Особенности использования Геоборда в инклюзивном образовании детей старшего дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии.
статья по логопедии (старшая группа)

Аптрашитова Вера Сергеевна

Для развития речевой активности у детей со стёртой формой дизартрии в повседневной и индивидуальной работе используем инновационные пособия. Одно из них – «Геоборд».  Это многофункциональная математическая доска с двадцатью пятью мелкими штырьками, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezis_geobord.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности использования Геоборда в инклюзивном образовании детей старшего дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии.

В.С. Аптрашитова

(студ.2 курса, направление «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Организация и содержание специальной психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья», Институт детства, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)

Рассматривается использования Геоборда детей старшего дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии.

Ключевые слова: общие недоразвитие речи (ОНР), Геоборд, стёртая форма дизартрии.

Особенностью работы в группе комбинированной направленности является то, что в ней обучаются дети со стёртой формой дизартрии, с общим недоразвитием речи (далее ОНР), они затрудняются в передаче информации, их речь не только малосодержательна, но, одновременно, бедна, сбивчива, невыразительна. Они допускают перестановки, привнесения отсутствующей в тексте информации.

Для развития речевой активности у детей со стёртой формой дизартрии в повседневной и индивидуальной работе используем инновационные пособия. Одно из них – «Геоборд». Это многофункциональная математическая доска с двадцатью пятью мелкими штырьками, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга.

Применение данного пособия хорошо развивает мелкую моторику: дети растягивают резинки, надевают их на штырьки, делают пальчиковую зарядку, проговаривают свои действия вслух. У детей развивается пространственная ориентация: ребенок учится определять право, лево, середину поля или середину одной из сторон, вверх, низ. Игры разной сложности способствуют развитию памяти, внимания, умению дошкольника сосредоточиться на игровом задании. При создании узоров у детей развивается воображение, творческие способности, фантазия, речь.

Деятельность с использованием Геоборда осуществляется поэтапно.

1 Этап. Подготовительный

- Определение сказки, эпизода, музыкального произведения. Выбор игровой ситуации. Подбор фигурок героев, макетов в соответствии с выбранной сказкой, темой недели, временем года. Обсуждение способа прикрепления резиночек, определение их места на Геоборде.

В зависимости от возраста, индивидуальных способностей дети меняют цель и задачи в ходе игры. Играют в игру, показывают, как пользоваться Геобордом, как надевать и снимать резиночки, объясняют правила безопасности.

2 Этап. Основной

Предполагает непосредственную деятельность по основным направлениям развития речи воспитанников.

3 этап Заключительный

Предполагает расслабление и снятие физического и психологического напряжения у детей. Дети хорошо управляют своими пальчиками. Воспитывается усидчивость и волевые качества. Во время игр с планшетом развиваются творческое воображение детей, психические процессы, мелкая моторика рук – все, что необходимо для развития речи детей со стёртой формой дизартрии.

Таким образом, использование игрового пособия «Геоборд» в организованной образовательной деятельности обеспечивает для каждого ребёнка ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях. Применение занимательного материала позволяют повысить эффективность коррекционной работы, повышает эффективность педагогического процесса, способствует развитию речи, мышления и память детей.

Научный руководитель – Р.О. Агавелян,

доктор психологических наук, профессор.

Директор института детства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Встреча с Санкт-Петербургом» как форма краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста.

Данная тема даёт детям возможность увидеть объекты культурного наследия Санкт-Петербурга, узнать о них, сформировать отношение к ним и выразить его в творческой деятельности – рисовании, речевом...

Родительское собрание в старшей группе на тему : Особенности воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста

Родительское собрание: «Особенности воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста»Выступление на тему: «Старший дошкольный возраст – какой он?»...

""Особенности использования дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста"

статья "Особенности использования дидактических игр в развитии детей 5 - 6 лет" (из опыта работы)...

Концептуальные основы использования сказочной метафоры в образовании детей старшего дошкольного возраста.

laquo;Использование сказочной метафоры в   развитии связной и выразительной речи детей  старшего дошкольного возраста».  Хочу поделиться с коллегами теоретическими знаниями ...

Использование театрализованной деятельности в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.

Одним из этапов в работе над театрализованной деятельностью является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциона...