Итоговое занятие НОД по развитию речи в подготовительной группе. «Что мы знаем о весне?».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Федорова Елена Вячеславовна

 

  Цель:  Формирование связной речи у детей.  Пополнить словарный запас детей новыми словами: проталина, первоцвет, оттепель.

Задачи:

Образовательные:

  1. Углубить представления о сезонных изменениях в природе, устанавливать причинно-следственные связи.
  2. Закреплять умение составлять рассказы-описания и предложения о весне
  3. Активизировать навык подбора прилагательных и слов, обозначающих действие, упражнять в образовании синонимов, антонимов.
  4. Познакомить с новыми словами: оттепель, проталины, первоцвет, капель.

Воспитательные:

1.Воспитывать стремление детей говорить правильно и выразительно, умение выслушивать рассказ других детей.

2.Формировать навык работы в группе.

3.Воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе.

Развивающие:

1.Совершенствовать  умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, активизировать словарный запас по теме «Весна».

2.Развивать память, творческое воображение, логическое мышление.

3.Координировать речь и движения.

Предварительная работа: цикл бесед на занятиях и вне занятий по теме «Весна». Составление рассказа по мнемосхеме, предложений по картинкам. Рассматривание картины А. Саврасов «Грачи прилетели». Рассматривание иллюстраций о весне, весенних изменениях в природе. Наблюдение на прогулке, заучивание стихов о весне, загадывание загадок, знакомство с пословицами. Чтение А.Н.Плещеев «Весна», Е.Серова «Подснежник», Ф.И.Тютчев «Весенние воды».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание: C:\Users\User\Pictures\3.png

                     Итоговое занятие НОД по развитию речи

 в подготовительной группе.

«Что мы знаем о весне?».

                                                                                                                                        Составила: Федорова Е.В.

                                                                         

Надым 2020г.

         

  Цель:  Формирование связной речи у детей.  Пополнить словарный запас детей новыми словами: проталина, первоцвет, оттепель.

Задачи:

Образовательные:

  1. Углубить представления о сезонных изменениях в природе, устанавливать причинно-следственные связи.
  2. Закреплять умение составлять рассказы-описания и предложения о весне
  3. Активизировать навык подбора прилагательных и слов, обозначающих действие, упражнять в образовании синонимов, антонимов.
  4. Познакомить с новыми словами: оттепель, проталины, первоцвет, капель.

Воспитательные:

1.Воспитывать стремление детей говорить правильно и выразительно, умение выслушивать рассказ других детей.

2.Формировать навык работы в группе.

3.Воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе.

Развивающие:

1.Совершенствовать  умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, активизировать словарный запас по теме «Весна».

2.Развивать память, творческое воображение, логическое мышление.

3.Координировать речь и движения.

Предварительная работа: цикл бесед на занятиях и вне занятий по теме «Весна». Составление рассказа по мнемосхеме, предложений по картинкам. Рассматривание картины А. Саврасов «Грачи прилетели». Рассматривание иллюстраций о весне, весенних изменениях в природе. Наблюдение на прогулке, заучивание стихов о весне, загадывание загадок, знакомство с пословицами. Чтение А.Н.Плещеев «Весна», Е.Серова «Подснежник», Ф.И.Тютчев «Весенние воды».

Этапы мероп

риятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

(2-3 мин.)

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь …..)

Воспитатель: «Ребята, я хочу рассказать вам маленькую сказку.

«Зимой у мамы медведицы в берлоге родился маленький медвежонок по имени Потап. Медведица обняла малыша своей большой лапой и сказала, что спать они будут до конца зимы, а проснутся только весной. Долго спала медвежья семья.  Однажды Потап услышал, как кукушка, которая жила в часах, громко кричит: «Весна, весна!». Наш медвежонок не знает, что это такое и на что она похожа.

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Потапу понять, что такое весна?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Зачем Потапу знать, что такое весна?

Дети: Чтобы вовремя проснуться.

Воспитатель:  Сможете рассказать о весне так интересно, чтобы медвежонку захотелось быстрее  выбраться из берлоги?

Дети:  Сможем рассказать.

 

постановка детской цели: Зачем?

Целеполагание

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Вопросы: Хотите?

Сможете?

Актуализация знаний (5-6 мин.)

Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания;

Воспитатель:  Скажите: «Какое время года наступило?».

Дети: Весна.

Воспитатель: После какого времени года приходит весна?

Дети: После зимы.

Воспитатель: Назовите весенние месяцы?

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Почему наступает весна?

Дети: Солнце ярче светит, становится теплее.

Воспитатель: Самое большое весеннее чудо – это солнце. Какое солнце весной?

Дети: Теплое, яркое, ласковое, лучистое, золотое, желтое..

Воспитатель: На что похоже солнышко?

Игра «Сравни и назови».

(воспитатель начинает фразу, дети заканчивают)

(работа с картинками на Смарт доске).

Солнце желтое, как (одуванчик, цыпленок)

Солнце круглое, как (мячик, шарик)

Солнце ласковое, как (мама, бабушка)

Солнце румяное, как (яблоко, блинчик)

Солнце теплое, как (варежка, одеяло, грелка).

Воспитатель: Хоть солнышко и пригревает, но весна бывает разная.

Словесное упражнение «Какая весна?».

 Если наступит рано- ранняя

Весной холодно – холодная

Будет тепло – теплая

Много солнца – солнечная

Придет поздно – поздняя

Долго весну ждали – долгожданная

Часто идет дождь – дождливая

Все вокруг цветет – цветущая.

Воспитатель: Как вы, ребята, думаете, похожа ли весна на зиму?

Словесная игра «Скажи наоборот» ( с мячом).

(подбор антонимов).

Зимой дни холодные, а весной (теплые)

Зимой деревья голые, а весной (зеленые)

На зиму птицы улетают, а весной (прилетают)

Зимой лед на реках толстый, а весной (тонкий)

Зимой надевают шубы, а весной (куртки)

Зимой день короткий, а весной (длинный).

Зимой снег чистый, а весной (грязный)

Зимой медведь спит, а весной (просыпается)

Зимой снег выпадает, а весной (тает)

Зимой заяц белый, а весной (серый).

Воспитатель: Весной  природа оживает и наш маленький медвежонок  у себя в лесу может увидеть весенние чудеса. Например: оттепель.

Воспитатель: Ребята, сможете объяснить Потапу, что это такое?

Упражнение «Объясните значение слов».

(оттепель, проталины, первоцвет, капель) (Демонстрация картинок с весенними явлениями на СМАРТ доске).

Воспитатель: Весенних чудес в лесу много. Помогите их посчитать!

Игра "Считаем до 5".

(сосулька, проталина. ручей, лужа, подснежник).

(одна сосулька, две сосульки...)

 

Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания

Мотивация к самостоятельной деятельности

Фиксирование в речи затруднения и его причины

Затруднение в ситуации (2-3 мин)

Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения;

Воспитатель: Ребята, смогли вы помочь медвежонку понять, что такое весна?

Дети: Не совсем.

Воспитатель: Почему не смогли? (дети затрудняются ответить).

Воспитатель:  Когда мама вам читает сказку, а картинки не показывает, вы можете  представить, как выглядят герои сказки?

Дети: Нет, не можем!

Воспитатель:  Вам интереснее книга с картинками или без картинок?

Дети: С картинками.

Воспитатель:  Что  нам сделать, чтобы маленький медвежонок представил, что такое весна?

Дети: Не знаем.

Воспитатель:  Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но хочешь узнать?

Дети: Спросить у того, кто знает.

Анализ детьми возникшей ситуации

Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину

Выявление уровня затруднения

Открытие нового знания (способа действия)

(3-4 мин.)

Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин;

Воспитатель:  Ребята, вы все любите рисовать. Чем вы рисуете? (красками, фломастерами, карандашами, мелками). Мы с вами нарисуем портрет весны картинками . Рисовать будем на СМАРТ доске.

Дидактическая игра «Нарисуй портрет весны»

( дети по очереди двигают картинки на лучики солнышка и составляют предложения о весне).

Воспитатель: Молодцы! Теперь вы знаете, что рассказывать о весне можно  не только словами, но и картинками.

Весной все оживает, все приходит в движение. Давайте и мы немного отдохнем.

Физкультминутка.

Мишка вылез из берлоги

Огляделся на пороге (повороты головы вправо-влево)

Потянулся он со сна (потягивание рук вверх)

К нам опять пришла весна!

Чтоб скорей набраться сил

Головой медведь крутил(вращение головой)

Наклонялся взад, вперед (наклоны вперед, назад)

Вот он по лесу идет (ходьба в развалку)

Ищет мишка корешки( наклоны вперед)

И трухлявые пеньки (наклоны в разные стороны)

В них съедобные личинки.

Для медведя – витаминки.

Наконец медведь наелся (гладит по животу)

И на бревнышко уселся.

 

 

Формирование опыта успешного преодоления затруднения

Умение определять способы и средства для достижения цели

Теперь вы знаете как?

Включение нового знания в систему знаний  и умений (3-4 мин)

Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами

 Воспитатель:  Ребята, мы сегодня много говорили о весне, придумывали предложения, играли в речевые игры. На нашей СМАРТ доске

портрет весны  составленный картинками. Чтобы маленький медвежонок Потап запомнил, что такое весна мы составим рассказ.

Составление рассказа о весне по мнемосхеме». (2-3 реб)

Практическое выполнение задания

Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия

Самоконтроль

Осмысление (2 мин)

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь

Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогали?

Дети: Помогали медвежонку Потапу, рассказывали о весне.

Воспитатель: Для чего ему нужно было знать, что такое весна?

Дети: Чтобы вовремя проснуться.

Воспитатель: Какие знания вам пригодились?

Дети:  Мы рассказывали о весеннем солнце, сравнивали весну с зимой, составляли о весне предложения и рассказ.

Воспитатель: Как вы думаете, получилось вам познакомить медвежонка с весной? Почему получилось?

Дети: Потому что были внимательными и активными.

 

Рефлексия (личная оценка)

Умение достигать поставленной цели

Что хотели сделать? Получилось? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия. Познавательно – речевое развитие в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

Данное занятие рекомендовано для выявления уровня подготовки детей к школьному обучению....

Итоговое занятие по речевому развитию в подготовительной группе "Путешествие по сказке Гуси-Лебеди"

Итоговое занятие по речевому развитию в подготовительной группе "Путешествие по сказке "Гуси - Лебеди"...

Конспект итогового занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада

В конспекте представлен материал для занятия в подготовительной группе по познавательному развитию, художественно-эстетическому, физическому развитию....

Конспект итогового занятия (Познавательно – речевое развитие) в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект итогового занятия(Познавательно – речевое развитие)в подготовительной группеТема: «Путешествие в страну Красивой речи»...

Конспект итогового занятия по математическому развитию в подготовительной группе «Путешествие в мир математики».

Открытое итоговое затятие по математическому развитию. Путешествие по математическим островам с заданиями, проверка полученных знаний дошкольников по математическому развитию....

Итоговое занятие по математическому развитию в подготовительной группе

Конспект итогового занятия по математическому развитию в подготовительной группе  Программное содержание: закрепить количественный и порядковый счет от 1 до 10 (количественный в прямом и обр...