Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №15»
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе:
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатели: Илюшина Н.Н.,
Панфёрова Н.М.
Воронеж 2022
Актуальность:
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.
Цель:
- развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества;
- вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов;
- развивать внимание к языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности.
Задачи:
- обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей;
- знакомить детей с окружающим миром-природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа;
- приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями;
- развитие творческого мышления, детской фантазии.
Ожидаемые результаты:
- активизировалась познавательная деятельность детей;
- пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Этапы реализация краткосрочного проекта:
1 этап - подготовительный
- составление плана работы;
- развитие речи детей средствами народного творчества;
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2 этап - практический
- работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного народного творчества:
- разработать цикл занятий, мероприятий, развлечений, игр-имитаций по теме проекта;
- разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).
3 этап - заключительный
- работа с родителями;
- консультации по теме проекта;
- создание тематических папок с приобщением родителей;
- выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через анкетирование.
Методы и приёмы:
- Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
- Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми старшего возраста, сочинение сказок.
- Игровой метод: игры - драматизации, игры - инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
Работа с родителями:
Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.
1. Беседа с родителями по теме.
2. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей.
3. Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей».
4. Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку «Потешки, сказки, песенки».
Содержание практической деятельности с детьми:
- Оформление книжного уголка.
- Показ кукольного театра по сказке «Колобок».
- Обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личико», «Травка-муравка со сна поднялась».
- Занятие по развитию речи «Путешествие в страну фольклора».
- Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц: дети проснулись потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
- Чтение пословиц, сказок, прибауток, загадок, песен, чистоговорок, скороговорок.
- Беседа на тему "Русские ремесла".
- Рисование иллюстрации к любимой сказке.
- Разучивание русских народных песен, присказок, пословиц.
- Рассматривание иллюстраций художников к сказкам, пословицам, скороговоркам.
В свободной игровой деятельности, используя настольный театр, кукольный театр, пальчиковый театр дети показывали сказки друг другу.
Пословицы:
"Андрей, воробей, не летай на реку, не клюй песку, не тупи носку: пригодится носок на овсяный колосок".
"Берегись бед, пока их нет".
"Береженого и бог бережет".
"Здравствуй! Здорово, коли не шутишь".
"И по заячьему следу доходят до медвежьей берлоги".
"Лукавство не велико, а сторожность есть".
Чистоговорки:
1. Дедушка у ФЕДЕНЬКИ
Старенький и СЕДЕНЬКИЙ.
У Анфисы в СЕТКЕ
Вкусные КОНФЕТКИ!
2. Он от дедушки ушел
И от бабушки ушел.
Только, на беду, в лесу
Встретил хитрую Лису.
3. Прямо с полки, за порог.
Убежал румяный бок.
Укатился наш дружок,
Кто же это? (Колобок)
4. Его съесть хотели все,
Но попал он в пасть к лисе.
Сдобный, маленький клубок
В сказке звался. (Колобок)
5. Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? (Колобок)
5. Круглолиц, без рук и ног,
Он из сказки. (Колобок)
6. На тарелочке лежал,
Как остыл и убежал.
Встретил он зверей в лесу,
На беду свою — лису.
Ей попался на зубок
Круглый, вкусный. (Колобок)
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно влияет на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, речевую, музыкально – игровую).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Дорожка в сказку»
Проэкт по развитию речи в подготовительной группе "Дорожка в сказку"...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Дорожка в сказку»
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Дорожка в сказку»...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Развитие речи детей старших дошкольников»...
Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г
Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Дорожка в сказку»
Актуальность: Формирование связной речи – одна из важнейших задач в качественной подготовке ребенка к школе, а сказка является одной из первых сфер детского творчества. В разработке представлена...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, пед...
Проект по развитию речи "Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"
В материалах представлен опыт работы использования мнемотаблиц в речевом развитии детей при разучивании стихов, физминуток, пословиц, отгадывании загадок...