Методическая разработка занятия по развитию речи во второй младшей группе
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Киселева Анастасия Денисовна

На всех НОД важно развивать речевую активность у детей, вызывать стремление узнавать новые слова, тем самым пополняя словарный запас, способствовать развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха у детей. Следует побуждать детей младшего дошкольного возраста вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось, отвечать на вопросы воспитателя, активизируя речевую деятельность.

Цель занятия: развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста, посредством словестных игр, участия в игре-драматизации.

Задачи занятия:

-воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству, доброжелательность, сочувствие, симпатию друг к другу, интерес к театральным играм

-образовательные: учить строить диалог, согласовывать свои действия с действиями героев сказки. Упражняться в четком и правильном произношении звуков: а, о, у, и. Закрепить знания о диких и домашних животных.

-развивающие: развивать творческое воображение, эмоции, чувства, логическое мышление, а также умение отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

Форма НОД: практическое занятие

Основные термины и понятия: теремок, дикие, домашние животные, «мышка-норушка», «лягушка-квакушка», «зайчик – попрыгайчик», «лисичка-сестричка», «волчок - серый бочек, «мишка - косолапый».

Материал: иллюстрации героев сказки  «теремок», маски героев сказки, домик - «теремок», деревья с яблоками (загадками), цветок.

Предварительная работа: чтение сказки «теремок», рассматривание иллюстраций к сказке, отгадывание загадок о животных, дидактическая игра «кто как кричит», разучивание физкультминутки «теремок», беседа о диких и домашних животных.

Ожидаемые результаты:

1.      Развитие интереса к художественной литературе, к чтению сказок.

2.      Развитие интереса к театрализованной деятельности .

3.      Умение играть по ролям.

4.      Умение принимать на себя роль животного.

5.      Умение отвечать на вопросы, правильно выстраивая предложение.

6.      Пересказывают по картинкам сюжет сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Дети должны жить в мире красоты, игры,

 сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

В.А. Сухомлинский

 

         Речь не дается человеку от рождения. Навык говорения приобретается человеком, и особенно интенсивно этот процесс проходит в дошкольном детстве. Формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий полноценного развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе.

Безусловно, развитие связной речи начинается в семье. Поэтому как можно раньше необходимо вводить в общение с малышом народные потешки, пестушки, которые несут в себе колоссальный заряд теплых эмоций и любви.  Ведь именно сказки помогают пробудить интерес ребенка к слову, так как носят цикличный характер: многократное повторение сюжета с небольшими изменениями (особенно для младшего-среднего возраста) способствует лучшему запоминанию ребенком сюжета и развивает память. Кроме того, в сюжете сказки нашими предками были заложены такие цели как:

- любовь к окружающему миру;

- храбрость и стойкость перед злом;

- победа добра над злом;

-честность и самостоятельность в своих поступках.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. А проблема развития речи является одной из актуальных. От уровня развития связной речи зависит:

- умение общаться с людьми,

- общее интеллектуальное развитие,

- интеллигентность и культура человека.

Проблема развития речи является одной из актуальных, потому что связная речь является одной из самых сложных форм обучения дошкольников.

Из исследований можно предположить, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас. Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Начиная с самых маленьких сказок, в которых много повторений. Считалки, потешки, загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки помогают выработать правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо научить ребенка слышать и дифференцировать звуки. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.

Пояснительная записка

На всех НОД важно развивать речевую активность у детей, вызывать стремление узнавать новые слова, тем самым пополняя словарный запас, способствовать развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха у детей. Следует побуждать детей младшего дошкольного возраста вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось, отвечать на вопросы воспитателя, активизируя речевую деятельность.

Цель занятия: развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста, посредством словестных игр, участия в игре-драматизации.

Задачи занятия:

-воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству, доброжелательность, сочувствие, симпатию друг к другу, интерес к театральным играм

-образовательные: учить строить диалог, согласовывать свои действия с действиями героев сказки. Упражняться в четком и правильном произношении звуков: а, о, у, и. Закрепить знания о диких и домашних животных.

-развивающие: развивать творческое воображение, эмоции, чувства, логическое мышление, а также умение отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

Форма НОД: практическое занятие

Основные термины и понятия: теремок, дикие, домашние животные, «мышка-норушка», «лягушка-квакушка», «зайчик – попрыгайчик», «лисичка-сестричка», «волчок - серый бочек, «мишка - косолапый».

Материал: иллюстрации героев сказки  «теремок», маски героев сказки, домик - «теремок», деревья с яблоками (загадками), цветок.

Предварительная работа: чтение сказки «теремок», рассматривание иллюстраций к сказке, отгадывание загадок о животных, дидактическая игра «кто как кричит», разучивание физкультминутки «теремок», беседа о диких и домашних животных.

Ожидаемые результаты:

1.      Развитие интереса к художественной литературе, к чтению сказок.

2.      Развитие интереса к театрализованной деятельности .

3.      Умение играть по ролям.

4.      Умение принимать на себя роль животного.

5.      Умение отвечать на вопросы, правильно выстраивая предложение.

6.      Пересказывают по картинкам сюжет сказки.

 

 

 Ход НОД:

 

Воспитатель приветствует детей – здравствуйте, ребята!

«Вот мы встали все в кружок, вот он сказочный цветок!

Всех приветствуем вокруг, здравствуй наш волшебный друг!»

- Ребята, сказочный цветок хочет нам что-то показать. (Воспитатель подводит детей на цветочную поляну, где спрятана корзинка с книгой)

- Смотрите, что это?

-Книга (отвечают дети)

- А в книге, ребята, сказки. Хотите попасть в одну из этих сказок?

-Да, - хором отвечают дети.

Совершим с вами путешествие, только перед дальней дорогой нам нужно подготовиться и подкрепиться! Пройдите, пожалуйста на стульчики.

 

Артикуляционная гимнастика

 

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки)

С ними худые - лишь кожа да кости - втягиваем щеки

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись – улыбка, поворот головы вправо, влево

Поцеловать они всех потянулись – губы вытянуты

Утром проснулись – в улыбочку губы – улыбка

Чистили мы, свои верхние зубы – водим языком по верхним зубам

Вправо и влево, внутри и снаружи с нижними зубками тоже мы дружим

Губы сожмем мы, и рот прополощем, и самоваром пыхтим, что есть мочи

Блюдца поставим – положат блины нам – движение широким языком

Дуем на блинчик - не в щеки, не мимо – поочередное надувание щек

Блинчик жуем, завернем и прикусим – подуть на широкий язык, жуем распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы

Блинчик с вареньем малиновым вкусным – облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад

Чашки поставим, чтоб чаю налили – широкий язык лежит на нижней губе

На нос подули – мы чай остудили. Чаю попили – никто не обижен вкусный был завтрак – мы губки оближем – кончик языка облизывает губы по кругу.

 

Молодцы, ребята, вот мы с вами и подкрепились! Поехали дальше

 

Упражнение с целью правильного произношения гласных звуков

Цель - повторять движения в соответствии с текстом. Четкое произношение звуков - а, о, у, и.

 

За окном шумит листва, дружно скажем а-а-а.

Тихо сели на траву, повторяем у-у-у.

Нам на травушке тепло, повторяем о-о-о-о.

Прилетели соловьи, дружно скажем и-и-и.

 

- Что можно сказать об этих звуках?

– эти звуки можно петь -  Варианты ответов детей

(Воспитатель подводит детей к дереву)

Ребята, посмотрите какое волшебное дерево! А на нем яблочки, да не простые, а с загадками. 

- А вы любите отгадывать загадки? – спрашивает воспитатель у детей

- Да, хором отвечают дети

 

Воспитатель загадывает загадки и просит найти отгадку.

 

Загадки:

1. Кто за стенкою шуршит, тонким голосом пищит, сыр от них не утаишь, всем известно это …

2. Хвост пушистый мех златой, в лесу живет, а в деревне кур крадет?

3. Зимой спит, летом улья ворошит?

4. Кто зимой холодной, ходит злой, голодный?

5. Через поле напрямик, скачет белый воротник.

6. Летом на болоте вы ее найдете, зеленая квакушка, кто это?

После того, как дети отгадают, нужно показать картинку или игрушку-отгадку.

- Какие вы все молодцы, все загадки отгадали

 

Физкультминутка

(Идем по кругу, изображаем мышат, зайчат, лисят, волчат, медвежат)

Были мы ребятами стали мы мышатами,

Были мы мышатами, стали мы зайчатами,

Были мы зайчатами, стали мы лисятами.

Были мы лисятами, стали мы волчатами,

Были мы волчатами, стали медвежатами.

Были медвежатами, Стали мы ребятами.

 

- Ребята, скажите, а как «разговаривают» наши звери

- Мышка - пи-пи-пи,

 - А лиса - тяф-тяф,

- Волк - у-у-у-у.

Молодцы, как вы уже догадались, мы с вами будем говорить сейчас о наших соседях – животных. (Дети садятся на стульчики. Воспитатель, продолжает беседу о диких и домашних животных):

- Ребята, а где живут эти звери?

- В лесу

- Как можно назвать животных, которые живут в лесу

- Дикие

- А, домашние, это какие животные?

- Которые, живут возле человека

 

Театрализация сказки теремок.

 

Кажется, вы уже догадались из какой сказки пришли эти звери?!

Правильно из сказки теремок! А сейчас мы превратимся волшебным образом в этих героев (раздача масок) и поиграем в эту сказку.

Инсценирование сказки.

Анализ сказки.

-Ребята, кто первый нашел теремок (мышка)

- А кто последний (медведь)

-Как поступил медведь? Почему? Он исправил свою ошибку? Как? Кто ему в этом помог?

Вывод: Когда мы все дружные, добрые, то и работа у нас ладится.

 

-Пришло время возвращаться в детский сад (встаем в круг, берем волшебный цветок).

–Раз, два, три цветочек в садик нас верни! (Повторяем все вместе).

-Ребята давайте попрощаемся с нашими гостями и волшебным цветочком:

Вот мы в сказке побывали, Поучились, поиграли, И героям помогали, И задания выполняли. Скажем дружно до свидания!

Воспитатель и дети прощаются, затем воспитатель предлагает детям добавить солнышку лучики, если занятие им понравилось, или капельки дождя тучке если занятие не вызвало интереса к самостоятельной творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         Изучив, особенности развития речи на занятиях НОД в детском саду были сделаны следующие выводы, что игровая и театрализованная деятельность способствует развитию и активизации речевой деятельности, пополнению словарного запаса у детей.

         Дошкольная речь - наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов. А повышение речевой активности невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации. Проанализировав возрастные особенности детей данного возраста, мы пришли к выводу, что игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка.

         Игра – это особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности.

         Сказка сопровождает ребенка с самого раннего возраста и на протяжении всего детства. Именно со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, они преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, увлекают своим содержанием, художественной формой, оставляя при этом простор воображению.

         Сказка - один из самых распространённых и богатых жанров устного народного творчества. Они рассказываются на всех языках мира. Их любят слушать дети, к ним прислушиваются и взрослые. Сказочные образы витают над нами от исторических времён до современности, века новых открытий и технологий. Сказку можно назвать самым древним и самым мудрым произведением устного народного творчества. Она прививает детям доброту, уважение к старшим, завещает быть достойным и смелым. В народных произведениях кроется огромный смысл, в них заложена вся мудрость и воля народа, его душа.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка ППД по развитию речи во второй младшей группе " Динь-динь-динь,колокольчики звенят! "

Комплекс занятия для детей раннего возраставторой  младшей группыпо развитию речи« Динь-динь-динь,колокольчики звенят!»По мотивам русского фольклора с элементамЗадачи:1. Развивать голосовой аппар...

Методическая разработка НОД по развитию речи во второй младшей группе «Мои любимые игрушки».

Методическая разработка НОД по развитию речи во второй младшей группе   «Мои любимые игрушки».Программные задачи:Образовательные: расширять словарный запас детей, развивать связн...

Методическая разработка НОД по развитию речи во второй младшей группе. «Кукла – замарашка»

Методическая разработка НОД по развитию речи во второй младшей группе.«Кукла – замарашка»Задачи: Образовательные: учить детей правильно умываться, соблюдать последовательность д...

Методическая разработка НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Дикие животные»

Цель: закреплять представление о названиях диких животных и их детёнышей...

Методическая разработка конспекта по развитию речи во второй младшей группе.Чтение русской народной сказки "Лиса и волк"(с элементами драматизации)

Конспект по развитию речи разработан с целью познакомить детей с русской народной сказкой "Лиса и волк" и попробовать с помощью воспитателя  проиграть небольшой  эпизод. Способству...

""Методическая разработка НОД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в деревню к бабушке»

Цель: расширять представления детей о домашних животных и их характерных особенностях, помочь детям увидеть различия между взрослыми и детенышами...

Методическая разработка на тему: Развитие речи детей второй младшей группы с использованием методов технологии ТРИЗ

Методическая разработка на тему:Развитие речи детей второй младшей группыс использованием методов технологии ТРИЗ...