Семинар-практикум для родителей "Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.
материал (средняя, старшая группа)
Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей - выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Формировать у детей представления о доброте, взаимопомощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_roditeley.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей
"Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и
природой через игровую деятельность"
Цель: формирование речи детей, через ознакомление с окружающим миром.
Задачи:
Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей - выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Формировать у детей представления о доброте, взаимопомощи.
Развивать интерес, любознательность.
Обогащать, совершенствовать речь детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающего мира.
Оформление:Фотовыставка "Красивые места нашего города".
Выставка работ детей и родителей из природного материала:"Природная фантазия."
Дидактические игры и упражнения
по теме родительского собрания.
Ход собрания:
"И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно." Л.Н. Толстой
Уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Здесь собрались заботливые родители, которым не безразлично, как развивается детская речь, насколько хорошо ребенок осваивает родной язык. Основная задача речевого развития детей - это: умение выражать свои мысли, чувства, впечатления - определенные для своего возраста.Общаясь со взрослыми, сверстниками у детей формируются представления о доброте, взаимопомощи, развивается интерес, любознательность. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к
словам и поступкам взрослых. Ребенок овладевает речью только в процессе общения
со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как
он должен себя вести. Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее
значимые факторы речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор
(раздать каждому родителю).
1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с
момента рождения.
2. Общение ребенка с другими детьми.
3. Речь взрослого - образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребенком взрослых и друзей.
Итог: спасибо всем.
Как вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на
протяжении всего дошкольного возраста?
Чем мы должны заниматься с ребенком?
(Предложить высказаться родителям). Результаты высказываний.
1. Восприятие звуковой культуры речи.
2. Словарная работа.
3. Формирование грамматического
строя речи.
4. Обучение рассказыванию - связная речь. Напоминаю вам, что ребенок
к 4 годам: Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание. У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи. У детей активно формируется обобщающая
функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами
речи. В речи появляются сложные формы предложений. Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями. В речи детей отличаются и другие особенности. Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают. Затрудняются назвать части предмета, части тела. Давайте с Вами поговорим о том,
какая сторона речи Вас беспокоит? (высказывания родителей по теме родительского собрания). Речь наших детей (краткий анализ речи детей педагогом группы):
1. Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети о домашних животных, о природе? (Кто? Что? Какой? Чем питаются? Где живут?)
2. А когда ребенок не задает вопросы это хорошо и плохо? В чем причина? (Ответы родителей.) Отсутствие необходимых знаний.
Нет устойчивого интереса к чему-либо.
Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но не получил ответа.
А сейчас я Вам предлагаю поиграть в игру "Домашние животные". Тема: "Кто как голос подает?"
Представьте себе, что Вы - это Ваши дети. Расскажи по образцу о том, как подают голос разные животные.
Корова мычит-"му-у-у".
Свинья хрюкает-"хрю-хрю"
Собака лает-"гав-гав"
Овца мекает-"ме-е-е"
Коза блеет-"бе-е"
Лошадь ржет-"иго-го"
Кошка мяукает-"мяу-мяу"
А теперь назовите детенышей этих животных:
(теленок,поросенок,щенок,ягненок,козленок,жеребенок,котенок).Ответьте на вопрос: корова какая?(большая),а теленок(маленький).И так по образцу.
Предлагаю поиграть в прятки с животными. Они спрячутся в домике и будут кричать ,а вы должны отгадать, кто кричит мама или детеныш. Если правильно отгадаете, животное вам покажется.
Молодцы. (Игра закончилась)
Вот так в процессе игры - занятия ребенок учится говорить. А если ребенок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли эго для его развития?
Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом. Я предлагаю вам выставки работ детей, которую они сделали своими руками. Не забудьте, пожалуйста, похвалить детей дома. Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащения словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей
жизни и в процессе наблюдений за природой. Как часто Вы бываете на природе?
Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка.
На природе Вы можете пообщаться со своим малышом наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха. Подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Дети дошкольного возраста очень общительны. Так давайте же больше общаться с малышами, показывая как мы их любим, а в союзники возьмём природу. Отравляясь с ребенком на прогулку: поговорите с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе? в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? какое сейчас время года? покормить птиц загадать загадку:(чик- чирик,да чик-чирик, взял и клюнул таракана вот и нету великана...), познакомить с народными пословицами "Добро помни ,а зло забывай" и приметами "Много снега-много хлеба", прочитать стихотворение,(Унылая пора очей очарованье...) вспомнить песенку поиграть в игру. Мы должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства высказывать словами. Например: здороваясь с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки (золотистое, лучистое, доброе, веселое, теплое). Давайте
вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов-признаков к следующим словам:
ветер, небо, дождь, снег. Родители объединиться в небольшие подгруппы. Скажите,
а как ласково Вы называете своего малыша? (Высказывания родителей.) Итак, мы
сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились. Я предлагаю Вашему вниманию дидактические игры в которые вы сможете играть с детьми в любое время.(См. приложение)
А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):
1. Дома
уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку
сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их. 2. Поощрять в семье занятие
ребенка лепкой, рисованием.
3. Больше бывать на природе, знакомить детей с
красотами родной природы.
Я благодарю Всех родителей за участие в жизни нашей группы и позвольте от себя лично вручить листочек доброты, который напомнит нам,
каким должно быть общение с ребенком. Пусть дети радуют Вас своими успехами.
Литература: Т.С.Зенина "Родительские собрания в детском саду". В.Н. Волчкова;
Н.В. Степанова "Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада",С.А.Васильева "Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников"
Приложение.
Памятка для родителей по воспитанию доброты в природе
1. Любите своего ребенка.
Ласково называйте его по имени.
2. Помните, природа - наш главный педагог. Чаще
бывайте с ребенком на природе.
3. Имейте в семье животное или растения.
Поручайте заботу о них детям.
4. Учите детей правильному общению с живыми
существами.
5. Доведите до сознания ребенка, что измятая травка, сорванный
цветок - живые, от грубого и жестокого отношения им больно.
6. Учите детей не причинять живому зла, помогать всему живому.
7.Создавайте ситуации, зовущие к добру и состраданию.
8.Поощряйте детей за сочувствие и оказание помощи тем, кто в этом нуждается.
9. Учите исправлять свои ошибки.
10.Учите не словами, а делом оказывать помощь природе, например, подкармливать зимующих птиц, залечить рану на стволе дерева.
11. Не унижать своего ребенка и не обсуждать его поступки при других.
12. Придумывайте вместе с детьми сказки, рассказы о доброте.
13. Используйте положительные примеры из детской литературы при воспитании ребенка.
14. Разучите пословицы: Добрые дела целыми веками живут. Доброе дело веками помнится. Доброму везде добро. Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Дидактические игры.
Игра"Что мы купили в магазине"
Цель:Сочетание существительных с числительными.
Описание игры: ты с мамой пошел в магазин,и вы купили яблоки,груши,дыни,бананы,апельсины,мандарины лимоны.Много каких фруктов вы купили?
Образец. В магазине мы купили много яблок.
груша-груш.
дыня-дынь
банан-бананов
апельсин-апельсинов
мандарин-мандаринов
лимлн-лимонов.
Игра"Назови ласково"
Цель:учить образовывать слова с ласкательными значениями.
Описание игры:ребенку предлагают назвать ласково животное(дикое или домашнее)
Образец.Заяц(заинька,зайчик,заюшка,зайчишка)
Лиса(лисонька, лисичка)
волк(волчик,волчишка)и т.п.
Игра"Во саду ли в огороде"
Цель: упражняться в классификации растений,расширятькругозор,развивать внимание,мышление,речь, воспитывать интерес к миру растений.
Описание игры: взрослый называет овощ или фрукт, а ребенок должен его классифицировать.
например:морковь-это овощ растет в огороде.
Яблоко-это фрукт растет в саду.
Игра"Скажи наоборот".
Цель:Упражнять в подборе слов-антонимов.
Описание игры:Предложенное слово нужно заменить на слово с пртивоположным значением. Например:
высокий-низкий
большой-маленький
хлодный-горячий
сладкий-кисый
твердый-мягкий и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание-практикум «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»
Цель: организовать общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающей природы....
"Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность"
Методическая разработка родительского собрания в младшей группе ДОУ...
Родительское собрание:"Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.
Программное содержание: Познакомить родителей с основой задачейречевого развития детей- выражать свои мысли,чувства,впечатления,используя речевые средства....
Родительское собрание: "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность".
Программное содержание:1. Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.2....
Родительское собрание на тему "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность"
Родительское собрание...
Родительское собрание Тема: «Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»
Программное содержание: Форма проведения: круглый стол с элементами игры и продуктивнойдеятельности.Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье. Фо...