Индивидуализация образования детей старшего дошкольного возраста через использование метода раздаточного материала- тематических комплектов карточек с заданиями.
статья (подготовительная группа) на тему
Материал будет полезен для педагогов дошкольных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое объединение « Речевое развитие»
Обучающий семинар по теме :
«Индивидуализация образования детей старшего дошкольного возраста через использование метода раздаточного материала – тематических комплектов карточек с заданиями»
.
Принцип индивидуализации является основополагающим положением ФГОС ДО п.1.4 Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором каждый ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования)
Индивидуализация образования может быть обеспечена за счет метода использования раздаточных материалов – тематических комплектов карточек с заданиями.
Цель: формирование умения детей дошкольного возраста, применять самостоятельно, усвоенные знания по программе детского сада.
Комплект карточек с заданиями, подобранными по темам, помогает методически и технически обеспечить индивидуализацию работы с детьми в рамках активно внедряемого в ДОУ проектного метода или темы недели.
Тематический комплект создает основу для сотрудничества: если каждый ребенок сделает какую-либо часть, то у всех вместе получится общий продукт, раскрывающий (иллюстрирующий) тему со всех сторон – в изображениях, в словах, в символах, в цифрах.
Каждый ребенок выбирает свое, но вместе – в паре, в группе дети делают одно дело. Это сближает и на этапе действия, и на этапе оценки результатов.
Содержание карточек должно быть открытым и понятным ребенку без взрослого. Понятие открытости означает то, что любые выполненные ребенком на карточке действия будут обучающими (развивающими).
Основные требования:
- Содержание должно быть открытым и понятным ребенку без взрослого
- Должно быть место для «договорных пометок», которые разрабатываются самостоятельно в каждой группе воспитателями и детьми
- Каждый лист может иметь «рабочую рамку», которую можно дорисовывать и раскрашивать
- Компоновка заданий на карточке оставляет возможность выбора – рисовать, считать, рассматривать, обсуждать, писать и т.п.
«Индивидуальность» карточки подчеркивается тем, что каждый ребенок самостоятельно подписывает свою карточку – печатает имя или рисует значок марки
На карточках может быть место для «договорных» пометок, которые разрабатываются самостоятельно в каждой группе воспитателями и детьми. Например, на карточке может появиться метка о времени работы, о партнерствах, о помощи взрослых, о сложности выполнения работы. о том, где можно искать нужную информацию, где можно получить подсказку и т.п. Эта часть предназначена для тренинга у детей навыка самоопределения, само регуляции, развития рефлексии, умения использовать различные источники информации и пр.
Каждый лист может иметь рамочку, которая придаст работе ребенка эстетичный «законченный» вид. Вместе с тем, рамка должна быть рабочей, т. е. ее можно дорисовывать, раскрашивать.
Не сшитые (не брошюрованные) листы создадут возможность многовариантного выбора как для детей, так и для педагога. Их можно:
повесить на стену (в уголке достижений и пр.);
вложить в портфолио ребенка;
выдать родителям для работы с ребенком дома;
с карточками можно работать, не испортив последующие листы.
Целесообразно по каждой теме готовить более 30 карточек – из расчета по 1-2 на каждого ребенка. При таком количестве карточек, во-первых, обеспечивается реальная возможность выбора, во-вторых, комплексность содержания и максимальное разнообразие заданий. Направленность заданий – ознакомление с окружающим и формирование элементарных естественнонаучных знаний; математические представления и действия с цифрами, знаками; развитие речи и основы грамотности; стимулирование мыслительной активности и развитие мелкой моторики. Важно компоновать задания так, чтобы работая с карточкой, ребенок практиковался в выполнении самых разных заданий. Вместе с тем, задания на карточках должны повторяться – счет, обобщение и классификация, копирование букв и слов и пр. Это дает детям возможность практиковаться в важных умениях и навыках на разном, интересном для них содержании.
При всей похожести на традиционные рабочие тетради и альбомы-раскраски у карточек есть несколько особенностей.
*Компоновка заданий на карточке оставляет ребенку возможность выбора – рисовать, считать, рассматривать, обсуждать, писать.
*Продуманы задания, основанные на работе в команде (формирование навыков сотрудничества).
*Карточка – «личная, индивидуальная», а весь комплект – общий. В этом случае у детей формируется представление о личном вкладе в общее дело: каждый, выбирая карточку, выполняет свое задание, а все вместе работают над одной темой. В результате появляется целостный образ темы и персонифицированный вклад в нее. У всех карточек разное содержание, что стимулирует детей к использованию всего комплекта – «иначе не узнаем, пропустим что-то важное, интересное».
Применение карточек
Во многих детских садах, вне зависимости от возрастной группы и программы, практикуются интегрированные занятия, тематические блоки, метод проектов. В основе – комплексная реализация содержания через различные виды деятельности. Комплект тематических карточек обеспечивает интегрированность содержания и видов деятельности, обучение с учетом индивидуальных возможностей, интересов и потребностей. Так как в комплекте карточек много, появляется необходимость длительной работы с темой, постепенного освоения содержания – основа тематического блока или проекта, в ходе которого завершенность темы достигается только совместными усилиями и не одномоментно.
Если дети не умеют писать, используется метод копирования – предлагаются готовые таблички с именами, датами. Индивидуализация образования предполагает индивидуальный темп и последовательность работы с заданиями, получение своего результата Вернуться к последующей неделе. Не следует говорить ребенку, что ему нужно сделать.
В последующем , можно привлечь для помощи затрудняющимся детям , само проверки и проверки детских работ, ребят группы.
Фиксация и предъявление результатов
Работа с карточками предполагает обязательное представление детьми результатов своей деятельности. Это может быть, например, обсуждение в конце занятия или проговаривание в ходе совместной деятельности: «Какую карточку ты выбрал? Почему ты решил выполнить эти задания (чем они тебя привлекли)? Что успел сделать? С чего ты начал? Когда ты планируешь завершить работу?» и т. п. И обязательно, вопросы для общего обсуждения: «Что мы вместе узнали о птицах (домах, транспорте)? Что мы вместе сделали сегодня (нарисовали и закрасили животных, написали названия, сосчитали животных в зоопарке)» и т.п.
Так как содержание карточек предполагает задания различной направленности, может сложиться такая ситуация, когда ребенок, переходя от темы к теме, выполняет что-то одно, близкое и понятное ему (интересное, легкое в исполнении).
Отличие карточек от рабочих тетрадей, альбомов-раскрасок
Как правило, тетрадь воспринимается педагогом и ребенком (детьми) как персональный игровой или учебный материал и подразумевает индивидуальную работу. Дети весьма ревностно относятся к попыткам других оставить в их тетради хотя бы одну линию..
4. Работа с карточками
Основные цели:
демонстрация возможностей для решения задач развития;
стимулирование к активному поиску вариантов заданий;
обучение способам поддержки ребенка в процессе его самостоятельной работы с карточками.
Материалы: ксерокопии карточек.
Содержание практической деятельности с педагогами:
педагогам предлагается разделиться на несколько подгрупп. Каждая подгруппа получает несколько тематических карточек. Это могут быть отличающиеся наборы карточек из одной темы; одинаковые наборы карточек из одной темы; наборы карточек из разных тем.
1. Педагогам предлагается рассмотреть карточки (если карточки для работы подобраны из разных тематических комплектов, предлагается определить тему), а затем придумать и записать свои варианты заданий для работы по карточке.
2. Представители групп рассказывают о своих вариантах заданий. Вместе участники отмечают уровень сложности предложенных заданий (на какую возрастную группу могут быть ориентированы задания).
3. Предлагается определить формы использования карточек (на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности), а также способы поддержки детей в процессе самостоятельной работы с карточками.
4. Обратить внимание участников на то, что на каждой карточке могут быть выполнены задания разной сложности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/09/picture-201284-1373367411.jpg)
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование на математических занятиях и в свободной деятельности дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»
технология опыта и результативность...
Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста через использование занимательного материала.
В статье раскрывается значение занимательного материала в формировании основ математических представлений....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/05/picture-888853-1486258436.jpg)
«Индивидуализация образования детей старшего дошкольного возраста через организацию конструирования с использованием пооперационных карт».
В работе представлены методические рекомендации по использованию пооперационных карт....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-181614-1510503192.jpg)
Образовательный проект "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в образовательной деятельности"
Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, технология теория решения изобретательских задач занимает особое место, как технология, позволяющая м...
Презентация "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста через использование развивающих игр и занимательного наглядного материала
Обучение грамоте старших дошкольников через использование развивающих игр....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/17/picture-1322682-1616008661.jpg)
Развитие познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста через использование занимательного математического материала
Осинина Татьяна Сергеевна воспитатель детского сада № 229 Сормовского района города Нижнего Новгорода. «Развитие познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/14/picture-1066233-1568473237.jpg)
Презентация «Развитие читательской грамотности детей младшего дошкольного возраста через использование метода «Сторисек»
Презентация «Развитие читательской грамотности детей младшего дошкольного возраста через использование метода «Сторисек»...