Концептуальные основы использования сказочной метафоры в образовании детей старшего дошкольного возраста.
презентация урока для интерактивной доски по развитию речи (подготовительная группа)
«Использование сказочной метафоры в развитии связной и выразительной речи детей старшего дошкольного возраста». Хочу поделиться с коллегами теоретическими знаниями по данной теме. А далее, на примере волшебной сказки «Снегурочка» продемонстрировать приемы работы над закреплением сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metafora_3.pptx | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое метафора? Метафора ( греческ .) «перенос», троп - или фигура речи, состоящая в употреблении слова, обозначающего некоторый класс объектов (предметов, лиц, явлений, действий или признаков) для обозначения другого сходного с данным, класса объектов или единичного объекта. Примеры простых метафор: море проблем волшебный сон глаза горят льётся речь разрываться на части золотой характер золотая пора кипит желанием железные нервы глаз – алмаз твёрдость характера блистать эрудицией
Под сказочной метафорой мы будем понимать всю совокупность форм переноса свойств одного объекта (или классов объектов) на другой объект (или класс объектов) через речевые построения, игру, драматизацию, невербальное взаимодействие и т.п., осуществляющихся с опорой на сказочные образы и сюжеты.
«Сказка-это сон, приснившийся нации» Иван Ильин (философ) Ребёнку необходимо погружаться, изучать сказки своего народа, своего этноса.
Почему сказочная метафора? Во - первых, она позволяет сочетать разнообразные блоки органично, ведь в сказке всё возможно. Во - вторых, именно сказочная метафора позволяет ребёнку и взрослому встретиться и разговаривать друг с другом в едином, универсальном поле.
Особенности метафоры как средства перевода смыслов Во - первых , метафоры лежат в основе мышления и могут быть применены для развития мышления. Мышление невозможно без метафоры. Во-вторых, метафора является великолепным средством связи различных областей знания и перевода с языка одного человека на язык другого. В - третьих , метафора обладает качеством «смягчения», облегчения восприятия болезненной информации. В - четвёртых , метафора транслирует от одного человека другому скрытые смыслы. Притчи – проще, чем сказки, они несут уроки, которые самоочевидны, легче читаются. Сказки другие, в них мысли неочевидны.
Сказка « Мальчик - с -пальчик »
В - пятых , метафоры пробуждают творческие ресурсы воображения. В простых вещах увидеть необычное, нестандартное.
В – шестых, метафоры сближают образы мира, имеющихся у воспитателя и детей.
В русском фольклоре существуют устойчивые словосочетания Дороженька – столбовая Девица – красная Молодец - добрый Море – синее Поле – чистое Тучи – чёрные Лес – дремучий Луга - зелёные Звёздочка –ясная Мать - сыра земля Месяц - ясный
Тип культуры : Культура общения Базовая метафора : Встреча Пояснения: 1. Общение, коммуникация – всегда встреча двух и более людей. 2 . Встреча - фундаментальная метафора человеческой культуры, имеющая множество значений: встреча с мудростью, встреча с Богом (сретение), встреча с собой, встреча с врагом и прочее. 3. Одна из основных категорий образования: встреча с новым знанием, встреча с учителем. 4. Один из базовых сказочных архетипов, ни одна из волшебных сказок не обходится без встреч героя с другими персонажами. 5. Метафора встречи , как адаптации определяет сущность первого цикла пребывания ребёнка в детском саду. Типы культур и соответствующие им базовые метафоры .
Тип культуры: Культура созидания Базовая метафора: Волшебство Пояснения: 1. Волшебство - метафора появления нового, неожиданного, как сущности любого созидания и творчества. 2. Один из базовых сказочных архетипов задающих сам жанр волшебной сказки . 3.Метафора волшебства как творчества, активной работы и погружения в новое определяет сущность второго (центрального) цикла пребывания ребёнка в детском саду.
Тип культуры: Культура саморазвития Базовая метафора: Путь Пояснения : 1. Путь одна из фундаментальных метафор человеческой культуры ( « жизненный путь » ) задающая максимально широкую область проекций. 2. Одна из самых распространённых метафор самопознания ( « путь к себе » ) без чего не возможно саморазвитие. 3. Выражение « прохождение обучения » характерное для системы образования , содержит в себе метафору пути. 4. Один из базовых сказочных архетипов («путь героя») , без которого не бывает волшебной сказки. 5. Метафора пути и его завершения, как качественного изменения в развитии отражает сущность последнего цикла пребывания ребёнка в детском саду.
Конкретизация базовых метафор Встреча (осень) Дом ( избушка) Зеркало Друг (помощник) Сентябрь начало учебного года Октябрь переход от встречи с окружающим пространством, с собой Ноябрь общение и коммуникации со сверстниками с соратниками
Конкретизация базовых метафор Волшебство (зима) Чудо Превращение Дарение Декабрь подготовка к Новому году Январь Разнообразные виды детской деятельности Февраль Подготовка подарков к 23.02. 08.03.
Конкретизация базовых метафор Путь (весна) Дороги Испытания Победа Март Апрель Активность Май Завершение основной деятельности, проектной деятельности .
Важно! Е сли в процессе работы, уважаемые коллеги найдут более удачные конкретизирующие метафоры для базовых метафор: пути, волшебства и встречи, они могут быть заменены или дополнены, тем самым будут внесены динамика и развитие в образовательную программу.
Закрепление сказки «Снегурочка»
Угадай сказку по иллюстрациям
Работа со словарем Миновало Лелеять Неможется Свечерело Батюшка Матушка
Эпитеты -жанровые особенности сказки Не по дням, а по часам Коса русая до пояса Души в ней не чают Словно сестра по родному брату Работа в руках спорится В свой черёд за подружками Смотрят не налюбуются Эпитет - красочное выразительное определение.
Игра «Семья слов» (подбери родственные слова к слову снег) снеж ный, снеж инка, снег опад, снеж ок, снеж очек, снег овой, снег овик , снег оуборочная, бес снеж ная, под снеж ник, Бело снеж ка, снег овал.
Подбери к словам синонимы смышлёная- …….. (умная) ласковая- ………. (приветливая) работящая - …….. (трудолюбивая) грустная - ……… (печальная) весёлая - ………. (радостная)
Подбери к словам действи я Хороводы (водить) Песни (петь) Цветы (собирать) Венки (плести) Костёр (разложить) Весну (встречать, зазывать)
Пословица недаром молвится Зима кончается, весна начинается. Чему быть, тому не миновать. Всему своё время. Зиме, да лету союзу нету .
Загадки Красна девица грустна: Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко. Слезы льёт бедняжка. Я белым одеялом всю землю укрываю, В лёд реки убираю, белю поля, дома Зовут меня…
Весенняя закличка Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Чтобы год от года Давала нам погода: Теплое летечко , Грибы в берестечко , Ягоды в лукошко, Зеленого горошка
Физминутка под музыку Снег, снег, белый снег Кружит, падает на всех. Мы из снега ком слепили, Потом куклу смастерили, Снег, снег, белый снег, Вышла кукла лучше всех
Вопросы к сказке Какие времена года описаны в сказке? Какое волшебство случилось в сказке? В какое время года появилась Снегурочка? Почему старик и старуха так назвали свою внучку? Сколько времени прожила Снегурочка у деда с бабой? Похожа ли Снегурочка на весну? От чего зависело настроение Снегурочки?
Расскажи сказку по мнемотаблице
Расскажи сказку по серии картинок
Другое окончание сказки Разбежалась Снегурочка, прыгнула и растаяла... Обратилась она лёгким облачком, пролилась на землю тёплым дождиком, обернулась полем ромашковым, стало поле белым-бело.
Картина В.М. Васнецова
Раскрась картинку
Игра «Разные снеговики»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ педагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫпедагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»....
Технология использования природоохранных акций как средства экологического образования детей старшего дошкольного возраста в условиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Создать оптимальные условия для повышения качества образования в вопросах воспитания заботливого, бережного отношения к природе.Обеспечить эффективность и преемственность программы на разных ступенях ...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Индивидуализация образования детей старшего дошкольного возраста через использование метода раздаточного материала- тематических комплектов карточек с заданиями.
Материал будет полезен для педагогов дошкольных учреждений....
«Индивидуализация образования детей старшего дошкольного возраста через организацию конструирования с использованием пооперационных карт».
В работе представлены методические рекомендации по использованию пооперационных карт....
Презентация «Использование музейной педагогики для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с основами безопасности»
Презентация. Выступление на научно-практической конференции.Тема: «Использование музейной педагогики для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с основами безопасности»...
Использование цветной системы в обучении детей старшего дошкольного возраста основам нотной грамоты
Цветная система -эффективный способ обучения детей игре на музыкальных инструментах...