Конспект НОД "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Образовательная деятельность проводилась в рамках тематической недели в ДОУ "Русская народная культура"-"День книги". Конспект предназначен для татроязычных детей изучающих русский язык как второй государственный (старший возраст)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_knigi_chukovskiy_k_i.docx | 32.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Большекайбицкий детский сад «Миляшкай» Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
Конспект НОД
«Путешествие по сказкам К.И. Чуковского»
В рамках тематической недели «Русской народной культуры» - День книги»
(старшая и подготовительная группа)
Воспитатель русского языка: С.В. Утеева
15.11.2021 г
Цель: Выявить и обобщить знания по произведениям детского писателя К. И. Чуковского.
Задачи:
- систематизировать знания о литературном творчестве К. И. Чуковского;
- упражнять в выразительном чтении стихотворений;
- развивать творческие способности;
- активизировать словарный запас детей.
-формировать умение анализировать поступки героев сказки с позиции общих нравственных категорий;
- развивать умение сопереживать героям.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Познавательное развитие:
- уточнить и расширить знания о писателе К. И. Чуковском;
- закрепить знания о произведениях К. И. Чуковского;
- формировать умение детей по чтению отрывка, узнавать само произведение.
Речевое развитие:
-активизировать словарный запас;
-упражнять в выразительном чтении стихотворений.
Социально-коммуникативное развитие:
- формировать умение анализировать поступки героев сказки с позиции общих нравственных категорий;
- развивать умение сопереживать героям.
Художественно-эстетическое развитие:
- развивать творческие способности.
Предварительная работа: чтение сказок; разучивание стихов; рисование иллюстраций к произведениям; оформление выставки в книжном уголке «Любимый детский писатель».
Оборудование: портрет К. И. Чуковского, книги для тематической выставки, атрибуты к драматизации, выставка детских рисунков произведениям, медали «Юные знатоки», трамвайчик, ушки зайчиков. Методы и приёмы: Практические: викторина «Угадайте героев сказки»; отгадывание загадок; дидактические /игры: «Составь картинку», «Составить Петрушку»; физкультминутка. Словесные: речевая разминка «Мост дружбы»; рассказ воспитателя; использование художественного слова, беседа-диалог; проговаривание чистоговорок; дидактические игры: «Доскажи словечко », « Самый умный», «Самый внимательный». Наглядные: показ иллюстраций; книги со сказками К. И. Чуковского; атрибуты драматизации, выставка детских рисунков по произведениям Чуковского.
Ожидаемый результат: сформировать знания о литературном творчестве К.И. Чуковского; развивать творческие способности; чтение стихов наизусть; активизировать словарный запас детей; пробудить в детях воображение и фантазию, привить вкус к слову и культуре речи; разбудить в ребенке любознательность;
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада очень видеть вас. Какое у вас настроение? (ответы детей) Улыбнемся друг другу, создадим хорошее настроение. Предлагаю вам свою дружбу, давайте соорудим «Мост дружбы». Возьмемся за руки, поднимем их вверх. Вот наш «Мост дружбы». И с теплой улыбкой начнем речевую разминку.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА: «Мост дружбы»
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: « Доброе утро!»
- Доброе утро! – солнце и птицам,
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера.
Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в добрую страну сказок и превращений. Путешествовать мы будем по замечательным сказкам Корнея Ивановича Чуковского.
Воспитатель: Может быть, кто-то знает, кто это? (показываю портрет). Посмотрите на портрет. Это был удивительный человек. Высокий рост, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, смеющиеся светлые глаза и удивительная легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. Стихи и сказки он писал для своей маленькой внучки Лялечки. Стихи и сказки К.И. Чуковского приносят всем нам радость.
Воспитатель: Посмотрите, что я нашла за дверью (показывает сундучок), а в нем записка: «Кто узнает, из каких произведений Чуковского эти предметы, тот попадет в сказку».
Предметы: самовар (из сказки «Муха – Цокотуха»), бинт (из сказки «Айболит»), сито (из сказки «Федорино Горе»), шар (из сказки «Путаница»), телефон (из сказки « Телефон»), автомобиль (из сказки «Путаница»)
Викторина «Угадайте героя сказки».
• Он лечил всех зверей. (Айболит)
• Она нашла денежку и купила самовар. (Муха – Цокотуха)
• Он проглотил солнце. (Крокодил)
• Бабушка, которая не ухаживала за посудой. (Федора)
• Он просил шоколада для сыночка. (Слон)
• Рыжий и усатый, страшный великан. (Таракан)
• Кривоногий и хромо умывальник. (Мойдодыр)
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Вспомните сказку «Тараканище». Чтение отрывка из сказки «Тараканище».
«Ехали медведи. На велосипеде.. А за ними кот Задом на перед. А за ним комарики На воздушном шарике. А за ними раки на хромой собаке. Волки на кобыле львы в автомобиле. Зайчики в трамвайчике. Жаба на метле…. Едут и смеются, пряники жуют. Вдруг из подворотни Страшный великан, Рыжий и усатый таракан! Таракан, Таракан, Тараканище! Он рычит и кричит, И усами шевелит: «Погодите, не спешите, Я вас мигом проглочу! Проглочу, проглочу, не помилую». Звери задрожали, В обморок упали. Волки от испуга скушали друг друга. Бедный крокодил Жабу проглотил. А слониха, вся дрожа, Так и села на ежа».
- На чем ехали герои сказки? А мы свами превратимся в зайчиков и поедим на трамвайчике, путешествовать по сказкам Корнея Ивановича.
Первая станция «Мойдодыр»
Воспитатель: Дети, куда же мы попали. Кто здесь живет? (ответы детей) Воспитатель показывает иллюстрации и книжки из произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр», атрибуты. Воспитатель: Почему убежало от мальчика одеяло, простыня и пирожки? (ответы детей) Воспитатель: Читает отрывок из сказки «Мойдодыр» «Тут Великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр, Умывальникам начальник И мочалок Командир, Подбежал ко мне, танцуя, И, целуя, говорил:
- Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля, Мойдодыру угодил!»
Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А не чистым трубочистам –
Стыд и срам! Стыд и срам!»
Воспитатель: Прежде чем выехать из этой станции, нужно выполнить задание. Конверт с загадками
Загадки:
1. Гладкое душистое, моет чисто. Нужно, чтоб у каждого было. Что это, ребята? (мыло)
2. Пластмассовая спинка, жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит, нам усердно служит. ( зубная щетка)
3. На стене висит, болтается, всяк за него хватается. ( полотенце)
4. Хожу, брожу не по лесам, а по усам и по волосам.
И зубы у меня длинней. Чем у волков и медведей. ( расческа)
Воспитатель: Но нам нужно продолжать путешествие. Зайчики, садимся в трамвайчики, и едем путешествовать по сказкам дальше. Помахали этой станции, скажите до свидания. (Проговариваем чистоговорку « Ту- ту я люблю игру. Ать – Ать, будем мы играть».)
Вторая станция «Айболит»
Воспитатель: Дети куда же мы попали? Кто здесь сидит у нас? А кто к нему пришел? (ответы детей) Воспитатель: Для чего нужен градусник, бинт, аптечка, различные таблетки и сиропы. Дети: Чтобы излечить зверей. Воспитатель: Мы с вами поиграем. Я буду читать начало строчки, а вы продолжайте.
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
- Добрый доктор ….(Айболит)
- Он под деревом ... (сидит)
- Приходи к нему лечится
И корова, и … (волчица)
И жучок, и … (червячок),
И медведица! Всех излечит, исцелит
Добрый …. (доктор Айболит).
Воспитатель: Зайчики посмотрите, что лежит у Айболита в кармане, это конверт.
Игра « Составить картинку»
Воспитатель: Какие вы молодцы, внимательные, умеете играть. Спасибо вам за интересную игру.
Чтение отрывка из сказки «Айболит»:
« И пришла к Айболиту лиса: «Ой, меня укусила оса!»
И пришел к Айболиту барбос: «Меня курица клюнула в нос!»
И прибежала зайчиха
И закричала: Ай, Ай! Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик попал под трамвай!
Он бежал по дорожке. И ему перерезало ножки.
И теперь он больной, и хромой Маленький заинька мой!»
Игра « Самый внимательный»
Воспитатель: Пока я буду читать строчки из сказок К. Чуковского, нужно посчитать, сколько сказок упоминалось.
- Что такое, почему? Ничего я не пойму! «Федорино Горе» | Таня, Ваня задрожали, Бармалея увидали! «Бармалей» | - Вот теперь тебя хвалю я, Вот теперь тебя люблю я «Мойдодыр» |
Музыканты прибежали, В барабаны застучали «Муха – цокотуха» | А лихие обезьяны подхватили чемоданы… «Тараканище» | Вдруг откуда-то шакал На кобыле прискакал «Доктор Айболит» |
И такая дребедень
Целый день
«Телефон» ( всего 7)
Физкультминутка
Бежали мимо речки смешные человечки.
Прыгали, скакали,
Солнышко встречали.
Прыгнули на мостик
И забили гвоздик
Потом – бултых в речку.
А где же человечки?
(Зайчики садятся в трамвайчики и едут дальше.)
Третья станция «Телефон»
Воспитатель показывает иллюстрации из произведения К. И. Чуковского «Телефон».
Дети садятся за столом полукругом. Звонит телефон.
Воспитатель: У меня зазвонил телефон? Кто говорит?
Дети: Слон.
Воспитатель: откуда?
Дети: от верблюда.
Воспитатель: что вам надо?
Дети: шоколада.
Воспитатель: А вы откуда всё это знаете? Дети: из книги К. И. Чуковского «Телефон».
Чтение отрывка сказки «Телефон» « А потом позвонил Крокодил
И со слезами просил:
- Мой милый хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
- Пастой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
-Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждем, не дождемся,
Когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!»
Игра «Составить Петрушку»
Воспитатель: Дети нам снова нужно выполнить задание, и что же здесь приготовили нам? Составить Петрушку из геометрических фигур, Петрушка состоит из следующих геометрических фигур:
Один треугольник – шляпа;
Один полукруг – лицо;
Один прямоугольник – туловище;
Два маленьких прямоугольника – руки;
Два узких – прямоугольника – ноги.
Перед тем как ребёнок начнет работать, уточните, из каких фигур состоит Петрушка.
Воспитатель: Путешествие наше продолжается. Сядем в трамвайчик, и поедем на следующую станцию. (Проговариваем чистоговорку «Ать – ать будем, будем мы играть»). Почему, здесь все валяется и убежала вся посуда? Какая это сказка? Правильно, это сказка «Федорино горе». Давайте вспомним сказку о Федоре, прочитаем отрывок из этой сказки .
«Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалась коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, посмотрите, здесь спрятано письмо, в котором есть задание. Игра называется «Найди лишний предмет», работаем, индивидуально по карточкам.
(карточки разложены, на столе)
(Раздается стук в дверь)
Воспитатель: Кто это? Ребята, вы узнали эту старушку? (появляется Федора, здоровается с детьми).
Федора: Сюда ли я попала? Это детский сад? У меня для детей есть одна интересная игра, игра называется «Самый умный» на знание произведений К. Чуковского.
- В какой сказке звери самые трусливые? (Тараканище)
- Почему Айболит не мог полететь в Африку? (Он лечит зверей бесплатно, и у него не было денег на билет на самолет)
- Чем болели страусята в сказке «Доктор Айболит»? (и корь, и дифтерит у них, И оспа, и бронхит у них, и голова болит у них, И горлышко болит.)
- Кто победил злодея в сказке «Тараканище»? (Воробей)
- Чем крокодил тушил синее море? (Пирогами, и блинами, и сушеными грибами.)
Федора: Молодцы вы все! У меня здесь есть сюрпризы для вас, (Федора раздает детям подарочки). До свидания, ребята, но мне нужно идти.
Воспитатель: Очень много интересных сказок и стихотворений у Чуковского, мы с вами познакомимся с отрывком из сказки «Краденое солнце».
Солнце по небу гуляло и за тучи забежало,
Глянул заинька в окно, стало заиньке темно.
А Сороки – Белабоки поскакали по полям,
Закричали журавлям: «Горе! Горе! Крокодил Солнце в небе проглотил!»
Наступили темнота, не ходи за ворота: Кто на улицу попал - заблудился и пропал.
Воспитатель: Отрывок из произведения К. Чуковского «Муха Цокотуха»
- Муха, муха – Цокотуха, Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла, муха денежку нашла.
Пошла муха на базар и купила самовар:
«Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали, все стаканы выпевали,
А букашки - По три чашки
С молочком и крендельком:
Нынче Муха – Цокотуха Именинница!
Воспитатель: На этом наше путешествие по произведениям К. И. Чуковского закончилось. Вы познакомились со многими сказками Чуковского и даже выучили некоторые из них. Давайте закончим его словами благодарности этому замечательному детскому поэту. Чему нас научили сказки Чуковского?
Дети: Быть добрыми, аккуратными, вежливыми.
Воспитатель: Ребята вам было интересно сегодня, что вы нового узнали? Какими можете поделиться впечатлениями с нами. А сейчас, подойдите к столику и выберите личики. Кому понравилось наше путешествие, поднимите улыбающиеся личики, а кому не понравилось, личики серьёзные.
Список используемой литературы.
- Корней Чуковский. Избранное. – М., Астрель, - 2003г.
- Чуковский К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский. – М.: КДУ, 2005 г.
- Чуковский Корней Иванович / Энциклопедия «Вокруг света»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мероприятия Инсценировка сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха» во II младшей группе.
Конспект мероприятия инсценировка сказки К.И. Чуковского "Муха - Цокотуха" во 2 младшей группе, позволит Вам раскрыть внутренний мир ребенка, вызвать у него массу эмоций, котор...
Конспект занятия Тема «Сказка К.И. Чуковского Айболит»
Конспект занятия Раздел «в мире сказок»Тема «Сказка К.И. Чуковского Айболит»Объединение «Развивающие игры», 2 год обучения (для детей 5 — 6 лет)...
Конспект развлечения по сказкам К.И. Чуковского.
Развлечение для детей старшей группы по сказкам К.И. Чуковского....
Конспект занятия по сказке К.И. Чуковского "Муха-Цокотуха"
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии Тема: по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха» Общеразвивающие задачи:1....
конспект занятия "По сказкам К.И. Чуковского
Вспомнить с детьми название и содержание произведений К.И.Чуковского, с которыми они знакомились, побуждать в детях радость от встречи с любимыми героями, развивать воображение....
Конспект ОД по сказкам К.И. Чуковского «В гостях у дедушки Корнея»
Конспект ОД по сказкам К.И. Чуковского «В гостях у дедушки Корнея»...
Конспект развлечения по сказке К. И. Чуковского «Муха – Цокотуха»
Театрализованная деятельность...