РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ.ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ»Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КРУЖОК «АБВГДЕЙКА»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Программа «От звука к букве» составлена на основе авторской программы
Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Программа соответствует ФГОС ДО. В Программе используется
системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)
Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.
Программа направлена на общее, интеллектуальное речевое развитие детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида №54 "Белоснежка" города
Альметьевска Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
«ОТ ЗВУКА К БУКВЕ.ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ»Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
КРУЖОК «АБВГДЕЙКА»
Автор - составитель программы
Воспитатель 1 кв. категории
Беляева.Т.А.
г.Альметьевск 2022г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида №54 "Белоснежка" города
Альметьевска Республики Татарстан
ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
«ОТ ЗВУКА К БУКВЕ.ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ»Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
КРУЖОК «АБВГДЕЙКА»
Автор - составитель программы
Воспитатель 1 кв. категории
Беляева.Т.А.
г.Альметьевск 2022г.
Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Программа «Отзвука к букве» составлена на основе авторской программы
Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Программа соответствует ФГОС ДО. В Программе используется
системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)
Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.
Программа направлена на общее, интеллектуальное речевое развитие детей.
Актуальность программы.
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Цель программы
осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и
подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи программы
Образовательные:
- Развитие произносительных умений
- Знакомство со слоговой структурой слова
- Формирование и развитие звуко - буквенного анализа
- Подготовка руки ребёнка к письму
Развивающие:
- Развивать способность и интерес к чтению
- Развитие графических навыков
Воспитательные:
Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
Принципы и подходы к формированию Программы
За основу формирования Программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чистозвуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка,строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин).
Принципы реализации Программы
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.
Доступность – деятельность осуществляется с учетом возраастных особенностей , построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).
Проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.
Принцип интеграции – образовательная область «Речевое развитие» интегрируется с образовательными областями : «Социально – личностное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Развивающий и воспитательный характер обучения – на речевое развитие, расширение кругозора, развитие познавательных интересов.
Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
Возрастные особенности речевого развития детей 5-6 лет
Словарь ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами.
В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево -деревянный, стекло - стеклянный). Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов. Дети умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь;
стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа; образуют новые слова (хлеб – хлебница, сахар - сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов. В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух - трёх слов, определяют порядок слов в предложении.
2. Планируемые результаты
освоения Программы
Ребёнок знает и умеет:
- буквы русского алфавита;
- понимает и использует в речи термины «звук», «буква»;
- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
- определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
- различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную
- пользоваться графическим обозначением звуков;
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
- записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами
- составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта
- понимать и выполнять учебную задачу
- формирование волевых и этических качеств, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.
Содержательный раздел
- Психолого – педагогические условия
реализации Программы
Особенности программы
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.
Содержание программы включает развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению. На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа делает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения. Кроме того, решается задача подготовки руки ребёнка к письму. В учебно-методическом комплекте (УМК) предусматривается развитие
звуко – буквенного анализа с учетом принципа интеграции, который предполагает взаимодействие областей, представленных в ФГОС (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое).
В п. 3.2.6 ФГОС ДО определяет условия эффективной реализации Программы, одним из которых является организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Способы и формы работы с детьми
- Дидактические игры
- Фонематические упражнения
- Работа с текстами
- Театрализация
- Рисование
Способы и направления поддержки детской инициативы
Технология проведения:
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Структура организованной образовательной деятельности детей:
Кружковая работа будет включать в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, театрализацию. Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.
2. Содержание
психолого – педагогической работы по развитию звуко – буквенного анализа
Образовательная облсть «Речевое развитие»
Развитие речи .
- Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.
- Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.
- Закреплять умение делить слова на слоги.
- Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.
- Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
- Учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
- Продолжить знакомить с графическим изображением слова – прямоугольником (моделирование).
- Познакомить с условным обозначением звуков: гласные - красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат (моделирование).
- Учить обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения звуков.
- Учить писать слова с помощью графических изображений.
- Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец.
- Учить соотносить звук и букву.
- Учить писать слова, предложения печатными буквами.
- Учить проводить звуковой (фонетический ) анализ слова.
- Способствовать развитию фонематического восприятия.
- Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.
- Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.
- Познакомить с термином «предложение».
- Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».
- Учить составлять предложение из двух, трёх, четырёх слов.
- Учить записывать предложение условными обозначениями.
- Способствовать развитию графических навыков.
- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
3.Комплексно – тематическое планирование
содержания организованной образовательной деятельности в старшей группе.
ПЛАН – ПРОГРАММА
«Подготовка детей дошкольного возраста к школе:
подготовка к обучению элементам грамоты»
Возраст детей – с 5 до 7 лет
Количество лет обучения – 1 / 2 года
Количество занятий в неделю – 1 25 - 30 минут
Учебно – методический комплекс Колесникова Е. В.
1. Комплект методических пособий к программе «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет:
- Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет – «ОТ А ДО Я».
- Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет - «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ».
2. Рабочие тетради для детей:
- «От А до Я»;
- «Я начинаю читать».
3. Дополнительный материал:
«Запоминаю буквы»;
«Слушай, смотри, делай!» для детей 5-7 лет;
«Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет;
«Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»;
«500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет»
«Я уже читаю».
Реализует программу:
Педагог дополнительного образования (подготовка детей к обучению элементам грамоты) -Матвеева Лидия Андреевна
Пояснительная записка
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты. Данные задачи решаются в системе непосредственно образовательной деятельности по:
- развитию речи и подготовке к обучению грамоты
- введению в художественную литературу
- ознакомлению с окружающим миром
- введению в математику.
В старшей группе особое место занимает совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи. В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:
- подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги
- составлению из слогов слов, из слов – предложений
- знакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).
К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматическая строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.
Развитие речи осуществляется в следующих направления:
- Развивающая речевая среда, задачи: содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребёнка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми младшего или старшего возраста.
- Формирование словаря, задачи: обогащение, эмоционально-оценочная лексика, развитие интереса к смыслу слова, использование различных частей речи.
- ЗКР, цель: совершенствование фонематического слуха (учить использовать слова с заданным звуком, находить слова с этим звуком в предложении и тексте, определять место звука в слове).
- Грамматический строй речи, задачи: знакомить и учить образовывать однокоренные слова (существительные – от суффиксов, глаголы – от приставок, прилагательные в сравнительной и превосходной степени), составлять сложноподчинённые предложения.
- Связная речь: совершенствование диалогической и монологической форм речи (диалог, пересказ, рассказ соответственно плану, рассказ из личного опыта, сочинение сказок, небыличек и загадок).
- Подготовка к обучению грамоте: представление о предложении, составление предложений и членение на слова, деление слов на слоги, составление слов из слогов.
Занятия по обучению грамоте не заменяют занятия по развитию речи, а лишь дополняют, расширяют развивающие задачи, приводят к системности и последовательности знаний, получаемых детьми на этих занятиях в целом.«Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых ДОУ и родителями, - осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте» в рамках коммуникации.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
(По программе Колесниковой Е. В. Программа по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет)
Колесникова Е. В. Программа по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет: состоит из 3-х этапов обучения на протяжении 4- лет дошкольного детства. (Рассмотрим 2- ой этап – 5/6 лет «Развитие звуко-буквенного анализа» и применяем для детей 5/6 и 6/7 лет, как желательное условие освоение программы.)
«Обучение грамоте дошкольников является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи. На одном занятии решаются различные взаимосвязанные речевые задачи: фонетические, лексические, грамматические, на основе которых происходит развитие связной речи. Основная задача программы «От звука к букве» - обучение дошкольников элементам грамоты:
- Сформировать у ребёнка первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.
- Дети знакомятся со звучанием и протяжённостью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги.
Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.
Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку, - сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения.
Среди школьно-значимых функций, определяющих успешность овладения школьными умениями, кроме темпа и качества формирования навыков чтения, письма и счёта, выделяются:
- зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез,
- пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез,
- слуховое восприятие и внимание, слухо-речевая память, фонематический слух,
- сенсомоторные координации,
- точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.
Кроме физиологических особенностей организма ребёнка, выделяют такую причину дефицита в развитии данных функций, как – отсутствие у детей необходимого и достаточного опыта деятельности, способствующих их развитию. Одним из оптимальных средств развития школьно-значимых функций выступает система игр и упражнений на основе содержания учебного и неучебного материала. Содержание многих игр зависит от потребностей конкретного занятия и индивидуально-типологических особенностей и возможностей детей.
Формы работы
Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий.
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
- Артикуляционная / речевая гимнастика
- Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
- Новый материал:
- звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
- буква, её образ и графическое написание
- составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
- составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
- Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
- Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
- Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.
Предполагаемый результат
ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ГРАМОТЫ
(по Колесниковой Е. В.)
- Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения
- умение ориентироваться в содержании этого общения,
- выполнять поручения
2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности
- о слове, слоге, звуке, ударении (без определения)
- о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)
- о выразительных средствах речи
3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по ЗКР
4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:
- наличие у него представления о модели и процессе моделирования
- способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу
ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Колесникова Е. В.
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (5-6 лет) – «ОТ А ДО Я»: развитие звуко-буквенного анализа.
Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.
Основные этапы и содержание работы
- Подготовительный:
- закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки
- интонационное выделение заданного звука в слове
- графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
- деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
- Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
- знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)
- понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
- определение места звука / буквы в слове
- обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)
- Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
- алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
- понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
- гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат
- чтение слогов с изученными звуками и буквами
- составление и чтение слов из знакомых букв
- работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов
- Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
- гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
- графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат
- Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:
- звуковой (фонетический) анализ слова
- понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
- переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов
- Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями
- закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
- переход к чтению несложных текстов
- Повторение и закрепление пройденного материала
* Система занятий включает в себя также серию упражнений для подготовки артикуляционных органов к постановке звуков, словесные и дидактические игры на расширение словарного запаса.
Перспективное планирование программного содержания
на учебный год
*Количество занятий по одной теме может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала.
ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Колесникова Е. В.
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (6-7 лет) – «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ»: развитие интереса и способностей к чтению.
Основная задача – овладение техникой чтения, зарождающийся интерес к самостоятельному чтению.
Основной материал изучения – слова и предложения, тексты, которые дети к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями. Содержание заданий связано с разделами «ознакомления с окружающим миром» (времена года, домашние и дикие животные, цветы и т.д.). Расширение и обогащение представлений об окружающем мире происходит с помощью художественного слова: пословиц и поговорок, загадок, сказок, стихотворений, рассказов Ушинского К., Даля В., Сладкого Н. В каждое занятие включены задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму.
Критерии развития интереса и способностей к чтению
Ребёнок к концу года должен:
- проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
- ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;
- понимать смыслоразличительную функцию звуков и букв;
- записывать слова, предложения печатными буквами;
- разгадывать ребусы, кроссворды;
- читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст;
- ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
- рисовать предметы в тетради в линейку.
Перспективное планирование программного содержания
на учебный год
Развивающая среда в группе
Магнитная азбука;
Дидактические настольные игры:
«Азбука», «Слоговые кубики», «Кубики – буквы», «Я учу буквы», «Слоговые домики», «Я знаю буквы».
Разрезная азбука «Запоминаю буквы» для самостоятельной работы детей.
Работа с родителями
Выступление на родительских собраниях: Перспектива и особенности подготовки детей к школе в рамках обучения элементам грамоты.
«Наши результаты»: сентябрь, май.
Открытые занятия – ноябрь, март.
Индивидуальные беседы, консультации в течение года.
Литература:
- Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве». М. «Ювента», 2008 г.
- Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2008г
- Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе: Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М. «Сфера», 1999 г.
- Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Волгоград, 2004 г.
- Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: упражнения. Спб, «Светлячок», 1999 г.
- Жукова Н.С. Букварь. М. Издательство «Эксмо-Пресс» 2002 г.
- Юдин Г. Букварёнок. М., 1980 г.
- Наглядно – дидактические пособия «Грамматика в картинках»: Ударение, Говори правильно, Словообразование, Антонимы, Многозначные слова, Один-много, Множественное число. – М. «Мозаика - синтез»
льный просмотр:
Пояснительная записка
К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время для овладения навыком чтения. В процессе обучения чтению необходим индивидуальный подход.
Желательно, чтобы к моменту чтения слогов и слов с изучаемыми буквами, ребенок уже мог правильно произносить эти звуки. Поэтому в настоящую программу включены элементы логопедических упражнений, направленных на совершенствование артикуляционной моторики, а также обучение букв расположено в определенном порядке: сначала ребенок знакомится с теми из них, которые обозначают простые для произнесения звуки, а потом изучает буквы, обозначающие звуки, в произношении которых наиболее часто встречаются нарушения.
Нарушения в речи и несформированность фонематических процессов влекут за собой грубые ошибки на письме. Поэтому акцент ставится на совершенствовании у детей фонематического восприятия и слуха, звуко – буквенного анализа, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. В процессе обучения чтению по данной программе у детей формируется умение анализировать звуковой состав слов, давать качественную характеристику каждому звуку, понятия «ударение», «предложение». Дети овладевают слоговым и слитным способом чтения, что обеспечивает плавность и правильность процесса чтения.
Цель программы – формирование запаса знаний, умений, навыков, создающих предпосылки для успешного перехода к следующему этапу обучения – чтению и письму в школе.
Задачи программы:
- обеспечение максимального уровня фонематических, звуко – буквенных, графических умений и навыков у дошкольников;
- формирование у детей мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- формирование умения понимать учебную задачу, планировать ее решение и выполнять самостоятельно;
- развитие артикуляционной и мелкой моторики, дикции, зрительно – двигательной координации.
Методические рекомендации
Подбирая задания необходимо исходить из естественной логики обучения детей грамоте: звук – буква, чтение – письмо. Для развития фонематических процессов используются игры, которые формируют умения выделять и определять наличие звука составлять слова с изучаемым звуком, сознательно выполнять звуковой анализ слов, активизируют внимание, наблюдательность («Кто внимательный?», «Кто больше?», «Перекличка» и др.).
Также целесообразно использовать загадки при изучении звуков. Они активизируют мышление и речь ребенка, тренируют внимание и память, развивает любознательность.
Скороговорки помогают детям развивать фонематический слух, дают понимание того, как важно правильно произносить каждый звук в слове. Скороговорки проговариваются сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, педагог закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа речи.
Чтобы дети лучше запомнили букву, предлагаются задания: пофантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, найти букву в кассе букв, затем среди других букв, перевернутых на доске, дописать недостающие элементы букв.
Необходимо использовать сказки о приключениях букв, сказочных персонажей, приносящих занимательный материал.
Условия реализации программы
Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей, индивидуальные зеркала по количеству детей, магнитно – маркерная доска с набором букв, маркеры, демонстрационная и индивидуальные для каждого ребенка разрезные азбуки, звуковые и слоговые линейки, таблицы слогов и слов, «Азбука».
Комплектование учебной группы
Для успешной реализации программы формируют группу из 10 человек.
Форма занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю длительностью до 30 минут. Основная форма занятий - групповая.
Предполагаемый результат
Воспитанники должны знать и уметь:
- различать понятия «звук», «буква»;
- буквы русского алфавита;
- определять наличие и место заданного звука в слове;
- анализировать звуковой состав слова;
- определять количество слогов в слове, ударный слог;
- плавно читать слоги, сознательно читать слова и предложения;
- замечать изменения грамматических форм слова, владеть простейшими способами словообразования;
- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Тематический план
Занятие № 1.
Тема: Неречевые и речевые звуки.
Цель: - учить определять источник и направление звука;
- узнавать и различать неречевые звуки и звуки человеческой речи;
- отработать четкое произношение звуков в звукоподражаниях, рядах слогов, изменяя интонацию, силу и тембр голоса;
- формировать правильное физиологическое и речевое дыхание.
Занятие № 2.
Тема: Речевые звуки. Гласные и согласные звуки.
Цель: - учить произносить ряды слогов, изменяя ударение, силу и тембр голоса;
- учить передавать ритмический рисунок слова;
- упражнять в различении на слух длинных и коротких слов;
- дать понятие о гласных и согласных звуках и их отличии;
- развивать фонематическое восприятие и фонематический слух.
Занятие № 3.
Тема: Гласные звуки. Звук А.
Цель: - различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков;
- четко произносить звук А кратко - длительно, тихо - громко;
- учить выделять звук А в ряду других гласных звуков, слога со звуком А в ряду слогов;
- формировать навык подбора слов, начинающихся на звук А.
Занятие № 4.
Тема: Звук А. Буква А.
Цель: - четко произносить звук А;
- продолжать учить выделять начальный ударный гласный звук;
- анализировать звуковой ряд из 2, 3 гласных звуков;
- определять наличие звука А в словах;
- дать представление о букве, ее отличии от звука;
- познакомить с буквой А.
Занятие № 5.
Тема: Гласные звуки. Звук У.
Цель: - продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков;
- четко произносить звук У, сочетания гласных звуков;
- учить выделять звук У в ряду звуков, слогов, односложных слов;
- продолжать учить выделять начальный ударный гласный звук.
Занятие № 6.
Тема: Звук У. Буква У.
Цель: - учить анализировать ряд из 2, 3 гласных звуков;
. - учить определять наличие звук У в словах;
- подбирать слова, в которых есть звук У;
- закрепить знания об отличии звука и буквы;
- познакомить с буквой У;
- учить составлять из букв разрезной азбуки и читать слова уа, ау.
Занятие № 7.
Тема: Гласные звуки. Звук И.
Цель: - четко произносить звук И кратко - длительно, тихо - громко;
- учить выделять звук И в ряду других гласных звуков, слогов и слов со звуком И в ряду слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком И;
- продолжать формировать навык анализа ряда из 2, 3, 4 гласных звуков.
Занятие № 8.
Тема: Звук И. Буква И.
Цель: - четко произносить звук И изолированно и в сочетаниях с другими гласными звуками;
- учить выделять начальный гласный звук под ударением и безударный;
- анализировать звуковой ряд из 2, 3. 4 гласных звуков;
- угадывать гласный звук по беззвучной артикуляции;
- учить отбирать картинки на звук И;
- познакомить с буквой И.
Занятие № 9.
Тема: Звук О.
Цель: - различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков;
- четко произносить звук О кратко - длительно, тихо - громко;
- воспроизводить слоговые ряды;
- учить выделять звук О в ряду других гласных звуков, слога со звуком О в ряду слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком О.
Занятие № 10.
Тема: Звук О. Буква О.
Цель: - четко произносить звук О;
- продолжать учить выделять начальный и последний звук в словах;
- анализировать звуковой ряд из 2, 3, 4 гласных звуков;
- определять наличие звука О в словах;
- познакомить с буквой О;
- упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки;
- читать слоги и слова по таблицам.
Занятие № 11.
Тема: Звук Ы.
Цель: - различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков;
- четко произносить звук Ы кратко - длительно, тихо - громко;
- воспроизводить слоговые ряды;
- учить выделять звук Ы в ряду других гласных звуков, слога со звуком Ы в ряду слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком Ы.
Занятие № 12.
Тема: Звук Ы. Буква Ы.
Цель: - четко произносить звук Ы;
- продолжать учить выделять начальный и последний звук в словах;
- анализировать звуковой ряд из 2, 3, 4 гласных звуков;
- определять наличие звука Ы в словах;
- познакомить с буквой Ы;
- упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки;
- читать слоги и слова по таблицам.
Занятие № 13.
Тема: Звук М.
Цель: - определять первый и последний звук в данных словах;
- четко произносить звук М изолированно, а также в словах различной звуко - слоговой структуры;
- выделять звук М в ряду звуков, в слогах, словах;
- отбирать картинки, в названии которых есть звук М, определять место звука М в этих словах;
- самостоятельно подбирать слова со звуком М.
Занятие № 14.
Тема: Звук М. Буква М.
Цель: - подбирать слова со звуком М, определять место звука М в словах;
. - выделять первый и последний звук в данных словах, называть гласные звуки в этих словах;
- познакомить с буквой М;
- из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком М;
читать слоги и слова по таблицам.
Занятие № 15.
Тема: Звук Н.
Цель: - продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков;
- четко произносить звук Н, Нь, различать их на слух и в произношении;
- учить выделять звук Н в ряду звуков, слогов, слов;
- учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;
- самостоятельно подбирать слова со звуком Н.
Занятие № 16.
Тема: Звук Н. Буква Н.
Цель: - продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова;
- подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Н;
- определять место звука Н в словах ( по картинкам);
- познакомить с буквой Н;
. - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- читать слоги и слова по таблицам.
Занятие № 17.
Тема: Звук Х.
Цель: - определять первый и последний звук в данных словах;
- четко произносить звук Х изолированно, а также в словах различной звуко - слоговой структуры;
- выделять звук Х в ряду звуков, в слогах, словах;
- отбирать картинки, в названии которых есть звук Х, определять место звука Х в этих словах;
- самостоятельно подбирать слова со звуком Х.
Занятие № 18.
Тема: Звук Х. Буква Х.
Цель: - подбирать слова со звуком Х, определять место звука Х в словах;
. - выделять первый и последний звук в данных словах, называть гласные звуки в этих словах;
- познакомить с буквой Х;
- из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком Х;
- читать слоги и слова по таблицам.
Занятие №19.
Тема: Звук К.
Цель: - продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков;
- четко произносить звук К, Кь, различать их на слух и в произношении;
- учить выделять звук К в ряду звуков, слогов, слов;
- учить выделять первый и последний глухой согласный звук;
- учить анализировать прямые и обратные слоги;
- самостоятельно подбирать слова со звуком К.
Занятие № 20.
Тема: Звук К. Буква К.
Цель: - продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать прямые и обратные слоги обратные слоги;
- подбирать картинки, названия которых начинаются на звук К;
- определять место звука К в словах ( по картинкам);
- познакомить с буквой К;
. - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги ка, ку, ки, ак, ук, ик;
- читать слоги по таблице слогов.
Занятие № 21.
Тема: Звук Т.
Цель: - четко произносить звук Т;
- учить выделять звук Т в ряду звуков, в ряду слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком Т;
- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов.
Занятие № 22.
Тема: Звук Т. Буква Т.
Цель: - четко произносить звук Т изолированно и в сочетаниях звуков;
- учить определять первый и последний звук в словах;
- учить отбирать картинки со звуком Т;
- определять место звука Т в словах;
- познакомить с буквой Т;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги: та, ту, ти, ат, ут, ит;.
- читать по таблице слогов.
Занятие № 23.
Тема: Звук П.
Цель: - продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков;
- четко произносить звук П, Пь, различать их на слух и в произношении;
- учить выделять звук П в ряду звуков, слогов;
- учить выделять последний глухой согласный звук;
- учить анализировать обратные слоги.
Занятие № 24.
Тема: Звук П. Буква П.
Цель: - продолжать выделять последний согласный в словах, анализировать обратные слоги;
- подбирать картинки, названия которых начинаются на звук П;
- познакомить с буквой П;
. - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги ап, уп, ип; па, пу, пи;
Занятие № 25.
Тема: Звук В.
Цель: - четко произносить звук В;
- учить выделять звук В в ряду звуков, в ряду слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком В;
- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры.
Занятие № 26.
Тема: Звук В. Буква В.
Цель: - четко произносить звук В изолированно и в сочетаниях звуков;
- учить определять первый и последний звук в словах, гласные звуки в этих словах;
- учить отбирать картинки со звуком В;
- определять место звука В в словах;
- познакомить с буквой В;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- большая буква в начале предложения;
- читать по таблице слогов и слов.
Занятие № 27.
Тема: Звук Г.
Цель: - четко произносить звуки Г, Гь, различать их на слух и в произношении;
- учить выделять звук Г в ряду звуков, в слогах, словах;
- учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;
- самостоятельно подбирать слова со звуком Г.
Занятие № 28.
Тема: Звук Г. Буква Г.
Цель: - продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова;
- подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Г;
- определять место звука Г в словах ( по картинкам);
- познакомить с буквой Г;
. - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и
слова;
- большая буква в начале предложения;
- читать слоги и слова по таблицам.
Занятие № 29.
Тема: Звук Б.
Цель: - четко произносить звук Б, Бь, различать их на слух и в произношении;
- учить выделять звук Б в ряду звуков, в слогах, словах;
- учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;
- самостоятельно подбирать слова со звуком Б.
Занятие № 30.
Тема: Звук Б. Буква Б.
Цель: - продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова;
- подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Б;
- определять место звука Б в словах ( по картинкам);
- познакомить с буквой Б;
. - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- большая буква в начале предложения;
- читать слоги и слова по таблицам.
Занятие № 31.
Тема: Звук Д.
Цель: - четко произносить звук Д, Дь, различать их на слух и в произношении;
- учить выделять звук Д в ряду звуков, в слогах, словах;
- учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;
- самостоятельно подбирать слова со звуком Д.
Занятие № 32.
Тема: Звук Д. Буква Д.
Цель: - продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова;
- подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Д;
- определять место звука Д в словах ( по картинкам);
- познакомить с буквой Д;
. - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- читать слоги и слова по таблицам;
- большая буква в начале предложения и в именах собственных.
Занятие № 33.
Тема: Буква Е.
Цель: -дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и словах, по картинкам;
- познакомить с буквой Е;
- читать обратные и прямые слоги, слова;
- составлять из букв разрезной азбуки слова.
Занятие № 34.
Тема: Звук Ф.
Цель: - четко произносить звук Ф;
- учить выделять звук Ф в ряду звуков, в ряду слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком Ф;
- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры.
Занятие № 35.
Тема: Звук Ф. Буква Ф.
Цель: - продолжать анализировать слоги и слова;
- подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Ф;
- определять место звука Ф в словах ( по картинкам);
- познакомить с буквой Ф;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- читать слоги и слова по таблицам;
- большая буква в начале предложения и в именах собственных.
Занятие № 36.
Тема: Звук С.
Цель: - четко произносить звук С;
- учить выделять звук С в ряду звуков, в ряду слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком С;
- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, двухсложных слов.
Занятие № 37.
Тема: Звук С. Буква С.
Цель: - четко произносить звук С изолированно и в сочетаниях звуков;
- учить определять первый и последний звук в словах;
- учить отбирать картинки со звуком С;
- определять место звука С в словах;
- познакомить с буквой С;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- читать по таблице слоги и слова.
Занятие № 38.
Тема: Звук Й. Буква Й.
Цель: - четко произносить звук Й изолированно и в сочетаниях звуков;
- дифференцировать звуки Й – Ль;
- учить отбирать картинки со звуком Й;
- определять место звука Й в словах;
- познакомить с буквой Й;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- читать по таблице слоги и слова.
Занятие № 39.
Тема: Звук З.
Цель: - четко произносить звук З;
- учить выделять звук З в ряду звуков, в ряду слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком З;
- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры.
Занятие № 40.
Тема: Звук З. Буква З.
Цель: - четко произносить звук З изолированно и в сочетаниях звуков;
- учить определять первый и последний звук в словах, гласные звуки в этих словах;
- учить отбирать картинки со звуком З;
- определять место звука З в словах;
- познакомить с буквой З;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- читать по таблице слоги и слова.
Занятие № 41.
Тема: Звук Л.
Цель: - четко произносить звук Л;
- учить выделять звук Л в ряду звуков, в ряду слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком Л;
- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.
Занятие № 42.
Тема: Звук Л. Буква Л.
Цель: - четко произносить звук Л изолированно и в сочетаниях звуков;
- учить определять первый и последний звук в словах, гласные звуки в этих словах;
- учить отбирать картинки со звуком Л;
- определять место звука Л в словах;
- познакомить с буквой Л;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- большая буква в именах собственных;
- читать по таблице слоги и слова.
Занятие № 43.
Тема: Звук Ш.
Цель: - четко произносить звук Ш;
- учить выделять звук Ш в ряду звуков, слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком Ш;
- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.
Занятие № 44.
Тема: Звук Ш. Буква Ш.
Цель: - четко произносить звук Ш изолированно и в сочетаниях звуков;
- учить отбирать картинки со звуком Ш;
- определять место звука Ш в словах;
- познакомить с буквой Ш;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- дать понятие о правилах написания слога – ши -;
- читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.
Занятие № 45.
Тема: Звук Р.
Цель: - четко произносить звук Р;
- учить выделять звук Р в ряду звуков, слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком Р;
- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.
Занятие № 46.
Тема: Звук Р. Буква Р.
Цель: - четко произносить звуки Р, Рь изолированно и в сочетаниях звуков;
- учить отбирать картинки со звуком Р;
- определять место звука Р в словах;
- познакомить с буквой Р;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.
Занятие № 47.
Тема: Звуки Л - Р.
Цель: - дифференцировать звуки Л - Р в слогах, словах, по картинкам;
- упражнять в замене звука Л на звук Р в обратных и прямых слогах, словах;
- составлять по следам анализа слоги и слова из букв разрезной азбуки, читать их.
Занятие № 48.
Тема: Звук Ж.
Цель: - четко произносить звук Ж;
- учить выделять звук Ж в ряду звуков, слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком Ж;
- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.
Занятие № 49.
Тема: Звук Ж. Буква Ж.
Цель: - учить отбирать картинки со звуком Ж;
- определять место звука Ж в словах;
- познакомить с буквой Ж;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- правописание слога – жи -;
- читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.
Занятие № 50.
Тема: Буква Ё.
Цель: -дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и словах, по картинкам;
- познакомить с буквой Ё;
- читать обратные и прямые слоги, слова;
- составлять из букв разрезной азбуки слова.
.
Занятие № 51.
Тема: Звук Ц.
Цель: - четко произносить звук Ц;
- учить выделять звук Ц в ряду звуков, слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком Ц;
- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.
Занятие № 52.
Тема: Звук Ц. Буква Ц.
Цель: - учить отбирать картинки со звуком Ц;
- определять место звука Ц в словах;
- познакомить с буквой Ц;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги, слова;
- читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.
Занятие № 53.
Тема: Буква Я.
Цель: -дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и словах, по картинкам;
- познакомить с буквой Я;
- читать обратные и прямые слоги, слова;
- составлять из букв разрезной азбуки слова.
Занятие № 54.
Тема: Звук Ч.
Цель: - четко произносить звук Ч;
- учить выделять звук Ч в ряду звуков, слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком Ч;
- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.
Занятие № 55.
Тема: Звук Ч. Буква Ч.
Цель: - учить отбирать картинки со звуком Ч;
- определять место звука Ч в словах;
- познакомить с буквой Ч;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- дать понятие о правописании слогов – ча -, -чу -;
- читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.
Занятие № 56.
Тема: Звук Э. Буква Э.
Цель: - закрепить знания о различиях между гласными и согласными звуками;
- четко произносить звук Э;
- учить выделять звук Э в ряду звуков, слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком Э;
- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры;
- познакомить с буквой Э;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова.
Занятие № 57.
Тема: Звук Щ.
Цель: - четко произносить звук Щ;
- учить выделять звук Щ в ряду звуков, слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком Щ;
- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.
Занятие № 58.
Тема: Звук Щ. Буква Щ.
Цель: - учить отбирать картинки со звуком Щ;
- определять место звука Щ в словах;
- познакомить с буквой Щ;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- дать понятие о правописании слогов – ща -, -щу -;
- читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.
Занятие № 59.
Тема: Буква Ю.
Цель: - дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и словах, по картинкам;
- познакомить с буквой Ю;
- читать обратные и прямые слоги, слова;
- составлять из букв разрезной азбуки слова.
.
Занятие № 60.
Тема: Буква Ь.
Цель: -дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и словах, по картинкам;
- познакомить с буквой Ь;
- читать обратные и прямые слоги, слова;
- составлять из букв разрезной азбуки слова.
Занятие № 61.
Тема: Звонкие и глухие согласные звуки.
Цель: - дифференцировать глухие и звонкие согласные звуки в словах;
- составлять схемы слов;
- повторить понятие о сомнительном согласном в конце слова;
- читать предложения и короткие тексты.
Занятие № 62.
Тема: Твердые и мягкие согласные звуки.
Цель : - дифференцировать твердые и мягкие согласные в словах;
- определять место звука в слове;
- закрепить навык обозначения мягкости согласных буквами Е, Ё, Ю, Я, И, Ь;
- составлять схемы слов;
- читать предложения и короткие тексты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования дошкольников «АБВГДейка» (1-й год обучения)
Подготовка к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое «чутье» к языку. Он обладает чувствительностью и восприимчивостью к зву...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ. ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ» Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ для детей 5-6 лет МБДОУ «Детский сад «Подснежник» КРУЖОК «АЗБУКОВЕДЕНИЕ»
Программа составлена на основе авторской программы Е. В. Колесниковой "От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты", Марцинкевич Г. В. "Обучение грамоте детей дошкольного ...
Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей дошкольников «Творческая мастерская»
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с прекрасным, создавая его своими руками.Развивать творчество детей можно различными способами...
Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей дошкольников «Театральный сундучок»
Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей дошкольников «Театральный сундучок»Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ» Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ 15 МБДОУ 72 г.ХОТЬКОВО
Программа «Математические ступеньки» составлена на основе авторской парциальной программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет. Образовател...
Рабочая программа дополнительного образования Е.В.Колесниково
Программа «От слова к звуку» составлена на основе авторской программыЕ.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Марцинкевич Г. В «Обуч...