Самообразование по теме:«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений устного народного творчества»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Данный материал содержит план по самообразованию по теме:«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений устного народного творчества»
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samaoobr_-_kopiya.docx | 44.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование по теме:«Развитие речи и речевого общения детей
посредством произведений устного народного творчества»
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Актуальность выбранной темы
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет. В исследованиях, опубликованных в специальной литературе, с тревогой сообщается о замедленном темпе физического и интеллектуального развития.
Согласно данным учителей-логопедов школ и детских садов 58 % детей дошкольного возраста и 56 % первоклассников имеют отклонения в речевом развитии. Речевые нарушения, как известно, приводят в дальнейшем к школьной неуспеваемости, т.к. недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в новых школьных условиях, требующих их максимальной мобилизации.
Проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов. Нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций. Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов. Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Также надо отметить, что развернутая связная речь теряет свою значимость, т.к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы поп-звезд, героев боевиков, телевизионной рекламы, мультфильмов и разнообразных реалити - шоу.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей с нарушением речи – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Мы остановились на одном из направлений в данной работе – это развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества, так как именно через него ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.
Многозначность народного искусства для развития личности раскрыл К. Д. Ушинский: «Не условным звуком только учится ребенок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие к языку педагога, который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегченному методу». В защиту детского фольклора выступали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другие наши писатели.
Приобщая детей к устному народному творчеству, решаются многие задачи речевого развития, т.к. фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком.
Работая со старшими дошкольниками над совершенствованием их речи, мы придаем особое значение использованию малых форм фольклора, которые, несмотря на небольшой объем, несут в себе важное для детей содержание. Мы используем следующие виды устного народного творчества: потешки, приговорки, загадки, сказки, пословицы.
Загадки существовали во все времена, в том или ином виде, в различных профессиях и ритуалах. Загадка являлась «тайным языком», уберегающим гот злых сил. С ее помощью испытывали мудрость находчивость человека. Загадки являлись уроками народной мудрости, представлений, позволяющими детям в развлекательной форме усвоить знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности. И в настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство обучения и воспитания детей.
Загадка – это ожидание сюрприза, это удовольствие, которое ребенок получает от поиска отгадки и ожидания награды. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные положительными эмоциями, не становятся полезными – это «мертвый» груз. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают словарь, помогают увидеть вторичное значение слов (например «идти» может не только человек, но и часы). Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова.
Фольклорная потешка, прибаутка – небольшое стихотворение. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице. Они лишены описательности и нравоучения. Слово в них передает звук, движение, цвет, объем.
Потешки и прибаутки очень подходят для речевой работы, поскольку часто состоят из простых по звуко-слоговому составу слов, которые заменяют собой более сложные слова с номинативным значением. Чаще всего простые слова, употребляемые в потешках, являются словоформой с уменьшительно-ласкательным значением слова. Это обстоятельство имеет большое значение для произношения данных слов, а также для их усвоения и употребления детьми в своей речи.
Пословицы - малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц, широко использовали их в работе с детьми. Чаще всего применяли пословицы в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками. Высоко ценили значение пословиц выдающиеся представители русской педагогики – Л.Н. Толстой, Н.Ф. Бунаков, Д.И. Тихомиров. Н.А. Корф и другие. Они показали лучшие образцы широкого использования пословиц в педагогических целях, воспитательной работе. В пословицах отражается «мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления». А.М. Леушина совершенно справедливо считает пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи и логической мысли. «Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».
Использование пословиц активизирует речь, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль». Опыт применения пословиц себя оправдывает; несмотря на краткость, этот жанр фольклора пробуждает у детей интерес к окружающему, заставляет думать, осмысливать обстановку, и поэтому имеет большое познавательное значение
Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.
Из всех жанров устного народного творчества наибольшим потенциалом для развития речи и формирования коммуникативных навыков обладает сказка, представляющая особую ценность тем, что сконцентрировала в себе всю совокупность выразительных средств русского языка. Такие черты русской сказки, как увлекательность, образность, эмоциональность, динамизм, поучительность, близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать и воспринимать окружающий мир, соответствуют образной структуре их сознания.
Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконность русской речи, проникается ее поэзией. Рассказывая хорошо известные сказки, дети значительно обогащают свои навыки монологической речи, что необходимо для сочинения собственных сказочных историй. Многие сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, усвоения антонимов и синонимов, создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство сказок – готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения
Возраст от 5 до 6лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении родного языка;связной, образной речи.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Цель работы: создание специальных условий для развития речи старших дошкольников путем использования элементов устного народного творчества.
Достижение цели осуществляется посредством решения следующих задач:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования; Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования.
- раскрыть значение устного народного творчества в развитии речи детей старшего возраста ;
- провести диагностику развития речи дошкольников на основе элементов народного фольклора;
- оценить эффективность использования русского фольклора в развитии речи дошкольников.
Характеристика методов и средств реализации плана по самообразованию:
- Непосредственная образовательная деятельность, включающая, различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др. — на основе единого содержания.
- Беседы. Нам представляется важным использовать беседы в качестве не только словесного метода на занятии, но и самостоятельной формы работы с детьми.
- Видеопросмотры, которые могут использоваться в НОД, и в свободное время.
- Фольклорные концерты и театрализованные представления.
- Дид. игры.
- Народные п/и
- Проектная деятельность
-2015/2016 учебный год –проект «Что за чудные загадки»
-2016/2017 учебный год –проект «Что за прелесть эти сказки»
План работы по самообразованию на 2015-1016 уч. год.
№п\п | Формы работы | Сроки |
Самообразование | ||
1. | Работа с документацией. -Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов. -Выбор темы. -Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме. | Август-сентябрь |
2. | -Мониторинг детей образовательная обл.« Коммуникации»Планирование работы с детьми на новый учебный год. Приложение | сентябрь |
3. | -Пополнение предметно-развивающей среды в группе : создание уголка «Русский фольклор», приобрести книги с русскими народными сказками, пословицами, поговорками, загадками, скороговорками, чистоговорками. Приобрести в группу раскраски по пословицам. -Создание картотеки мнемодорожек по пословицам. | Ноябрь |
4. | -Подготовка мультимедийных презентаций для педагогов и детей«Пословица недаром молвится», «Емелины загадки», «Загадки – обманки», «Пословицы и поговорки для детей» | декабрь |
5. | Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах. Создание картотеки по фонематическим потешкам | январь |
6. | Разработка учебно-методического материала «Ознакомление старших дошкольников с пословицами и поговорками» Приложение | февраль |
7 | Создание картотеки загадок по лексическим темам. Приложение | апрель |
8 | - Создание картотеки скороговоркам | март |
9 | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете | май |
С детьми | ||
1. | Обсуждение и выбор темы проекта. Проект «Что за чудные загадки!» Приложение | сентябрь |
2. | НОД№1 «Ознакомление с малыми фольклорными формами.» Приложение | сентябрь |
3. | Работа по теме цикла проекта: «Знакомство с загадкой. История ее происхождения».см проект. НОД№2 «Малые фольклорные формы.» Приложение | Октябрь-ноябрь |
3. | Разучивание потешек, загадок,песенок, пословиц и поговорок по лексическим темам. | в течении года |
4. | Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т.д.». | в течении года |
5. | -Работа по теме цикла проекта: «Знакомство с образными средствами в загадках».см проект. -НОД «Составление рассказа на тему скороговорки» Приложение | Декабрь-январь |
6. | Работа по теме цикла проекта: Обучение составлению загадок.см проект. Дид.игры по развитию речи «Придумай загадку», «Составь загадку-отрицание». | Февраль- март |
7. | Просмотр мультимедийных презентаций | В течении года. |
8. | НОД «Счастливая зыбка» Приложение | февраль |
9. | НОД «Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам.» Приложение | Март |
10 | Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка». Приложение | апрель |
Родители | ||
1. | -Родительское собрание, Выступление на род ительском собрании показ презентации «Бабушкины сказки»(Устное народное творчество в развитии речи детей) Приложение -Анкетирование родителей. Приложение -Консультация «Устное народное творчество в развитии речи детей» Приложение | Сентябрь |
2. | -Поиск информации о происхождении загадки. -Консультация: Роль загадок в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Приложение | октябрь |
3. | Совместное с родителями изготовление альбома по пословицам и поговоркам. | ноябрь |
-Творческие задания (выполнение рисунков, поделок и т.п.) Подборка детских книг загадок. Альбом бабушки-загадушки. «Сказочные загадки» Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» Совместное творчество детей и родителей. | Декабрь-январь | |
Консультация «Пойтедетям перед сном» Приложение | февраль | |
Предложить памятку «Что и как читать детям» Приложение | март | |
Педагогами | ||
1. | Консультация для воспитателей «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.» | октябрь |
2. | Представление картотеки мнемодорожек по пословицам. | ноябрь |
3. | Консультация: «Формирование образов при речевом общении в процессе ознакомления с жанрами устного народного творчества у детей старшего дошкольного возраста Приложение | декабрь |
4. | Представление картотеки по фонематическим потешкам | январь |
5 | Консультация: «Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Приложение - Представление картотеки скороговоркам. | март |
6. | Показ мультимедийных презентации «Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей» | Апрель-май |
План работы по самообразованию на 2016-1017 уч. год.
№п\п | Формы работы | Сроки |
Самообразование | ||
1. | Работа с документацией. -Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов. -Выбор темы. -Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме. | Август-сентябрь |
2. | -Мониторинг детей образовательная обл.« Коммуникации». Планирование работы с детьми на новый учебный год. | сентябрь |
3. | -Пополнение предметно-развивающей среды в группе : Дидактические игры: « Расскажи мне сказку», «Я скажу , а ты продолжи» «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» Сюжетные, опорные картинки по сказкам. , приобрести книги с русскими народными сказками, Приобрести в группу раскраски по сказкам. | Ноябрь |
4. | - Подготовка мультимедийных презентаций для педагогов и детей | НОЯБРЬ |
-Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах. | декабрь | |
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете | май | |
С детьми | ||
1. | Обсуждение и выбор темы проекта. Проект «Что за прелесть эти сказки!» | сентябрь |
2. | НОД «Ознакомление с малыми фольклорными формами.» | сентябрь |
3. | Работа по теме цикла проекта: «Знакомство с загадкой. История ее происхождения».см проект. | Октябрь-ноябрь |
3. | Чтение русских народных сказок по лексическим темам. | в течении года |
4. | Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т.д.». | в течении года |
5. | Работа по теме цикла проекта: «Знакомство с образными средствами в загадках».см проект. | Декабрь-январь |
6. | Работа по теме цикла проекта: Обучение составлению загадок.см проект. Дид.игры по развитию речи «Придумай загадку», «Составь загадку-отрицание». | Февраль- март |
7. | НОД «Счастливая зыбка» | февраль |
8. | НОД «Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам.» | Март |
9. | Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка». | апрель |
Родители | ||
1. | -Родительское собрание, Выступление на родительском собрании показ презентации «Бабушкины сказки»(Устное народное творчество в развитии речи детей) -Анкетирование родителей. Приложение №1 -Консультация «Устное народное творчество в развитии речи детей» Приложение №2 | Сентябрь |
2. | -Поиск информации о происхождении загадки. -Консультация: Роль загадок в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Приложение №3 | октябрь |
3. | Совместное с родителями изготовление альбома по пословицам и поговоркам. | ноябрь |
-Творческие задания (выполнение рисунков, поделок и т.п.) Подборка детских книг загадок. Альбом бабушки-загадушки. «Сказочные загадки» Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» Совместное творчество детей и родителей. | Декабрь-январь | |
Консультация «Пойте детям перед сном» | февраль | |
Предложить памятку «Что и как читать детям» | март | |
Педагогами | ||
1. | Консультация для воспитателей «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.» | октябрь |
2. | Создание картотеки мнемодорожек по пословицам. | ноябрь |
3. | Создание картотеки скороговоркам. | |
4. | Создание картотеки по загадкам по лексическим темам. | декабрь |
5. | Создание картотеки по фонематическимпотешкам | январь |
6. | Консультация: «Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» | март |
Анкета для родителей и педагогов.
1. Какие произведения устного народного творчества Вы знаете? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
2. Какие используете с детьми? С какой целью? ________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3. Загадываете ли детям загадки? Как часто? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
4. Какие потешки Вы знаете? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
5. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие? ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
6. Как Вы считаете, какое значение имеют произведения устного народного творчества в жизни ребенка? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо.
В процессе работы были замечены такие изменения:
- у детей повысился интерес к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок;
- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют их смысл.
Исходя из анализа проведённой работы можно сделать вывод, что проделанная нами работа благоприятно воздействует на развитие речи детей, средствами малых форм фольклора и при правильно созданных педагогических условиях.
Мониторинг (диагностика)
1. Диагностика уровня речевого развития детей.
2. Наблюдение:
-обогащение словарного запаса;
-использование фольклора в речи;
-приобщение к народным традициям.
Основные параметры мониторинга (диагностики) речевого развития детей :
1. Умеет отвечать на вопрос полным распространённым предложением (из 3 и более слов) .
2. Умеет подбирать синонимы и антонимы в пословицах и поговорках, в речевой ситуации.
3. Пересказывает сказку.
4. Умеет замечать неточности в небылицах.
5. Умеет отгадывать загадки и доказывать отгадку.
6. Умеет объяснять значение слова по функциям предмета (например, объяснить значение пословицы)
7. Называет жанры фольклора (3 и более)
Критерии оценки вопросов :
Высокий уровень - ребёнок составляет предложение из 3 и более слов; правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации; замечает неточности в небылице; может пересказать основной сюжет сказки; правильно поясняет значение слов; умеет доказать отгадку. Кроме того, много знает пословиц, поговорок, считалок и т. д.
Средний уровень – ребёнок составляет предложение из 2 слов; подбирает синонимы и антонимы, но не в требуемой грамматической форме; в речевой ситуации называет по одному слову; даёт свои варианты, исправляя неточности в небылице; вместо значения слов даёт описание предмета, либо даёт не точное объяснение; отгадывает загадку, а объяснить не может; составляет пересказ, используя отдельные слова; называет по одному - два примера на каждый предложенный жанр.
Низкий уровень – ребёнок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово; не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы использует частице «не»; в речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу «не»; не замечает неточность в небылице; загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку; составляет рассказ пересказа без учёта задания; практически не знает пословиц, загадок, считалок, поговорок и т. д.
Результаты работы:
Развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Именно поэтому мною был создан проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...
Консультации для воспитателей «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»
для воспитателей...
Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие дошкольников (консультация для воспитателей)
Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей мла...
Произведения устного народного творчества в педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста
Устное народное творчество — это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а передаваемого из уст в уста, из поколения в поколение. Устное народное творчество - неоценимое богатств...
Самообразование по теме:«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений устного народного творчества»
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится в...
Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"
Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества (сказки, былины), в том числе малые фольклорные формы (загадки, п...
План самообразования «Речевое развитие детей раннего возраста посредством произведений устного народного творчества».
План самообразования«Речевое развитие детей раннего возраста посредством произведений устного народного творчества». (2-этап работы: 2 –я группа раннего возраста(от1,6 до 3 лет)...