Обучение дошкольников элементам грамоты (полезные советы для педагогов и родителей)
консультация по теме
"Обучение дошкольников элементам грамоты "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_doshkolnikov_elementam_gramoty.docx | 46.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение дошкольников элементам грамоты
(полезные советы для педагогов и родителей)
На протяжении не одного десятка лет многих педагогов и родителей волнует вопрос: учить или не учить дошкольников грамоте? Известный российский психолог Р. С. Немов настаивает на том, что научение детей грамоте можно инеобходимо перенести из младшего школьного в дошкольный возраст и сделать обязанностью дошкольного обучения (Немов Р.С. Психология. — М.: Просвещение, 1995, с. 280). Уже в два с половиной — три года малыши начинают проявлять интерес к буквам. «Это какая буква? Что здесь написано?» — такие вопросы слышали все родители маленьких почемучек. Как же оставить такие вопросы без ответа? А можно ли использовать познавательный интерес малышей и начать раннее обучение грамоте? Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с 4 до 5 лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи.
Еще в прошлом веке такие российские ученые, как Л.С.Выготский, Л.И.Божович, А.П.Усова, Е.И.Тихеева, признавали возможность обучения грамоте дошкольников. Реалии современной жизни таковы, что дошкольников не только можно, но и нужно учить грамоте. Только делать это следует правильно. Во-первых, важно правильно подготовить малышей к этому процессу, развить у них зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устную речь, пальцевую моторику. Во-вторых, обучение необходимо проводить только в игровой форме, так как именно игра является основным видом деятельности дошкольников, именно игра наиболее доступна, понятна и интересна малышам, именно в игре наиболее полно удовлетворяются их насущные потребности. Только в игре можно «как бы мимоходом, достигать обучения чтению и письму», о чем писал еще К.Д.Ушинский.
В-третьих, обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка заниматься, применять хоть какое-то давление, выражать свое неудовольствие и тем более разочарование, если малыш в чем-то не оправдал ваших ожиданий. Будьте терпеливы, раз взялись за такое сложное дело. Показывайте ребенку, что вы, играя с ним, испытываете огромное удовольствие, что вам интересны все игры и задания, с которыми вы поможете ему справиться в случае затруднения.
В-четвертых, при обучении чтению нельзя закреплять у ребенка неправильное произношение звуков. А значит, процесс должен строиться только на материале правильно произносимых звуков. В связи с этим следует изменить традиционно принятую последовательность ознакомления ребенка с буквами русского алфавита. Разные звуки родной речи осваиваются ребенком в разные сроки — есть «трудные» для детей звуки. Часто бывает, что, начиная изучать буквы, ребенок еще не очень хорошо произносит звуки, ими обозначаемые. В дальнейшем это может привести к возникновению нарушений письма и чтения. Поэтому трудные в произношении звуки и соответствующие им буквы следует изучать в последнюю очередь. Можно предложить следующую последовательность изучения букв: А, У, О, И, Т, П, Н, М, К, Б, Д, Г, Ф, В, X, Ы, С, 3, Ш, Ж, Э, Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ. Если вы будете соблюдать эти требования и следовать рекомендациям, то ваш ребенок научится читать так же естественно, как научился ходить и говорить.
В основе предлагаемой методики лежит широко известный звуковой аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы научиться читать, ребенок должен понять, что речь рождается из слова, а также усвоить звукослоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки и наоборот, объединение звуков в слоги, слогов — в слова, слов — в предложения.
Впервые обоснование звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте сделал К.Д.Ушинский в 1864 году в книге «Родное слово». Именно он разработал методические приемы выполнения специальных упражнений для подготовки детей к усвоению грамоты на основе этого метода. В начале XXвека Н.Ф.Бунаков, Д.И.Тихомиров, В.А.Флеров вносили различные изменения в звуковой аналитико-синтетический метод. Работа над усовершенствованием этого метода ведется и по настоящее время.
Основные этапы подготовки ребенка к обучению грамоте коротко можно изложить следующим образом.
Сначала займитесь развитием зрительного и слухового восприятия и внимания малыша. Проверьте, сможет ли он сложить из палочек или спичек по образцу и описанию данные несложные фигуры (рис. 1).
Рис. 1
Если ребенок затрудняется, помогите ему. Проделывайте эти упражнения по выкладыванию фигур ежедневно. Используйте для этого не только палочки и спички, но и карандаши или фломастеры, а также цветные брусочки от любого конструктора. Сначала пусть малыш выкладывает фигурки по образцу, а потом по вашему устному объяснению. Когда с этим заданием он будет легко справляться, переходите к более сложному: нарежьте из цветного картона разные по размеру геометрические фигуры и покажите, какие интересные игрушки можно из них сложить — домик, грузовик, снеговика, мишку, кошку (рис. 2).
Рис. 2
А может быть, малыш пофантазирует и придумает сам, что еще можно сложить из этих фигур. Одновременно вы можете закрепить знание ребенком названий геометрических фигур, поупражнять его в узнавании и различении цветов, в ориентировке на плоскости. Он должен усвоить понятия: вверху, внизу, слева, справа. Научите его употреблять предлоги: на, в, у, из, с, от, под, над, перед, из-за, из-под. Все это можно проделывать в следующей игровой форме. Предложите ребенку задание: «Давай пойдем в твою комнату и погрузим все красные кубики в большой грузовик. Куда ты погрузил кубики? Правильно, в грузовик. А теперь давай выгрузим кубики из грузовика. Откуда ты достаешь кубики? Правильно, из грузовика». И т. п.
Следующим этапом станет складывание так называемых разрезных картинок из частей. Проверьте, из скольких частей ребенок легко сложит картинку. Это могут быть и две, и три, и четыре части. Разрезы могут быть и горизонтальными, и вертикальными, и диагональными, и фигурными. Сначала складывайте простые предметные картинки, потом переходите к сюжетным. Используйте кубики с сюжетными картинками, игры - пазлы, различные конструкторы, сборные игрушки, мозайки. Они не только развивают зрительное восприятие и внимание, но и пространственные представления, пальцевую моторику.
Занимаясь развитием слухового восприятия и внимания, поупражняйте малыша в различении неречевых звуков. Проверьте, отличит ли он стук молоточка от звона ложки в стакане, шуршание сминаемой бумаги от шума пересыпаемой из стакана в стакан крупы, погремушку от игрушки-пищалки и т.п. Сможет ли малыш показать, в какой части комнаты вы играете на дудочке, если у него завязаны глаза. Если ребенок все это делает с легкостью, переходите к следующим упражнениям.
Подберите веселые картинки с изображениями паровозика, девочки с куклой, игрушечного мишки, лошадки. Объясните, что паровозик поет такую песенку: «У-у». Девочка укачивает куклу: «А-а». Мишка рычит: «О-о». Лошадка ржет: «И-и». Предложите малышу спеть эти звуки вместе с игрушками. На первых порах помогайте ребенку в этом. Попробуйте проделать такое упражнение: вы поете песенку, прикрыв рот листом бумаги, а ребенок показывает соответствующую картинку.
Привлеките внимание ребенка к своим губам, когда поете звуки. Покажите, как ваш рот широко открыт, когда вы поете звук [а]; как губы вытянуты трубочкой, когда вы поете звук [у]; как округлены губы при пении звука [о] и растянуты в улыбку при пении звука [и]. Угадает ли ребенок звуки по беззвучной артикуляции? Здесь можно дать ребенку представление о звуке, объяснить, что звуки мы и слышим, и произносим.
Дидактические игры по развитию речи.
"Закончи предложение"
(употребление сложноподчинённых предложений)
· Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)
· Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)
· Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу)
· Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)
· Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)
· Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)
· Я не хочу спать, потому что... (ещё рано)
· Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)
· Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)
· Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)
"Режим дня"
8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.
"Кому угощение?"
( употребление трудных форм существительных)
Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
"Назови три слова"
(активизация словаря)
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
· Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
· Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.
"Кто кем хочет стать?"
(употребление трудных форм глагола)
Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом «хотим» или «хочу».
"Зоопарк"
(развитие связной речи).
Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:
1. Внешний вид;
2. Чем питается.
Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.
"Сравни предметы"
(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).
В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.
Взрослый сообщает, что в детский сад прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. "Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди".
Например: Взрослый: "У меня нарядный фартук".
Ребёнок: "У меня рабочий фартук".
Взрослый: "Он белого цвета в красный горошек".
Ребёнок: "А мой - тёмно-синего цвета".
Взрослый: "Мой украшен кружевными оборками".
Ребёнок: "А мой - красной лентой".
Взрослый: "У этого фартука по бокам два кармана".
Ребёнок: "А у этого - один большой на груди".
Взрослый: "На этих карманах - узор из цветов".
Ребёнок: "А на этом нарисованы инструменты".
Взрослый: "В этом фартуке накрывают на стол".
Ребёнок: "А этот одевают для работы в мастерской".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Обучение дошкольников элементам грамоты»
Цель консультации: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте....
Консультация для родителей на тему: «Обучение дошкольников элементам грамоты»
Цель: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте....
Консультация для родителей на тему: «Обучение дошкольников элементам грамоты»
систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте....
Консультация для родителей на тему: «Обучение дошкольников элементам грамоты»
Систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте....
Консультация для родителей на тему: «Обучение дошкольников элементам грамоты»
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения...
Консультации логопеда для родителей "Обучение дошкольников элементам грамоты"
В опубликованых консультациях для родителей представлен материал, как правильно подготовить ребёнка к обучению грамоты в школе, чтобы избежать трудностей и предотвратить развитие дисграфии и дислексии...