Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Обучение рассказыванию. Составление рассказа «Осень наступила» с детьми старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
речевое развитие Цель: совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_osen.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по речевому развитию
на тему: «Обучение рассказыванию. Составление рассказа «Осень наступила»
с детьми старшей группы
Д.А.Рыжкова,
воспитатель МДОУ
«Детский сад №17 с.Пушкарное»
Вид деятельности: коммуникативная (развитие речи)
Образовательная область: речевое развитие
Цель: совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.
Задачи:
Обучающие:
- учить отвечать на вопросы полным предложением; подбирать прилагательные к заданному существительному; составлять рассказ по картинке;
Развивающие:
- развивать связную речь детей; обогащать активный словарь детей по теме «Осень»; закрепить знания детей о сезонных изменениях природы;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе.
Здоровьесберегающие технологии: соблюдаем осанку при выполнении работы, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика.
Материалы и оборудование: ноутбук, магнитный мольберт, музыка Чайковского «Времена года. Октябрь», игрушка белочка, картина «Осень», картинки с изображением признаков осени.
Предварительная работа: Наблюдение за природными изменениями. Рассматривание иллюстрации на тему «Осень». Чтение художественной литературы об осени.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети сидят на коврике, звучит тихая музыка - П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь», воспитатель читает стихотворение об осени:
Иван Бунин «Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: Об осени.
Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, а какое время года сейчас?
Дети: Осень.
Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: А какой сейчас месяц?
Дети: Октябрь.
Слышится стук в окошко. Белочка принесла картинку об осени.
Воспитатель: Давайте рассмотрим картинку, которую принесла нам белочка, и составим по ней рассказ (рассматриваем).
Воспитатель: но прежде, чем приступить к составлению рассказа, давайте сделаем зарядку для язычка (артикуляционная гимнастика):
Язычок гулять выходит, в лес осенний он приходит | открывать широко рот и закрывать его, при этом высовывать язычок вперед и обратно |
Смотрит он по сторонам, здесь лиса, а тут кабан | тянуться языком попеременно - то к правому уху, то к левому, в медленном темпе |
Машет белочка хвостом, спит зайчонок под кустом. | рот открыть, попеременно поднимать узкий язык за верхние и опускать за нижние зубы |
Воспитатель: Вот мы с вами и размяли наш язычок. А сейчас давайте вернемся к нашей картине и внимательно рассмотрим ее, а потом составим по ней рассказ (дети рассматривают картину).
Воспитатель: Как вы думаете, как можно назвать эту картину?
Дети: Осень, осенний день, наступила осень.
Воспитатель: Как вы думаете с чего можно начать составлять наш рассказ?
Дети: Наступила осень, пришла осень, на картине изображена осень…
Воспитатель: А дальше, чтоб не путаться мы будем пользоваться картинками-подсказками (на картинках изображены признаки осени)
Воспитатель: (показывает картинку, где изображены желтые деревья) Я составлю первое предложение, а остальные попробуете вы.
Наступила осень.
Воспитатель: показывает картинку, где изображены желтые листья
Дети: Пожелтели листья.
Воспитатель: показывает картинку, где изображены солнце и тучка
Дети: Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое. Часто идут дожди.
Воспитатель: показывает картинку, где изображены улетающие птицы
Дети: Птицы улетают в теплые края/на юг.
Воспитатель: показывает картинку, где изображены животные
Дети: Животные готовятся к зиме. Белка делает запасы на зиму. Ёж и медведь готовятся к спячке. Заяц меняет «шубку».
Воспитатель: показывает картинку, где изображены дети тепло одетые
Дети: Дети/люди надевают куртки, шапки, сапоги.
Воспитатель: показывает картинку, где изображены овощи
Дети: Люди собирают урожай
Воспитатель: Кто хочет самостоятельно повторить рассказ? (слушаем 2-3 человек)
Рассказ:
Наступила осень. Пожелтели листья. Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое. Часто идут дожди. Птицы улетают в теплые края/на юг. Животные готовятся к зиме. Белка делает запасы на зиму. Ёж и медведь готовятся к спячке. Заяц меняет «шубку». Дети/люди надевают куртки, шапки, сапоги. Люди собирают урожай.
Воспитатель: Молодцы ребята, очень интересный рассказ вы составили про осень. А сейчас предлагаю поиграть в игру «Какой бывает осенний день?».
Дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч и задает вопрос, дети составляют прилагательные.
Воспитатель: Дети, а какая бывает осенний день:
• Когда идет дождь? - дождливая
• Когда дует ветер? - ветреная
• Холодно? - холодная
• Пасмурно? - пасмурная
• Сыро? - сырая
• Хмуро? – хмурая
• Ясно? – ясная
• Туман? – туманная
• Уныло? – унылая
• Красиво? – красивая
Воспитатель: Какие вы молодцы, постарались.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в осеннюю игру «Доскажи словечко».
Лето жаркое, солнечное, а осень (холодная, пасмурная);
Летом облака белые, пушистые, а осенью тучи (хмурые, тяжелые, серые);
Летом ветерок легкий, теплый, а осенью ветер (холодный, сильный, пронизывающий);
Летом дождик теплый, мелкий, а осенью (ледяной, проливной);
Зимой бывает снегопад, а осенью (листопад).
Воспитатель: Вы такие молодцы! И здесь справились!
Воспитатель: А теперь предлагаю лечь на коврик, закрыть глаза и представить себя осенним листиком, упавшим на землю. Делайте медленный вдох через нос и медленный выдох через рот (дыхательная гимнастика).
Поднимайтесь медленно и садитесь на коврик.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня вы хорошо потрудились! А кому запомнилось, что мы сегодня делали с вами?
Дети: Составляли рассказ об осени, играли в игру, представляли себя листочками.
Воспитатель: Белочка, которая принесла нам картину об осени, принесла еще подарки - раскраски на осеннюю тему.
Дети берут раскраски и приступают к раскрашиванию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...
Непосредственно образовательная деятельность Речевое развитие Тема: Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…»
учить внимательно слушать литературные произведения. Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила». Расширить знания детей об осени, ее основ...
Конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила».
Учить детей рассказывать, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»....
План -конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Обучение рассказыванию, составление рассказов на тему «Осень наступила», чтение стихотворений о ранней осени».
Программное содержание: Образовательная: -систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;-продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;-продолж...
«Обучение рассказыванию. Составление рассказа «Осень наступила» с детьми старшей группы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Обучение рассказыванию. Составление рассказа «Осень наступила» с детьми старш...