Занятие по развитию речи в средней группе (с применением пальчиковой игротеки) «Весна идет, весне дорогу».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Татьяна Владимировна Рыжова

Занятие по развитию речи в средней группе (с применением пальчиковой игротеки) «Весна идет, весне дорогу».

 

Цели:

  • Закреплять с детьми характерные признаки весны.
  • Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
  • Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками).
  • Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений.
  • Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в средней группе (с применением пальчиковой игротеки) «Весна идет, весне дорогу».

Составитель: Рыжова Т.В., воспитатель МБДОУ  Д/С №10 «Антошка»

Цели:

  • Закреплять с детьми характерные признаки весны.
  • Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
  • Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками).
  • Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений.
  • Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, я сейчас видела, как к окну подлетала сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?!

( Дети обнаруживают странный конверт. Воспитатель читает письмо).

Воспитатель:

Собирайтесь скорее

В необычный поход.

Ждут вас тайны лесные,

Вдаль тропинка зовёт.

- Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! (дети- «Да!») Тогда отправимся вот по этим тропинкам.

В лес по сказочной тропинке

Попадем мы прямиком.

Но пройти ее придется

Нам, ребятушки, с клубком!

( Звучит музыка. Дети берут по клубку и проходят по «тропинке», сматывая попутно руками клубок.)

Воспитатель: Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили, что вы действительно шли по лесу.

( Дети делятся впечатлениями. Кто-то представил себе ручей, кто-то перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку поддеревом, шли босиком по мху и т.п.)

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу! (на мольберте вывешены иллюстрации о весне).

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таиться?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

В какой лес мы с вами пришли?

Дети: Весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный.

Воспитатель: Какое время года изображено на картинках?

Дети: Весна!

Воспитатель: Почему вы так решили? На этой картинке в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?

(Дети доказывают, на картинах изображена весна, называют весенние признаки).

Воспитатель: Вот теперь я вижу на всех картинках улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнце). А давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, мы все с вами добавим ему лучиков.

(Дети добавляют лучи- прищепки к заготовке из картона).

(Звучит звукозапись «голоса птиц»).

Воспитатель: Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Какая птица открывает весну? (Ответ детей). Правильно, грач.

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день на пашне вскачь

И зовется птица грач.

Почему в народе говорят:« Грач открывает весну»? (дети отвечают). Каких весенних певцов вы знаете еще? Покажите их на мольберте. Отгадайте загадку:

На шесте - дворец,

Во дворце - певец,

А зовут его....(скворец)

Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник- люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов.

(Дети выкладывают скворечники из счетных палочек на столе).

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами выходим на солнечную полянку. А раз она солнечная, то и снег на ней тает как? (дети-«Быстро!») значит на земле появляются проталины, а на проталинах какого весеннего гостя вы видите? (подснежник).

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Подснежник»).

В лесу, где березы столпились гурьбой

Подснежника глянул цветок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку.

Потом потянулся из всех своих сил

И тихо спросил:

Я вижу погода тепла и ясна

Скажите, ведь правда, что это весна?

Воспитатель: А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес?

( За ширмой помощник с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы - надламывает толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает воду из одного стакана в другой, включает мелодию «голоса птиц», стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказать что бы это могло быть).

Ответы детей: Заяц пробежал, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель,

дятел по дереву стучит.

Воспитатель: Молодцы! Все правильно отгадали.

(За ширмой появляется кукла - Лесовичок).

Лесовичок: Вы зачем пришли? Ветки ломать, мусор бросать, костер разжигать?

Воспитатель: Нет, что вы Лесовичок! Мы пришли весенним лесом любоваться!

Лесовичок: Да, а вы добрые ребята?

Дети: Да!

Лесовичок: Тогда помогите мне, пожалуйста! Нынче в лесу столько много снега. А как стало солнышко припекать, столько много воды стало, ну прямо половодье целое! У бедных мышат норку затопило, прятаться им от лисы негде. Как им помочь? Ума не приложу! Может быть вы знаете как?

Воспитатель: Давайте, дети, поможем маленьким мышатам.

 (В небольшом и неглубоком тазу на горке камушек сидят мышата. Таз наполнен наполовину водой. Дети губкой выкачивают воду из тазика каждый в свое ведерко).

Лесовичок: Ай, молодцы, ребята! Вы действительно не только добрые, но и находчивые.

Воспитатель: Лесовичок! А теперь ты нам помоги. Мы хотим весне приподнести подарок, но никак не придумаем что. Подскажи!

Лесовичок: Что ж, и я вам помогу! Весна по лесу ходит солнечная, звонкая, нарядная, а чтоб весна была еще наряднее. Подарите ей бусы.

Воспитатель: Ребята, давайте изготовим для весны цветные и нарядные бусы.

(Дети нанизывают бусы на нить, по образцу).

Воспитатель: Вот, Лесовичок, наш подарок готов. Передай его, пожалуйста, весне от нас.

Лесовичок: Обязательно передам. Ну, прощайте, ребята! Мне по своим

делам пора! А вы погуляйте по лесу, здесь много еще интересного.

» Воспитатель : (натыкается на «снежный» холмик) А что это такое?

(дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают там игрушечного медведя, лежащего на боку).

Воспитатель: В лес весна давно пришла, а медведь до сих пор спит еще в своей берлоге! Давайте-ка разбудим его- расскажем закличку, которой в старину весну зазывали.

Воспитатель и дети:

Весна! Весна!

Приди, красна,

С ясным солнышком,

Колоколнышком,

Принеси урожай

В наш родимый край.

(Закличка сопровождается ритмичными движениями).

Воспитатель: Медведь зашевелился! Ой, он говорит, что у него есть для вас подарки. Это баночка. А что же в этой баночке может находиться? Это лакомство для медведя, но его любят и дети. Сладкий, мягкий! Правильно, это мед!

Воспитатель: Молодцы! Давайте поблагодарим медведя за чудесный подарок и отправимся назад домой.

Воспитатель и дети:

Ул ы ба ются все л юди

Весна, весна, весна!

(Идут по кругу.)

Она везде, она повсюду

Красна, красна, красна!

(Поднимают руки над головой и ритмично хлопают в ладоши.)

По лугу, лесу и полянке

Идет, идет, идет!

(Ритмично шагают на месте.)

На солнышке скорей погреться

Зовет, зовет, зовет!

(Взмахивают обеими руками к себе.)

И в ручейке лесном задорно

Звенит, звенит, звенит!

(Ритмично щелкают пальцами.)

По камушкам в реке широкой

Журчит, журчит, журчит!

(Потирают ладони.) Разносит запахи по всюду Цветов, цветов, цветов! (Делают из пальцев «бутон».) И все живое сразу слышит (Прикладывает руку к уху.) Весенний звон! (Хлопают в ладоши.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старших группах ( с применением пальчиковой игротеки)

«Весна идет, весне дорогу»Программное содержание: закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить де...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с применением ЭОР на тему: Чтение русской народной сказки: «Лисичка- сестричка и серый волк»

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк».Задачи занятия:       Образовательные:формировать знания о сказках; учить оценивать персонажей ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе " Весна пришла - весне дорогу"

Тематическое занятие, направленное за актуализацию знаний о весне и ее приметах....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе для детей с ОНР на тему «Весна».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе для детей с ОНР....

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "Весна идет - весне дорогу"

Занятие по развитию речи в средней группе. "Весна идет - весне дорогу"...

Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе с применением игровой технологии «Знакомство детей с обобщающим понятием «посуда»

Конспект итогового занятияпо развитию речив средней группе с применением игровой технологии «Знакомство детей с обобщающим понятием «посуда»...