Обучение рассказыванию.Составление рассказов на тему "Осень наступила".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Обучение детей составлению рассказа.Чтение стихотворений о ранней осени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_starshaya_gruppa.docx | 16.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение рассказыванию. Составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени
Цель занятия: обучение детей составлению рассказа из личного опыта.
Задачи:
Образовательные: Связная речь: развивать монологическую речь, учить связно, по смыслу составлять небольшие рассказы из личного опыта. Звуковая культура речи: учить детей дифференцировать на слух звуки [з], [с].Грамматический строй речи: активизировать употребление в речи прилагательных, совершенствовать умение согласовывать слова в предложении. Формирование словаря: упражнять в подборе синонимов и антонимов к прилагательным.
Развивающие: систематизировать и закрепить представления об осени, сезонных изменениях, приметах, осенней погоде.
Воспитательные: приобщать детей к восприятию художественных и поэтических произведений об осени.
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на прогулках, по дороге в детский сад, в саду; чтение и заучивание стихов об осени, рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Ассоциации», «Одежда», со звуками.
Оборудование: схемы, листья (красные и желтые) по количеству детей.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Воспитатель с детьми заходят в группу, где на ковре лежат красные и желтые листья.
Актуализация знаний детей
Дидактическая игра «Правильные слова»
- Ребята, посмотрите, что это на нашем ковре?
- Правильно, это осенние листочки, а какие они по цвету, по форме?
- А как вы думаете, почему эти листья красные и желтые? Как они попали к нам в группу?
- Я предлагаю вам поднять эти красивые осенние листья, посмотреть на них. Давайте поиграем с этими листья.
Игра называется «Правильные слова». Я буду называть слова, если в слове есть звук [з], вы поднимаете красный листок, а если звук [с] – желтый листок. Давайте попробуем.
Молодцы, все справились, давайте соберем наши листья в букет и поставим их в вазу.
Ответы детей:
- Это листья.
- Они красные, желтые, красивые, разные.
- Потому что сейчас осень, листья опадают с деревьев, падают на землю, ветер их занес к нам…
Дети поднимают листья (у каждого ребенка красный и желтый лист).
Дети встают в круг.
Садятся на места.
2.Основная часть занятия:
Беседа.
Формирование словаря (подбор синонимов и антонимов у прилагательным)
Работа по схемам.
Вопросы воспитателя.
Физкультминутка «Осенние листья»
Повторная работа по схемам (для закрепления).
Развитие связной монологической речи.
Воспитатель поочередно спрашивает детей, помогает, подсказывает, если возникают затруднения, просит помощи у воспитанников. Ориентируется на время, если кто-то из детей не успел рассказать, то обязательно выслушать после занятия
Ребята, вы правильно сказали, что сейчас на улице осень. Это время года, когда меняется природа, погода, животные и птицы ведут себя по-другому. Сегодня я хочу предложить вам составить свой рассказ об осени.
Посмотрите на репродукцию картины «Золотая осень» художника И. И. Левитана.
Какая здесь изображена осень?
А теперь посмотрите на репродукцию картины «Поздняя осень» Кубарева В. Г.
Какую осень вы видите здесь?
Правильно. Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой, а может быть холодной и дождливой – это поздняя осень.
Скажите, а какую одежду мы носим осенью?
Что происходит с природой?
Что осень делают звери и птицы?
Мы с вами вспомнили приметы осени, поговорили об одежде, о природе. Теперь вы можете сами составить свой рассказ об этом времени года, а чтобы ваши рассказы были правильными, мы будем использовать схемы.
Посмотрите на экран:
1 схема: изменения в природе.
2 схема: поведение зверей и птиц.
3 схема: одежда, занятия людей.
По этим схемам вы будете составлять свои рассказы. Но сначала давайте немного отдохнем.
Скажите, что осенью происходит с листьями?
Да, они опадают, а осенний ветер подхватывает и несет их вдаль. Давайте представим, что мы с вами яркие осенние листочки и немного полетаем.
Физкультминутка «Осенние листья»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)
А теперь еще раз внимательно посмотрите на схемы . Давайте повторим:
1 схема: изменения в природе.
2 схема: поведение зверей и птиц.
3 схема: одежда, занятия людей.
Теперь я предлагаю вам составить свои рассказы об осени и рассказать их нам.
Ответы детей:
- Красивая, яркая, солнечная, тихая.
- Мрачная, холодная, темная, сырая.
- Куртки, кофты, сапоги, шапки, берем зонтики, если идет дождь.
- Желтеют листья и трава, идет дождь.
- Птицы улетают в теплые края, звери готовят запасы на зиму.
- Они желтеют и падают.
Выполняют физкультминутку
Дети повторяют схемы.
Составляют рассказы из личного опыта.
3.Заключительная часть занятия:
Рефлексия занятия.
Ребята, сегодня мы с вами вспомнили об осени, ее приметах, погоде, какие изменения происходят с животными, вы все сегодня очень хорошо подготовили свои рас-сказы.
А теперь, я хочу, чтобы вы оценили свои работу, как прошло наше занятие, сказали, чей рассказ вам наиболее запомнился.
Рефлексия «Осеннее дерево»: я предлагаю вам листочки – желтые и коричневые, если вам понравился наше занятие, понравилось составлять рассказы, возьмите желтый листок и прикрепите на наше осеннее дерево, а если вам что-то не понравилось, то возьмите коричневый листок.
Посмотрите, какой дерево у нас получилось!
Сентябрь
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
(Е. Трутнева)
Дети участвуют в рефлексии занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коммуникация» Тема: Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.
Цели: Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой. Закрепление представлений о ранней осен...
Презентация к занятию по обучению рассказыванию .Составление описательного рассказа "Игрушки"
Презентация к занятию по обучению рассказыванию .Дети с помощью призентации составляют описательный рассказ полексической теме " Игрушки"...
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Обучение рассказыванию. Составление рассказа «Осень наступила» с детьми старшей группы
речевое развитие Цель: совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана....
Конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила».
Учить детей рассказывать, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»....
План -конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Обучение рассказыванию, составление рассказов на тему «Осень наступила», чтение стихотворений о ранней осени».
Программное содержание: Образовательная: -систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;-продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;-продолж...