Конспект комплексного занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Осень».
методическая разработка по развитию речи

Цель: учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, составлять связанный рассказ по картине с помощью педагога; активизировать в речи детей прилагательные и глаголы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_sredney_gruppe_osen.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия по развитию речи в средней группе

Тема: «Осень».

Цель: учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, составлять связанный рассказ по картине с помощью педагога; активизировать в речи детей прилагательные и глаголы.

Задачи: воспитывать умение различать близкие по звучанию звуки "с" и "ш". Правильно и отчетливо произносить звук "с" и звук "ш". Развивать у детей логическое мышление - умение отгадывать загадки. Упражнять детей рассказывать о временах года (об осени) с использованием наглядных пособий.

Материал для занятия: демонстрационная картина «Осень», муляжи фруктов, овощей и грибов,  контурные рисунки листьев дуба, березы, клена, липы, тополя, винограда, угощение для детей.

Словарная работа: расширять словарь детей за счет глаголов (завяла, пожухла, накрапывает, задувает); и за счет прилагательных (березовый, кленовый, разноцветный, грустный) и др.; вводим в речь детей сложное слово листопад.

Предварительная работа.

На прогулке обратить внимание детей на признаки осени: на деревьях пожелтели листья, завяли цветы, пожухла трава, дует холодный ветер, небо стало хмурым, серым, по небу плывут тучки, часто идет дождь, перелетные птицы улетели на юг.

Воспитатель читает загадку:

Уж пахнет в воздухе дождем,
Все холоднее с каждым днем.
Деревья свой наряд меняют,
Листочки потихонечку теряют.
Понятно всем, как дважды два -
Пришла …  (осенняя пора).

Спросить у детей, какое настроение им навеяло (грустное, печальное). О каком времени года говорится в этой загадке?  (об осени).

Загадать загадку детям:

С неба капает уныло.
Всюду мокро, всюду сыро.
От него легко спастись,
Лишь зонтом обзавестись.
 (Дождь).

Ход НОД:

1. Дети стоят на ковре по кругу.

Воспитатель обращается к детям:

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

- Я сейчас загадаю вам загадку, а вы внимательно послушайте и отгадайте, о каком времени года в ней говорится?

Время года угадай:

Собираю урожай,

Разноцветный лес, красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает,

Свою норку утепляет.

- Когда всё это происходит? (Осенью).

- Правильно!

- Дети, скажите, когда собирают урожай? (Осенью).

- Что собирают на огороде? (Овощи).

- В саду? (Фрукты).

- В лесу? (Грибы, ягоды).

- Какой лес осенью? (Разноцветный, красивый).

- Что происходит с птицами осенью? (Перелетные птицы улетают на юг).

- Что происходит в жизни диких животных? (Животные готовятся к зиме, делают запасы на зиму).

2. Игра «Овощи-фрукты».

- А давайте и мы с вами соберём урожай. Вот целая корзина даров осени, я сейчас рассыплю все эти овощи и фрукты, а вы по моей команде должны будете в эту корзинку отобрать овощи, а в эту фрукты. Приготовились! Начали!

3. Расскажем об осени.

Воспитатель показывает детям картинку «Осень».

- Дети, посмотрите на эту картину. Какое время года на ней изображено? (Осень). Мы с вами уже знаем приметы осени, давайте вспомним их. Я начну предложение, а вы закончите: Наступила…(осень). Завяли…(цветы). Пожухла…(трава). Пожелтели на деревьях…(листья). Хмурится …(небо). Накрапывает…(дождь). На земле…(лужи). Улетают в тёплые края...(птицы). У нас получился целый рассказ.

 «Наступила осень. Цветы завяли. Трава пожухла. Листья пожелтели. Накрапывает дождь. Стало холодно. Птицы улетают на юг».

4. Физкультминутка.

Осень, осень, листопад - (плавными движениями

Листья желтые летят.         перед собой поднять руки вверх, а затем, как бы дирижируя ими, постепенно опустить вниз).

Ветер дует, задувает, - (руки от груди не спеша развести в стороны и одновременно дуть перед собой, не раздувая щек).

Туча солнце закрывает. - (закрыть глаза руками).

Дождик капает с утра - (сжать кулаки, выставив из каждого только указательный палец. Совершать поочередные движения кулачками вверх-вниз, показывая, как капают капли дождя).

Осень - грустная пора.  - (развести руки в стороны и изобразить на лице грусть).

5. Звуки осени.

Воспитатель:

- Ребята, у каждого времени года есть свои звуки.

- Как вы думаете, что это?  (Длительно произносит звук (с)). 

(Так дует ветер).

- Молодцы! (Предлагает детям изобразить ветер по предыдущему упражнению жестом - руки не спеша развести в стороны и одновременно подуть перед собой.

- А этот звук что напоминает? (длительно произносит звук (ш)?(так шелестят под ногами опавшие листья).

- Давайте ножками пошуршим опавшими листочками. (Сопоставить звук с движением - сделать несколько движений на месте).

- Что это вам напоминает? «Кап, кап, кап»? (дождь). Давайте покажем (повторить знакомые по предыдущему упражнению движения, имитирующие дождь). 

- Какие вы молодцы!

6. Песня «Скворушка».

- Ребятки, послушайте песенку. Она называется «Скворушка».

- Какое настроение у вас появилось от моей песенки? (Грустное, печальное).

- Не надо грустить и хмуриться. Ведь осень - самая красивая пора, осенние листочки такие разноцветные, замечательные. Вот дубовый листочек. Какого он цвета? (Коричневый). Вот кленовый листочек. Какого он цвета? (Оранжевый). Вот липовый листочек? Какой он? (Жёлтый). Вот тополиный листочек. Какой он? (Зелёный). Вот виноградный листочек. А он какого цвета? (Красный). Целый букет из осенних листьев получился!

7. Подвижная игра «Найди пару».

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру:

- Дети, давайте мы с вами поиграем в игру. Холодный осенний ветер налетел и рассыпал здесь осенние листочки, они все перепутались. Каждый из вас должен найти два одинаковых листочка. Становитесь в круг. Беритесь за руки. Идите друг за другом и повторяйте за мной: «Раз, два, три - лист скорей бери!» Ищите 2 одинаковых листочка.

- Молодцы, дети! А сейчас отдайте мне листочки и давайте вспомним, о каком времени года мы с вами сегодня говорили? Что бывает осенью? (Дождь, листопад, лужи, холодно и т.д.).

8.  Подведение итога НОД.

- Ребята, что вам особенно понравилось сегодня. запомнилось? (Ответы детей).

- Спасибо, ребята. Вы замечательно поработали! За это я приготовила вам угощение – вкусные грибочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по развитию речи в средней группе « Чаепитие»

ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ ДЕТИ ЗНАКОМЯТСЯ С ЧАЙНОЙ ПОСУДОЙ, БЕЗОПАСНЫМ ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТА БЫТА....

Конспект комплексного занятия по развитию речи в средней группе для детей с ОНР

Формирование навыка составлений предложений и рассказа,развитие связной речи, зрительного и слухового внимания и восприятия.-Продолжать  обучать детей выполнять аппликацию нитками....

Конспект комплексного занятия по развитию речи в средней группе

Конспект комплексного занятия по развитию речи в средней группе...

Конспект комплексного занятия по развитию речи в средней группе с ТНР по р.н.с. «Колобок» Тема занятия: Путешествие по станциям

Путешествие по станциям: учить по деталям определять и находить целое и общие признаки в живых объектах (заяц,волк,медведь,лиса); уточнить знание русских народных сказок....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема «Осень».

Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме «Осень» (осень, погода, лист, дерево, береза, кора, кор...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Осень».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.Тема: «Осень».Цель: закрепить знания о характерных приметах осени, учить полным предложением отвечать на вопросы, составлять рассказ по с...