Конспект НОД "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Светлана Владимировна Утеева

Образовательная деятельность проводилась в рамках тематической недели в ДОУ "Русская народная культура"-"День книги". Конспект предназначен для татроязычных детей изучающих русский язык как второй государственный  (старший возраст)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_knigi_chukovskiy_k_i.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Большекайбицкий детский сад «Миляшкай» Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Конспект НОД

«Путешествие по сказкам К.И. Чуковского»

В рамках тематической недели «Русской народной культуры» - День книги»

 (старшая и подготовительная группа)

Воспитатель  русского языка: С.В. Утеева

                                                              15.11.2021 г

Цель:  Выявить и обобщить знания по произведениям детского писателя К. И. Чуковского.

Задачи:

- систематизировать знания  о литературном творчестве К. И. Чуковского;

- упражнять  в  выразительном чтении стихотворений;

- развивать творческие способности;

- активизировать словарный запас детей.

-формировать умение  анализировать поступки героев сказки с позиции общих нравственных категорий;

- развивать умение  сопереживать героям.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Познавательное развитие:

- уточнить и расширить знания о писателе К. И. Чуковском;

- закрепить знания о произведениях К. И. Чуковского;

- формировать умение детей по чтению отрывка, узнавать само произведение.

Речевое развитие:

-активизировать словарный запас;

-упражнять в выразительном чтении стихотворений.

Социально-коммуникативное развитие:

- формировать умение  анализировать поступки героев сказки с позиции общих нравственных категорий;

 - развивать умение  сопереживать героям.

Художественно-эстетическое развитие:

- развивать творческие способности.

Предварительная работа: чтение сказок; разучивание стихов; рисование  иллюстраций к произведениям; оформление выставки в книжном уголке «Любимый  детский писатель».

Оборудование:   портрет К. И. Чуковского, книги для тематической выставки, атрибуты к драматизации, выставка детских рисунков произведениям, медали «Юные знатоки», трамвайчик, ушки зайчиков.                                                                                               Методы и приёмы: Практические: викторина «Угадайте героев сказки»; отгадывание загадок; дидактические /игры: «Составь картинку», «Составить Петрушку»; физкультминутка.                                                                                                            Словесные: речевая разминка «Мост дружбы»; рассказ воспитателя; использование художественного слова, беседа-диалог; проговаривание чистоговорок;  дидактические  игры: «Доскажи словечко », « Самый умный», «Самый  внимательный».                     Наглядные: показ иллюстраций;  книги со сказками  К. И. Чуковского; атрибуты драматизации, выставка детских рисунков по произведениям Чуковского.  

Ожидаемый результат: сформировать знания о литературном творчестве К.И. Чуковского;  развивать творческие способности;  чтение стихов наизусть; активизировать словарный запас детей;  пробудить в детях воображение и фантазию, привить вкус к слову и культуре речи; разбудить в ребенке любознательность;        

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада очень видеть вас. Какое  у вас настроение?  (ответы детей)  Улыбнемся друг другу, создадим хорошее настроение.  Предлагаю вам свою дружбу, давайте соорудим  «Мост дружбы».   Возьмемся за руки, поднимем их вверх.  Вот наш «Мост дружбы».   И с  теплой улыбкой начнем речевую разминку.        

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА:  «Мост дружбы»

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться: « Доброе утро!»

- Доброе утро! – солнце и птицам,

- Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера. 

 Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в добрую страну сказок и превращений. Путешествовать мы будем по замечательным сказкам Корнея Ивановича Чуковского.

 

Воспитатель: Может быть,  кто-то знает, кто это?  (показываю портрет). Посмотрите на портрет. Это был удивительный человек. Высокий рост, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов,  смеющиеся светлые глаза и удивительная легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича  Чуковского.  Стихи и сказки он писал для своей маленькой внучки Лялечки. Стихи и сказки К.И. Чуковского приносят всем нам радость.

Воспитатель:  Посмотрите, что я нашла за дверью (показывает сундучок), а в нем записка: «Кто узнает, из каких произведений Чуковского эти предметы, тот попадет в сказку».  

Предметы:  самовар   (из сказки «Муха – Цокотуха»),  бинт  (из сказки «Айболит»),  сито  (из сказки  «Федорино Горе»),   шар  (из сказки «Путаница»),  телефон  (из сказки « Телефон»),   автомобиль  (из сказки «Путаница»)

Викторина «Угадайте героя сказки».

•        Он лечил всех зверей.  (Айболит)

•        Она нашла денежку и купила самовар.  (Муха – Цокотуха)

•        Он проглотил солнце. (Крокодил)

•        Бабушка, которая не ухаживала за посудой.  (Федора)

•        Он просил шоколада для сыночка.  (Слон)

•        Рыжий и усатый, страшный великан.  (Таракан)

•        Кривоногий и хромо умывальник.    (Мойдодыр)

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами  отправимся в путешествие.  Вспомните сказку «Тараканище».   Чтение  отрывка из  сказки «Тараканище».  

«Ехали медведи.  На велосипеде..  А за ними кот Задом на перед.  А за ним комарики  На воздушном шарике. А за ними раки на хромой собаке.  Волки на кобыле львы в автомобиле. Зайчики в трамвайчике.  Жаба на метле…. Едут и смеются, пряники жуют. Вдруг из подворотни  Страшный великан,  Рыжий и усатый таракан!  Таракан, Таракан, Тараканище!  Он рычит и кричит,  И усами шевелит: «Погодите, не спешите, Я вас мигом проглочу!  Проглочу, проглочу, не помилую».   Звери задрожали,  В обморок упали.   Волки от испуга  скушали друг друга.  Бедный крокодил  Жабу проглотил.   А слониха, вся дрожа, Так и села на ежа».

- На чем ехали герои сказки?   А мы свами превратимся в зайчиков и поедим на трамвайчике,  путешествовать по сказкам Корнея Ивановича.

Первая станция «Мойдодыр»

Воспитатель:  Дети, куда же мы попали.  Кто здесь живет? (ответы детей) Воспитатель показывает иллюстрации и книжки из произведения К. И. Чуковского  «Мойдодыр», атрибуты.                                                                                                 Воспитатель:  Почему убежало от мальчика одеяло, простыня и пирожки?          (ответы детей)                                                                                                                        Воспитатель:  Читает  отрывок  из сказки   «Мойдодыр»                                                        «Тут Великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр,                                                Умывальникам начальник                                                                                                                     И мочалок Командир, Подбежал ко мне, танцуя,                                                                И, целуя, говорил:

- Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я!

Наконец-то  ты, грязнуля,  Мойдодыру  угодил!»

Надо, надо умываться по утрам и вечерам,

А не чистым  трубочистам –

Стыд и срам! Стыд и срам!»

Воспитатель:   Прежде чем выехать из этой станции, нужно выполнить задание.  Конверт с загадками

Загадки:

1. Гладкое душистое, моет чисто. Нужно, чтоб у каждого было. Что это, ребята?                                (мыло)

2. Пластмассовая спинка, жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит, нам усердно служит.                     ( зубная щетка)

3. На стене висит, болтается, всяк за него хватается.            ( полотенце)

4. Хожу,  брожу не по лесам, а по усам и по волосам.

И зубы у меня длинней. Чем у волков и медведей.                ( расческа)

Воспитатель:  Но нам нужно продолжать путешествие. Зайчики, садимся в трамвайчики, и едем  путешествовать по сказкам дальше. Помахали этой станции, скажите до свидания. (Проговариваем  чистоговорку « Ту- ту я люблю игру.         Ать – Ать, будем  мы играть».)

 Вторая станция «Айболит»

Воспитатель:  Дети куда же мы попали?  Кто здесь сидит у нас? А кто к нему пришел? (ответы детей)                                                                                                    Воспитатель:   Для чего нужен градусник,  бинт, аптечка, различные таблетки и сиропы.                                                                                                                                        Дети:  Чтобы  излечить зверей.                                                                                        Воспитатель:  Мы с вами поиграем.  Я буду читать начало строчки, а вы продолжайте.

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

- Добрый доктор ….(Айболит)

- Он под деревом ... (сидит)

- Приходи к нему лечится

И корова, и … (волчица)

И жучок, и … (червячок),

И медведица! Всех излечит,  исцелит

Добрый ….  (доктор Айболит).  

 

Воспитатель:  Зайчики посмотрите, что лежит у Айболита в кармане, это конверт.  

Игра « Составить картинку»

Воспитатель:  Какие вы молодцы, внимательные, умеете играть. Спасибо вам за интересную игру.

Чтение отрывка  из сказки «Айболит»:

« И пришла к Айболиту лиса: «Ой, меня укусила оса!»

И пришел к Айболиту барбос:  «Меня курица клюнула в нос!»

 И прибежала зайчиха

И закричала: Ай, Ай! Мой зайчик попал под трамвай!

 Мой зайчик, мой мальчик попал под трамвай!

Он бежал по дорожке.  И ему перерезало ножки.

И теперь он больной,  и хромой  Маленький  заинька мой!»    

Игра «  Самый внимательный»

Воспитатель:    Пока я буду читать строчки из сказок К. Чуковского, нужно посчитать, сколько сказок упоминалось.

- Что такое,  почему?

Ничего я не пойму!

«Федорино Горе»

Таня, Ваня задрожали,

Бармалея увидали!

«Бармалей»

- Вот теперь тебя хвалю я,

Вот  теперь тебя люблю я

«Мойдодыр»

Музыканты прибежали,

 В барабаны застучали

«Муха – цокотуха»

А лихие обезьяны

подхватили чемоданы…

«Тараканище»

Вдруг  откуда-то шакал

На кобыле прискакал

«Доктор Айболит»

И такая дребедень

Целый день      

«Телефон»  ( всего 7)

Физкультминутка

Бежали мимо речки смешные человечки.    

Прыгали, скакали,

Солнышко встречали.

Прыгнули на мостик

И забили гвоздик

Потом – бултых в речку.

А где же человечки?    

(Зайчики садятся в трамвайчики и едут дальше.)

Третья станция  «Телефон»

 Воспитатель показывает иллюстрации из произведения К. И. Чуковского  «Телефон».

Дети садятся за столом полукругом.   Звонит телефон.

Воспитатель:  У меня зазвонил телефон? Кто говорит?

Дети: Слон.

Воспитатель:  откуда?

Дети: от верблюда.

Воспитатель: что вам надо?

Дети: шоколада.

Воспитатель: А вы откуда всё это знаете?                                                                             Дети: из книги К. И. Чуковского  «Телефон».

Чтение отрывка  сказки «Телефон»                                                                                                         « А потом позвонил Крокодил

И со слезами просил:

- Мой милый хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше.

- Пастой, не тебе ли  

На прошлой неделе

Я выслал две пары  

Отличных калош?

-Ах, те, что ты выслал

На прошлой неделе,

Мы давно уже съели

И ждем, не дождемся,

Когда же ты снова пришлёшь

К нашему  ужину

 Дюжину

Новых и сладких калош!»  

 

 Игра «Составить Петрушку»

Воспитатель:  Дети нам снова нужно выполнить задание, и что же здесь приготовили нам?   Составить Петрушку из геометрических фигур, Петрушка состоит из следующих геометрических фигур:

Один треугольник – шляпа;

Один полукруг – лицо;

Один прямоугольник – туловище;

Два маленьких прямоугольника – руки;

Два узких – прямоугольника – ноги.

Перед тем как ребёнок начнет работать, уточните, из каких фигур состоит Петрушка.

Воспитатель:  Путешествие наше продолжается.   Сядем  в трамвайчик, и поедем на следующую станцию.   (Проговариваем чистоговорку  «Ать – ать будем, будем мы играть»).  Почему, здесь все валяется и убежала вся посуда? Какая это сказка? Правильно, это сказка «Федорино горе». Давайте вспомним сказку о Федоре, прочитаем  отрывок из этой сказки .

«Скачет сито по полям,

 А корыто по лугам.

За лопатою метла

 Вдоль по улице пошла.

Топоры-то,  топоры

 Так и сыплются с горы.

Испугалась коза,

Растопырила глаза:

«Что такое?  Почему?

Ничего я не пойму».    

Воспитатель:  Какие вы молодцы, ребята,  посмотрите, здесь спрятано письмо, в котором есть задание. Игра называется «Найди лишний предмет», работаем,  индивидуально по карточкам.

(карточки разложены,  на столе)

 

(Раздается стук в дверь)

Воспитатель:   Кто это? Ребята,  вы узнали эту старушку?     (появляется Федора,  здоровается с детьми).

Федора:  Сюда ли я попала? Это детский сад? У меня для детей есть одна интересная игра, игра называется  «Самый умный» на знание произведений К. Чуковского.

  • В какой сказке звери самые трусливые?                      (Тараканище)
  • Почему Айболит не мог полететь в Африку?    (Он лечит зверей бесплатно, и у него не было денег на билет на самолет)
  • Чем болели страусята в сказке «Доктор Айболит»?         (и корь, и дифтерит у них, И оспа, и бронхит у них, и голова болит у них, И горлышко болит.)
  • Кто победил злодея в сказке «Тараканище»?      (Воробей)
  • Чем крокодил тушил синее море? (Пирогами, и блинами, и сушеными грибами.)

 Федора:  Молодцы вы все!  У меня здесь есть сюрпризы для вас, (Федора раздает детям подарочки).  До свидания, ребята, но мне нужно идти.

Воспитатель:   Очень много интересных сказок и стихотворений у Чуковского, мы с вами познакомимся с отрывком из сказки «Краденое солнце».

Солнце по небу гуляло  и за тучи забежало,  

 Глянул заинька в окно, стало заиньке темно.

А Сороки – Белабоки   поскакали по полям,

Закричали журавлям:  «Горе! Горе! Крокодил Солнце в небе проглотил!»  

Наступили темнота, не ходи за ворота:  Кто на улицу попал -   заблудился  и пропал.    

Воспитатель:  Отрывок из произведения К. Чуковского «Муха Цокотуха»

- Муха, муха – Цокотуха, Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла, муха денежку нашла.

Пошла муха на базар   и  купила самовар:

«Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали, все стаканы выпевали,

А букашки -  По три чашки

С молочком и крендельком:

Нынче Муха – Цокотуха Именинница!  

Воспитатель:  На этом наше путешествие по произведениям К. И. Чуковского закончилось. Вы познакомились со многими сказками Чуковского и даже выучили некоторые из них. Давайте закончим его словами благодарности этому замечательному детскому поэту. Чему нас научили  сказки Чуковского?

Дети:  Быть добрыми, аккуратными, вежливыми.

Воспитатель:   Ребята вам было интересно сегодня, что вы нового узнали? Какими можете поделиться  впечатлениями с нами.  А сейчас, подойдите к столику и выберите личики. Кому понравилось наше путешествие, поднимите улыбающиеся личики, а кому не понравилось, личики серьёзные.

 Список используемой литературы.

  1. Корней Чуковский. Избранное. – М., Астрель, - 2003г.
  2. Чуковский К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский. – М.: КДУ, 2005 г.
  3. Чуковский Корней Иванович / Энциклопедия «Вокруг света»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия Инсценировка сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха» во II младшей группе.

Конспект  мероприятия инсценировка сказки К.И. Чуковского "Муха -  Цокотуха" во  2 младшей группе, позволит Вам раскрыть внутренний мир ребенка, вызвать у него массу эмоций,  котор...

Конспект занятия Тема «Сказка К.И. Чуковского Айболит»

Конспект занятия Раздел «в мире сказок»Тема «Сказка К.И. Чуковского Айболит»Объединение «Развивающие игры», 2 год обучения (для детей 5 — 6 лет)...

Конспект развлечения по сказкам К.И. Чуковского.

Развлечение для детей старшей группы по сказкам К.И. Чуковского....

Конспект занятия по сказке К.И. Чуковского "Муха-Цокотуха"

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии  Тема: по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха» Общеразвивающие задачи:1....

конспект занятия "По сказкам К.И. Чуковского

Вспомнить с детьми название и содержание произведений К.И.Чуковского, с которыми они знакомились, побуждать в детях радость от встречи с любимыми героями, развивать воображение....

Конспект ОД по сказкам К.И. Чуковского «В гостях у дедушки Корнея»

Конспект ОД  по сказкам К.И. Чуковского «В гостях у дедушки Корнея»...