Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие" для детей с ОНР (подготовительная группа) Тема: "В школу с Буратино"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с ОНР III уровня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_shkolu_s_buratino.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №41 «Золотая рыбка»
города Рубцовска Алтайского края
_________________________________________________________________________________________
658210, город Рубцовск, ул. Красная, 89
телефон 4-21-84, 4-45-45
E-mailds41-zr@yandex.ru
Тема : «В школу с Буратино»
Форма проведения: организованная образовательная деятельность
Возрастная группа: подготовительная к школе группа для детей с ОНР
учитель-логопед
Лютая Т. В.
2022 г.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое»
1.Лексическая тема: «Школа, школьные принадлежности»
2. Грамматическая тема: составление предложений различных синтаксических конструкций; согласование частей речи; употребление предлогов.
3Логопедическая тема: автоматизация и дифференциация сонорных, свистящих и шипящих звуков в спонтанной речи.
Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Тема: «В школу с Буратино»
Цель: создание условий, способствующих обобщению и систематизации знаний, полученных за учебный год.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать:
- обобщению и систематизации знаний о звуках, слогах, словах, предложениях;
- систематизации навыков звуко-слогового анализа и синтеза, чтения слов и предложений,
- закреплению умения отвечать на заданный вопрос полным предложением;
- закреплению умения пересказывать рассказ по серии сюжетных картин с добавлением последующих событий;
- активизации умения в составлении предложений различных синтаксических конструкций;
- закреплению навыков словообразования и словоизменения;
- обогащению и активизации словарного запаса;
- уточнению и обобщению знаний о школе;
- закреплению понятия «школа», «школьные принадлежности».
Развивающие:
Способствовать:
- развитию фонематического и зрительного восприятия;
- развитию внимания, памяти, мышления;
- развитию артикуляционной, тонкой и общей моторики, синхронного взаимодействия между движением и речью;
- развитию правильного речевого выдоха;
- развитию грамматического строя речи;
- развитию самостоятельной связной речи;
- развитию воображения, фантазии.
Воспитательные:
Способствовать:
- развитию эмоциональной отзывчивости:
- поддерживать желание проявлять чувство ответственности за свои поступки, инициативности, доброжелательности, взаимопомощи
и взаимовыручки;
- поощрять умение положительно оценивать речь друг друга;
- поощрять умение управлять собой, выполнять установленные правила, сдерживать эмоциональное возбуждение,
умение работать в коллективе.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Ранец, переменка. кипяток, супница, обжигающий, ледяной. медовое, сахарное, рисовая, соковарка, пароварка.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
1. Словесные: художественное слово, беседа, вопросы, напоминания, указание, поощрение, объяснения.
2. Наглядные: сюрпризный момент, демонстрация картинок, карточек.
3. Игровые: игры «Какой ранец?», «Сосчитай», «Назови слова» (с мячом), «Подбери слово к схеме», «Слова рассыпались», «Собери слова из звуков», «Составь рассказ».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Беседы о школе,чтение художественных произведений с последующим обсуждением: Л.Н. Толстой «Филипок», АЛ. Барто «Первый урок», З.Н. Александрова «В школу». чтение стихов, рассказов, загадывние загадок о школе, игры и занятия по развитию словаря, грамматического строя, связной речи, показ картин о школе.
ОБОРУДОВАНИЕ: мяч, д/и «Сосчитай», кукла Буратино, ранец, колокольчик, схема слова, карточки со слогами, предложениями, серия сюжетных картинок к рассказу «Случай с Васей».
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) Цель: создание условий, способствующих ненавязчивому введению детей в образовательную деятельность, установлению контакта, положительной мотивации к предстоящей деятельности. Задачи: 1. Привлечь детей к предстоящей совместной деятельности; 2. Способствовать активизации детей. | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Дети по мере окончания игр готовятся к логопедическому занятию, включаются в общую подготовку добровольно, активно, из интереса к происходящему. (убирают игрушки, строятся для перехода в кабинет) Дети заходят в кабинет, приветствуют гостей, присаживаются на стулья.
Предполагаемый ответ детей. - После лета наступит осень. Дети выполняют самомассаж «Умывание» «Намыливают» руки Растирающие движения лица. Поглаживающие движения лица. У детей создана мотивация к предстоящей деятельности. | Для организации детей и установления эмоционального контакта за 10 минут до мероприятия учитель-логопед привлекает внимание детей, напоминает о предстоящем логопедическом занятии. Педагог поощряет желание и умение детей действовать дружно, помогать друг другу. Логопед обращает внимание детей на гостей, находящихся в кабинете, предлагает присесть на стульчики.
Педагог обращается к детям: - Какое время года наступит после лета? - Осенью вы все пойдете в школу. А сейчас на минуточку мы представим, что уже наступило 1 сентября, и мы собираемся с вами идти в школу. Перед тем как идти в школу: Рано утром мы встаем, Мыло в руки мы берем. Лицо мылом растираем, А водичкой все смываем.
| Стулья и столы для детей и педагога. | |
Основная часть Цель: создание условий, способствующих обобщению и систематизации знаний. Задачи: 1.Способствовать: обобщению и систематизации знаний о звуках, слогах, словах, предложениях; систематизации навыков звуко-слогового анализа и синтеза, чтения слов и предложений, закреплению умения отвечать на заданный вопрос полным предложением; закреплению умения пересказывать рассказ по серии сюжетных картин с добавлением последующих событий; активизации умения в составлении предложений различных синтаксических конструкций; закреплению навыков словообразования и словоизменения (согласование частей речи в роде, числе, падеже); умения использовать в речи предлоги; обогащению и активизации словарного запаса; уточнению и обобщению знаний о школе; закреплению понятия «школа», «школьные принадлежности». 2.Способствовать: развитию фонематического восприятия; зрительного восприятия, внимания. памяти, мышления. развитию артикуляционной тонкой и общей моторики, синхронного взаимодействия между движением и речью; правильного речевого выдоха; грамматического строя речи; самостоятельной связной речи; воображения, фантазии; 3. Способствовать: развитию эмоциональной отзывчивости. - поддерживать желание проявлять чувство ответственности за свои поступки, инициативности, доброжелательности, взаимопомощи и взаимовыручки; поощрять умение положительно оценивать речь друг друга; | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Дети слушают. Дети отвечают на вопросы индивидуально. Предполагаемые ответы детей. – Буратино возьмёт карандаши, ручку, тетради, учебники, пенал, ластик. -Это школьные принадлежности. - Буратино забыл взять ранец. - Лёгкий, большой, красивый, разноцветный, вместительный. - Ранец нужен для того, чтобы положить школьные принадлежности. Индивидуальные предполагаемые ответы: - 3 пушистых белки. - 4 высоких елки. - 5 съедобных грибов. -6 разноцветных пирамидок. - 7 резиновых мячей. - 6 свежих огурцов. - 4 веселых снеговика. - 5 глубоких тарелок. - 6 красных шляп. - 7 румяных яблок. Индивидуальные и хоровые предполагаемые ответы: - Рисовая. - Мясная. - Холодные. - Кислая. - Кипяток, обжигающий. - Ледяной. - Медовое, сахарное. - Супница. - Соковарка. - Пароварка. Дети выбирают картинку с изображением книги. Предполагаемые ответы детей. - Два слога. - Пять звуков. - 2 гласных, 3 согласных. - Книга называется букварь. Дети составляют из слогов слова: ШКОЛА, УРОКИ. Дети называют слова ЧИТАЛ, ПИСАЛ. Дети читают предложения: У САШИ ШАР. У МАШИ ШАР. РОМА МЫЛ РУКИ. ИРА МЫЛА РУКИ. ВИКА МАЛА. САША МАЛ. Предполагаемый ответ детей. - Мы читали предложения. - Про детей. Дети выполняют физминутку, соотносят слова и движения. День стоял веселый, осень на дворе Мы шагали в школу утром в сентябре. Прямо и направо, а потом назад. А потом обратно, а потом кругом, А потом вприпрыжку, а потом бегом. | Педагог рассказывает: - Вы только пойдете в школу, а вот наш друг Буратино уже ходит в школу. Посмотрите, он собрался в школу, какие предметы возьмёт он с собой. Педагог предлагает назвать школьные принадлежности - Как назвать эти предметы общими словами? - Что забыл взять с собой? - Какой ранец у Буратино? - Для чего нужен ранец? - Буратино такой рассеянный, да и в школу он ходит совсем недавно, стесняется пока еще отвечать на уроках. Поэтому он просит вас отправиться вместе с ним в школу и помочь ему. Педагог предлагает узнать, какие задания приходится выполнять Буратино в школе. Логопед звонит колокольчиком. - Начинается первый урок математики. - Буратино, тебе нужно назвать предметы, изображенные на карточке, сказать какие они, а затем посчитать. - Буратино, что изображено на твоей карточке? (Столы) Столы какие? (деревянные). А сколько деревянных столов изображено? (5 деревянных столов). - Ребята, что-то у меня очень медленно получается, так мы до конца урока не успеем выполнить задание, помогите мне пожалуйста - просит вас Буратино. - Поможем Буратино называть и считать предметы! Логопед звонит колокольчиком. - Перемена.Наш Буратино проголодался и пошел в столовую, а мы поиграем в игру с мячом. - Каша из риса какая? - Запеканка из мяса какая? - Пирожки горячие, а наоборот ... . - Компот сладкий, а наоборот ... . - Чай горячий, а как по-другому... . - Сок холодный, а по-другому... . - Пирожное сладкое, а по-другому... . - Подбери похожее слово к слову суп. - Варит сок – что это? - Варит на пару – что это? Логопед звонит колокольчиком. - Следующий урок - это урок грамоты. Логопед предлагает выбрать из предложенных предметных картинок картинку с изображением подходящего предмета к схеме. - Сколько слогов в слове КНИГА? - Сколько звуков в слове «книга»? Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков? - Как называется книга, по которой дети учатся читать? - Буратино нес в школу свой букварь, уронил его и все слова рассыпались на слоги. Помогите собрать слова! Логопед показывает карточки со слогами: ЛА ШКО КИ УРО. - Соберем слова из звуков и узнаем, что же делал Буратино на уроках грамоты. Логопед называет звуки: Ч, И, Т, А, Л П, И, С, А, Л - А вы умете читать? Прочитайте! Логопед показывает карточки с предложениями. - Что вы читали? - Про кого предложения? Педагог звонит колокольчиком. Переменка - На перемене можно немного отдохнуть. Логопед звонит колокольчиком. - Звенит звонок, начинается последний урок развитие речи. Сегодня вы будите сочинять конец рассказа по картинкам. Я начну рассказ, а вы продолжите: Вася пришел из школы и сел играть на компьютере. Когда стемнело, он вспомнил, что не сделал уроки. Вася разложил книги, тетради и стал выполнять домашнее задание. Он очень устал, и у него не осталось сил сложить всё в портфель. Утром Вася долго искал нужные вещи. (Когда он пришёл в школу, дети сидели за партами и шёл урок. Васе стало стыдно, что он опоздал. Он дал себе слово, что больше так поступать не будет.) - Чье окончание рассказа вам понравилось больше всего? - Какие полезные советы мы можем дать Васе? | Практическая деятельность. Упражнение в составлении предложений с однородными членами дополнения. Практическая деятельность. Упражнение в подборе слов-признаков. Практическая деятельность. Упражнение в составлении сложноподчинённого предложения с союзом «для того,чтобы». Практическая деятельность. Упражнения в согласовании числительных со словосочетаниями (прилагательное +существительное ) Практическая деятельность. Упражнения в употреблении относительных прилагательных, антонимов, родственных слов и сложных существительных Предметные картинки: стол, стул, школа, книга Схема слова «книга» Практическая деятельность. Упражнение в чтении слов и предложений. . Практическая деятельность. Упражнения в употреблении предложений различных синтаксических конструкций, в пересказе рассказа по серии сюжетных картин с добавлением последующих событий. | |
Заключительная часть Цель: подведение итогов. Задачи: 1.Закреплять умение детей обобщать и делать выводы. 2.Развивать желание делиться своими впечатлениями. | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечания | |
Дети сидят на стульчиках. Свободно выражают свои мысли, чувства, делятся своими впечатлениями. Отвечают на вопросы хором и индивидуально. Предполагаемые ответы детей: - Как мы с Буратино были в школе. - На уроке математики помогали Буратино считать. - Как играли в мяч. - Помогали Буратино читать слова. - Как читали предложения. - Как отдыхали на перемене. - Как рассказывали рассказ про Васю. Дети прощаются с гостями. | Педагог побуждает детей к обсуждению, выделению главного, обращаясь с вопросами: - Нам пора прощаться с Буратино. - Что вам запомнилось? Педагог активизирует детей индивидуальными обращениями, похвалой. - Буратино благодарит вас за помощь. Вы настоящие друзья! Буратино желает вам успехов в учебе. Педагог отмечает, что дети говорили предложениями, научились говорить красиво и правильно. Педагог просит детей попрощаться с гостями. | Практическая деятельность. Упражнение в употреблении простых распространённых предложений с прямым и косвенным дополнением |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ПОМОЖЕМ БУРАТИНО».
Комплексное занятие по ФЭМП и правилам дорожного движения...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе Тема: «Ларец для Ивана-Царевича»
Целью данной деятельности является создание условий для закрепления знаний, умений и навыков по разделу: "Обучение грамоте"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей старшего возраста (подготовительная группа) Тема: «Путешествие в страну Эмоций»
Конспект «Путешествие в страну Эмоций» может помочь воспитателям провести интересное занятие для детей в подготовительной группе по социально-коммуникативному развитиюЦель: Развитие эмоцио...
План - конспект НОД по физическому развитию для детей с ОНР подготовительной группе тема: "Гуси - Лебеди"
Коспект занятия для детей с ОНР по физическому развитию...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОНР (подготовительная группа) Тема: "Звук и буква Ч"
Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие"...
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (подготовительная группа) Тема: «Путешествие в страну математики»
Данный материал предназначен для внедрение в практическую деятельность педагога дошкольного образования.Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и прод...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну сказок».
Развитие всех компонентов устной речи детей....