Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Дорожка в сказку»
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Проэкт по развитию речи в подготовительной  группе "Дорожка в сказку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_vospitatelya.docx33.01 КБ
Файл proekt_dlya_vospitatelya.docx33.01 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Дорожка в сказку»

2017 г.

Актуальность: Формирование связной речи – одна из важнейших задач в качественной подготовке ребенка к школе, а сказка является одной из первых сфер детского творчества. В разработке представлена работа по развитию речевого творчества, подготовка к составлению сказки и результат использования различных форм и методов работы со сказкой, интеграции её с различными видами деятельности.

Проблема:

-возникновение затруднений в связном рассказывании о чём-либо;

- недостаточные коммуникативные навыки, отсутствие умения общаться с взрослыми, контактировать в паре, в небольшой группе детей, обсуждать совместные действия;

- низкий уровень развития творческого воображения у некоторых детей

Цели проекта:

-формирование грамматического строя речи;

- развитие умения анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения;

- развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;

- развитие творческого мышления, детской фантазии, желания и умения сочинять сказки

Задачи проекта:

-учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства;

-формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли;

-учить детей устанавливать многообразные связи в тексте произведения, давать оценку действиям и поступкам героев.

-развивать традиции семейного чтения;

-развивать внимание к языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности.

-создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки;

-прививать умение прийти на помощь в трудную минуту;

-воспитывать интерес и стремление к постоянному общению с книгой.

Ожидаемые результаты:

-дети знают алгоритм составления текстов сказочного содержания и умеют дополнять их описаниями и диалогами;

-пользуются речевыми формами выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни;

-повысился уровня речевого развития детей;

-активизировалась познавательная деятельность детей;

-повысился интерес к книге.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель, библиотекарь.

Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная).

Тип проекта: информационно-творческий, групповой.

Продолжительность: 

Результат: презентация проекта в форме составления сказки и её инсценирования.

Этапы работы:

1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

2. Составление плана-схемы проекта.

3. Обсуждение проекта с родителями.

4. Обсуждение проекта с воспитателем, руководителем ИЗО.

5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

6. Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

7. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

8. Презентация проекта.

Пути реализации проекта:

1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров

2. Организация выставки рисунков.

Содержание работы с детьми:

1. Занятие по развитию связной речи «Такие разные сказки».

2. Чтение разных сказок; словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.

3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

4. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

5. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Иллюстрирование прочитанных сказок, сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.

6. Посещение районной библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, участие в викторине «Путешествие в сказку».

7. Сказка для занятий игровым стретчингом «Рыбка-незнайка».

8. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

9. Совместное сочинение сказки.

10. Презентация проекта.

Содержание работы с родителями:

1. Анкетирование.

2. Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

3. Домашние задания для родителей и детей.

4. Чтение сказок с детьми


План-схема:

сроки

Содержание работы

Ответственные

С родителями

С детьми

1

- Анкетирование (Приложение 1)

- Беседа с родителями: «Знакомство с проектом»

Занятие по развитию речи «Такие разные сказки»

Воспитатель

2

Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

Чтение разных сказок; словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.

Воспитатель

3

Родительское собрание

Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

Воспитатель

4

Домашнее задание для родителей: чтение русских народных сказок.

Посещение районной детской библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, участие в викторине «Путешествие в сказку».

Воспитатель, библиотекарь

5

Презентация детских работ.

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Рисование иллюстраций к сказкам»

Воспитатель

6

Беседа с родителями

Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование

Воспитатель

7

Выполнение детских творческих работ совместно с родителями. Подготовка докладов.

Родители, воспитатель

8

Оформление родительского уголка

Разучивание русских народных песен, присказок, пословиц.

Воспитатель

9

Консультация для родителей

Чтение пословиц, сказок, прибауток, загадок, песен, чистоговорок, скороговорок.

Воспитатель

10

Совместное сочинение сказки.

Совместное сочинение сказки.

Воспитатель

11

Беседа с родителями

Показ кукольного театра по сказке «Заюшкина избушка».

Воспитатель

12

Подведение итогов проекта, анализ совместной родительской и педагогической деятельности

Итоговое мероприятие

Воспитатель

13

Презентация проекта перед родителями воспитанников.

Воспитатель

Реализацию проекта я начала с моделирования ситуации, используя сказку для занятий игровым стретчингом «Рыбка-незнайка» (по технологии А. Г. Назаровой) автор Романова Л. Е. воспитатель ГБДОУ №7 г. Санкт-Петербург.

После прочтения дети высказали свои предположения о том, как могли развиваться события в сказке дальше. Затем, я задала детям конкретный вопрос, определяющий тематику сказки, которую мы будем придумывать.

-Каких друзей могла найти рыбка у себя, в сказочном озере?

Итак, была определена тема сказки: «В сказочном озере…». Перед детьми была поставлена задача (придумывание сказки, выполнить которую они могли, собрав нужную информацию, вспомнив знакомые сказки, алгоритм их составления.

Для детей был оформлен книжный уголок «В некотором царстве», который регулярно пополнялся новыми книгами. Книги рассматривались детьми, прочитывались и обсуждались. Воспитатели группы разучивали с детьми присказки, пословицы и поговорки о сказках, сказочных героях и учили детей объяснять их смысл.

На занятии по развитию речи «Такие разные сказки» дети закрепляли знания разных видов сказок, учились определять мораль сказки (приложение 2).

Дети побывали в районной детской библиотеке, где участвовали в викторине «Путешествие в сказку», которую провела сотрудница библиотеки.

Так же детям были продемонстрированы иллюстрации к сказкам разных художников. Затем, дети по жребию выбирали сказку, находили книгу и делали свою иллюстрацию.

В свободной игровой деятельности, используя настольный театр, кукольный театр, пальчиковый театр дети показывали сказки друг другу, воспитателям и младшим ребятам. Была инсценирована сказка «Теремок».

Так как тема нашей будущей сказки «В сказочном озере», то нам нужно было собрать информацию о водных обитателях. Дети совместно с родителями подготовили рассказы о разных животных, обитающих в воде.

Информация была преподнесена в виде презентации.

Затем, на занятиях по развитию речи проводилась работа по составлению сказки. Дети повторили алгоритм составления сказок, наметили сюжет сказки, определили героев. Сказка составлялась совместно. Каждый выбрал себе героя и озвучивал его согласно намеченному сюжету. Я записывала диалог детей, затем читала записанное детям, мы, совместно, провели корректировку и – на свет появилась новая сказка.

Дети с большим удовольствием показали сказку, используя кукольный театр, а родители с гордостью смотрели сказку, придуманную своими детьми.

Родители активно принимали участие в проекте.

Сначала было проведено анкетирование, в результате которого было видно, что родители готовы принять участие в проекте.

Во время беседы «Знакомство с проектом» родители были ознакомлены с целями и задачами проекта, с последовательностью его проведения.

В родительском уголке были размещены рекомендации по работе с детьми над проектом.

Родителям было задано «домашнее задание»: чтение сказок, совместное с детьми выполнение творческих работ, подготовка презентации об обитателях воды. Некоторые родители сделали поделки: сшили рыбок, связали осьминогов, морскую звезду.

В результате совместной деятельности детей, воспитателей и родителей, дети расширили кругозор о сказках, их героях. Используя детское воображение, словотворчество сами сочинили сказку.

Приложение 1

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Просим вас принять участие в опросе по теме: «Сказка в жизни ребенка».

1. С какого возраста, на Ваш взгляд, необходимо читать сказки детям?____________________________________________________

2. Есть ли у Вас дома библиотечка детской литературы?__________

3. Читаете ли Вы сказки своему ребенку сказки? Как часто?_______

4. Кто из членов семьи чаще всего читает ребенку? ______________

5. Способствует ли сказка нравственному развитию ребенка (чему учит?_____________________________________________________

6. Обсуждаете ли Вы сюжет, героев сказки с ребенком после прочтения? ________________________________________________

7. После чтения сказки может ребёнок ее рассказать? ____________

8. Играете ли Вы со своим ребенком в игры, где задействованы герои сказок?______________________________________________

9. Рисуете ли Вы с ребёнком сказки? __________________________

10. Назовите любимую сказку Вашего ребенка__________________

11. Придумываете ли Вы с ребёнком свои сказки?_______________

12. Хотели бы вы принять участие в создании новой сказки вместе с вашим ребенком?_________________________________________

Спасибо за участие!


Приложение 2

Занятие по развитию речи

Оборудование: Иллюстрации к сказкам - «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк»; выставка книг по сказкам; мяч;

игрушки – заяц, лиса, медведь, волк, колобок; тетради; карандаш жёлтого цвета на каждого ребёнка;

Ход занятия 1. Организационный момент, объявление темы:

- Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается! Чтение стихотворения Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица»:

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка ...

Игра: «Ты мне – я тебе».

(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка».

Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…

Молодцы!- Тихо садимся за стол.

2. Основная часть: - Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими.

- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор). Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается).

Игра: «Узнай сказку по загадке»

- Ребята, вы много сказок знаете? (да). Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.

** Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)

**Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

**Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор ... (Айболит).

**Я от дедушки ушёл.

Я от бабушки ушёл,

Скоро к вам приду. (Колобок).

Игра: «Узнай сказку по картинке»

- Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк»).

1) – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят».) - Кто её сочинил? - Ребята, «Волк и семеро козлят»- эта немецкая сказка, сказка братьев Гримм. Получила распространение в России, вошла в устное народное творчество и с некоторым изменением в сюжете получила статус «Русской народной сказки».

- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)

2) - Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба».)

- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)

Игра: «Узнай сказку по героям»

- Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.

1. Дед, жучка, внучка, мышка. (Сказка «Репка»)

2. Мышка, бабка, яичко. (Сказка «Курочка ряба»)

3. Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышь. (Сказка «Дюймовочка»)

4. Царь, три сына, стрела, болото. (Сказка «Царевна-лягушка»)

- Ребята, перед вами сказочные герои (игрушки): заяц, волк, лиса, медведь, колобок. Вопросы: - Кто из сказочных героев в этом ряду лишний? (Колобок)

- Как можно назвать остальных героев? (дикие животные)

- Каких героев можно ещё добавить? (старик, старуха)

- Как называется эта сказка? (Сказка «Колобок»)

3. Физминутка:

«Буратино»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

4. Продолжение работы: Игровая обучающая ситуация «Составляем предложения», «Графическое изображение предложений».

- Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать его и составить с этим словом любое предложение. Например: заяц (заяц любит морковку). Из скольких слов состоит это предложение (это предложение состоит из 3 слов, ребёнок записывает схему предложения на доске \- - - )

Репка; Кошка; Мышка. Посадил дед репку. Позвала Жучка кошку. Мышка за кошку. 1) \- - - . 2) \- - -. 3) \- - - . - Из какой сказки этот отрывок? («Репка»)

5. Пальчиковая гимнастика:

Вот помощники мои,

Их как хочешь, поверни.

По дороге бело, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

Пальчики разогрели и теперь можно приступить к работе. Ещё раз обратите внимание на свою посадку.

Парта – это не кровать,

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

6. Самостоятельная работа в тетрадях: - Ребята, откройте тетради. Тетради на столе положите правильно. (Столы детей разлинованы под углом 30 градусов). Умницы! В вашей тетради рисунок репки. Вам надо раскрасить репку сверху вниз не оставляя белых пятен. Работать будем карандашом. Какого цвета карандаш нам понадобится? (жёлтый цвет, потому что репа жёлтая). Карандаш держим правильно в «щепотке» из большого, указательного и среднего пальца правой руки. Готовы? Тогда начинаем работать.

7. Подведение итогов: -Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки, но, думаю, у каждого из вас есть самая любимая сказка.



Предварительный просмотр:

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Дорожка в сказку»

2017 г.

Актуальность: Формирование связной речи – одна из важнейших задач в качественной подготовке ребенка к школе, а сказка является одной из первых сфер детского творчества. В разработке представлена работа по развитию речевого творчества, подготовка к составлению сказки и результат использования различных форм и методов работы со сказкой, интеграции её с различными видами деятельности.

Проблема:

-возникновение затруднений в связном рассказывании о чём-либо;

- недостаточные коммуникативные навыки, отсутствие умения общаться с взрослыми, контактировать в паре, в небольшой группе детей, обсуждать совместные действия;

- низкий уровень развития творческого воображения у некоторых детей

Цели проекта:

-формирование грамматического строя речи;

- развитие умения анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения;

- развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;

- развитие творческого мышления, детской фантазии, желания и умения сочинять сказки

Задачи проекта:

-учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства;

-формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли;

-учить детей устанавливать многообразные связи в тексте произведения, давать оценку действиям и поступкам героев.

-развивать традиции семейного чтения;

-развивать внимание к языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности.

-создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки;

-прививать умение прийти на помощь в трудную минуту;

-воспитывать интерес и стремление к постоянному общению с книгой.

Ожидаемые результаты:

-дети знают алгоритм составления текстов сказочного содержания и умеют дополнять их описаниями и диалогами;

-пользуются речевыми формами выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни;

-повысился уровня речевого развития детей;

-активизировалась познавательная деятельность детей;

-повысился интерес к книге.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель, библиотекарь.

Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная).

Тип проекта: информационно-творческий, групповой.

Продолжительность: 

Результат: презентация проекта в форме составления сказки и её инсценирования.

Этапы работы:

1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

2. Составление плана-схемы проекта.

3. Обсуждение проекта с родителями.

4. Обсуждение проекта с воспитателем, руководителем ИЗО.

5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

6. Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

7. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

8. Презентация проекта.

Пути реализации проекта:

1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров

2. Организация выставки рисунков.

Содержание работы с детьми:

1. Занятие по развитию связной речи «Такие разные сказки».

2. Чтение разных сказок; словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.

3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

4. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

5. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Иллюстрирование прочитанных сказок, сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.

6. Посещение районной библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, участие в викторине «Путешествие в сказку».

7. Сказка для занятий игровым стретчингом «Рыбка-незнайка».

8. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

9. Совместное сочинение сказки.

10. Презентация проекта.

Содержание работы с родителями:

1. Анкетирование.

2. Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

3. Домашние задания для родителей и детей.

4. Чтение сказок с детьми


План-схема:

сроки

Содержание работы

Ответственные

С родителями

С детьми

1

- Анкетирование (Приложение 1)

- Беседа с родителями: «Знакомство с проектом»

Занятие по развитию речи «Такие разные сказки»

Воспитатель

2

Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

Чтение разных сказок; словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.

Воспитатель

3

Родительское собрание

Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

Воспитатель

4

Домашнее задание для родителей: чтение русских народных сказок.

Посещение районной детской библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, участие в викторине «Путешествие в сказку».

Воспитатель, библиотекарь

5

Презентация детских работ.

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Рисование иллюстраций к сказкам»

Воспитатель

6

Беседа с родителями

Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование

Воспитатель

7

Выполнение детских творческих работ совместно с родителями. Подготовка докладов.

Родители, воспитатель

8

Оформление родительского уголка

Разучивание русских народных песен, присказок, пословиц.

Воспитатель

9

Консультация для родителей

Чтение пословиц, сказок, прибауток, загадок, песен, чистоговорок, скороговорок.

Воспитатель

10

Совместное сочинение сказки.

Совместное сочинение сказки.

Воспитатель

11

Беседа с родителями

Показ кукольного театра по сказке «Заюшкина избушка».

Воспитатель

12

Подведение итогов проекта, анализ совместной родительской и педагогической деятельности

Итоговое мероприятие

Воспитатель

13

Презентация проекта перед родителями воспитанников.

Воспитатель

Реализацию проекта я начала с моделирования ситуации, используя сказку для занятий игровым стретчингом «Рыбка-незнайка» (по технологии А. Г. Назаровой) автор Романова Л. Е. воспитатель ГБДОУ №7 г. Санкт-Петербург.

После прочтения дети высказали свои предположения о том, как могли развиваться события в сказке дальше. Затем, я задала детям конкретный вопрос, определяющий тематику сказки, которую мы будем придумывать.

-Каких друзей могла найти рыбка у себя, в сказочном озере?

Итак, была определена тема сказки: «В сказочном озере…». Перед детьми была поставлена задача (придумывание сказки, выполнить которую они могли, собрав нужную информацию, вспомнив знакомые сказки, алгоритм их составления.

Для детей был оформлен книжный уголок «В некотором царстве», который регулярно пополнялся новыми книгами. Книги рассматривались детьми, прочитывались и обсуждались. Воспитатели группы разучивали с детьми присказки, пословицы и поговорки о сказках, сказочных героях и учили детей объяснять их смысл.

На занятии по развитию речи «Такие разные сказки» дети закрепляли знания разных видов сказок, учились определять мораль сказки (приложение 2).

Дети побывали в районной детской библиотеке, где участвовали в викторине «Путешествие в сказку», которую провела сотрудница библиотеки.

Так же детям были продемонстрированы иллюстрации к сказкам разных художников. Затем, дети по жребию выбирали сказку, находили книгу и делали свою иллюстрацию.

В свободной игровой деятельности, используя настольный театр, кукольный театр, пальчиковый театр дети показывали сказки друг другу, воспитателям и младшим ребятам. Была инсценирована сказка «Теремок».

Так как тема нашей будущей сказки «В сказочном озере», то нам нужно было собрать информацию о водных обитателях. Дети совместно с родителями подготовили рассказы о разных животных, обитающих в воде.

Информация была преподнесена в виде презентации.

Затем, на занятиях по развитию речи проводилась работа по составлению сказки. Дети повторили алгоритм составления сказок, наметили сюжет сказки, определили героев. Сказка составлялась совместно. Каждый выбрал себе героя и озвучивал его согласно намеченному сюжету. Я записывала диалог детей, затем читала записанное детям, мы, совместно, провели корректировку и – на свет появилась новая сказка.

Дети с большим удовольствием показали сказку, используя кукольный театр, а родители с гордостью смотрели сказку, придуманную своими детьми.

Родители активно принимали участие в проекте.

Сначала было проведено анкетирование, в результате которого было видно, что родители готовы принять участие в проекте.

Во время беседы «Знакомство с проектом» родители были ознакомлены с целями и задачами проекта, с последовательностью его проведения.

В родительском уголке были размещены рекомендации по работе с детьми над проектом.

Родителям было задано «домашнее задание»: чтение сказок, совместное с детьми выполнение творческих работ, подготовка презентации об обитателях воды. Некоторые родители сделали поделки: сшили рыбок, связали осьминогов, морскую звезду.

В результате совместной деятельности детей, воспитателей и родителей, дети расширили кругозор о сказках, их героях. Используя детское воображение, словотворчество сами сочинили сказку.

Приложение 1

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Просим вас принять участие в опросе по теме: «Сказка в жизни ребенка».

1. С какого возраста, на Ваш взгляд, необходимо читать сказки детям?____________________________________________________

2. Есть ли у Вас дома библиотечка детской литературы?__________

3. Читаете ли Вы сказки своему ребенку сказки? Как часто?_______

4. Кто из членов семьи чаще всего читает ребенку? ______________

5. Способствует ли сказка нравственному развитию ребенка (чему учит?_____________________________________________________

6. Обсуждаете ли Вы сюжет, героев сказки с ребенком после прочтения? ________________________________________________

7. После чтения сказки может ребёнок ее рассказать? ____________

8. Играете ли Вы со своим ребенком в игры, где задействованы герои сказок?______________________________________________

9. Рисуете ли Вы с ребёнком сказки? __________________________

10. Назовите любимую сказку Вашего ребенка__________________

11. Придумываете ли Вы с ребёнком свои сказки?_______________

12. Хотели бы вы принять участие в создании новой сказки вместе с вашим ребенком?_________________________________________

Спасибо за участие!


Приложение 2

Занятие по развитию речи

Оборудование: Иллюстрации к сказкам - «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк»; выставка книг по сказкам; мяч;

игрушки – заяц, лиса, медведь, волк, колобок; тетради; карандаш жёлтого цвета на каждого ребёнка;

Ход занятия 1. Организационный момент, объявление темы:

- Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается! Чтение стихотворения Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица»:

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка ...

Игра: «Ты мне – я тебе».

(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка».

Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…

Молодцы!- Тихо садимся за стол.

2. Основная часть: - Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими.

- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор). Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается).

Игра: «Узнай сказку по загадке»

- Ребята, вы много сказок знаете? (да). Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.

** Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)

**Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

**Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор ... (Айболит).

**Я от дедушки ушёл.

Я от бабушки ушёл,

Скоро к вам приду. (Колобок).

Игра: «Узнай сказку по картинке»

- Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк»).

1) – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят».) - Кто её сочинил? - Ребята, «Волк и семеро козлят»- эта немецкая сказка, сказка братьев Гримм. Получила распространение в России, вошла в устное народное творчество и с некоторым изменением в сюжете получила статус «Русской народной сказки».

- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)

2) - Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба».)

- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)

Игра: «Узнай сказку по героям»

- Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.

1. Дед, жучка, внучка, мышка. (Сказка «Репка»)

2. Мышка, бабка, яичко. (Сказка «Курочка ряба»)

3. Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышь. (Сказка «Дюймовочка»)

4. Царь, три сына, стрела, болото. (Сказка «Царевна-лягушка»)

- Ребята, перед вами сказочные герои (игрушки): заяц, волк, лиса, медведь, колобок. Вопросы: - Кто из сказочных героев в этом ряду лишний? (Колобок)

- Как можно назвать остальных героев? (дикие животные)

- Каких героев можно ещё добавить? (старик, старуха)

- Как называется эта сказка? (Сказка «Колобок»)

3. Физминутка:

«Буратино»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

4. Продолжение работы: Игровая обучающая ситуация «Составляем предложения», «Графическое изображение предложений».

- Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать его и составить с этим словом любое предложение. Например: заяц (заяц любит морковку). Из скольких слов состоит это предложение (это предложение состоит из 3 слов, ребёнок записывает схему предложения на доске \- - - )

Репка; Кошка; Мышка. Посадил дед репку. Позвала Жучка кошку. Мышка за кошку. 1) \- - - . 2) \- - -. 3) \- - - . - Из какой сказки этот отрывок? («Репка»)

5. Пальчиковая гимнастика:

Вот помощники мои,

Их как хочешь, поверни.

По дороге бело, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

Пальчики разогрели и теперь можно приступить к работе. Ещё раз обратите внимание на свою посадку.

Парта – это не кровать,

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

6. Самостоятельная работа в тетрадях: - Ребята, откройте тетради. Тетради на столе положите правильно. (Столы детей разлинованы под углом 30 градусов). Умницы! В вашей тетради рисунок репки. Вам надо раскрасить репку сверху вниз не оставляя белых пятен. Работать будем карандашом. Какого цвета карандаш нам понадобится? (жёлтый цвет, потому что репа жёлтая). Карандаш держим правильно в «щепотке» из большого, указательного и среднего пальца правой руки. Готовы? Тогда начинаем работать.

7. Подведение итогов: -Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки, но, думаю, у каждого из вас есть самая любимая сказка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Дорожка в сказку»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Дорожка в сказку»...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Развитие речи детей старших дошкольников»...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Дорожка в сказку»

Актуальность: Формирование связной речи – одна из важнейших задач в качественной подготовке ребенка к школе, а сказка является одной из первых сфер детского творчества. В разработке представлена...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, пед...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития худ...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Дорожка в сказку»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Дорожка в сказку»...