Мастер-класс для воспитателей на тему «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
учебно-методический материал по развитию речи

Марина Валерьевна Донецкая

Мастер-класс для воспитателей на тему

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Цель: дать представление о роле художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста; обогатить интеллектуально-познавательный опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя и удовлетворить свои интересы в литературном творчестве.

Задачи:

  1. Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность
  2. Показать методы и приемы работы со сказкой направленные на развитие речи дошкольников
  3. Совершенствовать умение педагогов работать в команде

 

Оборудование:  выставка детских книг и дидактического материала по ознакомлению дошкольников с художественной литературой,  видеопрезентация  «Приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой»,  иллюстрации и пазлы к сказкам «Репка», «Три медведя», «Цветик – семицветик», «Двенадцать месяцев», «По щучьем велению?»;  «Сивка- Бурка», «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» ; салфетки, кусочки  ваты, грецкие  орехи, нитки, фруктовые косточки и бусинки,  предметные картинки, иллюстрации к сказкам, микрофон, смайлики  (веселый  и грустный)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_literature.docx285.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИУ «ЯСЛИ – САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА №167 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Мастер-класс для воспитателей на тему

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Подготовили: Донецкая М.В.

Ремизова Е.В.

Горбань Л.А.

http://lesnoysadik.ru/attachments/Image/8.jpg?template=generic

г. Донецк 2019

Мастер-класс для воспитателей  на тему:

«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

Цель: дать представление о роле художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста; обогатить интеллектуально-познавательный опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя и удовлетворить свои интересы в литературном творчестве.

Задачи:

  1. Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность
  2. Показать методы и приемы работы со сказкой направленные на развитие речи дошкольников
  3. Совершенствовать умение педагогов работать в команде 

Оборудование:  выставка детских книг и дидактического материала по ознакомлению дошкольников с художественной литературой,  видеопрезентация  «Приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой»,  иллюстрации и пазлы к сказкам «Репка», «Три медведя», «Цветик – семицветик», «Двенадцать месяцев», «По щучьем велению?»;  «Сивка- Бурка», «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» ; салфетки, кусочки  ваты, грецкие  орехи, нитки, фруктовые косточки и бусинки,  предметные картинки, иллюстрации к сказкам, микрофон, смайлики  (веселый  и грустный)

План проведения мастер-класса

Время

Вид деятельности

Ответственный

1.

13.00-10.15

Регистрация участников мастер-класса.

«Сложи картинку» - деление участников на подгруппы с помощью разрезных картинок.

Заведующий

Ст. воспитатель

2.

13.15–13.20

Презентация выставки детских книг и дидактического материала по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

Ст. воспитатель

3.

13.20-13.30

Вступительное слово старшего воспитателя «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

Ст. воспитатель

4.

13.30-13.40

Просмотр видеопрезентации «Приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой»

Ст. воспитатель

5.                                                             Практическая часть

5.1.

13.40-13.45

Имитационная игра

Ст. воспитатель

5.2.

13.45-14.15

Игры:

  • «Узнай сказку по загадке»
  • «Сказочное ассорти»
  • «Назови героев сказок»
  • Словесно - дидактическая игра «Предметы из сказки»
  • Игра « Микрофон»
  • Словесно - дидактическая игра «Волшебные и сказочные слова»
  • Словесно- речевая игра «Расскажи сказку по-другому»
  • Словесно-дидактическая игра «Радио»
  • Словесно – дидактическая игра «Сказочные клубочки»
  • «Сказочные загадки».

Ст. воспитатель Ремизова Е.В., воспитатели:

Горбань Л.А.

Донецкая М.В.

Участники мастер-класса

5.3

14.15-14.20

Рефлексия: «Улыбка»

Все присутствующие

5.4

14.20-14.30

Обсуждение и подведение итогов. Обмен мнениями.

Все присутствующие

                                                                            

 «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой…»

В.А. Сухомлинский

  1. Организационный момент «Сложи картинку» - деление педагогов на подгруппы с помощью разрезных картинок.

Цель: распределение участников на команды. Старший воспитатель предлагает каждому участнику взять кусочек разрезной картинки (пазл) и занять место в соответствии с иллюстрацией к сказке.

  1. Презентация выставки детских книг и дидактического материала по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

         Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» предполагает воспитания интереса и любви к чтению, развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Работа по ознакомлению дошкольников с литературными  произведениями начинается с организации окружающего пространства. В каждой возрастной группе должен быть оформлен развивающий центр «Здравствуй книжка», «Дом книги», «Клуб любителей чтения» и т.д.

        Книги в центре подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей, так же в наличии альбомы с иллюстрациями к литературным произведениям, портреты писателей и поэтов, дидактические игры, атрибуты для драматизации, виды театров (настольный, пальчиковый, кукольный).

           У нас на выставке представлены книги и дидактические материалы для  старшего дошкольного возраста.

          Привить детям любовь к чтению невозможно, не научив ребенка любить книгу, и бережно относится к ней.

      3. Вступительное слово старшего воспитателя  «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная (общения). В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком, и наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. Развитие связной речи включает развитие двух её форм: диалогической и монологической речи. Основной формой общения детей дошкольного возраста является диалогическая речь. Формирование диалогической речи ребенка направлено на развитие навыков и умений вести диалог, слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

Важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей является художественная литература. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Воздействие художественной литературы на ребенка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития.

Литературные произведения для детей расширяют кругозор ребенка, знакомят его с окружающей действительностью, раскрывают перед ним мир человеческих чувств.

В процессе слушания литературных произведений у детей дошкольного возраста наблюдается особый интерес к их звучанию. Пo утверждению К. И. Чуковского, маленьких детей тянет к ритмическому звучанию стихов, сказок, бодрому скандированию считалок и закличек. Постигая образный язык произведений, созданных «как народом, так и литературой», ребенок одновременно овладевает образностью и красотой родной речи.

Восприятие произведений литературного искусства сопровождается речевой деятельностью, которая имеет ярко очерченную художественную направленность. Для ее определения педагогами, исследователями детской речи Л. Я. Панкратовой и А. Е. Шибицкой был предложен термин художественно-речевая деятельность.

В качестве основных компонентов художественно-речевой деятельности выделяют: восприятие художественного произведения, его элементарный анализ, воспроизведение (репродукция) и элементарное словесное творчество, которое связано с придумыванием сказок, рассказов, загадок, рифмованных строк и др.

Общей задачей художественно-речевой деятельности в учреждении дошкольного образования является возможность через литературное произведение открыть ребенку мир словесного искусства, воспитать у него интерес и любовь к книге.

Приобщение детей к художественной литературе развивает у них умение слушать и понимать произведение, эмоционально откликаться на отражаемые автором события, содействовать и сопереживать героям, сочувствовать им.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. У детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

        Роль художественной литературы  имеет огромное значение в совершенствовании воспитательно-образовательного процесса. При помощи художественной литературы, художественного слова возможно:

  • развитие этических представлений и социальной адаптации детей в социуме;
  • выявление сферы предпочтительных интересов и творческого потенциала детей, оценки их эмоциональных состояний;
  • развитие творческих способностей, совершенствование познавательных интересов и речи детей;
  • формирование знаний об искусстве человеческих отношений, адекватного поведения в различных речевых ситуациях, усвоение формул речевого этикета;
  • становление и развитие личности ребенка как субъекта общественных межличностных отношений;
  • обновление содержания работы по формированию игровой деятельности в плане развития у детей навыков культурного общения и самостоятельности;
  • развитие предметно-развивающего пространства;

  Все мы знаем, что маленьких детей очень привлекают книги разного жанра. Именно они помогают ребёнку пройти длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия и усвоения моральных норм и правил. Именно из произведений художественной литературы ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности: о жизни и поведении взрослых и сверстниках; о животных и птицах; об их облике и повадках; о дальних странах; об удивительном мужестве и терпении героев сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается. У ребёнка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением.

           Особое значение для ребенка имеют сказки.

           Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Сказка – благодатный и нечем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т. к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сказка развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка.

Д. Родари писал: «Сказка для ребёнка такое же серьёзно и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности»

  Поэтому сегодня мы решили обратить ваше внимание именно на развитии речи и речевого общения детей посредством сказки, показать приемы работы со сказкой.

Цель мастер-класса: дать представление о роле художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста; обогатить интеллектуально-познавательный опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя и удовлетворить свои интересы в литературном творчестве.

Задачи:

  • Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность
  • Показать методы и приемы работы со сказкой направленные на развитие речи дошкольников
  • Совершенствовать умение педагогов работать в команде 

4.Просмотр видеопрезентации «Приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

«В гостях у сказки»

Все мы помним, как в детстве родители  читали нам сказки. Как интересно нам было представлять себя сказочным героем, переживать за него, радоваться удачному концу. И теперь мы видим, как загораются глаза малышей, сколько радости и любопытства светится в них, когда мы говорим: «Сейчас я расскажу вам сказку!».

  1. Имитационная игра «Образ сказки»

Предлагаю вам вместе сотворить образ сказки.

У сказки есть сердце, оно трепещущее, как бабочка, есть глаза, в которых отражаются небеса. Косы, которые струятся как водопад. Руки, как два легких крыла. Мы не видим ее, но каждый из нас представляет ее по - своему.

 Попробуем сделать сказку своими руками. Но, чтобы получить удовольствие от работы, должно быть хорошее настроение. Мы должны помогать друг другу и тогда наше творчество будет излучать тепло и доброту. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите добрые слова (участники приветствуют друг друга).

 Сказку делаем своими руками. Не бойтесь, это не сложно, просто надо немножко постараться и вложить в нее частичку себя.  Нам понадобится несколько волшебных вещей: салфетка, кусочек ваты, грецкий орех, нитки, фруктовые косточки и бусинки.

  • Возьмем салфетку, согреем ее теплом своих  рук. Это сделает нашу сказку живой. Разверните салфетку.
  • Чтобы сделать голову, нужен грецкий орех. Внутри него  спрятано ядрышко, похожее на мозг человека. Это сделает нашу сказку мудрой. Найдите на салфетке  середину и положите туда грецкий орех, сложите салфетку наискосок, чтобы получился треугольник. Перевяжите ниткой крепко под орешком.  Вот так! Получилась голова и два крыла. Теперь перевяжите нитками кончики салфетки так, чтобы появились ладошки.
  • У сказки есть душа, давайте вдохнем ее и в наше творение. Возьмем косточку от фрукта, чтобы в сердце сказки жил росток добра! Заверните в вату косточку, вложите в салфетку туда, где у человека находится грудь, чтобы сердце сказки легко билось. Нижние кончики слегка раздвиньте и крепко затяните нитку на поясе. Вот так мы и сделали с вами образ сказки.
  • Можно украсить шею бусами, это станет оберегом сказки, и никакая злая сила не победит ее. А теперь накройте свою сказку руками и скажите волшебные слова.

Повторяйте за мной:

Ой, вы ветры буйные, ой, вы реки бурные.

Попрошу у вас не злата, не нарядов, не хором,

Чтобы я была богата не доходом, а умом.

Чтобы сердце чуда ждало,

Чтобы сказка оживала,

Там где сказка - чуда жди,

Что там будет впереди?

- А теперь послушайте, как легко и спокойно бьется сердце сказки. Значит, сказка ожила. (Звучит волшебная музыка и голос).

- Ах, как долго я спала! Вы сделали меня своими руками.

Я – ваша сказка! Давайте с вами играть. Прижмите меня к своему уху. Слышите, я с  вами  говорю (пауза). Вспомните свои любимые сказки.

  1.  «Узнай сказку по загадке и иллюстрации»
  • В огороде шум и гам!

          Что же приключилось там?

          Дед-ворчун и бабка с внучкой,

          Мышь-норушка, кошка с Жучкой

          Уцепившись в хвостик крепко,

          Дружно тащат с грядки (Репку)

  • Маша в лес пошла с лукошком.

                   Заблудилась там немножко.

                   На избушку набрела,

                   кашу съела, спать легла.

                    А хозяевами снеди

                    оказались (Три медведя)

  1. «Сказочное ассорти»

- Помогите мне закончить фразы:

 «Не далеко» (не близко)

«Жили»  (были)

«В далекие» (старые времена)

«В некотором царстве» (в некотором государстве)

 «Есть» (на свете…)

«На лесной» (опушке)

«За горами» (за лесами)

«За тридевять земель» (в тридесятом царстве)

- Что это за фразы?

- Да, именно такими словами чаще всего  начинаются сказки. А помните ли вы. Какими словами начинается ваша сказка?

  1. «Назовите героев ваших сказок»
  2. Словесно - дидактическая игра «Предметы из сказки»

Я предлагаю представителю каждой команды взять картинки с изображением предметов  и подобрать  сказки, в которых он упоминается:

1) яйцо — курочка Ряба, Про Кощея Бессмертного, Гадкий утёнок;

2) яблоко — Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях, Сказка о молодильных яблоках и живой воде, Гуси — лебеди;

3)кот — Кот в сапогах, Бременские музыканты;

4)лиса — Колобок, Заюшкина избушка, Теремок.

6. Игра « Микрофон»

Пересказ «по цепочке» - участник  начинает, второй продолжает, третий заканчивает.

В ходе работы нужно стараться фиксировать внимание не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты).

Я предлагаю пересказать по цепочке сказку «Репка». Я начинаю:

- Посадил дед Репку. Выросла репка большая - пребольшая. А теперь продолжает …

7. Словесно - дидактическая игра «Волшебные и сказочные слова»

Предлагаю каждой команде  - посмотреть на картинки и угадать сказку и назвать сказочные заклинания и волшебные слова.

Для первой команды:

- Емеля в Р. Н. С. «По щучьему велению? (По щучьему велению, по моем хотению);

- Али - Баба, арабская сказка «Али - баба и сорок разбойников (Сим- сим, открой дверь);

Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» русская народная. (Катись, катись, яблочко по серебряному блюдечку, покажи ты мне на блюдечке города и поля, и леса и моря, и гор высоту, и небес красоту).

Для второй команды:

-Р. Н. С. «Сивка- Бурка» (Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мною, как лист перед травою);

- «Цветик - семицветик» (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг);

-«Двенадцать месяцев», перевод С. Я. Маршака (Ты катись, катись колечко на весеннее крылечко, в летние сени, в теремок осенний, да по зимнему ковру к новогоднему костру!).

8. Словесно- речевая игра «Расскажи сказку по-другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица сказки или предмета»

Игровое действие: сегодня мы будем рассказывать сказку по-другому. Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я- тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик ... и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

- Прошу первую команду придумать начало сказки «Теремок» от лица самого теремка.

- А вторую команду начало сказки «Три медведя» от лица Михайло Потапыча.

9. Словесно-дидактическая игра «Радио»

Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.

Игровое правило: слушать и не мешать товарищам.

Игровое действие: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором:

 - Слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой.

- Для первой команды –Зубки у неё острые, шубка тёпленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это?

Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса?(«Лиса и журавль»,«Лиса и волк»,«Теремок», «Заюшкина избушка» и т.д.)

- Для второй команды–Зубы у него острые, шуба коричневая, он медлительный, нерасторопный, неуклюжий. Кто же это?

-Какие вы знаете сказки, в которых героем был бы медведь? («Теремок», «Маша и Медведь», «Теремок» и т.д.)

10.  Словесно – дидактическая игра «Сказочные клубочки»

Цель: развитие памяти, речи детей.

Вариант 1:

- Для первой команды –

Воспитатель даёт задание: «Сколько сказок свернулось в клубок?»:

«Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко курочка Ряба. Положила бабка его на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может.»

(«Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».)

- Для второй команды –

«Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». Дед тянет - потянет - вытянуть не может. Баба тянет - потянет — вытянуть не может. Плачет дед, плачет баба. Да слезами горю не поможешь. Дед говорит: «Я поеду в город на ярмарку, а ты дома сиди, братца береги!». День проходит, два проходит. Баба взяла пирожок и горшочек масла и пошла по длинной дороге. Долго ли, коротко ли шла, увидела избушку на курьих ножках, об одном окошке, вокруг себя поворачивается».

(«Колобок», «Репка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Царевна-лягушка»).

Вариант 2:Угадай сказку по трём словам:

1) Коза, козлятки, волк(«Волк и семеро козлят»).

2)Алёнушка, козлёнок, колодец («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

3)  Курочка, петушок, зернышко («Петушок и бобовое зернышко»).

4) Тыква, принц, бал («Золушка» Ш.Перро).

11. «Сказочные загадки».

Команды по очереди отвечают на вопросы.

1. Болото – дом ее родной.

К ней в гости ходит Водяной. (Кикимора)

2. Так быстро от принца девица бежала, что туфельку даже она потеряла. (Золушка)

3. Мальчик с гусями летал в поднебесье. Как мальчика звали? Скажите все вместе! (Нильс)

4. Она была подружкой гномов,

И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка)

5. Дюймов очки жених слепой,

Живет все время под землей. (Крот)

6. Этот толстяк живет на крыше,

И летает он всех выше. (Карлсон)

 10. Рефлексия: «Улыбка» 

Полезна ли была вам информация мастер – класса (предложить участникам поднять «улыбочки»), если вы зря потратили время, то поднимите «грустный смайлик.
 Заключительное слово: «Весь этот мир – собранье сказок».

- Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно. Я думаю, вы согласитесь со мной, что  один из самых действенных  способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга – это сказка. Она учит добру и справедливости.

Список используемой литературы

1.Выразительное чтение и рассказывание детям/ Л.А. Горбушина, А.П. Николаеичева – М: Просвещение 1983

2. З.А. Гриценко «Ты детям сказку расскажи»: методика приобщения детей к чтению/ - М: Линка-пресс, 2003

3. Занятия по развитию речи в детском саду /под ред. О.С.Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993.

4. Ю.Г.Илларионова Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985. 6. Литература и фантазия /сост. Л.Е.Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992.

5. В.И. Панков. Ваши помощники книги – М: Просвещение 1978

6. Т.И. Петрова, Е. С. Петрова Игры и занятия по развитию речи дошкольников – М, Школьная пресса 2004 (книга 2 старшая группа)

7. О.С.Ушакова Знакомим дошкольников 5-7 лет с литературой. – М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 п.Радченко      ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художе...

Тематический контроль «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы» Цель: Выполнение годовой задачи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №1 п.Радченко         Тематический контроль«Развитие речи и речевого общения детей пос...

Отчет по самообразованию Тема "Развитие речи и речевого общения детей 3-4 лет посредством произведений художественной литературы"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2 «РОМАШКА»              Отчет по самообраз...

Самообразование по теме:«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений устного народного творчества»

Данный материал содержит план по самообразованию по теме:«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений устного народного творчества» Цель работы: объединить ус...

Самообразование по теме:«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений устного народного творчества»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится в...

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Развитие речи и речевого общения детей посредством художественной литературы»

Согласно годовому плану на 2019-2020 учебный год, на основании приказа № 6 от 28 октября 2019 г.  в МАДОУ детский сад «Тополек» корпус 2 проведен тематический контроль по теме  ...

Сценарий педагогического совета "Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы"

Сценарий педагогического совета "Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы"...