Использование современных технологий в автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии на тему
Использование современных технологий в автоматизации звуков
у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sovremennyh_tehnologiy_v_avtomatizatsii_zvukov.docx | 15.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных технологий в автоматизации звуков
у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Одна из основных задач, которую ставит перед собой учитель-логопед – это коррекция произносительной стороны речи.
Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно:
1. Подготовительный этап.
Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звука.
2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:
-постановка звука;
-автоматизация звука;
-дифференциация звуков.
3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Автоматизация звука – самый трудный и длительный этап.
Планируемый результат логопедической работы на этапе автоматизации звука:
*ребёнок чисто и правильно произносит определенный звук родного языка.
*ребёнок слышит и умеет находить заданный звук в слове; придумывает слова на определённый звук;
*ребёнок автоматически пользуется поставленным звуком в свободной речи
Процесс автоматизации звуков, как правило скучный и монотонный. Дети редко с удовольствием занимаются такой работой, многократно повторяя один и тот же материал.
К тому же детей дошкольного возраста недостаточно мотивации для осознанного исправления речи. Поэтому процесс автоматизации звука может утомлять детей, может быть не только не интересным для них , но и нерезультативным.
В своей работе в последнее время мы сталкиваемся со следующими проблемами:
-большая наполняемость групп:
- недостаток времени;
-присутствие в группах детей с разными сопутствующими диагнозами.
Поэтому учитель-логопед ставит перед собой следующие задачи:
-поиск наиболее эффективных путей коррекции нарушений произношения;
-поиск возможностей сочетания в коррекционном процессе произносительных и других речевых задач.
-поиск возможности сделать процесс автоматизации звука и интересным и результативным.
Что нужно сделать, чтобы коррекционный процесс не стал утомительным и скучным? ФГОС даёт чёткую установку: сохраните уникальность и самоценность дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; используйте в образовательном процессе формы и методы работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.
Что нужно сделать, чтобы коррекционный процесс не стал утомительным и скучным? ФГОС даёт чёткую установку: сохраните уникальность и самоценность дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; используйте в образовательном процессе формы и методы работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.
Поэтому коррекционной работе не обойтись без современных игровых технологий.
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место.
Игра - это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создаёт равные условия в деятельности, речевом партнёрстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования воспитанников к деятельности.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Игровые моменты вызывают у детей встречную активность, затрагивают его интересы, фантазию, воображение, освобождают от утомительной умственной работы и помогают чередовать различные виды деятельности в рамках одного занятия. Все это повышает эффективность образовательной работы, оказывает благотворное воздействие на общее состояние ребенка.
Использование игровой технологии способствует:
-повышению интереса к познавательной деятельности;
-развитию творческих способностей детей;
-формированию правильного звукопроизношения;
-усовершенствованию лексико-грамматического строя речи и фразовой речи;
-формированию самоконтроля за своей речью, что является важной предпосылкой развития коммуникативных и учебных навыков;
-увеличению результативности коррекционного процесса.
С другой стороны, игровая мотивация служит и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение.
У каждого логопеда-практика существуют свои универсальные игровые приемы, оптимальные варианты применения различных игровых средств на определенном этапе работы над звуком, позволяющие заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу по исправлению звукопроизношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи (презентация)
Презентация...
Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи (опыт работы)
Опыт работы был представлен в виде "Педагогической гостиной" на округ в 2010 году и содержал в себе выступление с презентацией, открытый показ фрагмента занятия в подготовительной группе для детей с О...
конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию"Держи ушки на макушке"с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи.
Совершенствовать знания детей об органе слуха.В ыяснить почему нужно беречь слух и соблюдать правила ухода за ушами....
Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-технология.Отличительно...
"Использование информационно-коммуникационной технологии "Игры для Тигры" для коррекции общего недоразвития речи в дошкольном возрасте.
Компьютерная технология "Игры для Тигры" ориентирована на коррекцию нарушенных функций, формирование и развитие следующих речевых и языковых средств: звукопроизношение, просоди...
Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи».
Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.Особенности физического развития:-нарушение дыхания и голосообразов...
Методическая разработка «Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи»
Применение Лего-технологий является актуальным в коррекционно-лоопедической работе.Применение конструкторов Лего на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения....