Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Илюшина Наталия Николаевна

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №15»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе:

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

                                     Воспитатели: Илюшина Н.Н.,

                                                                     Панфёрова Н.М.

                                                    Воронеж 2022

Актуальность:

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.

Цель:

  • развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества;
  • вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов;
  • развивать внимание к языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности.

Задачи:

  • обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей;
  • знакомить детей с окружающим миром-природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа;
  • приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями;
  • развитие творческого мышления, детской фантазии.

Ожидаемые результаты:

  • активизировалась познавательная деятельность детей;
  • пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Этапы реализация краткосрочного проекта:

1 этап - подготовительный

  • составление плана работы;
  • развитие речи детей средствами народного творчества;
  • изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2 этап - практический

  • работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного народного творчества:
  • разработать цикл занятий, мероприятий, развлечений, игр-имитаций по теме проекта;
  • разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).

3 этап - заключительный

  • работа с родителями;
  • консультации по теме проекта;
  • создание тематических папок с приобщением родителей;
  • выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через анкетирование.

Методы и приёмы:

  • Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
  • Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми старшего возраста, сочинение сказок.
  • Игровой метод: игры - драматизации, игры - инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

Работа с родителями:

Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.

1. Беседа с родителями по теме.

2. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей.

3. Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей».

4. Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку «Потешки, сказки, песенки».

Содержание практической деятельности с детьми:

  1. Оформление книжного уголка.
  2. Показ кукольного театра по сказке «Колобок».
  3. Обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личико», «Травка-муравка со сна поднялась».
  4. Занятие по развитию речи «Путешествие в страну фольклора».
  5. Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц: дети проснулись потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
  6. Чтение пословиц, сказок, прибауток, загадок, песен, чистоговорок, скороговорок.
  7. Беседа на тему "Русские ремесла".
  8. Рисование иллюстрации к любимой сказке.
  9. Разучивание русских народных песен, присказок, пословиц.
  10. Рассматривание иллюстраций художников к сказкам, пословицам, скороговоркам.

В свободной игровой деятельности, используя настольный театр, кукольный театр, пальчиковый театр дети показывали сказки друг другу.

Пословицы:

"Андрей, воробей, не летай на реку, не клюй песку, не тупи носку: пригодится носок на овсяный колосок".

"Берегись бед, пока их нет".

"Береженого и бог бережет".

"Здравствуй! Здорово, коли не шутишь".

"И по заячьему следу доходят до медвежьей берлоги".

"Лукавство не велико, а сторожность есть".

Чистоговорки:

1. Дедушка у ФЕДЕНЬКИ

Старенький и СЕДЕНЬКИЙ.

У Анфисы в СЕТКЕ

Вкусные КОНФЕТКИ!

2. Он от дедушки ушел

И от бабушки ушел.

Только, на беду, в лесу

Встретил хитрую Лису.

3. Прямо с полки, за порог.

Убежал румяный бок.

Укатился наш дружок,

Кто же это? (Колобок)

4. Его съесть хотели все,

Но попал он в пасть к лисе.

Сдобный, маленький клубок

В сказке звался. (Колобок)

5. Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушел.

У него румяный бок…

Вы, узнали? (Колобок)

5. Круглолиц, без рук и ног,

Он из сказки. (Колобок)

6. На тарелочке лежал,

Как остыл и убежал.

Встретил он зверей в лесу,

На беду свою — лису.

Ей попался на зубок

Круглый, вкусный. (Колобок)

Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно влияет на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, речевую, музыкально – игровую).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Дорожка в сказку»

Проэкт по развитию речи в подготовительной  группе "Дорожка в сказку"...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Дорожка в сказку»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Дорожка в сказку»...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Развитие речи детей старших дошкольников»...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Дорожка в сказку»

Актуальность: Формирование связной речи – одна из важнейших задач в качественной подготовке ребенка к школе, а сказка является одной из первых сфер детского творчества. В разработке представлена...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, пед...

Проект по развитию речи "Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

В материалах представлен опыт работы использования мнемотаблиц в речевом развитии детей при разучивании стихов, физминуток, пословиц, отгадывании загадок...