Беседа по картине Г. В. Перова «Тройка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: знакомство детей с живописью В.Г. Перова на основе картины «Тройка».
Задачи:
Образовательные задачи:
Познакомить детей с творчеством В. Г. Перова.
Дать представление о том, что сюжет картины может быть связан с изложением трагического, заставляя людей задуматься о пережитых событиях героев произведения искусства.
Учить воспринимать трагический сюжет в литературе.
Учить в игре подбирать слова – антонимы, которые можно употреблять во время беседы о данной картине.
Развивающие задачи:
Развивать связную речь, эмоциональный интеллект.
Воспитательные задачи:
Вызвать эмоциональный отклик на картину, чувство сопереживания и утешения.
Оборудование и материалы: Репродукция картины В. Г. Перова «Тройка», портрет В. Г. Перова, стихотворение Н. Некрасова «Плач детей»; музыкальный репертуар: Р. Шуман «Первая утрата», мяч для игры.
Активизировать в речи детей слова: картина, рисует, пишет, мастеровые, вьюга, грустный, печальный, несчастный, прохожий.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Педагог приглашает детей в «мини-музей», где на мольберте установлена репродукция картины В. Г. Перова «Тройка».
- Ребята, сегодня я вас хочу познакомить с великим русским художником Василием Григорьевичем Перовым и с одной из его знаменитых картин «Тройка». (Демонстрация портрета художника.)
2. Биография художника.
У Василия Перова была трудная жизнь. Родители его были бедными людьми. Учил его грамоте церковный дьячок и за то, что Василий умел хорошо писать пером, прозвали его перовым. И так это прозвище стало его фамилией. Трудно приходилось Василию Григорьевичу Перову, когда он учился на художника. Он даже чуть не бросил учебу из – за того, что нечего было есть и негде было жить. Но ему помог один учитель.
Василий Григорьевич начал писать картины о жизни бедняков, особенно сельских.
- Перед вами одна из таких картин о трудном детстве. (Обратить внимание детей на репродукцию картины В. Г. Перова «Тройка».) Художник назвал это произведение «Тройка».
Предложить детям рассмотреть картину. В качестве сопровождения включить (очень тихо) музыкальное произведение тревожного характера.
3. Беседа по картине.
- Ребята, не всегда картины рассказывают нам о счастливых, радостных событиях. Иногда сюжет картины выражает совсем другие чувства: грусть, горе, печаль, трагедию. Именно об этом нам и рассказывает картина Василия Григорьевича Перова «Тройка».
- Как вы думаете, богатые или бедные люди здесь нарисованы? Почему вы так решили? Давайте рассмотрим их одежду. Что можно сказать о ней? (Одежда изорванная, убогая, с чужого плеча.)
- В какое время происходит действие? Как вы догадались? Что можно сказать о погоде?
- Что делают дети? (Везут бочку с водой.) Какая это для них работа тяжелая или легкая? Почему вы так думаете? (Детям очень тяжело. Они втроем впряглись, будто тройка лошадей, и тянут, держась за веревку, свою тяжелую ношу.)
- На чем стоит эта бочка? (Сани едут по дороге, но всем очень тяжело: груз им не по силам.)
4. Игра «Слова – антонимы»
Дети становятся полукругом.
- Я буду называть слова, а вы должны подобрать слова, которые можно использовать, рассказывая о картине.
Солнечная – хмурая,
Веселый – грустный,
Толстый – худой,
Утро – вечер,
Богатые – бедные,
Одежда новая – старая, поношенная,
Лето – зима,
Жарко – холодно,
Легко – тяжело,
Быстро – медленно,
Добрый – злой.
5. Дети садятся на свои места.
Рассказ воспитателя по картине.
«В. Г. Перов изобразил холодный зимний вечер. Метет. Редкие прохожие бегут скорей домой. И только трое оборванных, обездоленных ребятишек тянут салазки с огромной бочкой, наполненной водой. Это дети – мастеровые, так называли детей, отданных в ученье. Родители отдали их какому – то мастеру, чтобы он научил их ремеслу: обувь шить, материю ткать и красить, делать булавки и иголки и др. Мастера обычно заставляли детей делать тяжелую работу. Вот и этот хозяин – мастер послал в такой холодный и ветреный вечер привезти бочку воды. Как треплет безжалостный ветер детские лохмотья. А дети ничего не замечают. Им так тяжело! Прохожий сжалился и помог, подтолкнув бочку, но и он сейчас уйдет. Длинный рукав порванного пиджака путается под ногами. Девочка решительно идет вперед. Ей хочется скорее дойти куда–нибудь и согреться.
А вот о том, кто посередине, я вам расскажу подробнее. Изо всех сил тянет он проклятую бочку… Какие страдальческие у него глаза, открыт рот! Этого мальчика Васеньку художник Перов встретил на дороге. Он вместе с мамой шел в церковь. Художник попросил, чтобы мама разрешила написать сына на картине. Мама разрешила. Василий Григорьевич Перов написал картину.
6. Чтение фрагмента стихотворения Н. Некрасова «Плач детей».
- Раньше детям очень часто приходилось работать. А работа для детей была тяжелая, изнуряющая. Послушайте фрагмент стихотворения Н. Некрасова «Плач детей» (читают дети):
«Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пусти в поле,
Мы в траву попадали бы спать.
- Чем стихотворение похоже на картину?
- О чем вы думали, когда слушали стихотворения и рассматривали картину?
Обобщение ответов детей, подведение итога.
7. Подведение итога.
Художник Василий Григорьевич Перов нарисовал очень грустную картину. Она рассказывает о трагической жизни детей. Всем, кто когда–нибудь видел это художественное произведение, становится жалко детей – подмастерьев, возникает желание помочь подтолкнуть огромную бочку, поделиться одеждой и едой, обогреть и приласкать их. Очень хорошо, то в ваши дни детям живется очень хорошо. У детей есть замечательные игрушки, красивая и теплая одежда, заботливые родители. Но мы должны уметь быть более заботливыми и добрыми как своим близким, так и к незнакомым людям, которые нуждаются в нашей помощи. Я думаю, что картина «Тройка» учит нас быть внимательными и отзывчивыми.
8. Игра «Остановись мгновенье»
Дети становятся в свободном порядке. Воспитатель предлагать изобразить при помощи мимики, позы определенное настроение.
Предлагаемые варианты: радость; кто – то сердится; удивление; очень добрый человек; испуг; самый счастливый человек.
- Ребята, я предлагаю вам запомнить вот это последнее остановившееся мгновенье. И мне очень хочется, чтобы у всех нас в жизни таких мгновений было как можно больше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа по картине Т.Яблонской "Тишина" . Старший дошкольный возраст.
РАССКАЗ-БЕСЕДА о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.Знакомство детей с творческим процессом создания картин: картина передает мысли художника, его чувства...
Беседа о картине "Березовая роща "И.И. Левитана
Беседа о картине И.И. Левитана "Березовая роща" с детьми старшей группы детского сада...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Беседа по картине"
В данном конспекте дано описание занятия по обучению составления рассказа по картине....
«ЗНАКОМСТВО С ОБРАЗОМ БОГАТЫРЕЙ». БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ В.М. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ».
Программное содержание....
Конспект занятия "Беседа по картине Левитан "Золотая осень""
Беседа по картине....
Конструкт интегрированной НОД в старшей группе Познание- Беседа по картине И.И. Левитана «Одуванчики, Рисование- Аппликация с элементами рисования «Чудесное превращение моей семьи»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...
Беседа по картине
Встреча с героями картины В. Васнецова "Алёнушка"...