Методическая разработка: «Свойства воды изучаем – речь развиваем»
методическая разработка по развитию речи
Материал реализется в направлении Речевое, познавательно- исследовательское развитие дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разнообразные варианты речевых игр с возможностью экспериментальной деятельности | 725.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка: «Свойства воды изучаем – речь развиваем»
Подготовила: старший воспитатель МБДОУ №156 Куклина Любовь Юрьевна
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский
Детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии познавательно - исследовательской активности дошкольников. Данное направление способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка и является эффективным средством речевого развития детей дошкольного возраста, так как включает в себя знакомство с новыми словами, словосочетаниями, позволяет формулировать отдельные выводы. Экспериментальная деятельность всегда вызывает у детей:
- особый интерес к исследованию предметов и их свойств;
- развивает мыслительные операции;
- стимулирует познавательную активность ребенка;
- активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями;
- обогащается словарный запас;
- побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
В работе учителя-логопеда привлечение экспериментальных форм позволяет интегративно решать образовательные задачи. В ходе экспериментирования взрослый создает проблемные ситуации, которые способствуют активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения, а через объяснения и умозаключения у детей пополняется словарный запас, формируются грамматические навыки, развивается связная речь. А постановка вопросов, которые заставляют ребенка вернуться к прошлому опыту (эксперименту), способствует развитию памяти.
Исследования свойств воды, её состояний, водных ресурсов, обращение к художественным произведениям включены в коррекционные занятия с элементами экспериментирования.
Формы познавательно-экспериментальной деятельности:
- Просмотр презентаций «Водная среда нашего региона», «Речные, морские жители».
Задача: познакомить дошкольников с видами водных объектов (реки, озера, залив); способствовать расширению словарных возможностей в соответствии с темой; развивать кругозор; отработать формообразующие цепочки по числовым характеристикам; развивать умение связного высказывания.
- Наблюдение в ходе прогулки «Вода в природе».
Задача: способствовать наблюдательности, поисковой деятельности на территории детского сада; познакомить с новыми понятиями (роса, влага, иней, лед); познакомить с циклом круговорота воды в природе: развивать умение связного умозаключения.
- Рассматривание альбомов «Явления природы»
Задача: познакомить с видами осадков (дождь, снег, град); развивать словарные возможности; способствовать познавательному интересу.
- Игра – экспериментирование
«Назови признак»
Задача: в ходе игры закрепить свойства воды с использованием тактильных ощущений (словарь прилагательных: холодная, горячая, твердая, прозрачная, бесцветная, мокрая, сухая, цветная, чистая, грязная)
«Тонет – не тонет»
Задача: в ходе игры формировать свойства предметов по отношению к воде (легче, тяжелее, растворимость, не растворимость).
«Цветные пузыри»
Задача: в ходе игры рассказать о свойстве шампуня, об образовании пузырей; познакомить с процессом приготовления цветного мыльного состава; способствовать развитию воздушной струи.
«Рыбки – гласные/согласные»
Задача: в ходе игры дети вылавливают рыбок с буквами; развивать фонематическое восприятие, способность к синтезу звуков в слоги, слова.
- Эксперименты
«Цветная вода»
Задача: доказать, что вода бесцветная; в ходе эксперимента показать окраску воды краской; показать окраску снега цветными каплями; развитие творческих идей в работе со снегом и цветной водой.
«Снег тает»
Задача: показать в талой воде частицы загрязнений; рассказать о свойстве таяния снега в тепле.
«Холодильник»
Задача: показать в ходе эксперимента замерзание воды в камере; познакомить с функцией заморозки; развивать творческое воображение.
«Льдинки – фигурки»
Задача: в ходе творческого эксперимента показать, что из воды и можно изготовить ледяные цветные фигурки; развитие творческих идей; обогащение словаря новыми словообразовательными цепочками.
- Чтение художественной литературы «Под грибом» В.Сутеева, «Галка и кувшин» Л.Толстого, «На горке» Н.Носова, «Ночное приключение» Ю.Кушака, «Лисичка-сестричка и волк».
Задача: развитие связного пересказа, рассказывания стихов; закрепить свойства воды, встречающихся в произведениях.
В ходе познавательно - экспериментальных форм работы удалось провести эффективную интегрированную, интересную для дошкольников практику по изучению свойств воды, познакомить детей с водными ресурсами, в процессе реализации предложенных форм работы удалось развить речевые компоненты у воспитанников с нарушениями речи.
Литература
1.О. В. Дыбина. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М. ,ТЦ «Сфера»,2014 г.
2.Н.В. Микляева. Познавательное и речевое развитие дошкольников. – М., ТЦ Сфера, 2015г.
3.Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности. – СПб., Детство –Пресс, 2018
4.Маленькие экспериментаторы: опыты с водой. Интернет ресурс: https://infourok.ru/kopi-malenkie-eksperimentatori-opiti-s-vodoy-dlya-detey-let-948052.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проекта «Водичка-водичка».
Методическая разработка проекта «Водичка-водичка».Воспитание бережного отношения к водным ресурсам....
Методическая разработка НОД "Вода и её свойства "
Занятие в области познавательного развития (опытно-экспериментальный вид деятельности) для старшего дошкольного возраста. Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды....
Методическая разработка "Свойства воды"
Изучаем свойства воды с Водяным. Для детей 5-7 лет...
"Календарь природы изучаем-речь развиваем"
Информационно – практико – ориентированный проект«Календарь природы изучаем – речь развиваем»...
Проект по речевому развитию «Басни И. Крылова изучаем—речь развиваем» подготовительная группа
Одним из направлений в работе с детьми дошкольного возраста является нравственное воспитание. И важным помощником воспитателя в этом вопросе является художественная литература. Воспитывать в мал...
Проект "Календарь природы изучаем – речь развиваем"
Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо з...
Методическая разработка на тему:"Изучаем наше тело".
Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию " Органы чувств"....