Дидактическая игра как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста.
статья ( группа) на тему

Титаренко Екатерина Сергеевна

В данной статье я раскрыла дидактическую инру как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста. При помощи различных игр дети лучше и быстрее познают мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheka_igra.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста.

   Высокий уровень коммуникативности  выступает залогом успешной адаптации человека в   любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных способностей с самого раннего детства. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумении организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым.

Реальные взаимоотношения - это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Игровая деятельность, объединяя детей, побуждает их вступать в игровое и реальное общение. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли, т.е. разыгрываемые отношения персонажей.

Именно совместная игра - главное содержание общения. Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей.

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи. Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. Словарный запас ребенка накапливается с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира.

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности - игра вызывает качественные изменения  в психике ребенка. Настоящее игровое действие будет происходить только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом - другой.

К концу дошкольного возраста складывается новая форма общения, которую можно назвать деловой, т.е. деловой характер раскрывается на фоне совместной деятельности. Однако игра заметно изменяется. На смену играм с сюжетами и ролями приходят игры с правилами. Для старших дошкольников это как бы упражнение в отношениях с другими людьми.

Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании; при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни.

В повседневной жизни дети и самостоятельно пользуются речью. Но если их оставить без руководства взрослого, могут закрепляться отрицательные качества речи; жаргонные, бранные выражения, грубые интонации, примитивность словаря, грамматические ошибки. Вместе с тем и плохо организованная деятельность, происходящая в молчании или при пассивном выслушивании указаний воспитателя, тоже не окажет заметного влияния на речь детей.

На формирование словаря дошкольников огромно влияние оказывают дидактические игры. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить  на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно - печатные и словесные игры.

Играя с предметами, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм. В играх с куклами у детей формируются культурно - гигиенические навыки и нравственные качества. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как "Чьи это домики?", "От какого цветка лепесток?", "Кто скорее выложит узор из разных картинок?". Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр являются: закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др. ), умение рассказывать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании; учат детей логическому мышлению, развивают у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Например, в игре "Отгадай, кто это?" формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа. И наконец, словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях.

Д.Б. Эльконин отмечал, ребенок в игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет. В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы — магазин, больница, школа, транспорт — и многие другие. И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий. Это произошло в первую очередь потому, что большинство ребят не знакомы или плохо знакомы с различными сторонами жизни. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями. Очень часто из уст детей стало звучать: «Мой папа – предприниматель!», а объяснить слово ребенок не может. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть "как мама" или "как папа" воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к "семейному быту". И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в "дочки-матери". Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребенка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается на развитии воображения.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если с ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия.

С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания; общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу.

Игра не терпит принуждения, скуки.

Воспитателю в своей работе следует уделять как можно больше внимания тем методам, которые способствуют формированию умственной деятельности детей, развитию самостоятельности их мышления, приучать детей пользоваться своими знаниями в различных условиях, в соответствии с поставленной перед нами задачей, чтобы их знания не лежали мертвым грузом.

Игра должна стать совместной деятельностью ребенка и педагога, где воспитатель это равноправный играющий партнер.

Таким образом, игра в её разнообразных формах заслуживает активного включения не только дошкольное, но и школьное образование на всех этапах. Всемерная поддержка игровой деятельности в семье, детском саду, на игровых площадках будет способствовать росту познавательной, социальной, эмоциональной и коммуникативной компетенции детей.  

                

Литература:

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. 2-е изд., дораб. М.: Просвящение, 1991. 160с.

2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. М., Просвящение, 1974. 96с.

3.Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. М. Просвящение, 1981. 255с.

4. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. /Под ред. Сохина Ф.А. М. Просвящение, 1979. 223с.                                                                                

5. Ремизова Г. Е. Общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте./ Обруч 2001. № 4. С. 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра – как средство развития словаря у детей дошкольного возраста с ОНР.

В данной метатической разработке подробно описано, как дидактическая игра влиет на развитие речи детей....

«Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста»

Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста....

Обобщение педагогического опыта на тему "Дидактическая игра как средство формирования выразительности речи детей дошкольного возраста"

В данной методической разработке представлена авторская методика диагностики средств речевой выразительности удетей дошкольного возраста, этапы работы в данном направлении. Авторская разработка серий ...

статья "Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста"

Цель: главная цель экологического воспитания детей- формирование основ экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической д...

Дидактическая игра как средство развития словаря у детей дошкольного возраста

Сегодня, как никогда, осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения.  Преобразования в дошкольном образовании нацеливают на использование всех возможностей, ресурсов...

план работы по самообразованию Тема: Дидактические игры как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Овладение способами проектирования воспитательно - образовательного процесса....