Речевой центр «Учимся говорить правильно»
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Кочеткова Наталья Николаевна

Речевой центр – это часть предметно-развивающей среды для игр поодиночке или в группе, направленных на исправление существующих нарушений речи, стимуляцию речевой активности ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В основу речевого центра входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

      - артикуляционной моторики

      - мелкой моторики пальцев рук

      - дыхания

      - психических процессов

      - фонематического слуха

      - правильного звукопроизношения

      - лексики

      - грамматики

      - связной речи

      - звукового анализа и синтеза слогов и слов

Для просмотра перейти по ссылке

https://cloud.mail.ru/public/LTWV/2HL7JMZMk



Предварительный просмотр:

Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.

В речевом развитии детей центральное место занимает речь воспитателя. Своей речью педагог учит ребенка родному языку, общаясь на протяжении всего дня. Воспитатель должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям (звукопроизношение, артикуляция, формирование лексических и грамматических навыков и т. д).

Проведение в системе занятий по развитию речи детей.

Организация бесед, игр и игровых упражнений, направленных на обогащение и активизацию речи ребенка. Они проводятся со всеми детьми, частью детей и в индивидуальной форме. Могут быть кратковременными и более длительными. Могут быть спланированы заранее, а могут возникнуть стихийно.

Создание педагогами определенных условий – специального места, обособленного от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию и коррекции речи детей – это речевой центр.

Речевой центр способствует содержательному общению детей со взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

Критерии оснащения при подборе дидактического материала:

- наполняемость уголка;

- разнообразие материала;

- соответствие возрасту;

- доступность;

- системность;

- эстетика оформления;

- ведущая игрушка («хозяйка» речевого уголка).

Материал, содержащийся в речевом центре, имеет многофункциональный характер. Дидактическое оснащение удовлетворяет потребностям актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи. Игровой и дидактический материал заменяется и пополняется для разнообразия деятельности детей. Комплектование игрового и дидактического материала в речевом уголке осуществляется в соответствии с тематическим планированием.

Создавая развивающую среду группы, важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Большое внимание уделено эстетике речевого уголка. Его оформление привлекательно для детей и вызывает у них стремление к самостоятельной деятельности.

Содержание речевого уголка:

1. Артикуляционные упражнения

Методический материал:

- Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.

- Комплексы артикуляционной гимнастики для звуков (свистящих, шипящих, сонорных).

- Артикуляционная гимнастика в считалочках.

- Картинки-опоры для артикуляционной гимнастики.

Оборудование для артикуляционных упражнений:

- Зеркала.

2. Звукопроизношение

Дидактический и методический материал

- Смирнова Л. Н. «Играем со звуками».

- Материал для автоматизации произношения шипящих, свистящих и сонорных звуков.

- Автоматизация звуков с, ш, ж, р в коррекционно-развивающих играх.

- Лазаренко О. И. Альбомы для автоматизации произношения звуков.

- Валявко С. М. «Скороговорки».

- Ильякова Н. Е. «Игры-занятия».

- Зуева Л. Н., Солошенко О. П., Костылева Н. Ю. «Логопедия для дошкольников» (игровые задания).

3. Массаж

Методический материал:

- Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна».

- Развивающий массаж в логопедической работе с детьми.

- Упражнения по самомассажу.

- «Не циркач и не артист – сам себе я массажист» (самомассаж лица и шеи).

- Массаж с помощью шарика Су-Джок.

Оборудование для массажа:

- Шарики Су-Джок.

- Пружинки Су-Джок.

- Трубочки.

- Резиновые игрушки.

- Эспандер.

- Рукавичка (ткань).

- Рукавичка (резиновая).

4. Мелкая моторика

Методический материал:

- Логоритмика.

- Пальчиковые игры-упражнения.

- Пальчиковая гимнастика.

- Использование песка и воды в индивидуальной работе с детьми.

Пальчиковые игры:

- Игры с карандашами.

- Игры с бумагой.

- Шитье, плетение.

- Поделки из природного материала.

- Игры со счетными палочками.

- Игры с крупой.

- Сухой бассейн.

- Водные забавы.

- Песочная страна

5. Дыхание

Методический материал:

-  «Веселая разминка» (комплекс дыхательных и физических упражнений под чтение стихотворных текстов).

- Дыхательная гимнастика.

- Упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.

Игры на развитие дыхания:

- Чья фигура дальше улетит?

- Фокус.

- Чей карандаш прокатится дальше?

- Задуй свечу.

- Кто дальше загонит мяч?

- Сдуй снежинку.

- Фасолевые гонки.

6. Лексика

Дидактический и методический материал по лексическим темам.

- Тематический словарь в картинках.

Игры:

- Что? Откуда? Почему?

- Мой дом

- Подбери нужное.

- Времена года.

- Подбери картинку.

7. Грамматика

Дидактический и методический материал:

- Киселева Г. А. «Книжки-учишка» (альбом игровых упражнений).

- Игры на развитие грамматического строя речи.

- Лексико-грамматический материал.

Игры: 

- Времена года.

- Парные картинки.

- Готовим пиццу.

- Кем быть?

8. Связная речь

Дидактический и методический материал:

- Составление описательного рассказа («Тематический словарь в картинках») по темам.

- Сюжетные картины Нищева Н. В.

-  Чистоговорки.

- Скороговорки в картинках.

- Использование дифференцированных заданий при обучении монологу детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи.

- Стихотворные упражнения для развития у детей с ОНР причинного мышления и речи.

Игры: 

- Любимые сказки.

- Кто и что?

- Ума палата.        

- Что сначала, что потом?

- Соседи.

- Четвертый лишний.

9. Фонетика

Игры: 

- Звуковые линейки.

- Сколько звуков в слове?

- Определи место звука в слове.

- Картинки предметные (альбом).

- Символы артикуляционного уклада гласных звуков.

- Подбери схему к картинке.

- Цепочки слов.

- Шумелки.

10. Обучение грамоте

Игры: 

- Алфавит.

- Умное домино. Буквы.

- Ребусы.

- Прочитай

- Магнитная азбука.

- Составь слово.

- Веер букв (гласные и согласные).

- Слова, слоги, фигуры.

- Кто спрятался в букве?

- Пальчиковая азбука.

- Азбука в стихах.

11. Игры на развитие психических процессов

- Подбери узор.

- Цвет и форма.

- Для умников и умниц.

- Подбери по смыслу.

- Противоположности.

- Логический поезд.

- Четвертый лишний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»

Развивающая  предметно-пространственная  среда  дошкольной  организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...

Учимся говорить правильно. Профилактика речевых нарушений

А) Игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук  Б) Игры и упражнения на развитие слухового внимание, фонематического восприятия В) Игры и упражнения по формированию просо...

Смотр-конкурс центров речевого развития "Будем говорить правильно!"

С 18 по 25 января 2019 года в нашем учреждении проходил смотр-конкурс на создание лучшего речевого центра "Будем говорить правильно!"....

Картотека речевых игр "Учимся говорить правильно"

Речь -это визитная карточка любого человека. Речевое развитие начинается с рождения и длятся всю нашу жизнь....

Оборудование речевого уголка в групповом помещении детей 4-го года жизни Центр «Учимся говорить»:

Оборудование речевого уголка в групповом помещении детей 4-го года жизниЦентр «Учимся говорить»:...

Программа коррекции речевых нарушений "Учусь говорить правильно" у детей дошкольного возраста 3-7лет

Рабочая программа (далее - Программа) является документом, представляющим модель образовательной деятельности услуги по проведению занятий по коррекции звукопроизношения «Учусь говорить правильн...