Использование элементов песочной терапии для автоматизации и дифференциации звуков
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Басова Валентина Леонидовна

Статья содержит теоретические сведения о песочной терапии и возможностях её использования на логопедических занятиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементов песочной терапии на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков.

Учитель – логопед МБДОУ «Детский сад №71» Басова В.Л.

 Сегодня в работе учителей-логопедов дошкольных учреждений возникает целый ряд проблем, которые требуют незамедлительного, творческого, комплексного решения.

Во-первых, с каждым годом увеличивается количество  дошкольников со сложными нарушениями, представленными сочетанными дефектами в речевой и коммуникативной сфере, которые, помимо этого, осложняются недостаточной развитием интеллектуально-познавательной сферы и проблемами  в поведении. Дети не могут сосредоточиться, отвлекаются, быстро утомляются, не воспринимают предлагаемые задания и инструкции. У них отстаёт развитие словесно-логического мышления. Познавательная активность детей низкая, контроль за правильностью выполнения заданий отсутствует.

Перед педагогом стоит задача удержать интерес ребёнка, сконцентрировать его внимание, и при этом, решая свои коррекционные задачи, способствовать разностороннему развитию личности ребёнка.

    Во-вторых, большинство детей в последние годы соматически ослаблены, им характерно отставание в развитии моторной сферы: у дошкольников выявляются нарушения координации, скорость и четкость  выполнения движений общей, тонкой моторики рук, так мимической и артикуляционной. Наибольшие трудности вызывает  выполнение движений по словесной инструкции.

В-третьих, сложные сочетанные дефекты у детей с нарушениями речи усложнились  наличием нарушений в  саморегуляции у детей и, следовательно, – их неспособностью удержать, автоматизировать и самостоятельно ввести в речь уже поставленные звуки.

В-четвёртых, реалии нашего времени таковы, что  последние десять лет, дети  осваивают речь, учатся  ходить и познают компьютерные технологии одновременно. Пребывая в виртуальном компьютерно-телевизионном мире практически с рождения и находясь там  круглосуточно, дошкольники лишены речевого общения в семье, они не видят примеров правильного поведения с людьми и не усваивают навыков межличностного общения. А, как следствие, детям сложно научиться играть в сюжетно–ролевые и коллективные игры. Они с удовольствием копируют и переносят в свою деятельность сюжеты мультфильмов и компьютерных игр, имеющих очень часто агрессивное содержание. Но придумать и организовать свою сюжетно-ролевую игру или следовать определённым правилам им очень сложно. Кроме того, современный ФГОС требует от педагогов, чтобы образовательно-воспитательный процесс носил добровольный, а не принудительный характер. Но завлечь и заинтересовать чем-то современных дошкольников становится всё сложнее. Пресыщение виртуальным миром и огромным количеством игрушек приводит к тому, что  детям не интересно на занятиях в детском саду. А предлагаемые игры, они воспринимают, как скучную обязанность  или наказание.

Всё вышеперечисленное ставит перед современным педагогом задачи поиска и  совершенствования дидактических приёмов, методов образовательно-коррекционной работы, которые одновременно позволяли бы решать коррекционные задачи, способствовали бы разностороннему развитию личности дошкольника, мотивировали бы его познавательную и речевую активность, превращая занятия в интересную игру. Кроме того, эти приёмы и методы должны быть общедоступны и требовать минимум материальных затрат для реализации в образовательных дошкольных учреждениях.

 Специфика работы в логопедическом пункте дошкольного учреждения, а также изучение литературы по коррекционному воздействию, помогли по-новому взглянуть на проблему выбора эффективных средств  оптимизации коррекционной логопедической помощи детям с речевыми нарушениями. Остановимся на одной, на наш взгляд, целесообразной, универсальной и эффективной методике, которую мы используем на индивидуальных и подгрупповых занятиях в нашем дошкольном учреждении. Это пескотерапия.

Песочная терапия – это методика близкая и знакомая детям, она сама родом из детства. Как известно, самые первые совместные игры детей друг с другом происходят в песочнице. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит…Знакомый нам с детства песок – простой, но удивительный, таинственный и завораживающий материал. Все: и дети, и взрослые могут часами заниматься с песком; строят замки, лепят куличики, пересыпают с ладони на ладонь.

В то же время, песочная терапия как коррекционно-развивающая методика отнюдь не новое средство. Истоки терапевтической игры с песком уходят в начало двадцатого века. А отцом-основателем данной методики принято считать швейцарского психолога и философа Карла Густава Юнга.

Позднее, терапевтическая и консультативная методика была детально разработана детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд в 1939 году. А отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими. Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции. 

  Мы  используем элементы песочной терапии в качестве вспомогательного компонента в логопедической работе на индивидуальных занятиях для автоматизации звуков, развития сенсо-моторных навыков и  совершенствования мелкой моторики рук наших детей. Кроме того, использование песочных игр решает проблему заинтересованности детей и повышает эффективность коррекционной работы. Дети с удовольствием идут в логопедический кабинет, потому что для них занятие - это теперь интересная игра, которая каждый раз меняется.

 Для реализации коррекционной деятельности посредством песочной терапии нами были созданы специальные условия:

В качестве песочницы мы используем  поднос с высокими бортиками размером 50х70х10 см.

 Сухой песок мы заменили  манной крупой. Это позволяет избежать многих трудностей в работе, таких, как прокаливание и замена песка на новый. К тому же, манная крупа в условиях города, особенно в зимнее время, более доступный материал.      

А для упражнений с мокрым песком  - мы используем сертифицированный кинетический песок. Кинетический песок-это совершенно новый и необычный материал. Он похож на мокрый песок, но он мягкий и пушистый, он просачивается сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Кинетический песок не рассыпается, как обычный песок и очень легко собирается, даже если попадет на ковер. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры.

  Наблюдения и опыт использования данной методики на своих логопедических занятиях  позволили сделать следующие выводы.

Песок – это уникальный материал, который:

-можно использовать на занятиях в различных областях дошкольного образования;

-возможно применять для развития всех разделов языковой и коммуникативной компетенции детей;

-позволяет стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию, создаёт психологически-комфортные условия для детей, помогает ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде; способствует развитию эмоционально - волевой сферы;

- развивает тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику, активность и творческие действия; снимает мышечную напряжённость;

- расширяет жизненный опыт и словарный запас, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме, позволяет находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

- совершенствует зрительно - пространственную ориентировку и речевые возможности; повышает речевую мотивацию, скорость запоминания речевого материала и способствует улучшению речевого продуцирования;

- позволяет изменять тематику, структуру и содержание занятий, а также,  различные формы организации деятельности детей, в зависимости от доминирующей задачи и   эмоционального состояния детей, их конкретных актуальных потребностей и желаний, поскольку заинтересованность и собственная инициатива ребенка выступают залогом успешности работы логопеда и воспитателя;

-помогает автоматизировать необходимые звуки, в результате запоминания большего количества речевого материала.

способствует значительному повышению интереса к занятиям и возрастанию познавательной активности.

  Таким образом, активное применение элементов песочной терапии на логопедических занятиях для развития мелкой моторики, работы над фонетической, лексической, грамматической стороной речи, над формированием фразовой речи, помогает создать положительный эмоциональный настрой  и способствует установлению контакта с ребенком. А перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается потребность ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и самостоятельно изучать и действовать. Во-вторых, в песочнице развивается чувствительность кисти и пальцев, как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более слаженно и интенсивно развивается базовая основа речи (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас – сама речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице и творчески подойдя к решению коррекционных задач, учитель-логопед может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия, автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной и продуктивной.                    

 Далее мы предлагаем  игры, которые  использовались нами на логопедических занятиях с применением элементов песочной терапии.

Упражнения, направленные на отработку длительного произнесения звуков (с, з, ж, ш, р):

1. Лабиринт.

-В центр песочницы кладётся картинка или маленький домик – гараж, будка и.т.д. у ребёнка в руке машинка, жук, муха и.т. д. Ребёнок от края песочницы рисует фигуркой спиральный лабиринт (круглый или квадратный) и произносит звук длительно.

- (Вариант 2). По лабиринту ребёнок проводит пальцем, проговаривая речевой материал.

2.Полянка. На песочнице раскладываются в хаотичном порядке несколько цветов (камешки марбелс в виде цветов). Ребёнок должен по песку пальчиком перелететь с цветка на цветок.

3.Жук и комар. Дифференциация З и Ж. Песочница делится на две части ( верх и низ). Верх – владение жука, низ – комара. Ребёнок рисует по песку – передвигает палец вверх и вниз, при этом издавая правильный звук. Внизу - З, вверху –Ж.

4. Игры с мельницей.

-В центр пустой песочницы ставится мельница. Из чашки сыпем в воронку песок. Ребёнок длительно произносит звук, пока сыпется песок.

  - Под мельницей лежит картинка – символ звука. Также сыпем песок и произносим звук, пока картинка не спрячется.

-Под мельницей лежит буква, обозначающая звук. А в стаканчике прячем гласную. Ребёнок тянет звук, пока сыплет песок. Потом соединяет с гласным.

Игры на автоматизацию звуков и дифференциацию звуков.

5. Бильярд.

-В песочнице ребёнок проделывает лунки в произвольном порядке. Ребёнок закатывает в лунки шарик. Произносит слоги, цепочки слогов или слова. Можно сначала произнести. Потом закатить шарик. Сколько слов правильно произнёс. Столько шариков закатил.

- Произнеси слог столько раз, сколько шариков закатил.

6. Зоопарк. Ребёнок рисует клетку и сажает туда (называет) животное с данным звуком.

Забор. Рисует забор и называет домашних животных со звуком.

Рисует дороги. Называет транспорт со звуком.

Рисует клумбы (круги). Сажает туда цветы.

Если ребёнку сложно придумать или вспомнить слова, можно выбрать из предложенных картинок со звуком.

7.Фигуры.  Ребёнок рисует чередующиеся фигуры и проговаривает слова.

8.  После шторма.  Рыбки – марбелс зарыты в песке. При дифференциации звуков – рыбки двух цветов.

Коробочки или одна. Море, река… Шторм выбросил всех рыбок на берег. Ты должен их найти в песке и бросить в море, но рыбка попадёт в море. Если ты правильно проговоришь слова.

9. Жуки. Найди жуков. Произнеси слово и найди жука в песке. Жук покажется, если ты правильно произнесёшь.

10. Следы. Под песком спрятаны распечатанные картинки со следами.  Зима покрыла снегом полянку. Найди следы, которые под снегом. Ребёнок сдувает песок трубочкой. Называет, чей след. Можно назвать детёнышей, или ласково. Посчитать и т. д.

11. Санки. Из мокрого песка сделать горку.  Ребёнок проводит рукой по горке (ладошкой, кулачком, тыльной стороной) и произносит слова. Санки съезжают. Сильно на песок не давить. Произносят слова со звуком с.

Чтобы саночки поехали. Надо придумать слова со звуком с.

13. Комары. На песке лежат картинки-комарики. Ребёнок произносит слово со звуком З. И ловит комара (прячет его в песок).

14.  Луша и Лина. Дифференциация Л – Ль. Ребёнок отыскивает картинки в песке. Кладёт их к изображению Луши или Лины. Игру можно связать с лексической темой: одежда девочек. Любимые игрушки. Любимая еда и т. д.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия.

Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад№71» Басова В.Л.

Тема: «Путешествие со звуком [Р]   ». Индивидуальное занятие в старшей группе.

Цель: Автоматизировать правильное произношение звука [Р] в словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи: Обучающие:

  - способствовать закреплению правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях;

       - способствовать закреплению умения определять наличие и место звука [Р]  в слове;

       - упражнять в подборе слов-антонимов;

       - продолжать закрепление правильного согласования существительных с числительным;

                 Развивающие:

- способствовать развитию целостного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха;

-способствовать развитию мышления, тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;

-способствовать развитию артикуляционной моторики;

- способствовать обогащению и расширению словарного запаса;

     - вырабатывать силу голоса;

              Воспитательные:

-воспитывать положительное и заинтересованное отношение ребёнка к занятиям.

Образовательная область: Коммуникация.

Форма организации: Индивидуальное занятие

Учебно-методический комплект:

Средства:

наглядные:

- картинки с продуктами 4*4

- карта с пятью островами в океане.

-образец корабля из кубиков Никитина.

- пластмассовые буквы Р  ( 2 шт.), и другие буквы.

музыкальные: запись - шум моря

оборудование:

-подносы с песком мокрым и сухим 50 х 60 см; 3 шт.;

-сундук с конфетами;    

 - игрушки: Кубики Никитина, пароход,  шарики (марбелс),  фигурки: крокодила, пирата, обезьян;

    Предварительная работа: закрепление правил работы с песком.

Этапы занятия

Содержание этапа

Действия педагога

Действия ребёнка

Оборудование для данного этапа

Время данного этапа

Планируемый результат

1.Организа-ционный момент 

(привлечение внимания ребёнка).

(Педагог показывает карту ребёнку). Посмотри, под дверью кабинета я нашла карту.

-Сегодня мы отправляемся на поиски сокровищ. Ты согласен?

Ребёнок смотрит. Отвечает ( да)

Карта с пятью островами в океане.

1 мину

та

Ребёнок соглаша-ется отпра-виться на поиск сокровищ.

2. Введение в тему.

Определение общего звука в словах.

Называние буквы, обозначающий данный звук

 Помогать нам будет звук, который мы слышим во всех этих словах (педагог называет слова): рыба, матрос, морской, шторм, корабль. Ты догадался. Что это за звук? Какой буквой он обозначается? Найди её. Где искать сокровища нам сможет указать буква «Р», на каком острове её найдём. Там и спрятаны сокровища.

Ребёнок слушает слова, определяет общий звук. Вспоминает букву, которой он обозначается и ищет её среди других.

Пластмасо-вые буквы.

2 мину-ты

Ребёнок определя-ет и называет звук [Р]  и находит букву Р.

3.Основная часть.

3.1. Разминка

Игра «Собери корабль»,

Дыхательное упражнение

Пальчиковая и артикуляцион-ная гимнастика

Работа над силой голоса     (изолированное произнесение звука [Р] )

-На чём можно отправиться в путешествие? Назови транспорт со звуком [Р] . Мы поплывём по морю. Какой транспорт нам подойдёт?

Давай построим модель нашего корабля из кубиков. Игра   «Собери корабль». Кубики Никитина.

Итак, наш корабль готов. Нас ждёт много приключений. И нам надо размяться. (Педагог ставит кораблик в таз с водой.)

-Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет…

-Покажите, как ветер кораблик подгоняет.

(Упражнение на развитие дыхания).

-Предлагаю размять руки и язычок. Они нам помогут в путешествии. (Педагог показывает упражнения и называет их)

«Качели»- языком ритмично двигать вверх- вниз, указательным пальцем ве-дущей руки или двух рук в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

 «Лошадка»- щёлкать языком, одновременно пальцами  ритмично в такт щёлкать (скакать) по песку.

 «Часики»- языком ритмично двигать вправо- влево, заданным пальцем одной руки, в такт движениям языка, двигать в том же направлении по песку.

«Окошко»- рот широко открывается-закрывается, в песке одновременно кистями рисуем окно- засыпаем, снова рисуем-засыпаем.

«Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10, в этот момент под счёт производим ладонью ведущей руки «копательные» дви-жения в песке.

-Предлагаю проверить мотор нашего корабля. Когда волны будут поднимать нас вверх, звук ревущего мотора усилится, а вниз – затихнет.

(Педагог показывает движение рукой - вверх РРРРРРРРРР…. (громко, РРРРРРР….(тихо).

Ребёнок называет разные виды транспорта со звуком [Р]  . Определяет слово пароход или корабль.

Ребёнок складывает картинку корабля из кубиков по образцу.

Ребёнок дует в таз с водой, «подгоняет»   кораблик.

Ребёнок выполняет артикуляционную и пальчиковую гимнастику за педагогом

Ребёнок рычит громко или тихо.

Кубики Никитина и образец корабля

Таз с водой и бумажный кораблик.

Поднос с песком.

3 мину-ты

2 мину-ты

3 мину-ты

1 минута

Ребёнок называет виды транспор-та и складывает по образцу корабль.

Ребёнок дует на корабль. Корабль передви-гается в воде.

Ребёнок выполня-ет артикуля-ционную и пальчико-вую гимнасти-ку.

Ребёнок рычит с разной силой голоса.

3.2. Решение коррекционных задач. Путешествие

Проговаривание цепочек слогов;

Называние слов-продуктов со звуком [Р]   , правильное произнесение, соотнесение существительно-го с числительным

-Итак, поплыли. Держим курс на первый остров.  Вот и он. Давай поищем клад. Пересыпай песок, проговаривая волшебные заклинания: Педагог произносит цепочки слогов: пра-про-пры; гры-грэ-гру ;  бро-бра-бры; фра-фро-фры; Кру-кро-кра;   тра-тру-тры          вры-вро-вру

-Клад на этом острове мы не нашли. Остров оказался необитаемым. Продолжаем путешествие.

- Ой, а вот и второй остров. Посмотри. Кто его охраняет? Ответь полным предложением. Давай его накормим. Ищи в песке еду. И считай: один пирожок, два пирожка, пять пирожков.

Груша, ватрушка, бутерброд, персик.

-клада здесь тоже нет

Ребёнок пересыпает песок и произносит слоги за педагогом

Ребёнок отвечает полным предложением (остров охраняет крокодил).

Подносы с песком

Картинки–продукты,

Фигурка крокодила

2мину-ты

3 мину-ты

Ребёнок отражён-но прогова-ривает  цепочки слогов. Правиль-но произно-ся звук [Р]  .

Ребёнок прогова-ривает слова со звуком [Р]   и соотно-сит их с числи-тельными

3.3. Физминутка

Выполнение логоритмичес-кой гимнастики малой подвижности. «Кораблики»

(с муз. сопровожде-нием)

-Пора отдохнуть, а потом  дальше на поиски сокровища.

(Педагог показывает движения)

Солнышко весеннее (ребёнок ходит по кругу).

Нас зовет гулять.

(Берёмся за руки).

По воде кораблики

Будем мы пускать.

Складываем ладони друг к другу, показываем, как плывёт кораблик.

Дует! Дует!

Руки поднимаем вверх, раскачиваем вправо-влево.

Ветер озорной

И плывет кораблик,

Руки внизу, раскачиваем вправо-влево.

Будто заводной.

Ребёнок выполняет движения за педагогом

Музыка: Шум моря.

2 мину-ты

Ребёнок прогова-ривает сопряжён-но текст и выполня-ет движения

Продолжение основной части занятия

Развитие фонематическо-го слуха. Определение наличия звука [Р]    в слове.

- Плывет кораблик дальше

- На нашем пути ещё один остров. Жители острова разбежались. Они никогда не видели кораблей. Давайте расскажем, что есть у корабля. (Педагог называет части корабля)

- Если там встречается звук [Р], проговорим громче, чтобы все слышали.           (корпус, палуба, каюта, иллюминатор, трап, штурвал, шлюпка, труба, мостик).

-Теперь жители не боятся кораблей.

- Жители говорят, что клада у них нет. Плывём дальше.

.

 Ребёнок громко произносит только те слова, в которых есть

Звук [Р]    .

1 минута

Ребёнок прогова-ривает слова, чётко произно-ся звук [Р]   .

Определение места звука [Р]    в слове

-На какой по счёту остров мы отправляемся? 4

 На этом острове нас ждут обезьяны. Как по - другому их назовём?

Посмотри. Они запасают кокосы. Помоги им. Вот три ямки. Если звук р вначале, кати кокос в первую ямку, если в середине во вторую, а если в конце в третью.                (Педагог называет слова: шторм, парус, рыба, рука, шофёр, повар).

- У обезьянок сокровищ тоже нет. Отправляемся дальше.

Ребёнок отвечает полным предложением (мы отправляемся на четвёртый остров).

Ребёнок отвечает           (Обезьян можно назвать мартышки)

Ребёнок повторяет за педагогом слова и определяет место звука [Р]    в слове.

Поднос с песком, в котором три ямки   (вначале, в середине и в конце), шарики-марбелс.

2 мину-ты

Ребёнок отвечает полными предложе-ниями, правиль-но прогова-ривая звук [Р] .

Ребёнок повторяет за педаго-гом слова и прокаты-вает шарик в соответс-твующую лунку.

Подбор антонимов к словам

Поиск в песке буквы.

Игра «Четвёртый лишний»

-Впереди по курсу остров . Кто же встречает нас на берегу?

-Посмотри:

Он не молодой, а….

Не плохой, а ….

Не злой, а ….

Не сердитый, а…

Не растрёпанный, а ….

Не ленивый, а …..

Не глупый. А …..

-Давай поищем клад.

-Букву эр мы откопали, и сундук мы отыскали.

-Пират подсказал, чтобы открыть сундук, надо назвать все лишние слова. Педагог называет цепочки слов:

Корабль. Парусник. Катер. Вертолёт

Карандаш. Тетрадь. Ручка, фломастер.

Крыжовник. Брусника. Груша. Смородина.

Вот наш сундук и открылся. Что внутри. Наверное, это проделки пирата. Он решил что конфеты -  это сокровища. Конфетами угостишь друзей и расскажешь о своих приключениях

Ребёнок отвечает полным предложением (На острове нас встречает пират).

Ребёнок называет антонимы: (старый, хороший, добрый, радостный, аккуратный, трудолюбивый, мудрый)

Ребёнок ищет букву Р.

Ребёнок называет лишнее слово и объясняет почему, правильно проговаривая звук [Р]   .

Фигурка пират.

Поднос с песком и зарытой буквой Р.

Сундук с конфетами.

2 мину-ты

Ребёнок отвечает полным предложе-нием, прогова-ривая звук [Р] .  

Подбира-ет антони-мы к словам.

Выбирает лишнее слово и называет, почему оно лишнее.

3.Заключи-тельная часть. Итог занятия.

Подведение итога занятия.

Что мы сегодня делали?

Тебе  понравилось путешествие по песочным островам? Что тебе особенно запомнилось? Сколько островов мы сегодня посетили? Какое сокровище нашли? На каком острове?  А какой звук помогал тебе сегодня в поиске сокровищ?

Ребёнок отвечает на вопросы

1 минута

Ребёнок отвечает полными предложе-ниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование элементов песочной терапии для решения образовательных задач"

В статье описан метод песочной терапии предложенный Мариэллой Зейц. Песок используется не только с коррекционной и развивающей целью, но и с образовательной, помогая детям, воспитателям и родителям ле...

Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения  речи. На фоне комплексной логопедической по...

Использование элементов песочной терапии как средства развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья

В последнее время, в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдается комплексное использование различных технологий, сред...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОПФР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Материал полезен педагогам, которые начинают работать в направлении песочной терапии. Предлагаем общие рекомендации по организации "песочного процесса"...

"Использование элементов песочной терапии в развитии детей раннего возраста".

В презентации предстален опыт работы по технологии песочная терапия. Работала по книге "Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста" Н.В.Зеленцова-Пешкова, издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС"...

Конспект развивающего занятия для детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов песочной терапии Тема: Песочные чудеса ( от 9.03.2021)

Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники, развитие зрительно-моторной координации в процессе игровой деятельности с песком....