Доклад на тему: "Развитие речи и речевого общения у детей раннего возраста"
материал по развитию речи на тему
доклад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на тему: "Развитие речи и речевого общения у детей раннего возраста" | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад воспитателя Лукашенко Т.А. на тему: «Развитие речи и речевого общения у детей раннего возраста» В системе дошкольного образования обучение родному языку, развитие речи занимают ведущее место. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания. | |
Анализируя педагогическую литературу я сделала вывод, что для развития речи необходимо учесть следующие условия. Их вы видите на экране «Ощущения и восприятия – первая ступень познания мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений… Сенсорное, и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий» (Тихеева И.И. Развитие речи детей.) При установлении общения ребенка со взрослыми необходимо выполнение двух обязательных условий:
| |
основные задачи развития речи на протяжении всего дошкольного возраста вам представлены на экране. А задачи по развитию речи в раннем возрасте по программе «от Рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы вы можете более подробно изучить в представленном вам буклете. | |
Всем известно, что развитие речи неразрывно связано с художественными произведениями. Припевки, потешки, песенки – первые художественные произведения, которые слышат дети с самого раннего возраст. Взрослые используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, укладывание спать, требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроения. Термин «фольклор» впервые был введен английским ученым Уильямом Томсом (англ. WilliamThoms) в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и т. д.), так и материальной (жилье, утварь, одежда) культуры народа. Русский фольклор — собирательное название произведений русского устного народного творчества (фольклора). Русский фольклор передавался из поколения в поколение в виде песен или сказаний, авторство которых не сохранилось. Устное народное творчество-это все то, что люди передавали из уст в уста, от одного человека к другому, от поколения к поколению на протяжении веков. Устное – нет письменных источников (тогда не было печатных книг), поэтому существуют варианты разных произведений. | |
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи». Пополнение и изменение предметно-развивающей среды группы сразу привлекло внимание детей. Они с радостью шли в «книжный дом» рассматривали иллюстрации, пересказывали содержание знакомых потешек, сказок. | |
Режимные моменты также часто спровождалисьпотешками. напрмер Предлагаю вам посмотреть Видио с умыванием | |
Вся работа с произведениями включает несколько этапов. 1 этап – Предварительная работа - знакомство с персонажем, героем, животным предполагаемой потешки, сказки На этом этапе необходимо как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. 2 этап – Знакомство с художественным произведением Здесь большое внимание уделяется выразительности речи воспитателя. Что позволяет понять ребенком смысл произведения, поступки героев, овладеть интонационной выразительностью. | |
3 этап - Повторение потешек, сказок,..- повторения необходимы не только на одном и том же занятии; необходимо повторять и сами занятия в целом через определенное время. Это помогает закрепить и расширить знания детей
Использование этих приемов помогает детям почувствовать большую уверенность в своих силах, проявлять речевую активность. | |
ЯИспользую малые формы фольклора не только в повседневной деятельности и на занятиях по развитию речи, но и вдругих продуктивных видах деятельности. На занятии лепка – лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки».На рисовании рисуем «колобок». Для того, чтобы вызвать положительный настрой к занятию используем загадку, обыгрываем песенкой. Таким образом, использование на занятиях малых форм фольклора, делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала. | |
Я работаю в детском саду совсем недавно. Моим наставником стал педагог с большим стажем. Предлагаю вам посмотреть отрывки открытого занятия Чикуновой Галины Владимировны | |
Благодаря этой систематичной, планомерной работе мои дети в прошлом учебном году научились понимать речь взрослого, выполняют словесную инструкцию. Многие вступают в диалог со взрослыми и детьми, обращаются с просьбой. На занятиях могут слушать знакомые произведения без показа иллюстраций, помогают воспитателю подговаривать сказки и потешки при пересказе. А также активно рассказывают об изображениях на картинках, игрушках, о событиях из своей жизни. А я собрала подборку потешек, которой с вами охотно поделюсь | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коммуникативно-речевое общение неговорящих детей раннего возраста»
В детском саду, в котором я работаю, сложный контингент воспитанников. Это дети раннего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами, с тяжелыми нарушениями речи, с синдромом Дауна. Речь ...
Статья на тему «Речь и речевое общение с детьми раннего возраста»
Главным событием в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью. Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает новые, необыкновенно важные перспекти...
Коммуникативно-речевое общение неговорящих детей раннего возраста
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кудесница» компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга Ком...
Доклад по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение речи, через театрализованную деятельность, сказку и логоритмику»
Доклад по теме самообразования, о создании и принципе работы по методической разработке....
Отчет к педсовету «Стимуляция речевого общения у детей раннего возраста при рассматривании картин и иллюстраций»
Воспитатели могут воспользоваться этим материалом для изучения по плану самообразования...
Консультация «Формирование понимания речи, стимуляция речевой активности у детей раннего возраста».
Речевая среда с самого рождения сильно влияет на формирование речи. Для ребенка важно чтобы близкие ему люди общались с ним не на ходу, а чтобы малыш видел лицо, мимику и жесты говорящего....