуальной работе с детьми.
Пальчиковые игры:
- Игры с карандашами.
- Игры с бумагой.
- Шитье, плетение.
- Поделки из природного материала.
- Игры со счетными палочками.
- Игры с крупой.
- Сухой бассейн.
- Водные забавы.
- Песочная страна
5. Дыхание
Методический материал:
- «Веселая разминка» (комплекс дыхательных и физических упражнений под чтение стихотворных текстов).
- Дыхательная гимнастика.
- Упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.
Игры на развитие дыхания:
- Чья фигура дальше улетит?
- Фокус.
- Чей карандаш прокатится дальше?
- Задуй свечу.
- Кто дальше загонит мяч?
- Сдуй снежинку.
- Фасолевые гонки.
6. Лексика
Дидактический и методический материал по лексическим темам.
- Тематический словарь в картинках.
Игры:
- Что? Откуда? Почему?
- Мой дом
- Подбери нужное.
- Времена года.
- Подбери картинку.
7. Грамматика
Дидактический и методический материал:
- Киселева Г. А. «Книжки-учишка» (альбом игровых упражнений).
- Игры на развитие грамматического строя речи.
- Лексико-грамматический материал.
Игры:
- Времена года.
- Парные картинки.
- Готовим пиццу.
- Кем быть?
8. Связная речь
Дидактический и методический материал:
- Составление описательного рассказа («Тематический словарь в картинках») по темам.
- Сюжетные картины Нищева Н. В.
- Чистоговорки.
- Скороговорки в картинках.
- Использование дифференцированных заданий при обучении монологу детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи.
- Стихотворные упражнения для развития у детей с ОНР причинного мышления и речи.
Игры:
- Любимые сказки.
- Кто и что?
- Ума палата.
- Что сначала, что потом?
- Соседи.
- Четвертый лишний.
9. Фонетика
Игры:
- Звуковые линейки.
- Сколько звуков в слове?
- Определи место звука в слове.
- Картинки предметные (альбом).
- Символы артикуляционного уклада гласных звуков.
- Подбери схему к картинке.
- Цепочки слов.
- Шумелки.
10. Обучение грамоте
Игры:
- Алфавит.
- Умное домино. Буквы.
- Ребусы.
- Прочитай
- Магнитная азбука.
- Составь слово.
- Веер букв (гласные и согласные).
- Слова, слоги, фигуры.
- Кто спрятался в букве?
- Пальчиковая азбука.
- Азбука в стихах.
11. Игры на развитие психических процессов
- Подбери узор.
- Цвет и форма.
- Для умников и умниц.
- Подбери по смыслу.
- Противоположности.
- Логический поезд.
- Четвертый лишний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...
Учимся говорить правильно. Профилактика речевых нарушений
А) Игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук Б) Игры и упражнения на развитие слухового внимание, фонематического восприятия В) Игры и упражнения по формированию просо...
Смотр-конкурс центров речевого развития "Будем говорить правильно!"
С 18 по 25 января 2019 года в нашем учреждении проходил смотр-конкурс на создание лучшего речевого центра "Будем говорить правильно!"....
Картотека речевых игр "Учимся говорить правильно"
Речь -это визитная карточка любого человека. Речевое развитие начинается с рождения и длятся всю нашу жизнь....
Оборудование речевого уголка в групповом помещении детей 4-го года жизни Центр «Учимся говорить»:
Оборудование речевого уголка в групповом помещении детей 4-го года жизниЦентр «Учимся говорить»:...
Программа коррекции речевых нарушений "Учусь говорить правильно" у детей дошкольного возраста 3-7лет
Рабочая программа (далее - Программа) является документом, представляющим модель образовательной деятельности услуги по проведению занятий по коррекции звукопроизношения «Учусь говорить правильн...