Использование инновационных современных технологий при автоматизации и дифференциации звуков З и Ж.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия в подготовительной группе на дифференциацию свистящих и шипящих звуков
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование инновационных современных технологий при автоматизации и дифференциации звуков З и Ж.
Цель: Развитие фонематического восприятия детей, автоматизация и дифференциация звуков З и Ж в слогах, словах, предложениях по средством применения арт-технологий.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- совершенствовать навык произношения звуков «З» и «Ж» в слогах, словах, предложениях.
- развивать способность к зрительному гнозису, закреплять оптический образ букв «З» и «Ж».
- упражнять в составлении простых распространенных предложений.
- упражнять в дифференциации звуков «З» и «Ж» в слогах, словах, предложениях.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику.
- продолжать формировать длительную, целенаправленную воздушную струю.
- развивать фонетический слух и фонематическое восприятие. Закрепить умение находить звуки в словах.
- развивать психологическую базу речи (восприятие, внимание, мышление, память).
- уметь координировать речь с движениями.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, произвольность поведения, взаимопомощь и коллективизм.
- развивать навыки сотрудничества друг с другом и со взрослыми.
- воспитывать у детей культуру речи: не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать друг друга.
Оборудование: киндер-сюрпризы, разрезные картинки букв, магнитная доска, фломастеры, интерактивная доска, квадраты желтого и зелёного цвета, предметные картинки на звуки З и Ж, степ-платформы, заготовки смайликов из бумаги.
Предварительная работа: индивидуальная работа по постановке звуков З и Ж, знакомство с артикуляционными укладами этих звуков, разучивание физминутки, изготовление пособия по развитию дыхания, схемы-плана путешествия, заготовки фигур на досках для рисования из них предметов.
Речевой материал: беседа, объяснение, вопросы и ответы, дидактические игры и упражнения, придумывание сказки, самостоятельная практическая и речевая деятельность.
Используемые технологии (методы):
Наглядные: показ иллюстраций.
Словесные: беседа, объяснение, обращение к жизненному опыту.
Игровые: «Шифровка», «Желтый зонтик», «Выложи дорожку», «Пазлы».
Технологии арт-терапии: ИКТ-технологии, бумаготерапия (оригами), цветотерапия, изотерапия, сказкотерапия.
План занятия:
1. Организационный момент:
2. Основная часть:
- оригами-перевертыши с символами;
- артикуляционная звуков;
- буквы-пазлы;
- Д/и «Шифровка» - уточнение артикуляционных укладов;
- дидактическое упражнение на развитие фонематического восприятия Д/и «Выложи дорожку»;
- Д/упр «Желтый зонтик» - отработка сильной, целенаправленной воздушной струи;
- Физкультминутка (логостеп);
- Д/и «Сказочная полянка» - развитие мелкой моторик, воображения, памяти;
- Д/упр «Сочиним сказку»;
- Д/и «Сложи картинку из частей»;
3. Заключительная часть.
4. Список используемой литературы.
Этапы НОД
I. Введение в ситуацию. Орг. момент
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети собираются около логопеда. За ним на интерактивной доске появляется «дорожка» с зашифрованными заданиями.
Л: Здравствуйте, ребята. Вы любите играть? (Да!)
Л: А путешествовать вам нравиться? (Да!) Я вам предлагаю познакомиться с моей необычной дорожкой и пройти по ней до конца пути. (Дети совместно с логопедом знакомятся с планом-схемой дорожки и отгадывают первое задание.)
Дети: В первой части дорожки изображены поделки из бумаги.
II. Основная часть.
Д/и «Магические квадраты» - активизировать знания детей, используя технику оригами, развивать способность к зрительному гнозису, закреплять оптический образ букв «З» и «Ж»
- Логопед раздаёт детям заготовки квадратов оригами –перевертышей с картинками. Педагог совместно с детьми по образцу складывает заготовки до окончательного результата. У ребенка получается поделка оригами-перевертыш. Когда дети переворачиваеют стороны, появляются разные картинки с изображением: 1) Символ звука З. 2) Зелёный квадрат. 3) Изображение киндер-яйца. 4) Знак вопроса.
Л: У меня есть для вас сюрприз –«Магические квадраты». Они умеют превращаться. Хотите посмотреть? (Да!)
Л: Ребята, помогите м не разгадать задание, которое нам предлагается выполнить?
Дети: Нам надо отгадать звуки, с которыми мы будем играть и выполнять задания. А помогут нам киндер-сюрпризы желтого и зеленого цвета. (Дети отгадывают звуки З и Ж)
Л: Молодцы! Открывайте киндеры, что там внутри? (Педагог отдает детям игрушки.)
Дети: Пазлы. (Дети складывают командами пазлы и у них получаются буквы З и Ж).
Дети: Получились буквы З и Ж. Это графические обозначения наших звуков. Мы будем их сравнивать, придумывать слова с ними, составлять предложения.
Л: Верно. А правильное выполнение задания вы получаете первую часть разрезной картинки. Ребята, давайте посмотрим дальше на нашу дорожку. Что нам дальше надо делать?
Дети: Нарисован сейф. Значит надо отгадать, что там спрятано.
Д/и «Шифровальщики» - закрепить знания детей об артикуляциях звуков З и Ж, развивать фонетический слух, внимание, упражнять в дифференциации звуков З и Ж в слогах, используя элементы арт- технологии цветотерапии.
- На экране интерактивной доски появляется ряд из стрелок зелёного и жёлтого цвета. Стрелка вниз зеленого цвета, стрелка вверх – желтого цвета. Дети по очереди определяют по стрелке, какой звук зашифрован и произносят слог с этим звуком.
●●●●●●●● |
Л: Ребята, у вас на киндарах что-то нарисовано.
Дети: Это стрелки. На зелёном киндаре стрелка показывает вниз. Это значит, что когда мы произносим звук З, наш язык находится внизу за нижними зубами. На желтом киндере стрелка смотрит вверх. Это значит, что при произнесении звука Ж, наш язык находится в форме «чашечки» за верхними зубами.
Л: Молодцы! Посмотрите на доску. Что вы видите?
Дети: Это код. Его надо расшифровать, произнося звуки З или Ж. (Дети по очереди проговаривают слоги ЗА и ЖА).
Л: Вы правильно расшифровали код. Давайте откроем сейф и посмотрим, что там внутри. (Дети открывают коробку виде сейфа и оттуда достают вторую часть разрезной картинки).
Л: Ребята, а что вы интересного заметили?
Дети: Стрелки желтого и зеленого цвета, такого же цвета и киндеры. Это цвета наших звуков. Зелёный начинается на звук З, желтый – на звук Ж.
Л: А какие чувства вызывают у вас эти цвета?
Д: Зеленый – чувство свежести, радости, спокойствия; желтый – вызывает солнечное настроение, веселье и бодрость. Хочется прыгать, танцевать, бегать, радоваться, веселиться.
Логопед: Я вижу, ребята, вам эти цвета подняли настроение и придали бодрости. А, посмотрите на доску. Там тоже эти цвета. Что нам предлагают сделать?
Дети: Пройти по дорожке из зеленых и желтых квадратов.
Д/и «Выложи дорожку» - развивать фонематическое восприятие с использованием элементов цветотерапии, упражнять детей в умении находить и выделять звуки З и Ж в словах, совершенствовать навыки согласования прилагательных с существительными. Развивать психологическую базу речи (восприятие, внимание, мышление, память).
Детям раздаются квадраты двух цветов: зеленые и желтые. Ребята по очереди кладут их на пол и составляют словосочетания со словами «зеленый» и «желтый», подбирая предметы к прилагательным. Н-р, зеленый кузнечик, желтое солнышко, зеленая трава и т.д. Таким образом, дети по дорожке из квадратов идут к магнитной доске.
Л: Ой, ребята, а дорожка то внезапно оборвалась. Что же нам сделать, чтобы пройти дальше?
Дети: Дальше продолжить выкладывать дорожку.
Л: Мне нравится ваша идея. А помогут нам картинки, в названиях которых встречаются звуки З или Ж. (Логопед показывает картинку, а дети выбирают квадрат соответствующего цвета и продолжают выкладывать дорожку. Так ребята подходят к магнитной доске, на которой висят спрятанные картинки.)
Л: Вы отлично справились с заданием. Вот вам следующая часть картинки.
Д/и «Желтый зонтик» - развитие сильной воздушной струи, физиологического дыхания.
Л: Давайте посмотрим следующую игру. Что здесь нарисовано?
Дети: Дети играют в прятки.
Л: Верно. Только в прятки с нами будут играть картинки. А чтобы узнать, что спряталось, надо сильно подуть. Набираем через нос воздух и через рот выпускаем сильную воздушную струю. (Дети выполняют упражнение 2-3 раза). Вы смогли увидеть, что же там нарисовано?
Дети: Желтый зонтик.
Л: Правильно. А что умеет делать зонтик?
Дети: Лежать, висеть, ломаться, закрываться, открываться.
Л: Ребята, а у меня зонтик необычный. Он умеет летать. А что надо сделать, чтобы он полетел? (Подуть.)
Дети еще раз набирают воздух и сильно дуют на картинки и на интерактивной доске появляется изображение желтого зонтика, который оказался на поляне с кочками.
Физ.минутка (динамическая пауза с применением логостепа) – развивать умение координировать речь с движениями, упражнять в отработке чистоговорок с данными звуками.
Л: Мы очутились на полянке с кочками. Давайте потренируемся шагать по ним. А помогут вам степ-платформы и наши друзья – пчела и комарик.
Дети распределяются возле степ-платформ и проговаривают чистоговорки, отшагивая их в ритм.
Жу-жу-жу – жужжит пчела, я лечу издалека. /14 шагов/
Много мёда я несу, угостить я вас спешу (хочу). /14 шагов/
Зу-зу-зу – комар пищит, укусить скорей спешит. /14 шагов/
Не кусай, комарик злой. Подружились мы с тобой! /14 шагов/
Л: За вашу ловкость вы получаете еще одну часть картинки.
Д/и «Сказочная полянка» - упражнять в умении составлять предложения и объединять их в рассказ, совершенствовать навыки детей в составлении сказки. Развивать воображение и внимание.
На поляне стоят фланелеграфы для рисования, на которых изображены разные фигуры: овал, полусфера, волны, круг, дуга, линии. Дети выбирают себе понравившуюся фигуру и фломастеры.
Л: Ребята, посмотрите. Наша сказочная поляна оказалась заколдованной! Помогите её расколдовать. А что же надо сделать? (Дорисовать фигуры, чтобы получились картинки.)
Л: Только в названии картинок должны быть звуки З или Ж. Расскажите, что у вас получилось?
Дети: - Я нарисовал жука. - Я нарисовал дождик. - Я нарисовал зонтик. –
- Я нарисовал ужей. - Я нарисовал ёжика. - Я нарисовал желтое солнышко.
Л: Отлично. Нас так много и у каждого свой рисунок. Как можно их объединить? (Составить с ними предложения, рассказ.)
Л: Только у нас сказочная полянка. Давайте придумаем свою сказку.
Дети предлагают свои варианты предложений. Логопед слушает и потом совместно с детьми составляют сказку.
- Над зеленой полянкой летали жуки. На травке под жарким солнышком грелись ужи. Колючий ёжик собирал ежевику. Все были заняты делом. Только желтый зонтик лежал и скучал. Вдруг налетела туча, пошёл сильный дождь. На полянке всем стало плохо. И тогда желтый зонтик позвал всех к себе спрятаться от дождя. Он очень обрадовался, что может помочь своим друзьям. Все были благодарны зонтику.
Логопед: Какие мы молодцы. Вам трудно было составить сказку или легко?
Дети: Легко. Нам помогли картинки, которые мы нарисовали.
Л: Почему желтому зонтику было скучно?
Дети: Он ничего не делал, а просто лежал в одиночестве.
Л: Когда настроение зонтика поменялось?
Дети: Когда зонтик помог своим друзьям: ёжику, ужам, жуку.
Л: Как вы думаете, хорошо иметь друзей?
Дети: Да. Они помогают в трудную минуту. С ними интересно, весело.
Л: У нас с вами получилась отличная сказка. Вот еще одна часть картинки.
Л: Ребята, наше путешествие окончено. Вы получили все части картинки. Соберите их вместе. Что вы видите?
Дети: Здесь нарисовано ухо, язык, воздушная струя, губы, зубы, голос.
Л: Что обозначают все эти картинки вместе?
Дети: Это органы речи и они участвуют в образовании звуков. А звуки являются частью речи. Мы разговариваем с помощью речи. А чтобы наша речь звучала красиво и грамотно, надо правильно учиться говорить и произносить звуки.
Заключительная часть
Итог. Наше увлекательное путешествие подошло к концу. Вам понравилось? (Ответы детей). В какие игры мы играли со звуками? Что вы сами составляли? Оцените сами своё впечатление от занятия. У меня есть смайлики-оригами. Если путешествие понравилось – выберите весёлый смайлик. Если же вам было грустно и неинтересно – выберите печальный смайлик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками
Одна из проблем, встречающихся в логопедической работе с дошкольниками, заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.Коноваленко С. В. выделила несколько причин ...
Использование современных технологий в автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Использование современных технологий в автоматизации звукову дошкольников с общим недоразвитием речи....
Использование элементов песочной терапии для автоматизации и дифференциации звуков
Статья содержит теоретические сведения о песочной терапии и возможностях её использования на логопедических занятиях...
Использование дидактических игр в процессе автоматизации и дифференциации звуков у детей с ТНР
Использование дидактических игр в процессе автоматизации и дифференциации звуков у детей с ТНР...
Использование игровых методов в процессе автоматизации и дифференциации звуков - "Артикуляционное ассорти"
Мастер-класс....
Использование дидактических игр в процессе автоматизации и дифференциации звуков у детей с ТНР
Использование дидактических игр в процессе автоматизации и дифференциации звуков у детей с ТНР (из опыта работы)Использование дидактических игр в процессе автоматизации и дифференциации звук...
Использование тактильно – кинестетической стимуляции при автоматизации и дифференциации звуков в работе логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
При коррекции речевых нарушений очень часто традиционные подходы оказываются не эффективными, и это объективно подталкивает к поискам нетрадиционных приёмов в коррекционной работе.За основу взята мето...