Особенности формирования словаря в младшем дошкольном возрасте
статья по развитию речи (младшая группа)
Статья для родитей особенности формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Коломайнен Анна Викторовна
Организация: ГБДОУ №1
Населенный пункт: Санкт-Петербург
В настоящее время существует достаточно много всевозможных развлечений для детей. Одним из таких развлечений для детей является мультипликация.
Мультипликация - это одна из форм экранного искусства представляет собой синтетический вид, объединяющий, музыку, литературу, живопись, графику, элементы театра и танца. Выразительные и изобразительные средства каждого из этих видов искусства по-своему очень богато и разнообразно. И каждый по-своему влияет на представление, зрительную память, воображение, раскрытие творческого потенциала и мыслительную активность. Комплекс факторов: сюжетность, звуковое сопровождение, зримость образов заставляют зрителя сопереживать сюжет вместе с героями, а у ребенка вызывает сильную эмоционально-чувственную реакцию, проявляющуюся, в самых разных формах, в том числе и в виде речевого высказывания.
Изучением влияния мультфильмов на развитие ребенка занимались такие психологи как
Н. Е. Маркова, М. И. Нагибина, и многие другие.
Так какое же влияние оказывают мультфильмы на развитие ребёнка?
Опираясь на их опыт, современные специалисты исследовали влияние мультфильмов на психику дошкольников и подтвердили их воспитательную, познавательную и развивающую роль.
Учитывая мнение детских психологов, мы пришли к выводу о том, что «правильные» мультфильмы способствуют:
- Развитию речи. Слушая красивую и грамотную речь героев мультфильмов, дети пополняют свой словарный запас и могут удивить своих близких какими-либо высказываниями и афоризмами.
- Развитию памяти и мышления. Ребенок анализирует содержание мультфильмов, сравнивает, обобщает, устанавливает причинно-значащие связи.
- Обучению. Из мультфильмов ребенок узнает многое об окружающем его мире, с их помощью он может научиться читать, считать, изучать геометрические формы, цвета, говорить на иностранном языке, и получать разнообразные энциклопедические знания.
- Развитию фантазии, творческих способностей. Мультфильмы развивают воображение ребенка, оставляет яркие впечатления и может стать источником для детского художественного и словесного творчества.
- Воспитанию детей. Герои мультфильмов показывают детям разнообразные возможности взаимодействия с миром, эталоны поведения, формируют у них способность к эмпатии (сопереживанию), учат преодолевать трудности и страхи и формируют представления о добре и зле [4].
Так, после просмотра мультфильма «Ох и Ах» у ребенка воспитываются чувства терпения, взаимопомощи, отзывчивости, поиска путей решения в различных жизненных ситуациях. А мультфильм «Паровозик из Ромашково» воспитывает потребности познания окружающего мира и себя в этом мире, умение видеть прекрасное, восхищаться им, беречь и ценить его, делиться этим чувством с другими, приобщая к постижению прекрасного и окружающих.
Мультфильм «Винни пух» учит детей быть добрыми и дружелюбными, находить выход из любой ситуации, творческий подход к решению проблем и конечно же самая главная мораль этого мультфильма, чтобы что-то получить, нужно сначала потрудиться.
А после просмотра мультфильма «Каникулы в простоквашино», который на наш взгляд очень интересный, учит детей любить и защищать животных, приходить на помощь друг другу и учит быть трудолюбивыми.
Мы привели примеры из советских мультфильмов, на которых выросло наше поколение, потому что они нам более близки и симпатичнее за их легкость, за то, что они излучают доброе, хорошее, светлое, согревающее ребяческие сердца, позитивное и обязательно имеют какую-нибудь мораль. Но современные дети, к сожаленью, нашим советским мультфильмам предпочитают зарубежные и это очень печально.
Так есть ли в мультфильмах какая-то педагогическая роль?
Как отмечает М.И. Нагибина, главная педагогическая ценность мультфильмов заключается, прежде всего, в универсальности языка, позволяющего организовать всеобъемлющую систему комплексного развивающего обучения детей. Дети могут часами смотреть мультфильмы, с удовольствием делятся полученной информацией с друзьями. Значит, такую информацию они легко усваивают. Прежде всего, это вызвано доступностью и неповторимостью жанра [5].
Мультфильмы считается лучшим средством развития дошкольников. Мультфильмы, будучи понятными, яркими, эмоционально насыщенными, с интересом воспринимаются детьми. Духовные ценности и категории, представленные в детском мультфильме, как правило, легки для понимания и привлекательны для принятия ребенком.
В рамках одной статьи невозможно рассмотреть все то, на что влияют мультфильмы, поэтому мы рассмотрим только влияние мультфильмов на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста.
Мы попробуем ответить на главный вопрос, влияет ли мультфильм на обогащение словаря старших дошкольников?
Что бы ответить на вопрос сначала, давайте дадим определение, так что же такое словарная работа?
Определений термина " словарная работа" много, но самым емким и подходящим определением, мы считаем, это определение М. М. Алексеевой, которая обозначила словарную работу как целенаправленную педагогическую деятельность, обеспечивающую эффективное усвоение словарного состава родного языка [1].
В первую очередь, мы бы хотели определить основные задачи словарной работы в детском саду, которые были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьевой, М.М. Кониной.
На сегодняшний день принято выделять четыре основные задачи:
Во-первых, обогащение словарного запаса новыми словами, усвоение детьми ранее незнакомых слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики.
Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения применения общеупотребительных слов.
В-третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но и употребляет в речи).
Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Например, дети свободно говорят стихи К. Чуковского: «Да здравствует мыло душистое!» – но редкий ребенок, нюхая розу, скажет: «Какой душистый цветок» или, трогая пушистую шапочку: «Какая пушистая шапочка!» В первом случае он скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором – что шапочка мягкая.
В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов. Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды [2].
Развитие словаря – это длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Уровень формирования словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. В течение многих лет было доказано, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в обучении, быстро овладевают умениями письма и чтения. Дети со средним уровнем - отличаются нестабильностью успехов в учебе. А у учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются проблемы в общении, в обучении грамоте [1].
Такие исследователи как А.М. Бородич, В.В.Гербова , В.И.Логинова отмечают, что в старшем дошкольном возрасте формируется ядро словаря. Ядро семантического поля составляют наиболее частые слова, обладающие выраженными семантическими признаками. Характеризуя словарный состав дошкольников, авторы показали, что по мере развития мышления детей и их речи лексика не только обогащается, но и систематизируется. Происходит как объединение слов в семантические поля, так и распределение лексики внутри семантического поля: выделяется ядро и периферия. Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, среди которых наибольший эмоциональный отклик вызывает знакомство с миром родной природы, с национальным фольклором осуществляется с помощью различных методов и средств. Важным условием обогащения словаря старшего дошкольника является выбор эффективных, целесообразных приёмов и методов, а также форм осуществления данной работы педагогами [3].
Методы, которыми воспитатели пользуются по сей день, выделили Алексеева М. М. и Яшина В. И.
Это две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на активизацию и закрепление словаря, развитие его смысловой стороны.
Первая группа содержит методы:
А) непосредственного ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, экскурсии и целевые прогулки;
Б) опосредованного ознакомления с окружающим миром и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач. А про вторую группу методов можно сказать что, используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические упражнения и игры.
Все вышеперечисленные цели и задачи можно решить на практическом уровне, используя мультфильмы, как средство [2].
Таким образом, из всего вышеописанного можно смело сделать вывод о том, что мультфильм является одним из средств развития речи старших дошкольников, в данном случае обогащении словарного запаса. Что бы мультфильм не только обогатил словарь старших дошкольников, но и повлиял на развитие речи в целом, надо что бы в мультфильме были соблюдены следующие условия:
- ясность и простота высказывания персонажей (например, мультики «Гуси-лебеди», «Кораблик»);
- согласованность диалога и ситуации (то, что говорит герой должно соответствовать картинке). Этот принцип хорошо выдержан в мультфильме «Тараканище» по сказке К.И. Чуковского;
- произношение речи чистое, литературное, а не разговорное. К сожалению, любимый многими малышами красочный мультик «Маша и медведь» грешит именно разговорными выражениями. Не удивительно, что после просмотра этого мультика детишки часто требуют «Дай, дай, дай, дай!» так же, как это делала Маша, вместо того, чтобы вежливо попросить: «Дай, пожалуйста»;
- важно, чтобы герои общались простыми, но полными предложениями, как, например, в мультипликации «Аленушка и братец Иванушка». Примером со знаком минус тогда будет мультик «Ну, погоди!», где персонажи больше используют междометия;
- эмоциональное речевое сопровождение героев. Например, в мультипликациях «Волк и семеро козлят», «Грибок-теремок» герои утрированно произносят слова, интонационно подчеркивают настроение.
Желательно что бы после просмотра ребенком очередного мультфильма, обязательно побеседовали с ним, поинтересовались его мнением об увиденном, даже можно задать ему такие вопросы: «Чему научил тебя этот мультфильм?» «Что больше всего тебе понравилось в этом мультфильме?» «А понравилась ли тебе песня, которую пел, например, главный герой?» и т.д. Так же ребенка можно попросить спеть эту песню или повторить какую-нибудь запомнившуюся фразу. Отвечая на ваши вопросы, ребенок обогащает свой словарь и развивает мышление, память.
И в заключении хотелось бы посоветовать родителям, во-первых, прежде чем своему ребенку показать какой-нибудь мультфильм, посмотрите сначала его сами и оцените его педагогическую роль, во-вторых старайтесь, что бы мультфильм для ребенка был праздником или поощрительным призом.
Список использованной литературы:
1. Алексеева М.М. Методика развития речи дошкольников / М.М. Алексеева. – М., 2006.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981
4. Венгер Л.А. Восприятие и обучение – М.: Просвещение, 1969.
5. Нагибина М.И. Анимация как средство решения педагогических задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях.
Данная статья будет полезна как родителям, так и педагогам....
Выступление на семинаре "Роль д/и в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста"
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической и...
Выступление на семинаре "Роль д/и в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста"
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической и...
Дидактические игры, направленные на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Дидактические игры, направленные на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста....
Дидактические игры, направленные на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста
Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и...
"Особенности развития словаря детей младшего дошкольного возраста"
quot;Особенности развития словаря детей младшего дошкольного возраста"...
Изучение особенностей формирования словаря у детей дошкольного возраста в процессе рассматривания предметов.
Расширение словарного словаря у детей через рассматривание предметов....