Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие" для детей с ОНР (подготовительная группа) Тема: "В школу с Буратино"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Лютая Тамара Валентиновна

Конспект  по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с ОНР III уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_shkolu_s_buratino.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №41 «Золотая рыбка»

города Рубцовска Алтайского края

_________________________________________________________________________________________

658210, город Рубцовск, ул. Красная, 89

телефон 4-21-84, 4-45-45

E-mailds41-zr@yandex.ru

Тема :  «В школу с Буратино»

Форма проведения: организованная образовательная деятельность

        Возрастная группа: подготовительная к школе группа для детей с ОНР

   

                                                  учитель-логопед

                                               Лютая Т. В.

                                                               

2022 г.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»,  «Художественно-эстетическое»

1.Лексическая тема: «Школа, школьные принадлежности»

2. Грамматическая тема: составление предложений различных синтаксических конструкций; согласование частей речи;  употребление предлогов.

3Логопедическая тема: автоматизация и дифференциация сонорных, свистящих и шипящих звуков в спонтанной речи.

Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: «В школу с Буратино»

Цель: создание условий, способствующих обобщению и систематизации  знаний, полученных за учебный год.

Задачи:

Образовательные: 

Способствовать:

  • обобщению и систематизации  знаний о звуках, слогах, словах, предложениях;
  • систематизации навыков звуко-слогового анализа и синтеза, чтения слов и предложений,
  • закреплению умения  отвечать на заданный вопрос полным предложением;
  • закреплению умения  пересказывать рассказ по серии сюжетных картин с добавлением последующих событий;
  • активизации умения в составлении предложений различных синтаксических конструкций;
  • закреплению навыков словообразования и словоизменения;
  • обогащению и активизации словарного запаса;
  • уточнению и обобщению знаний о   школе;
  • закреплению понятия «школа», «школьные принадлежности».

Развивающие:

Способствовать:

  • развитию фонематического и зрительного  восприятия; 
  • развитию  внимания, памяти, мышления;
  • развитию артикуляционной, тонкой и общей моторики, синхронного взаимодействия между движением и речью;
  • развитию правильного речевого выдоха;
  • развитию грамматического строя речи;
  • развитию самостоятельной связной речи;
  • развитию воображения, фантазии.

Воспитательные:

Способствовать:

  • развитию эмоциональной отзывчивости:

- поддерживать желание проявлять чувство ответственности за свои поступки, инициативности, доброжелательности, взаимопомощи

 и    взаимовыручки;

             - поощрять умение  положительно оценивать речь друг друга;

             - поощрять умение управлять собой, выполнять установленные правила, сдерживать эмоциональное возбуждение,

        умение работать в коллективе.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Ранец, переменка. кипяток, супница, обжигающий, ледяной. медовое, сахарное, рисовая, соковарка, пароварка.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:

1. Словесные: художественное слово, беседа, вопросы, напоминания, указание, поощрение, объяснения.

2. Наглядные: сюрпризный момент, демонстрация картинок, карточек.

3. Игровые: игры «Какой ранец?», «Сосчитай», «Назови слова» (с мячом),  «Подбери слово к схеме», «Слова рассыпались», «Собери слова из звуков», «Составь рассказ».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Беседы о школе,чтение художественных произведений с последующим обсуждением: Л.Н. Толстой «Филипок», АЛ. Барто «Первый урок», З.Н. Александрова «В школу». чтение стихов, рассказов, загадывние загадок о школе, игры и занятия по развитию словаря, грамматического строя, связной речи, показ картин о школе.

ОБОРУДОВАНИЕ: мяч, д/и «Сосчитай», кукла Буратино, ранец, колокольчик, схема слова, карточки со слогами, предложениями, серия сюжетных картинок к рассказу «Случай с Васей».

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Цель: создание условий, способствующих ненавязчивому введению детей в образовательную деятельность, установлению контакта, положительной мотивации к предстоящей деятельности.

Задачи:

1. Привлечь детей к предстоящей совместной деятельности;

2. Способствовать активизации детей.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети по мере окончания игр готовятся к  логопедическому занятию, включаются в общую подготовку добровольно, активно, из интереса к происходящему. (убирают игрушки, строятся для перехода в кабинет)

Дети заходят в кабинет, приветствуют гостей, присаживаются на стулья.

 

Предполагаемый ответ детей.

- После лета наступит осень.

Дети выполняют самомассаж «Умывание»

«Намыливают» руки

Растирающие движения лица.

Поглаживающие движения лица.

У детей создана

мотивация к предстоящей деятельности.

Для организации  детей и установления эмоционального контакта за 10 минут до мероприятия учитель-логопед привлекает внимание детей, напоминает

о предстоящем логопедическом  занятии.

Педагог поощряет желание и умение детей действовать дружно, помогать друг другу.

Логопед обращает внимание детей на гостей, находящихся в кабинете, предлагает присесть на стульчики.

 

 Педагог обращается к детям:

- Какое время года наступит после лета?

-  Осенью вы все пойдете в школу. А сейчас на минуточку мы представим, что уже наступило 1 сентября, и мы собираемся с вами идти в школу.

Перед тем как идти в школу:

Рано утром мы встаем,

Мыло в руки мы берем.

Лицо мылом растираем,

А водичкой все смываем.

 

Стулья  и столы для детей и педагога.

Основная часть

Цель: создание условий, способствующих обобщению и систематизации  знаний.

Задачи:

1.Способствовать: обобщению и систематизации  знаний о звуках, слогах, словах, предложениях; систематизации навыков звуко-слогового анализа и синтеза, чтения слов и предложений, закреплению умения  отвечать на заданный вопрос полным предложением; закреплению умения  пересказывать рассказ по серии сюжетных картин с добавлением последующих событий; активизации умения в составлении предложений различных синтаксических конструкций; закреплению навыков словообразования и словоизменения (согласование частей речи в роде, числе, падеже); умения использовать в речи предлоги; обогащению и активизации словарного запаса; уточнению и обобщению знаний о   школе; закреплению понятия «школа», «школьные принадлежности».

2.Способствовать: развитию фонематического восприятия; зрительного  восприятия, внимания. памяти, мышления. развитию артикуляционной

тонкой и общей моторики, синхронного взаимодействия между движением и речью; правильного речевого выдоха; грамматического строя речи; самостоятельной связной речи; воображения, фантазии;

3. Способствовать: развитию эмоциональной отзывчивости. - поддерживать желание проявлять чувство ответственности за свои поступки, инициативности, доброжелательности, взаимопомощи и    взаимовыручки; поощрять умение  положительно оценивать речь друг друга;

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети слушают.

Дети отвечают на вопросы  индивидуально.

Предполагаемые ответы

детей.

– Буратино возьмёт карандаши, ручку, тетради, учебники, пенал, ластик.

-Это школьные  принадлежности.

- Буратино забыл взять ранец.

- Лёгкий, большой, красивый, разноцветный, вместительный.

- Ранец нужен для того, чтобы положить школьные принадлежности.

Индивидуальные предполагаемые ответы:

- 3 пушистых белки.

-  4 высоких елки.

- 5 съедобных грибов.

-6 разноцветных пирамидок.

- 7 резиновых мячей.

- 6 свежих огурцов.

- 4 веселых снеговика.

- 5 глубоких тарелок.

- 6 красных шляп.

- 7 румяных яблок.

Индивидуальные и хоровые предполагаемые ответы:

- Рисовая.

- Мясная.

- Холодные.

- Кислая.

- Кипяток, обжигающий.

- Ледяной.

- Медовое, сахарное.

- Супница.

- Соковарка.

- Пароварка.

Дети выбирают картинку с изображением книги.

Предполагаемые ответы

детей.

- Два слога.

- Пять звуков.

- 2 гласных, 3 согласных.

 - Книга называется букварь.

Дети составляют из слогов слова: ШКОЛА, УРОКИ.

Дети называют слова

ЧИТАЛ, ПИСАЛ.

Дети читают предложения: У САШИ ШАР.

У МАШИ ШАР.

РОМА МЫЛ РУКИ.

ИРА МЫЛА РУКИ.

ВИКА МАЛА.

САША МАЛ.

Предполагаемый ответ

детей.

- Мы читали  предложения.

- Про детей.

Дети выполняют

физминутку, соотносят слова и движения.

День стоял веселый, осень на дворе

Мы шагали в школу утром

в сентябре.

Прямо и направо,

а потом назад.

А потом обратно,

а потом кругом,

А потом вприпрыжку, а потом бегом.

   Педагог рассказывает:

- Вы только пойдете в школу, а вот наш друг Буратино уже ходит в школу. Посмотрите, он собрался в школу, какие предметы возьмёт он с собой.

Педагог предлагает назвать школьные принадлежности 

- Как назвать эти предметы общими словами?

- Что забыл взять с собой?

- Какой ранец у Буратино?

- Для чего нужен ранец?

- Буратино такой рассеянный, да и в школу он ходит совсем недавно, стесняется пока еще отвечать на уроках. Поэтому он просит вас отправиться вместе с ним в школу и помочь ему.

Педагог предлагает узнать, какие задания приходится выполнять Буратино в школе.

Логопед звонит колокольчиком.  

- Начинается первый урок математики.

- Буратино, тебе нужно назвать предметы, изображенные на карточке, сказать какие они, а затем посчитать.

- Буратино, что изображено на твоей карточке? (Столы) Столы какие? (деревянные). А сколько деревянных столов изображено? (5 деревянных столов).

- Ребята, что-то у меня очень медленно получается, так мы до конца урока не успеем выполнить задание, помогите мне пожалуйста - просит вас Буратино. - Поможем Буратино называть и считать предметы!

Логопед звонит колокольчиком.  

- Перемена.Наш Буратино проголодался и пошел в столовую, а мы поиграем в игру  с мячом.

- Каша из риса какая?

- Запеканка из мяса какая?

- Пирожки горячие, а наоборот ...  .

- Компот сладкий, а наоборот ...  .

- Чай горячий, а как по-другому...  .

- Сок холодный, а по-другому...  .

- Пирожное сладкое, а по-другому...  .  

 - Подбери похожее слово к слову суп.

- Варит сок – что это?

- Варит  на пару – что это?

Логопед звонит колокольчиком.

- Следующий урок - это урок грамоты.

Логопед предлагает выбрать из предложенных предметных картинок картинку с изображением подходящего предмета к схеме. 

- Сколько слогов в слове КНИГА?

- Сколько звуков в слове «книга»?

 Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков?

- Как называется книга, по которой дети учатся читать?

 - Буратино нес в школу свой букварь, уронил его и все слова рассыпались

на слоги. Помогите собрать слова!

Логопед показывает карточки со слогами:

ЛА     ШКО      КИ    УРО.

- Соберем слова из звуков и узнаем, что же делал Буратино на уроках грамоты.

Логопед называет звуки:

 Ч, И, Т, А, Л                П, И, С, А, Л  

- А вы умете читать? Прочитайте!

 Логопед показывает карточки с предложениями.

- Что вы читали?

- Про кого предложения?

Педагог звонит колокольчиком.  

Переменка

- На перемене можно немного отдохнуть.

Логопед звонит колокольчиком.  

- Звенит звонок, начинается последний урок развитие речи.

Сегодня вы будите сочинять конец рассказа по картинкам. Я начну рассказ, а вы продолжите:

Вася  пришел из школы и сел играть на компьютере. Когда стемнело, он вспомнил, что не сделал уроки. Вася разложил книги, тетради и стал выполнять домашнее задание. Он очень устал, и у него не осталось сил сложить всё в портфель. Утром Вася долго искал нужные вещи. (Когда он пришёл в школу, дети сидели за партами и шёл урок. Васе стало стыдно, что он опоздал. Он дал себе слово, что больше так поступать не будет.)

- Чье окончание рассказа вам понравилось больше всего?

- Какие полезные советы мы можем дать Васе?

Практическая деятельность.

Упражнение в составлении   предложений с однородными членами дополнения.

Практическая деятельность.

Упражнение в подборе слов-признаков.

Практическая деятельность.

Упражнение в составлении   сложноподчинённого предложения с союзом «для того,чтобы».

Практическая деятельность.

Упражнения в согласовании числительных со словосочетаниями  (прилагательное +существительное )

Практическая деятельность.

Упражнения в употреблении относительных прилагательных, антонимов, родственных слов и сложных существительных

Предметные картинки:

стол, стул, школа, книга

Схема слова «книга»

Практическая деятельность.

Упражнение в чтении слов

и предложений.

.

Практическая деятельность.

Упражнения в  употреблении  предложений различных синтаксических конструкций,

в пересказе рассказа по серии сюжетных картин с добавлением последующих событий.

Заключительная часть

Цель: подведение итогов.

Задачи:

1.Закреплять умение детей обобщать и делать выводы.

2.Развивать желание делиться своими впечатлениями.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечания

Дети сидят на стульчиках. Свободно выражают свои мысли, чувства, делятся своими впечатлениями.

Отвечают на вопросы хором и индивидуально. Предполагаемые ответы детей:

- Как мы с Буратино были

в школе.

- На уроке математики помогали Буратино считать.

- Как играли в мяч.

- Помогали Буратино читать слова.

- Как читали предложения.

- Как отдыхали на перемене.

- Как рассказывали рассказ про Васю.

Дети прощаются с гостями.

Педагог побуждает детей к обсуждению, выделению главного, обращаясь

с вопросами:

- Нам пора прощаться с Буратино.

- Что вам запомнилось?

Педагог активизирует детей индивидуальными обращениями, похвалой.

- Буратино благодарит вас за помощь. Вы настоящие друзья! Буратино желает вам успехов в учебе.

Педагог отмечает, что дети говорили предложениями, научились говорить красиво и правильно.

Педагог просит детей попрощаться с гостями.

Практическая деятельность.

Упражнение в  употреблении простых распространённых предложений с прямым

и косвенным дополнением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе Тема: «Ларец для Ивана-Царевича»

Целью данной деятельности является создание условий для закрепления знаний, умений и навыков по разделу: "Обучение грамоте"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей старшего возраста (подготовительная группа) Тема: «Путешествие в страну Эмоций»

Конспект «Путешествие в страну Эмоций» может помочь воспитателям провести интересное занятие для детей в подготовительной группе по социально-коммуникативному развитиюЦель: Развитие эмоцио...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (подготовительная группа) Тема: «Путешествие в страну математики»

Данный материал предназначен для внедрение в практическую деятельность педагога дошкольного образования.Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и прод...