Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по развитию связной речи у детей средней группы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
· Задачи НОД:
Образовательные:
- Познакомить детей с новым произведением - украинской народной сказкой «Колосок».
- Закрепить с детьми знания о жанровых особенностях сказки.
- Научиться составлять пересказ сказки «Колосок».
Развивающие:
- Развивать внимание, память.
- Развитие связной речи, обогащение словарного запаса детей.
- Учить пересказывать текст с опорой на серии сюжетных картинок.
- Внимательно слушать указания воспитателя.
Воспитательные:
- Формировать умение создавать психологические портреты героев в определённых ситуациях.
- Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду на примере поступков героев прослушанного произведения.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу.
- Учить детей оценивать поступки персонажей.
- Учить детей помогать друг другу в случае необходимости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_nepreryvnoy.docx | 40.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности
по развитию связной речи у детей средней группы
Возрастная группа: средняя группа (4- 5 лет).
Вид деятельности: восприятие художественного произведения.
Тема занятия: чтение и пересказ украинской народной сказки «Колосок».
Цель занятия: познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, характеризовать поступки героев, формировать свое отношение к персонажам, разработать пересказ по сказке «Колосок» с использованием серии сюжетных картинок.
Образовательная область – речевое развитие.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с содержанием украинской народной сказки «Колосок».
- Закрепить с детьми знания о жанровых особенностях сказки.
- Научиться составлять пересказ сказки «Колосок».
Развивающие:
- Развивать внимание, память.
- Развитие связной речи, обогащение словарного запаса детей.
- Учить пересказывать текст с опорой на серии сюжетных картинок.
- Внимательно слушать указания воспитателя.
Воспитательные:
- Формировать умение создавать психологические портреты героев в определённых ситуациях.
- Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду на примере поступков героев прослушанного произведения.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу.
- Учить детей оценивать поступки персонажей.
- Учить детей помогать друг другу в случае необходимости.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие – расширять литературный опыт детей.
Социально – коммуникативное развитие – помочь детям понять мотивы поступков героев прослушанного произведения, воспитывать умение выражать своё отношение к персонажам; воспитывать бережное отношение к хлебу.
Речевое развитие - развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.
Социально – коммуникативное развитие – помочь детям понять мотивы поступков героев, воспитывать умение выражать своё отношение к персонажам, воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду на примере поступков героев прослушанного произведения.
Планируемый результат занятия: воспитанники научились составлять пересказ, внимательно слушая указания воспитателя, помогать друг другу.
Подготовительная работа: художественное слово; рассказ; беседа; проблемные вопросы; беседы по серии сюжетных картинок, просматривание презентации «Как делают хлеб».
Материалы и оборудование: серии сюжетных картинок для пересказа, корзина с муляжами хлебобулочных изделий, колосок, костюмы мышей для детей, пирожки.
Технологическая карта
№ п/п | Этапы занятия Время | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность детей | ||
1. | Организационно – мотивационный этап | |||||
Организационный | Переключить внимание детей на предстоящую деятельность. - Стимулировать интерес к ней. | Введение детей в тему: - «Улыбочка» - «Любопытный язычок» - «Пчелка жужжит» | Дети приветствуют педагога и своих друзей. Двигательная: дети выполняют Упражнения. Игровая: дети определяют, что принес сказочный гость и угадывают самого сказочного гостя. Коммуникативная: дети отвечают на вопросы педагога. Двигательная: выполняют физминутку | |||
Этап постановки проблемы | - Поставить проблему перед детьми или поставить цель предстоящей деятельности. - Мотивировать (процесс вовлечения в деятельность). | -Ребята, давайте посмотрим, что за корзинку нам сегодня принес сказочный гость! (Воспитатель достает из корзинки муляжи хлебобулочных изделий.) - Как вы думаете что это? - А как все это можно назвать одним словом? - Вы знаете, какой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол? - Этот путь долгий и стоит труда многих людей. -Но кем же может быть этот сказочный герой? Послушайте описание и догадайтесь кто он. У нашего гостя есть гребешок, бородка, клювик красивый хвост, а еще он рано встает, голосисто поет. Кто же это? - Какой красивый петушок. Давайте вспомним про него песенку: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Что ты рано встаешь? Голосисто поешь, Детям спать не даешь? А сейчас я предлагаю вам превратиться в петушков. Физминутка «Петушок» Встал утром петушок, Пригладил красный гребешок Крылышками помахал Доброго утра пожелал: Ку-ка-ре-ку Крылышки сложил Важно походил. Какие красивые петушки! - А кто знает, чем кормят петушка? | ||||
2. | Основной этап | |||||
- Актуализировать имеющиеся знания, представления. -Сформировать новые представления (умения). | Посмотрите у меня в руках колосок, в котором много зерен, стебелек – это соломинка. Сейчас встаньте возле своих стульчиков и давайте покажем, как растут колоски. А сейчас я прочитаю вам украинскую народную сказку «Колосок». (Воспитатель с выражением читает сказку с демонстрацией серии сюжетных картинок). | Восприятие художественной литературы и фольклора: слушают рассказ | ||||
Этап ознакомления с материалом |
| Беседа по содержанию сказки и словарная работа. - Вам понравилась сказка? - Как она называется? - Про кого эта сказка? - Вам все слова в сказке понятны? Тогда скажите мне, пожалуйста: «Петушок колосок обмолотил. Как вы понимаете это слово?» Петушок муки намолол. Как объяснить, что сделал Петушок? - А что значит замесить тесто? - Чем занимались мышата, когда Петушок работал? - Какую работу выполнял Петушок? - Что сделали мышата, когда пироги были готовы? - Петушок угостил мышат? А почему? - Чему нас учит эта сказка? Давайте немного отдохнем и сделаем гимнастику. Фонопедическая гимнастика. «Петушок пшеницу серпом сжал, - дети резко скрещивая перед собой руки, пальцы сжаты в кулаки. Снопов навязал - Произносят «ш-ш-ш… » вращая кулачками по коленям. На мельницу свозил. - Цокают язычком, подражая стуку копыт лошади, руки «держат вожжи». Ветер летит, крылья мельницы вертит. - Произносят звук [у], круговые махи руками. Получилась мука хороша, легка. - Произносят «п… п… », пальцы рук резко сжимают и разжимают. Петушок из муки напек пироги. - Руками «пекут пирожки», произнося слог ля в высоком регистре. Вон они – на столе стоят, с пылу, с жару пыхтят. - Произносят «пых… пых… ». Молодцы, пирожков мы напекли, а теперь присаживайтесь. - Ребята, вы хорошо запомнили текст? Предлагаю вам рассмотреть картинки к сказке. Сейчас я еще раз буду читать сказку, а вы слушайте внимательно, вам нужно ее запомнить, чтобы потом пересказать текст точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно. А также мы будем выделять самое главное, то, о чем говорится в сказке и выбирать соответствующие картинки. Повторное чтение рассказа воспитателем. - Итак, слушайте начало... - Ребята, как вы думаете, какие картинки нам надо выбрать? - Слушайте продолжение… - А какие картинки нужно выбрать сейчас? - Слушайте заключительную часть… - Оставшиеся картинки мы последовательно добавим к предыдущим? - Ребята, мы вместе составили карту- план по сказке и у нас получилась сказка в картинках. Для вас эти картинки являются планом, по ним вы можете пересказывать текст последовательно, выразительно и самостоятельно. - Я предлагаю вам составить Сказку по цепочке. - Вы знаете, как надо рассказывать по цепочке ( по порядку)? - Кто хочет начать пересказ? - Кто продолжит? - Кто закончит сказку? - Помните, что самое главное при пересказе - четко и ясно передать последовательность событий. - А может кто-нибудь хочет рассказать историю от начала до конца? | Коммуникативная: отвечают на вопросы воспитателя Двигательная: выполняют фонопедическую гимнастику Восприятие художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательская: слушают отрывки рассказа и выбирают соответствующую началу рассказа картинки. Коммуникативная, познавательно- исследовательская: пересказывают текст | |||
Этап практического решения проблемы | -Актуализировать сформированные представления. | Входят «мыши» - дети старшей группы, они грустные, в руках колосок. - Ой, ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел. Здравствуйте, мышата! Как вас зовут? - Мышата. Круть и Верть. - Мы знаем из сказки, что вы веселые и озорные, почему вы к нам пришли такие грустные? - Круть: «Наш дружок Петушок Вкусных пирожков испёк Ну, а нас не угостил, Ведь на нас сердит он был. Мы ему не помогали, От работы убегали, Стыдно очень нам теперь За безделье и за лень». - Верть: «К Петушку мы приходили И прощения попросили. Обещали не лениться, Вместе хорошо трудиться. Снова в поле побежали, Колосок там отыскали. Вот пришли у вас спросить, Что с ним делать, как нам быть? Нам, ребята, помогите, Пирожки печь научите!» - Наши ребята помогут вам, мышата. Садитесь и слушайте внимательно. Ребята, мы можем мышатам помочь! Давайте вспомним и расскажем, мышатам как колосок превратить в хлеб. Дети вспоминают презентацию «Как делают хлеб». - Ну что, мышата, вы все поняли? Мышата. Спасибо вам, ребята, мы побежим пирожки печь. Динамическая пауза Игра «Назови ласково». Люди очень ценят хлеб, часто называют его ласково – хлебушек. У нас есть полная корзинка хлебобулочных изделий, давайте назовем их ласково. Дети выходят, берут из корзинки муляж, называют ласково, кладут на поднос. «Булка – булочка. Батон – батончик. Пряник – пряничек. Пирог – пирожок. Хлеб – хлебушек. Сушка – сушечка. Баранка – бараночка. Сухарь – сухарик. Лепешка – лепешечка. Пышка – пышечка». | Коммуникативная: отвечают на вопросы воспитателя Познавательно-исследовательская: дети самостоятельно образуют уменьшительно- ласкательную форму существительного посредством суффикса | |||
3. | Заключительный этап | -Закрепить сформированные представления (умения). -Обобщить сформированные представления. -Формировать элементарные навыки самоконтроля, самооценки. | - Вы такие молодцы! Так замечательно потрудились! - Вспомните, с каким произведением мы познакомились? - Интересно вам было его слушать? - Что нового вы сегодня узнали? - Как мы смогли решить наше затруднение в начале занятия?
- Стук в дверь, входят мышата, вносят пирожки. Мышата: - Вы нас научили печь пирожки, мы хотим угостить вас, и обещаем больше не лениться. -Спасибо, мышата, за угощение, мы обязательно попробуем ваши пирожки. - Ребята, а какой вам фрагмент больше всего понравился? | Коммуникативная: дети отвечают на вопросы воспитателя, делятся своими впечатлении о прочитанной сказке, вступают в диалог с воспитателем, рассказывают, что было для них более интересно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию психических процессов у детей подготовительной группы
Коррекционно-развивающее занятие на развитие психических процессов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «В гостях у сказки» Программа кружковой театрализованной деятельности по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Тема: "В гостях у сказки"...
Конспект НОД по развитию связной речи для детей средней группы Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Скворцы - весны гонцы».
Конспект НОД по развитию связной речи для детей средней группы Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Скворцы - весны гонцы»....
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей средней группы»
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является ...
Конспект НОД по развитию связной речи у детей средней группы на тему: «Игрушки»
Конспект НОД по развитию с...
Паспорт проекта "Подарим детям сказку" (развитие связной речи у детей средней группы)
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психоло...
Презентация на тему: Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у детей Средней группы.
АктуальностьЯсная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и п...