Ежедневное планирование психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста
статья на тему
Как известно, в дошкольном образовании сегодня происходят кардинальные перемены, вызванные принятием нового закона 273-ФЗ «Закон об образовании в РФ», утверждением новых СанПиН 2.4.1.3049-13, внедрением ФГОС ДО. Все это вносит ряд значительных изменений в работу воспитателя детского сада, в том числе в систему планирования его работы.
Правильнее будет даже сказать, что все изменения в деятельности воспитателя начинаются именно с изменений в системе планирования. Ведь от того, насколько продуманно, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом. Как говорил Р. Аркофф: «Планирование – это оружие мудрых, но планирование – это один из самых сложных видов работы, доступных человеку».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Как известно, в дошкольном образовании сегодня происходят кардинальные перемены, вызванные принятием нового закона 273-ФЗ «Закон об образовании в РФ», утверждением новых СанПиН 2.4.1.3049-13, внедрением ФГОС ДО. Все это вносит ряд значительных изменений в работу воспитателя детского сада, в том числе в систему планирования его работы.
Правильнее будет даже сказать, что все изменения в деятельности воспитателя начинаются именно с изменений в системе планирования. Ведь от того, насколько продуманно, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом. Как говорил Р. Аркофф: «Планирование – это оружие мудрых, но планирование – это один из самых сложных видов работы, доступных человеку».
Согласно приказу Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений», воспитатель обязан вести всего 2 документа: табель учета посещаемости детей и ежедневное или еженедельное планирование. Кроме того, новый Закон об образовании диктует нам необходимость составления ежегодных рабочих программ.
Но остановимся на том, чем воспитателю приходится заниматься наиболее часто – написании ежедневного плана.
Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует ряд условий, которые необходимо соблюдать при планировании.
Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. Согласно ФГОС ДО, организация образовательного процесса состоит из:
- совместной деятельности взрослого и детей, направленной на становление первичной ценностной ориентации и социализации;
- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- непосредственно образовательной деятельности (не связанной с одновременным проведением режимных моментов);
- поддержки индивидуальности ребенка (т.е. индивидуальной работы с ним);
- организации предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской самостоятельности;
- взаимодействия с семьями детей по реализации ООП ДОУ.
Именно эти пункты будет целесообразно включать в свой план ежедневного психолого-педагогического сопровождения детей.
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Принцип комплексно – тематического планирования тесно связан с принципом интеграции организационных форм, различных видов детской деятельности. То есть процесс психолого-педагогического сопровождения развития детей, а соответственно и календарный план воспитателя должны быть построены на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей.
На практике можно выделить два основных подхода к комплексно-тематическому планированию:
- планирование на основе лексических тем;
- планирование, построенное по сюжетно-событийному принципу (так, например, построена программа «Успех», в которой основой всего процесса является примерный календарь праздников).
Оптимальный срок освоения одной темы – 1-2 недели. Выбранный подход к комплексно-тематическому планированию, а так же список тем для освоения в данном учебном году закрепляется в рабочей программе воспитателя.
Таким образом, можно составить следующий алгоритм ежедневного планирования воспитателя:
- На основе утвержденной рабочей программы составляется циклограмма, отражающая деятельность в течение всего дня;
- Подбирается необходимый обучающий материал, конспекты НОД и т.д., согласно программному материалу, тематическому планированию и циклограмме;
- На основе циклограммы и подобранного материала заполняются графы формы ежедневного планирования (предлагаемая форма в приложении).
Такой подход к планированию и организации деятельности воспитателя способствует оптимизированному и полному усвоению детьми информации из всех образовательных областей. И, как следствие этого, у детей появляются многочисленные возможности для практического экспериментирования, развития основных навыков и понятийного мышления. Кроме того, тематический принцип позволяет легко вводить в планирование региональный компонент и парциальные программы, а так же учитывать специфику ДОУ.
Режимные моменты | Виды деятельности в соответствии с образовательными областями | Совместная деятельность взрослого и детей направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализации. Непосредственная образовательная деятельность. | Организация предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы | Поддержка индивидуальности ребенка | |
Сентябрь. 1 неделя | |||||
Тема недели: «Мы снова вместе» | |||||
Понедельник | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект психолого-педагогических занятий для детей дошкольного возраста с использованием инновационного метода «Sand Art»
Арт-терапия – это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождения им оптимальных способов решения своих пр...
Презентация " Организация психолого педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста"
Презентация "Организация психолого педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста"...
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...
Рекомендации по написанию психолого-педагогической характеристики на детей дошкольного возраста
Характеристика на ребенка детского сада – это документ, в котором указывается подробная информация о дошкольнике. Педагоги, составляющие ее, должны очень внимательно заполнять каждый пункт. Роди...
Инклюзивное образование как психолого-педагогическая проблема для детей дошкольного возраста с РАС
В статье рассказываются проблемы и способы их преодоления при включении ребенка с расстройством аутистического спектра в общеобразовательную среду детского сада....
Профилактическая психолого-педагогическая программа для детей дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.
Программа определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраста в период адаптации к условия ДОУ....
Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей дошкольного возраста
Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей дошкольного возраста...