Изучение особенностей формирования словаря у детей дошкольного возраста в процессе рассматривания предметов.
консультация по развитию речи (средняя группа)
Расширение словарного словаря у детей через рассматривание предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_sayta.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение особенностей формирования словаря у детей дошкольного возраста в процессе рассматривания предметов.
Словарная работа в детском возрасте – это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.
Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.
В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру.
Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л.С. Выготским, установившим, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяется полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности.
Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано, и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке.
Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений развития человеческой личности.
Развитие речи способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка.
Являясь, с одной стороны, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой – средством к их обогащению и расширению., к формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни, как обыденным и повседневным, так и наиболее высоким.
Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть и культурой человечества.
Особого внимания к себе требует взаимоотношение языка и мышления. Этим занимались ученые Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, С.Л. Новоселова, Л.С. Выготский. Язык есть непосредственная действительность мысли.
В неразрывной связи с развитием мышления происходит и развитие речи детей.
Речь ребенка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи.
На первом году жизни ребенка создаются анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения речью.
Этот этап развития речи подготовительный, доречевой.
На втором году ребенок начинает практически овладевать речью, но его речь носит грамматический характер: в ней нет склонений, спряжений, предлогов, союзов, хотя ребенок уже строит предложения.
Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка, а к шести годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью, чтобы начинать систематическое обучение в школе.
В раннюю пору детства язык – нечто нераздельное с человеком и постигаемым им конкретным миром. Ребенок не может еще отличать слово от вещи; слово совпадает для него с обозначаемым им предметом.
Для того, чтобы развивался язык ребенка, понимаемый как отражение ясных и отчетливых представлений, а не пустая, вредная болтовня, дети должны быть окружены вещами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх, труде, и результаты наблюдений отражать в слове.
«В раннем детстве, - писал Песталоцци, - вовсе не следует резонерствовать с детьми, а надо ограничиться следующими средствами для их умственного развития:
Как можно больше расширять круг их наблюдений.
Полно и систематически укреплять в них представления, добытые при наблюдении.
Давать им обширное знакомство с языком, необходимое для выражения словом того, с чем их познакомила природа и искусство посредством наблюдения».
Лингвистическое развитие ребенка неразрывно связано с сенсорным.
Ощущения и восприятие – первая ступень в познании мира.
Органы внешних чувств – орудие познания, и в развитии речи ребенка они играют главнейшую роль.
Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий.
Таким образом, язык – это главнейший фактор социального общения людей, а словарь является цементом, склеивающим все проявления человеческой жизни в одно целое.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно общаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важнейших задач развития ребенка.
Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.
Особенности словаря определяют принципы, на которых строится программа и методика словарной работы в детском саду.
Таким принципом, прежде всего, является опора при формировании словаря у детей на активное и действенное познание им окружающей действительности.
В структуре программы этот принцип реализуется таким образом, что содержание словарной работы включено в разделы, посвященные разным видам деятельности (труд, игра, бытовая деятельность), а содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.
Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех направлениях.
Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
Введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.
Нашей задачей является анализ содержания словарной работы с детьми дошкольного возраста в процессе их ознакомления с предметами и явлениями общественной жизни.
В разных возрастных группах это содержание знаний имеет свою специфику.
Рассмотрим, какова она в процессе ознакомления с предметами.
Развитие речи в первые годы жизни.
Развитие речи ребенка обусловлено определенной закономерностью.
Условия жизни и воспитания ребенка могут благоприятствовать этому развитию и, напротив, могут его тормозить.
Ребенок родился с готовым аппаратом речи, но не говорит, т.е. не владеет навыками пользования им.
С первых дней своей жизни он становится на путь упражнения своего голосового аппарата. Первые звуки, издаваемые младенцем уже в первые недели жизни, являются нечленораздельными сочетаниями, состоящими главным образом из гортанных и губных звуков: гх, пех, мг, бг и т.п. Ребенок неустанно упражняется в их произношении. Он гулит.
В 4-5 месяцев звуки становятся членораздельными, приобретают элементы слова: ма, па, га, фу и т.п. Он вступает в период лепета.
Но главная роль принадлежит человеческому голосу, в первую очередь маме.
Ребенок слушает ее, следит за движениями ее губ и воспринимает речь не только слухом, но и зрением, он подражает ей, улыбается, мимирует, гулит, лепечет, улавливает и выбирает из громадного числа произносимых ею слов те, которые входят в круг его понятий, и начинает их произносить.
К концу первого года приготовительные физиологические упражнения голосового аппарата в основных своих проявлениях заканчивается и ребенок переходит к сознательной подражательной речи, настает момент, когда он сознательно произносит первое слово, связав его с определенным, им хорошо усвоенным представлением.
К концу первого года ребенок обычно активно владеет уже 8-10 словами.
На втором году жизни дети осваивают названия тех предметов одежды, мебели, посуды, игр, с которыми они действуют в детском саду и дома.
Должны они освоить и названия некоторых действий с предметами, совершаемых ими в быту и играх.
К концу второго года можно говорить о возникновении элементарного обобщения.
На этой основе возникает возможность обозначать, словом сходные предметы и дифференцировать одни группы предметов от других.
На 3 году словарь детей пополняется в процессе освоения более широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми действуют и они сами, и взрослые. Дошкольники осваивают названия предметов окружения, которые видят на улицах, в парках (названия транспорта, построек, растений, животных).
Углубление знаний о предметах получает отражение в словаре в виде слов, обозначающих названия частей и деталей предметов, с которыми ребенок действует (ручка, носик, крышка у чайника, рукава и т.п.), формы предметов (шар, кубик), вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый), также продолжается дифференцировка групп предметов и обозначение их одним словом (чашки, тарелки).
На четвертом году дети должны точно называть все вещи обихода, предметы обстановки, разные транспортные средства, т.е. то, с чем они сталкиваются повседневно.
Дифференцируются пространственные и временные отношения, что находит отражение в словах, обозначающих части суток и их признаки (утро, вечер, темно, светло), вводятся слова, обозначающие пространственные отношения (вперед, назад, направо, налево).
В словарь вводятся слова, обозначающие названия «физических качеств» предметов: мягкий, твердый, теплый, холодный, гладкий, шероховатый, прозрачный, и свойств – тает, размокает, бьется, ломается.
На пятом году в словарь вводятся слова, обозначающие элементарные бытовые понятия (овощи, фрукты, одежда, обувь) и т.д.
На шестом году в процессе ознакомления с предметами в словарь детей вводятся слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства по степени выраженности (светло-красный, темно-зеленый, кисловатый, прочный и т.д.). Пополняются словами: одежда – зимняя, летняя, посуда – столовая, чайная.
На седьмом году расширяется словарь с помощью деления обобщенных понятий, например: транспорт – легковой, грузовой, воздушный и т.д. Инструменты – садовые, столярные, портновские. Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.
Таким образом, можно сделать вывод, что словарь формируется постепенно, последовательно, количественный запас колеблется от 2-2,5 тыс. слов, а качественное усвоение словаря идет от слов, обозначающих названия предметов, действий, качеств, свойств к словам, обобщающим понятиям.
Особенности усвоения словаря, развитие речи младшими дошкольниками идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
При определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное, значение для последующего овладения грамотой.
Таким образом, мы можем отметить следующие особенности формирования словаря:
- рост словарного запаса зависит от условий жизни и воспитания ребенка,
- Увеличивается речевая активность ребенка, детей этого возраста называют «почемучками».Запас слов довольно внушителен, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях.
Особое внимание на этом возрастном этапе уделяется пониманию значений слов, дальнейшему обогащению активного словаря. Углубление и расширение круга осваиваемых понятий напрямую связаны с освоением значений слов.
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи. Происходит становление социальных контактов, формируется личность .
Средний дошкольный возраст- это качественно новая ступень в развитии ребенка. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению. Это связанно с расширением жизненного опыта ребенка и его круга общения со взрослыми и другими детьми.
Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование словаря у детей дошкольного возраста
материал для М.О. и педагогических советов...
Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста
консультация для родителей...
циклограмма планирования занятий по теме "Формирование словаря у детей дошкольного возраста"
Циклограмма планирования занятий по теме «Формирование словаря» у детей младшего дошкольного возрастамесяцНепосредственно-образовательная деятельностьПрограммное содержаниеОбразовательная деятел...
Формирование словаря у детей дошкольного возраста через составление рифмованного текста
Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов ...
Дидактическая игра как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста.
В данной статье я раскрыла дидактическую инру как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста. При помощи различных игр дети лучше и быстрее познают мир....
Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста
Раскрыть этапы развития словаря...
Особенности формирования словаря в младшем дошкольном возрасте
Статья для родитей особенности формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста....