Проектно-перспективное планирование « Грамматей-ка» для детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Ирина Александровна Липина

Проектно перспективное планирование для детей пятого года жизни «Грамматей-ка» разработана с учетом ФГОС ДО и возрастных особенностях детей.

Цель программы: создание условий для развития речи детей пятого года жизни в частности звуковой культуры речи, через использование дидактических игр и игровых упражнений.

Программа посвящена речевому развитию детей пятого года жизни через игровую деятельность. В данном перспективном планировании показаны задачи речевого развития детей в частности одного из компонентов - звуковой культуры речи; дано их распределение по неделям и месяцам; используются дидактические игры и игровые упражнения, объединенные в группы согласно решаемым задачам.

Реализация программы способствует:

- формированию звуковой культуры речи;

- развитию артикуляционного аппарата детей;

- формированию правильного речевого дыхания.

Данная программа рассчитана на один год обучения и предназначена для детей пятого года жизни. В течение месяца поочередно играю со всеми детьми группы. Так же слежу, чтобы игры не утомляли детей, учитываю степень подготовленности детей, периодически отражаю в плане индивидуальной работы с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-perspektivnoe_planirovanie_zkr.docx58.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №2

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

Проектно-перспективное планирование

« Грамматей-ка»

для детей дошкольного возраста

г.Красноуфимск

Аннотация

Проектно перспективное планирование для детей пятого года жизни «Грамматей-ка» разработана с учетом ФГОС ДО и возрастных особенностях детей.

Цель программы: создание условий для развития речи детей пятого года жизни в частности звуковой культуры речи, через использование дидактических игр и игровых упражнений.

Программа посвящена речевому развитию детей пятого года жизни через игровую деятельность. В данном перспективном планировании показаны задачи речевого развития детей в частности одного из компонентов - звуковой культуры речи; дано их распределение по неделям и месяцам; используются дидактические игры и игровые упражнения, объединенные в группы согласно решаемым задачам.

Реализация программы способствует:

- формированию звуковой культуры речи;

- развитию артикуляционного аппарата детей;

- формированию правильного речевого дыхания.

Данная программа рассчитана на один год обучения и предназначена для детей пятого года жизни. В течение месяца поочередно играю со всеми детьми группы. Так же слежу, чтобы игры не утомляли детей, учитываю степень подготовленности детей, периодически отражаю в плане индивидуальной работы с ними.

Пояснительная записка

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, выделены направления развития и образования детей, одно из которых речевое развитие. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развития речевого творчества; развития звуковой интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Содержание данной образовательной области может реализоваться в различных видах детской деятельности, в том числе и игровой, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.

Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой  рече - произношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного (связанного с конкретной ситуацией и разнообразной практической деятельностью) общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми.

 Считается, что первоначально восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляторного опыта, когда малыш пытается подражать речевым и неречевым движениям взрослого. Поэтому одновременно с артикуляцией (то есть с движениями и позициями речевых органов нужными для произнесения звуков) ребенок усваивает и систему дифференциальных признаков, необходимых для различения звуков родного языка. Таким образом,  формирование звуковой стороны речи на первых этапах развития зависит, в основном, от степени сформированности кинестетического и фонематического восприятия, а также от их взаимодействия между собой в речевой практике. Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста может быть обобщено в трех основных разделах:

I Развитие голосового аппарата, Развитие речевого слуха и подвижности рече-двигательного аппарата детей;

II Становление и закрепление звуков. Формирование норм литературного произношения;

III Работа над речевым дыханием, темпом и ритмом речи, силой голоса и интонационной выразительностью, дикцией.  

Известно, что дидактические игры – одно из эффективных средств развития звуковой культуры речи, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных звуков. Дидактические игры могут проводится как с игрушками, предметами и картинками так и без наглядного материала – в форм словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

Педагогической теорией и практикой доказано, что дидактические игры могут выступать эффективным средством формирования звуковой культуры речи.

Цель: формирование звуковой культуры речи детей пятого года жизни в игровой деятельности.

Задачи:

  • Формировать умения  правильного произношения звуков;
  • Развитие слухового восприятия, фонематического слуха;
  • Развитие длительного ротового выдоха, речевого дыхания;
  • Работа над интонационной выразительностью речи (высота и сила голоса, словесное ударение, выработка дикции);

- Развивает мышление, память, внимание, наблюдательность.

Характеристика особенностей развития детей пятого года жизни

На пятом году жизни интенсивно развивается мышление, которое обусловлено общим развитием интеллекта. Дошкольники способны решать различные задачи, используя схематизированное изображение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Для детей характерны так называемые, феномены Ж. Пиаже: сохранения количества, объема и величины. Дети способны анализировать предметы по двум признакам. Могут обобщать понятия относящиеся к категориям: фрукты, овощи, одежда, посуда, мебель и т.д.  совершенствуется ориентация в пространстве, которая отражается в знании и употреблении дошкольниками предлогов.

В этом возрасте мышление характеризуется конкретностью образов, особенно проявляется эта особенность мышления дошкольника в процессе понимания им иносказательной речи, постепенно конкретные образы предметов приобретает более обобщенный характер.

Наблюдение за детьми данного возраста и специальные психологические исследования показывают, что дошкольники постепенно начинают использовать в процессе решения задач логические формы мышления. Под руководством взрослого они усваивают простейшие понятия, учатся рассуждать, делать выводы.

В данном дошкольном возрасте продолжается развитие внимания. Теперь ребенок может заниматься интересной для него деятельностью 15-20 т более минут. Также происходит увеличение концентрации и распределения внимания - дошкольник способен действовать одновременно с несколькими предметами. Однако эти свойства внимания проявляются преимущественно в игровой деятельности.

Пятый год жизни характеризуется дальнейшим личностным развитием детей, которое отражается на их взаимоотношениях со сверстниками: у дошкольников появляются постоянные партнеры по играм, лидеры, могут возникнуть конкурентные и соревновательные мотивы. Все это приводит к дифференциации межличностных отношений в группе.

На пятом году жизни происходит дальнейшее развитие речи: она выступает как предмет особой активности детей. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, которое нуждается в поддержке со стороны взрослого. Обычно речь ребенка носит ситуативный характер, однако, когда он общается с взрослым, она выходит за пределы конкретной ситуации, ведущим становится познавательный мотив, что важно поддерживать в ходе беседы. Взрослый не должен отмахиваться от детских вопросов, а наоборот, стараться отвечать на них, привлекая внимание к ним других детей и подчеркивая, что заданные вопросы действительно интересны.

Социальная ситуация развития на пятом году жизни характеризуется дальнейшим развитием игровой деятельности. Ребенок уже в состоянии освоить роль, включающую до десяти игровых действий, отделять себя от роли. Игровые действия он начинает выполнять не ради них самих, а ради игрового смысла, поэтому насыщение роли игровыми действиями позволяет одновременно обогатить смыл детских игр.

Описание дидактической игры как метода формирования грамматически правильной речи детей

Дидактические игры- эффектное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных звуков. Дидактические игры могут проводить как с игрушками, предметами и картинками так и без наглядного материала – в форме словесных  игр, построенных на словах и действиях играющих.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Программно - методический комплекс

  1. Филичева Т.Б., Соболева А.В. развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями.- Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР»,2000.-80с.
  2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников:пособие для родителей и педагогов/Е.С. Анищенкова.-М.:АСТ.2009.
  3. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи/Елена Косинова-М.:Эксмо 2011.

Планируемые результаты освоения проектно-перспективного планирования

- ребенок овладевает умением правильно произносить все звуки родного языка изолированно , в словах , во фразовой речи ;

- достаточно хорошо различает короткие и длинные слова , похожие и непохожие , звонкие , громкие и тихие ;

 - может делить слова на слоги ;

- определять и называть первый звук в слове ( без призвука гласного ) ;  

-произвольно регулировать темп , силу голоса , речевое дыхание ;

 -рисовать вертикальные , горизонтальные и округлые линии , штриховать несложные предметы ;

- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.

Проектно-перспективное планирование

Сентябрь

1 неделя

Игра «Солнце или дождик?» Развитие слухового внимания.

Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.                                                                                       Дид. игра «Найди общий звук»                                                        Цель: Развивать фонематический слух детей.                                         Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

2 неделя

Игра «идите с нами играть» Развитие силы голоса.

Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.

Дид. игра «Назови слова»

Цель: Учить детей называть слова с заданным звуком.

Заучивание скороговорки.

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

3 неделя

Дид. игра «В кругу с мячом»

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.

Дид. игра «Кто придумает конец, то и будет молодец».

Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей.

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

4 неделя

Дид. игра «Какое слово потерялось? »

Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.

 Дид. игра «Магазин»                                                                                     Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова.

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

Октябрь

1 неделя

Дид. игра «Сердитый ворон»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове.

Дид. игра «Найди пару»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Заучивание потешки

Пальчиковаягимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

2 неделя

Дид. игра «Большие и маленькие комары»                                 Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.

Игра «Угадай, кто кричит» Развитие слухового внимания  Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Заучивание скороговорки.

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

3 неделя

Сказка «поспешили - насмешили» Развитие правильного звукопроизношения 

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.

Дид. игра «Выдели слово»                                                               Цель: Развивать фонематический слух детей.

Заучивание потешки

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

4 неделя

Игра «бабочка, лети!» Развитие речевого дыхания.

Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Дид. игра «Солнце или дождик?»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна.  Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Заучивание потешки

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

Ноябрь

1 неделя

Игра «Где позвонили?» Развитие слухового внимания.

Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

Дид. игра «Какой звук потерялся?»

Заучивание потешки

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

2 неделя

Рассказ «Песня-песенка»

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.

 Дид. игра «Назови последний звук слова»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Заучивание потешки

Пальчиковаягимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

3 неделя

Комплекс профилактических упражнений для верхних дыхательных путей.

Заучивание скороговорки.

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

4неделя

Упражнение «Одуванчик»

Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.

Игра «Кот и мыши» Развитие силы голоса

Цель. Учить детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

Декабрь

1 неделя

« Не разбуди Катю»

Цель. Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Дид. игра «Назови звук»

Цель: Развивать фонематический слух детей

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

2 неделя

Дид. игра «Найди общий звук»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Упражнение «Осенние листья»

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Заучивание скороговорки.

Пальчиковаягимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

3 неделя

«Угадай, что делают»

Цель. Учить детей определять действие по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Игра «угадай, на чем играю» Развитие слухового внимания.

Цель. Учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Заучивание потешки

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

Январь

1 неделя

«Громко — тихо»

Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Заучивание скороговорки.

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

2 неделя

Дид. игра «Третий лишний»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Заучивание потешки

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

Февраль

1 неделя

«Кто внимательный?»

Цель. Учить детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха.

Рассказ «Песня-песенка» Развитие правильного звукопроизношения

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.

Заучивание скороговорки.

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

2 неделя

Дид. игра «Назови слова»

Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком.

 Дид. игра «Звуковые часы»

Цель: Учить детей измерять длину слов.

Заучивание стихотворения.

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

3неделя

Дид. игра «Слова – друзья»

Цель: Учить детей подбирать близкие по звучанию слова.

        Дид. игра «Найди пару»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

4 неделя

«Кот и мыши»

Цель. Учить детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Дид. игра «Найди общий звук»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Заучивание стихотворения.

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

Март

1 неделя

Дид. игра «Кто придумает конец, то и будет молодец».

Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей.

Дид. игра «Третий лишний»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Заучивание скороговорки.

Пальчиковаягимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

2 неделя

Дид. игра «Найди ошибку»

Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, учить группировать слова начинающиеся с одного и того же звука.

Сказка «Три медведя»

Цель. Воспитывать у детей умение менять высоту голоса. Изменение тона голоса по высоте.

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

3 неделя

Дид. игра «Кто придумает конец, то и будет молодец».

Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей.

Подбери рифму

 Цель: Развитие фонематического слуха.

Заучивание потешки

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

4 неделя

«Вьюга»

Цель.  Учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому. Изменение силы голоса.

Заучивание скороговорки.

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

Апрель

1 неделя

Игра «чья птичка дальше улетит?» Развитие речевого дыхания.

Дид. игра «Назови последний звук слова»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Заучивание скороговорки.

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

2 неделя

Дид. игра «Слова – друзья»

Цель: Учить детей подбирать близкие по звучанию слова.

Игра «Кто внимательный?» развитие речевого слуха.

Цель. Учить детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха.

Заучивание скороговорки.

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

3 неделя

Игра «Кто внимательный?» Развитие речевого слуха.

Цель. Учить детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха.

Игра «Кот и мыши» Развитие силы голоса

Цель. Учить детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Заучивание потешки

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

4 неделя

Дид. игра «Путешествие в страну звуков» 1 вариант

Цель: Развивать фонематический слух.

Дид. игра «Назови слова»

Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком.

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

Май

1 неделя

Дид. игра «Автобус»

Цель: Развивать фонематический слух детей

Дид. игра «Назови последний звук слова»

Цель: Развивать фонематический слух детей

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

2 неделя

Дид. игра «Подними нужную карточку»

Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.

Дид. игра «Третий лишний»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Заучивание скороговорки.

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

3 неделя

Дид. игра «Найди ошибку»

Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, учить группировать слова начинающиеся с одного и того же звука

Игра «Угадай, близко или далеко поезд». Развитие речевого слуха.

Цель. Учить детей правильно определять силу голоса. Развитие умения различать на слух силу звука.

Заучивание потешки

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

4 неделя

Дид. игра «Кто придумает конец, то и будет молодец».

Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей.

Повторение комплекса профилактических упражнений для верхних дыхательных путей.

Повторение потешек, стихотворений

Пальчиковая гимнастика                                                     Артикуляционная гимнастика

Картотека дидактических игр по развитию речи детей дошкольного возраста.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Солнце или дождик?»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Краткое описание:

Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть   бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.

 

РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.

Игра «Идите с нами играть»

Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.

Подготовительная работа. Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису.

Краткое описание:

Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.

Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.

 

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Угадай, кто кричит»

Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.

Краткое описание:

Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.

 

 

 

РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

Сказка «Поспешили - насмешили»

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки.

Краткое описание:

Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му - мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»

Методические указания. Следует сопровождать рассказывание сказки показом ее персонажей на фланелеграфе. Звукоподражания нужно произносить четко, выделяя гласные звуки.

 

 

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Бабочка, лети!»

Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Краткое описание:

Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз - с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.

 

 

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Где позвонили?»

Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.

Краткое описание:

Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

 

 

РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.

Игра « Не разбуди Катю»

Цель. Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Подготовительная работа. Взрослый приготавливает куклу с закрывающимися глазами, кроватку с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например кубик, машинку, башенку и др., а также коробку для игрушек.

Краткое описание:

Педагог ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку». Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе.

Методические указания. Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом.

 

 

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Чья птичка дальше улетит?»

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Педагог вырезает из тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает.

Краткое описание:

На двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.

Методические указания. Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.

 

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Угадай, на чем играю»

Цель. Учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Подготовительная работа. Педагог подбирает музыкальные игрушки: барабан, гармошку, бубен, органчик и др.

Краткое описание:

Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, органчиком, бубном. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем.

Методические указания. Следить, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали. На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов. Игру следует повторять 5-7 раз.

 

 

                 РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.

Игра «Громко — тихо»

Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Краткое описание:

Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

 

РАЗВИТИЕ

ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Стихотворение А. Барто «Кто как кричит?»

Цель. Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.

Подготовительная работа. Приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети активно использовали звукоподражания.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-муррр!

Пугаю кур.

Ам-ам!

Кто там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Му-му-у!

Молока кому?

Методические указания. Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать детям соответствующие игрушки.

 

 

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Угадай, что делают»

Цель. Учить детей определять действие по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Подготовительная работа. Воспитатель подбирает следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек.

Краткое описание:

Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревянным молоточком по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан. Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.

Методические указания. Если дети затрудняются определить действие, нужно еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же они легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Пускание корабликов»

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.

Краткое описание:

Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п.

Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» - дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)

Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звукаф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

 

 

РАЗВИТИЕ ВЫСОТЫ ГОЛОСА.

Рассказ «Кто как кричит?»

Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.

Подготовительная работа. Педагог заготавливает для работы на фланелеграфе картинки с изображениями дерева, забора, птички, птенчика, кошки, котенка, а также игрушечных кошку, котенка, птицу, птенчика.

Краткое описание:

Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)

Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:

«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)

А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу».

Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.

Методические указания. Следить, чтобы дети не кричали, а говорили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.

 

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Игра «Угадай, что делать»

Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.

Краткое описание:

Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.

Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

 

 

РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Рассказ «Песня-песенка»

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.

Подготовительная работа. Подобрать следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в ответах детей были звукоподражания, которые в нем даны.

Запела девочка песенку. Пела-пела и допела.

- Теперь ты, петушок, пой!

- Ку-ка-ре-ку! - пропел петушок.

- Ты спой, Мурка!

- Мяу, мяу, - спела кошка.

- Твоя очередь, уточка!

- Кря-кря-кря, - затянула утка.

- И ты. Мишка!

- Ряв-ряв-р-я-яв! - зарычал медведь.

- Ты, лягушка, спой!

- Ква-ква-квак-к-к! - проквакала квакушка.

- А ты, кукла, что споешь?

- Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма! Складная песенка!

Методические указания. Педагогу следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на вопросы по рассказу.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Птицеферма»

Цель. Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе: произносить 3-4 слога.

Подготовительная работа. Подобрать звучащие игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка.

Краткое описание:

Взрослый показывает детям игрушки и воспроизводит 3 - 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Педагог говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречунам... (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «ко-ко-ко».

«Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «га-га-га». Далее педагог последовательно показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания.

Методические указания.   Сначала говорят все участники игры, потом можно спросить трех-четырех детей по одному. Следить, чтобы звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-кря) дети произносили на одном выдохе. Одни дети могут произносить 2-3 звукоподражания, другие – 3 - 4.

 

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Угадай, кто идет»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания бубна.

Подготовительная работа. Педагог готовит 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья.

Краткое описание:

Педагог показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли.

Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меняет темп звучания бубна, а дети соответственно то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.

Методические указания. Менять темп звучания бубна надо не более 4 - 5 раз.

 

РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.

Игра «Дует ветер»

Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса.

Подготовительная работа. Педагог подготавливает 2 картинки. На одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы. На другой - сильный ветер, качающий ветви деревьев.

Краткое описание:

Дети сидят полукругом на стульях. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у...» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за педагогом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.

Затем педагог показывает картинки, уже не произнося звук, а дети подражают соответствующему ветру.

Методические указания. Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.

 

 

 

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА.

Игра «Кто внимательный?»

Цель. Учить детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха.

Подготовительная работа. Подобрать игрушки, с которыми легко производить различные действия.

Краткое описание:

Дети сидят в 3 ряда напротив стола педагога. (Первый ряд на расстоянии 2-3 м). На столе лежат различные игрушки. Взрослый говорит: «Дети, сейчас я буду давать задания тем, кто сидит в первом ряду. Говорить я буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы всем было слышно. Я вызову каждого по имени и дам задание, а вы проверяйте, правильно ли оно выполняется. Будьте внимательны. Вова, возьми мишку и посади в машину».

Задания по очереди выполняют все дети, сидящие в первом ряду. Затем они меняются местами: второй ряд занимает место первого, третий - второго, первый - третьего.

Методические указания. Педагогу надо следить, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания нужно давать короткие и простые.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Чей пароход лучше гудит?»

Цель. Добиваться умения направлять воздушную струюпосередине языка. Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Педагог заготавливает стеклянные пузырьки (по количеству детей) высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см, делает на них наклейки с именами детей.

Краткое описание:

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе.

Методические указания. Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

 

 

 

РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА

Игра «Кот и мыши»

Цель. Учить детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Подготовительная работа. Приготовить шапочки с изображением кота. Разучить с детьми текст стихотворения.

Краткое описание:

Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят:

«Тише, мыши.

Тише, мыши.

Кот сидит на нашей крыше.            

Мышка, мышка, берегись!

И коту не попадись!»

Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные становятся котами.

Методические указания. Следить, чтобы дети не усиливали голос, но и не говорили шепотом.

 

РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА

Упражнение «Гудок»

Цель. Учить детей менять силу голоса от громкого к тихому. Выработка умения регулировать силу голоса.

Подготовительная работа. Подготовить картинку с изображением паровоза.

Краткое описание:

Дети становятся в один ряд лицом к воспитателю и поднимают руки через стороны вверх до встречи их ладонями. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише (паровоз удаляется). Опустив руки, замолкают.

Методические указания. Сначала упражнение показывает сам педагог, затем он вызывает двух детей, которые изображают гудок вместе с ним. Остальные дети делают только движения руками. Потом в игре принимает участие вся группа.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Подбери по цвету»

Цель. Учить детей слитно произносить фразу из двух-трех слов. Выработка плавного речевого выдоха.

Подготовительная работа. Подобрать предметные картинки основных цветов и делает из картона кубики тех же цветов без одной грани.

Краткое описание:

Детям раздают картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета. Показывая кубик, педагог говорит: «У кого картинки такого же цвета, как кубик, подойдите сюда». Дети выходят, показывают свои картинки, называют их («Красная машина», «Красный шар» и т. д.) и складывают в этот кубик. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат свои картинки в кубики.

Методические указания. Следить, чтобы дети говорили слова слитно, на одном выдохе.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА.

Игра «Угадай, близко или далеко поезд»

Цель. Учить детей правильно определять силу голоса. Развитие умения различать на слух силу звука.

Подготовительная работа. Подобрать 3 картинки, на которых нарисован поезд. На первой картинке поезд стоит у станции. На второй - удаляется от нее, провожающие машут вслед. На третьей изображена станция, вдали, за лесом, виден последний вагон поезда.

Краткое описание:

Педагог ставит на доску 3 картинки с изображением поезда. Он говорит: «Поезд перед отходом со станции гудит - ууу. Поезд стоит близко, и мы слышим громкий гудок. (Произносит звук угромким голосом.) Когда поезд отошел от станции и загудел, мы услышали не такой громкий гудок. (Произносит звукоподражание обычным голосом средней громкости.) А когда поезд ушел далеко и загудел, его уже еле слышно». (Произносит звукоподражание тихим голосом.)

Далее педагог произносит звук у с разной силой голоса, а дети указывают соответствующую картинку.

Методические указания. Если дети будут отвечать правильно, то они сами поочередно могут быть ведущими (подавать сигнал голосом разной силы).

КОМПЛЕКС ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

выполнение упражнений можно сопровождать показом иллюстраций или слайдов

Паровоз привез нас в лес.

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!

(ходьба по залу с согнутыми в локтях руками)

Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)

Вот идет сердитый еж:

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!

(низко наклониться, обхватив руками грудь – свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Вот веселая пчела

Детям меда принесла.

З-з-з! З-з-з!

Села нам на локоток,

З-з-з! З-з-з!

Полетела на носок.

З-з-з! З-з-з!

(звук и взгляд направлять по тексту)

Пчёлку ослик испугал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

На весь лес он закричал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

(укрепление связок гортани, профилактика храпа)

Гуси по небу летят,

Гуси ослику гудят:

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

(медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)

Устали? Нужно отдыхать,

Сесть и сладко позевать.

(дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД.

Система мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развития самостоятельности, индивидуальности, любознательн...

Перспективное планирование работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным фольклором

В этом материале представлен перспективный план по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным фольклором...

Перспективное планирование работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным фольклором

Перспективное планированиеработы по ознакомлению детей дошкольноговозраста с народным фольклором...

Перспективное планирование по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Перспективное планирование по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Ежедневное планирование психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста

Как известно, в дошкольном образовании сегодня происходят кардинальные перемены, вызванные принятием нового закона 273-ФЗ «Закон об образовании в РФ», утверждением новых СанПиН 2.4.1.3049-13, внедрени...