Беседа по картине Т.Яблонской "Тишина" . Старший дошкольный возраст.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
РАССКАЗ-БЕСЕДА о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.Знакомство детей с творческим процессом создания картин: картина передает мысли художника, его чувства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tishina.docx | 16.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект комплексной организованной образовательной деятельности
по направлению
«Познавательно - речевое развитие»
/образовательные области «Познание», «Коммуникация»/
в старшей группе
/Беседа по картине Т.Яблонской «Тишина»/
Программное содержание.
Рассказать детям, что писать картины – это творческий процесс. Художник не просто изображает то, что находится перед ним. Он вносит в картину свой взгляд на предмет, свое видение происходящего. Глядя на картину, мы понимаем, как относится художник ко всему, о чем рассказывает. Картина открывает нам мысли художника, его чувства.
Воспитывать уважение к творческому труду, желание глубже проникнуть в смысл картины, понять чувства художника.
Воспитывать патриотические чувства детей: гордость за победу нашего народа в ВОВ;
Предшествующая работа.
Наблюдение за художником, работающим на улице: делает наброски, пишет маслом; рассматривание этюдника, холста, палитры и других принадлежностей. Художник – один из родителей, который рассказывал о своем творчестве.
Ход ООД.
Выставляется картина, дети некоторое время ее рассматривают. Воспитатель начинает рассказ.
-Давным-давно, на нашу страну напали фашисты. По всей стране люди встали на ее защиту. И здесь, в степи, стояли на смерть солдаты. Они рыли окопы, не давая врагу пройти в глубь страны. И эти окопы, словно раны, пролегали по земле.
-Как вы думаете, зачем нужны были окопы?
Ответы детей.
-Да, окопы защищали солдат от пуль, снарядов. По длинным окопам, которые называются траншеями, воины могли передвигаться, доставлять донесения.
-Прошло много-много лет с тех пор, как закончилась война. Гуляющий по степи ветер засыпал окопы землей, но они как шрамы, на долгие годы остались на теле матушки-земли.
-Однажды ранним утром в степь приехала женщина-художник. Она поставила этюдник, на него холст и задумалась.
Перед ней простиралась бескрайняя холмистая степь.
Вон на одном из склонов, словно маленькие зеленые костерки, светятся деревья. Можно написать деревья.
-Ребята, а что еще может изобразить художник? Ответы детей.
-Да, ребята, можно написать холмы, тропинку, бегущую через степь.
Вон летит птица. Можно написать и птицу.
-Как вы думаете, а можно написать все вместе?
-Вот и художник думает, что можно написать холмы, тропинку, которая взбегает по склону, ярко-зеленые деревья, птицу, парящую в синем небе. Какая чудесная картина!
-Но, почему же женщина-художник не торопится писать картину? Она даже отошла подальше от этюдника. Может быть, она увидела что-то такое, чего не видим мы с вами. Ведь у художников особый взгляд на мир. Они умеют по-своему увидеть и понять то, что у всех перед глазами. Увидеть – и рассказать другим.
-Ребята, как вы думаете, что могла увидеть в степи ранним утром женщина-художник? О чем она задумалась?
Ответы детей. Если дети не смогут ответить, то нужно натолкнуть их на мысль о войне.
-Тишина. Не гудит над головой ветер, не шуршит и в высокой траве у ног художника. В воздухе бесшумно парит птица. Все, как будто, замерло в ожидании. В такой тишине даже у обычного человека обостряются слух и зрение, и мы начинаем видеть то, чего раньше не замечали.
-Вот и женщина-художник увидела и поняла, что перед ней не просто степь, а поле боя, где каждую пядь земли, каждую высоту защищали наши отважные солдаты; что длинные рвы, которые глубоко прорезали землю, были когда-то окопами. Эти окопы, как шрамы напоминают о войне и тихо-тихо говорят: «Люди, берегите мир!»
По окончании рассказа воспитатель делает небольшую паузу, чтобы дети лучше осознали то, что услышали, поняли драматичность изображенного пейзажа. В это время очень тихо, ненавязчиво звучит песня Э. Колмановского на слова Е.Евтушенко, «Хотят ли русские войны».
-Вот и подходит к концу наше занятие. Но вы до сих пор не знаете, кто же написал эту картину и как она называется.
-Как бы вы назвали эту картину?
Ответы детей были такими: «В степи», «Как работает художник», «Здесь была война», «Окопы», «Утро».
Молодцы ребята, вы правильно поняли содержание картины. Хорошие дали ей названия.
-А автор этой картины Татьяна Яблонская назвала ее «ТИШИНА». И рассказала нам не только о том, как работает художник, но и о себе, о своих чувствах и переживаниях. На картине она изобразила себя.
На этом занятие заканчивается.
Материал для занятия был взят из книги В. Порудоминского
«Солнечная высота» Изд. «Малыш» Москва 1987г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к НОД по формированию целостной картины мира для старшего дошкольного возраста "Зимние виды спорта. Лыжный спорт"
Презентация к НОД по формированию целостной картины мира для старшего дошкольного возраста" Зимние виды спорта. Лыжный спорт"...
Конспект НОД в образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие в картину» (для детей старшего дошкольного возраста с ОНР)
Конспект НОД поможет педагогам на занятии по рассматриванию сюжетной картины уточнить знание детей о семье домашних животных и птиц,активизировать словарь, закрепить умение образовывать глагольн...
Конспект открытого занятия «Экскурсия на выставку картин» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим и рисованию для детей старшего возраста "Экскурсия на выставку картин"...
Презентация к НОД по формированию целостной картины мира для старшего дошкольного возраста "Зимние виды спорта"
Презентация предназначена для дошкольников 5 – 6 лет. Может быть использована при проведении НОД в рамках образовательной области «Познавательное развитие» по теме: «Зимн...
"Война глазами художников" Экскурсия-беседа по картинам для детей старшего дошкольного возраста
В конспекте содержится материал о картинах. Художники, писавшие их, бывшие участники Великой Отечественной войны. И свое видение войны они передают через картины будущему поколению....
Проект "РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РАБОТЫ НАД СЮЖЕТНОЙ КАРТИНОЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Тема самообразованияРАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РАБО...