Статья "Развитие речи дошкольников через музейную педагогику"
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Использование музейной педагогики как средства развития познавательных процессов дошкольников.Теория и практика. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников

через музейную педагогику

     Дошкольный возраст - яркая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации ребёнка, формирования его эмоционально-личностной и волевой сферы, развития коммуникативных навыков и познавательных процессов.

     Современные дети живут в эпоху информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир, но компьютер не даёт в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствует речевому развитию дошкольников. В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают знания и опыт только посредством тесного контакта с материальным миром. Приобретение такого опыта возможно через использование музейной педагогики как средства развития познавательных процессов дошкольников.

     Практически в каждом городе есть свой краеведческий музей в котором дети дошкольники могут прикоснуться к истории.

Хочу привести пример опыта работы с краеведческим музеем города Пушкина. Мною было организованно взаимодействие с Историко – литературным музеем города Пушкина. Совместно с работниками музея была разработана программа сетевого взаимодействия, целью которой является расширение образовательного пространства и просветительской деятельности, а так же развитие творческих способностей детей. Сотрудниками музея был предложен цикл занятий, в ходе которых дети знакомятся с народным бытом: Генерал стола; Ёлки – палки для хозяйки; «Заварить кашу»; Умывальников начальник; По одежде встречаем; Да будет свет; В путь – дорожку; Потехе час.

     Познавательно-речевое развитие – это не только процесс познания дошкольниками окружающего мира, себя и других людей, но и процесс развития коммуникативных навыков, речи ребенка. Развивать речь дошкольника, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в художественно-эстетической деятельности.

     Несмотря на огромную познавательную направленность различных музеев в плане просвещения и образования дошкольников, экспонаты, представленные для просмотра, не всегда бывают, доступны детскому восприятию и пониманию. В музейной экспозиции «Царскосельский трактир» находятся предметы традиционного набора крестьянской и городской домашней утвари 19 века – 30-х годов 20 века главное в экспозиции не только ценность самих экспонатов, а наличие условий для расширения кругозора, формирования самостоятельности и инициативы, совершенствования познавательных процессов и речевого развития у детей.

     Занятия в музее, способствуют обогащению и активизации словаря, развитию смысловой стороны слова, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи, ориентации ребенка в окружающем мире. То есть:

1. Дети могут описывать представленные предметы, используя при этом разные части речи (существительные, прилагательные, глаголы), образуют однокоренные слова, подбирают синонимы, антонимы, омонимы, употребляют слова в точном соответствии с их смыслом.

2. Разнообразные экспонаты музея служат наглядной опорой для составления описательных, творческих рассказов, коротких сказок, загадок.

3. В ходе тематических занятий дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами, при этом совершенствуя диалогическую речь.

4. Дети могут играть роль экскурсовода и рассказывать о выставленных экспонатах музея, при этом отрабатывается монологическая речь.

5. Использование художественного слова (потешек, стихов) во время занятий позволяет совершенствовать дикцию, артикуляцию и интонационную выразительность речи.

     Значимость посещения музея достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают различные экспонаты, но и имеют возможность прикоснуться к ним и увидеть их в действии.

     Таким образом музей становится результатом общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

     Музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох. Знакомясь с экспонатами музея, ребенок познает новое, изучает особенности предметов, манипулирует ими, а это способствует познавательно- речевому развитию дошкольников.

     Таким образом, можно сделать вывод о том, что посещение музея и занятия в группе, позволяют в полной мере осуществлять работу по познавательному развитию дошкольников и совершенствованию всех сторон их речевого развития.

Статью подготовила

 воспитатель ГБДОУ № 27

Пушкинского района

 города Санкт – Петербурга

 Григорьева Ю.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие связной речи детей средствами музейной педагогики

Речь- великий дар природы, благодаря которому, люди имеют возможность общаться друг с другом.Интерактивный мини-музей - это музей, где ребенок включается в процесс ознакомления с экспонатами в непосре...

развитие связной речи старшего дошкольного возраста средсвами музейной педагогики.

речь-особый дар природы, который дает возможность общаться друг с другом.Интерактивный мини-музей - это музей в котором , ребенок включается в процесс ознакомления с экспонатами....

презентация "Формирование диалогической речи в рамках музейной педагогики".

Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Та...

Использование музейной педагогики в образовательной и коррекционной деятельности с группами комбинированной направленности для детей с тяжелым нарушениями речи в возрасте от 4 до 5 лет

В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократическог...

" Проектная деятельность. Тема: «Развитие речи детей средствами музейной педагогики»"

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...

Проект "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами музейной педагогики"

АктуальностьОсновная цель воспитания и обучения ребенка – становление высоконравственной личности, уважающей традиции и знающей историческое и культурное прошлое. Это предполагает формирование ч...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами музейной педагогики

Чувство патриотизма является основой личностной системы человека. Оно предполагает не только гордость за прошлое страны и народа, но и устремленность к лучшему будущему, активную позицию в деле его со...