Проект "Календарь природы изучаем – речь развиваем"
проект по развитию речи (старшая группа)
Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи. Проект направлен на эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 195.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад_№2 « Рябинка»
Информационно – практико – ориентированный проект
«Календарь природы изучаем – речь развиваем»
Составили: Куриневская Светлана Германовна
воспитатель
Мегион 2019
Содержание
- Информационная карта проекта……………………………………………...….........3
- Введение……………………………………………………………………………….…4
- Актуальность проекта………………………………….…………………..………....…4
- Новизна и педагогическая целесообразность проекта………………………….........5
- Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты………………………………..….5-6
- Концептуальное обоснование проекта..…………………………………………..…...6
- Основные принципы работы в рамках проекта…………………………………….....7
- Педагогические технологии…………………………………………………………..…8
- Условия реализации проекта…………………………………………………………....9
- Этапы реализации проекта………………………………….………………………....10
- Динамика развития социально – коммуникативных способностей
воспитанников (целевые ориентиры)………………………………………...…….....11
- Основные показатели достижений детей в рамках проекта………………………...11
- Календарно-тематическое планирование……………….…………………………....12-15
- Виды совместной деятельности с детьми и формы работы………………………..15-16
- Взаимодействие с родителями. Перспективный план………………………….…...16-17
- Риски и пути преодоления рисков………………………………………………….…17
- Сравнение показателей результативности проекта в сравнении с
традиционными методиками обучения....................................................................17-18
- Вывод .. …………….…………………………………………….………….….....…18
- Литература…………………………………………………………………………..…..19
- Приложение №1 Анкета для родителей.
Приложение № 2 Разработки конспектов непосредственно образовательной деятельности
Приложение № 3 Сценарии совместного мероприятия
Приложение № 4 Консультация для родителей
Приложение №5 Мнемодорожки
2
Информационная карта проекта
Название проекта | Календарь природы изучаем – речь развиваем |
Тип проекта | Речевой |
Вид проекта | Краткосрочный, практико – ориентированный |
По количеству детей, вовлечённых в проект | Групповой |
Форма проведения | Дневная (совместная образовательная деятельность) |
По уровню контактов | На уровне образовательного учреждения |
Нормативно-правовое обеспечение | Концепция дошкольного воспитания (1989 г.) Конвенция о правах ребёнка (одобрена ООН 20.11.1989) Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ |
Цель | развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники |
Задачи | - формировать умение детей работать с опорой на мнемодорожки при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. ; - формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники; - формировать навыки культурного речевого общения; - развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение |
Структура и срок реализации проекта | 1. Подготовительный этап. Срок реализации: февраль 2. Основной этап. Срок реализации: февраль 3. Обобщающий этап. Срок реализации: февраль |
Составитель проекта | Куриневская С.Г воспитатель |
3
Введение
«Учите ребенка каким - нибудь пяти неизвестным ему
словам – он будет долго и напрасно мучиться, но
свяжите двадцать таких слов с картинками и он их
усвоит на лету» .
К. Д. Ушинский
В связи с введением в дошкольные образовательные учреждения «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и введению ФГОС в общеобразовательные учреждения, педагогам дошкольных учреждений, необходимо соответствовать современным тенденциям развития образовательных процессов. Где главенствующее значение имеет живое, заинтересованное общение ребёнка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности. Для этого необходимо у детей развивать связную речь - высшую форму мыслительной деятельности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.
Сегодня школа требует от ребенка, переходящего из детского сада в первый класс, высокого уровня умственного развития, который необходим для успешного усвоения программы начальной школы. Будущий первоклассник должен владеть устной речью, уметь правильно и точно выражать свои мысли, четко и понятно отвечать на поставленные вопросы, полно, последовательно, связно и выразительно передавать содержание прочитанного, логично и содержательно рассказывать по картине, самостоятельно и творчески придумывать свои маленькие сочинения. Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования. «Умение связно говорить развивается при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях»
Современный мир насыщен информацией, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, и данная тенденция с каждым годом растет, поэтому развитие речи становиться все более актуальной проблемой.
Актуальность
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемодорожки – это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемодорожки ускоряют процесс запоминания, активизируют речевую деятельность, развивают мышление и воображение.
Мнемодорожки особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
4
Проблема: Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.
Новизна и педагогическая целесообразность проекта заключается: в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы), аудиальный (слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников).
Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребёнка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приёмы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.
Содержание мнемодорожек – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемодорожки – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Мнемодорожки используются в следующих случаях:
· Для обогащения словарного запаса детей
· При обучении составления рассказов
· При пересказах художественной литературы
· При отгадывании и загадывании загадок
· При заучивании стихов
Мнемотехника позволяет учитывать особенности каждого ребёнка в области познания.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Цель проекта: развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники
5
Задачи проекта:
- формировать умение детей работать с опорой на мнемодорожек при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. ;
- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;
- формировать навыки культурного речевого общения;
- развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).
Ожидаемые результаты:
Улучшение показателей связности речи;
У детей сформированы умения говорить связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;
Концептуальное обоснование проекта
В век развития компьютерных технологий, перед обществом встает одна из самых больших проблем - проблема "живого" общения. Люди разучились говорить о своих чувствах, переживаниях, разучились договариваться и т.д., так как не могут сформулировать свои мысли и передать их в словах. «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» - говорил когда-то известный философ Аристотель.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Развитие речи и формирование навыков общения - одна из главных задач детского сада.
Связная речь выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
З.И. Истомина в своем исследовании, посвящённом изучению влияния словесного образца и наглядного материала на развитие речи детей-дошкольников, приходит к заключению, что словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Вместе с тем она указывает, что опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности. Следовательно, при формировании связной речи больше нужно использовать речевые образцы.
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, Э.П.Коротковой, В.И.Логиновой, Н.М.Крыловой, В.В.Гербовой, Г.М. Ляминой; методы и приемы обучения дошкольников связной речи - Е.А.Смирновой и О.С.Ушаковой.
Однако эти приемы оказываются недостаточно эффективными (предлагаемые методы и приемы развития связной речи более ориентированы на представления фактического материала для детских рассказов, интеллектуальные процессы, значимые для построения текста, в них менее отражены), а в ряде случаев и неприемлемыми для обучения детей с системным недоразвитием речи.
Во – первых, усваивая речь по аналогии с заданным образцом, т. е. эмпирически, без знания элементарных правил ее построения, дети оказываются несостоятельными в осуществлении контроля за правильностью ее организации. Такой метод, существующий в практике обучения детей с нарушениями речевой деятельности, не соответствует современному требованию к методике, основанному на том, что успешное формирование прочных умений и навыков предполагает определенную опору не только на практическое овладение образцом, заданным педагогом, но и опору на представления о структурно-семантических закономерностях построения связного сообщения.
6
Во – вторых, в психологии и логопедии неоднократно отмечалось, что у детей, имеющих нарушения моторной стороны речи, всегда в какой-то степени выявляются и нарушения ее рецепторной стороны, касающиеся процессов восприятия. Детям с нарушениями речевого развития свойственно
первичное или вторичное нарушение фонематического восприятия, слухового внимания и памяти, которая обеспечивает процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. По мнению Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М., Филичевой Т.Б.: словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Их рассказы бедны, отрывочны, алогичны.
Кольцова М.М. отмечает: Связная речь у детей с ОНР не может быть воспитана сама по себе, так как она требует четко спланированной систематической работы педагога, предполагающей проведение специальных коррекционно – развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи.
Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Поэтому работа над разделом «Формирование связной речи у дошкольников» по мнению автора имеет особую сложность и актуальность. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
Практика показывает, что в качестве эффективного средства можно использовать наглядные мнемотехнические методы.
Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций. Образные средства, точнее, модельные представления, являются центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981,Л.А. Венгер, А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков). Через всю проектную деятельность красной нитью проходит решение проблемы использования мнемотехнических приемов, помогающих ребенку осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте.
Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней четко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Мы не можем запомнить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного, слухового, артикуляторного и кинетического) запоминание возможно, только если объект ассоциируется в нашем сознании с чем-либо, что мы уже знаем и помним. Большинство ассоциативных привязок с чем-то известным происходит бессознательно. Многие не ощущают развития процессов, которые протекают в подсознании. И, тем не менее то, что прочно ассоциируется, - запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, - забывается. Наблюдательность и память идут рука об руку. Ребенок не может запомнить то, что не наблюдал, а запоминать и наблюдать можно только то, что его очень заинтересовало. Деятельность ребенка необходимо построить на интересе.
Основные принципы работы в рамках проекта:
- принцип развивающего образования, в соответствие с которым главной целью является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогике, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
- принцип концентрации состоит в направленности воспитательной работы на умение правильно себя вести в коллективе; 7
- принцип коллективности социального воспитания заключается в том, что коллектив выполняет воспитательную функцию, дает человеку большой жизненный опыт и учит его правильно поступать в различных жизненных ситуациях; - под принципом дополнительности принято понимать комплексное использование всех перечисленных принципов;
Взаимодействие педагоги – родители основывается на соблюдении всеми участниками следующих принципов:
- доступности: каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах;
- открытости: на сайте детского сада можно ознакомиться с уставом, договором с родителями и иными локальными актами, с исторической справкой учреждения и текущей информацией. Есть рубрика для родителей, кроме того они могут обратиться с вопросами к руководителю учреждения или специалистам по электронной почте или через сайт;
- доброжелательности всех участников содружества, соблюдения морально-этического устава, разработанного для формирования позитивных взаимоотношений родителей и педагогов;
- добровольности: в процессе реализации задач и содержания программы не допускается никакого принуждения.
Педагогические технологии
Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий:
технология проектной деятельности одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее;
здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная), динамические паузы, релаксация, закаливания, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье);
личностно-ориентированная технология обучения и воспитания: обеспечение комфортных условий ребёнку в семье и дошкольном учреждении, предоставление возможности ребёнку для самореализации в игре. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании;
индивидуального подхода - воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников;
технология исследовательской деятельности: знакомство с историей своего рода; предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей;
в современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях всовместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры, подбирается иллюстративный материал (сканирование, интернет, принтер, презентация); дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий; оформление групповой документации по проекту; создание презентации в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
8
Условия реализации проекта
Создание условий для реализации проекта должно обеспечить развитие личности ребенка в сфере социально-коммуникативного развития на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и к другим людям.
Построение предметно-развивающей среды в ДОУ основано на Методических рекомендациях для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» О.А.Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р.Радионова и др.М.: ФИРО, 2014
Психолого-педагогические условия | |
Для успешной реализации проекта обеспечены психолого-педагогические условия. Это уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности через реализацию намеченных мероприятий. Проект соответствует возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитание детей через вовлечение в совместную деятельность с детьми. | |
Материально – техническое обеспечение проекта | |
- телевизор, - музыкальный центр, - центры детской активности группы, - мини-музей ДОУ. | |
Развивающая предметно – пространственная среда | |
Компоненты среды | Оснащение |
Функциональный модуль «Игровая»: | - куклы, кукольная мебель; - модуль – основа для игры «Кухня», «Дом»; - набор машинок; - художественная литература, сборник стихотворений о семье, сборник пословиц и поговорок о семье. - фотографии, семейные фотоальбомы; |
Функциональный модуль «Физкультура»: | -мячи; - ленты; - обручи - султанчики; |
Функциональный модуль «Музыка»: | |
- комплект видеофильмов; - компакт-диски со звуками природы; - интерактивные коммуникативные игры; - ширмы; | |
Функциональный модуль «Творчество»: | - разрезные сюжетные картинки; - репродукции картин по теме проекта, |
Функциональный модуль «Логопед»: | - подборка художественной литературы; - комплект карточек для проведения артикуляционной гимнастики на тему: «Народный календарь - набор пазлов; - набор пальчиковых кукол по сказкам; - интерактивные коммуникативные игры; |
Функциональный модуль «Уличное пространство»: | - веранда - карусель - песочница; |
Этапы реализации проекта
В основе организации проектной деятельности, реализуемой на практике, лежит структура, предложенная Н.А.Рыжовой, состоящая из трёх основных этапов: подготовительного, основного и обобщающего.
1.Подготовительный этап
Оценка уровня словесно-логического мышления. Постановка проблемы и цели. Составление перспективного плана работы по проведению проекта. Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с мнемотехникой. Проявление интереса родителей и помощь в подборе тематического материала. Проявление интереса к теме проекта и принятие участие в сборе тематического материала.
Прогнозируемый результат: обеспечена информационная, мотивационная, организационная готовность участников проекта.
2.Основной этап
В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта: Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по темам с использованием мнемодорожек, опорных картинок, алгоритмов. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемодорожек. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх. Составление загадок, скороговорок и поговорок по мнемотехнике. Изготовление игр, наглядных пособий для детей.
Прогнозируемый результат: у детей сформируются представления о временах года, о их признаках, последовательности.
3.Обобщающий этап
Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Подведение итогов.
Оформление « Эко лэпбук «Календарь природы».
Прогнозируемый результат: реализация социально значимых целей, воплощённая в виде проекта, сопровождается большим эмоциональным подъёмом и доставляет большое удовольствие всем участникам.
10
Динамика развития социально – коммуникативных способностей воспитанников (целевые ориентиры)
1. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
2. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
3. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
4. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
5. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
6. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
7. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Основные показатели достижений детей в рамках проекта:
- дети умеют логично выстраивать предложения, но у некоторых детей еще нарушается последовательность слов;
- дети умеют устанавливать логично – смысловые отношения между предметами, изображенными на картинках;
-при пересказе устанавливают причинно – следственные связи и достаточно хорошо составляют предложения;
- практические отсутствуют грамматические ошибки;
- самостоятельно составляют рассказ – описание.
11
Календарно – тематическое планирование
№ | Формы работы | Цель |
Понедельник 11 февраля – Романа. Народ в этот день шутил: ветры дули – шапку сдули, кафтан сняли, рукавицы сами спали. | ||
Беседа - разговор с детьми по теме «Календарь природы. Зима.» | Учить называть последовательно дни недели, времена года, месяцы с опорой на мнемодорожку. Формировать представления об изменениях в природе. | |
Учить пословицы и поговорки о времених года с опорой на мнемодорожку | Развивать способность запоминать текст по мнемодорожкам. Развивать память. | |
Чтение Н. Калинина «Про снежный колобок» | Развивать словесно-логическое и наглядно-образное мышление, целостное восприятие текста, внимание, память. Обогащать и уточнять активный и пассивный словарный запас, расширять кругозор. | |
Наблюдение за снегом | Уметь устанавливать причинно-следственные связи. | |
Речевые игры и упражнения « Сравни и назови по образцу» | Закреплять умение в образовании сравнительной степени прилагательных. | |
Рисование «Мой любимый снеговик» | Учить отражать по памяти в рисунках знакомые объекты. | |
Имп с речевым сопровождением «Ровным кругом» | Развивать умение самостоятельно организовывать игру, устанавливать правила | |
Сюжетно ролевая игра «Семья на прогулке» | Учить договариваться в игре, играть дружно, распределяя роли. | |
Вторник 12 февраля – Три святителя - непрядильщика. Если в эту ночь красноватая луна – к сильному ветру. Ветер понесся – к сырому году. | ||
Беседа-исследование понятия «Дни недели» | Учить называть последовательно дни недели, закреплять умение детей работать с календарем природы. Закрепить с детьми знание дней недели, используя календарь закрепить знание цифр. | |
Заучивание стихотворения В.Степанова «Неделя» с опорой на мнемодорожку) | Развивать способность запоминать текст по мнемодорожкам. Совершенствовать грамматический строй речи. | |
Физминутка с речевым сопровождением «Зима промчалась мимо» | Закрепление умения изображать группу людей – семью, передавая характерные особенности каждого человека. Воспитывать любовь к своим родным. | |
Наблюдение за работой дворника Метание снежков в вертикальную | Воспитывать интерес и уважение к людям труда. | |
И/У «Дни недели» | Расширять объем словаря, выявление временные представления | |
Музыкальная шкатулка, слушание и импровизация танцевальных движений под музыку | Воспитывать любовь к музыкальным произведениям, развивать пластику. | |
Рисование «Иней» | Создать условия для умения рисовать зимний пейзаж, выработать умение рисовать красками. Воспитывать интерес к зимней природе. | |
Д/и «Живая неделя» | Учить выстраиваться в соответствии с цифрами, называть дни недели. | |
Хоровод-игра «Ручеёк» | Прививать любовь к народным традициям | |
Сюжетно ролевая игра «Выходной день» | Развивать словарный запас (названия предметов одежды); воспитывать бережное отношение к окружающей среде, формировать навыки эстетического созерцания. | |
Среда 13 февраля - Преподобный Никита, хранитель от пожаров и молний. Если днем был иней – ночью снег не выпадет. Какова вечерняя заря, таков и другой день | ||
Беседа «Бродяга-ветер погодою вертит. Улица, где живёт зима» | Учить называть признаки зимы с опорой на мнемодорожку, составлять связный рассказ. Формировать представления детей о взаимосвязи погодных явлений. | |
Центр книги- рассматривание книг «Времена года» | Создать условия для закрепления представлений о сезонных изменениях в природе | |
Словотворчество «Загадки» загадывание загадок | Учить детей составлять и отгадывать загадки. | |
Наблюдение за небом в зимний день | Развивать наблюдательность | |
Эксперимент «Ветер» | Выяснить как снег превращается в воду. | |
Разучивание заклички «Ветер, ветер, ветродуй» | Развивать способность запоминать текст по мнемодорожкам. Совершенствовать грамматический строй речи. | |
Д/и «Злой и добрый ветер» (с использованием ТРИЗ) | Развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи | |
П/и «Крута гора» | Способствовать развитию крупной моторики и координации движения. | |
Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй» | Закреплять названия и последовательность дней недели. | |
Динамическая пауза «Ветер бывает разный»» | Развивать внимание, воображение, фантазию детей. | |
Словесная игра «Лишнее слово» | Расширять объем словаря, уточнять представления о признаках объектов. | |
Аппликация «Снеговик из снежинки» | Работа по развитию мелкой моторики «вырезаем снежинку из салфеток» | |
Хороводная игра «Бабка-Ёжка» со словесным сопровождением | Прививать любовь к народным традициям | |
СРИ «Прогулка на лыжах в лесу» Центр строительно-конструктивных игр | Развивать у детей социально-коммуникативные качества | |
Четверг 14 февраля – Трифон. Коли на Трифона звёздно – к поздней весне. Если к концу дня небо покрывается туманным слоем белого облака – предстоит хорошая погода. | ||
Беседа «Путешествие по дням недели, временам года, месяцам» | Учить называть последовательно дни недели, времена года, месяцы с опорой на мнемодорожку. Активизировать словарь по дням неделям, временам года, месяцам. Развивать познавательный интерес и логического мышления. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление. | |
Заучивание чистоговорки с опорой на мнемодорожку | Развивать способность запоминать текст по мнемодорожкам. Совершенствовать грамматический строй речи. | |
Прогулка «наблюдение за нежвой природой»,за снегом и льдом | Развивать наблюдательность, речь и память. | |
Чтение художественной литературы Г.Скребицкий «Четыре художника. Зима» | Создать условия для развития связной речи. Расширять представления о природных явлениях. | |
Игровое упражнение с палочками «Выложи и опиши» | Создать условия для формирования умения выкладывать фигуры из палочек. | |
Ручной труд «Зима с весной встречается», коллективная работа | Создавать аллегорические изображения зимы и весны. Закреплять умение работать с клеем и ножницами. | |
Игровое упражнение «Снежинки кружатся» (музыкальная игра) | Учить детей различать и передавать в движении темп музыкального звучания. Развивать эстетическое восприятие. | |
Словесная игра с мячом «Я знаю 5 зимних слов…» | Расширять объем словаря, уточнять представления о признаках объектов, их частей. | |
СРИ «Путешествие на Северный полюс» | Продолжить знакомить детей с жизнью людей на Севере, формировать умение творчески развивать сюжет игры, использовать предметы заместители. | |
Пятница 15 февраля – Сретение. Зима с весною встретились. На Сретенье солнце на лето, зима на мороз. | ||
Беседа «Стретенье» Обычаи и приметы. | Воспитывать любовь к Родине, приобщать к культуре русского народа. | |
Д/и «Что происходит в природе?» | Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. | |
Создание условий для сенсомоторного уровня речи «Ветер странствий нас позвал» | Активизировать речь детей. Расширять представления о природных явлениях. | |
Заучивание стихотворения «Зима» И.Суриков с опорой на мнемодорожку | Учить детей выразительно рассказывать наизусть стих «Зима», упражнять в подборе определений к заданному слову. | |
Разучивание заклички «Солнышко» | Развивать способность запоминать текст по мнемодорожкам. Совершенствовать грамматический строй речи. | |
Словесная игра «Хорошо-плохо» (ТРИЗ) | Расширять объем словаря, уточнять представления о признаках объектов, воспитывать интерес к окружающей природе. | |
Развлечение «Как Зима с Весной силой мерялась» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.63) | Формировать представление о здоровом образе жизни, закреплять знание детьми характерных признаков зимы и весны, тренировать в отгадывании загадок, запоминании русских народных закличек, пословиц, поговорок, разучить русские народные игры, формировать активную речь. |
14
Виды совместной деятельности взрослого с детьми и формы работы
Виды деятельности | Формы работы |
Коммуникативная | Беседа - разговор с детьми по теме «Календарь природы. Зима.» Чтение Н. Калинина «Про снежный колобок» Беседа-исследование понятия «Дни недели» Беседа «Бродяга-ветер погодою вертит. Улица, где живёт зима» Беседа «Путешествие по дням недели, временам года, месяцам» Чтение художественной литературы Г.Скребицкий «Четыре художника. Зима» Беседа «Стретенье» Обычаи и приметы. |
Игровая | Сюжетно – ролевые игры: «Семья на прогулке». Цель: учить договариваться в игре, играть дружно, распределяя роли. «Выходной день». Цель: Развивать словарный запас (названия предметов одежды); воспитывать бережное отношение к окружающей среде, формировать навыки эстетического созерцания. «Прогулка на лыжах в лесу». Цель: развивать у детей социально-коммуникативные качества «Путешествие на Северный полюс». Цель: продолжить знакомить детей с жизнью людей на Севере, формировать умение творчески развивать сюжет игры, использовать предметы заместители. Игры малоподвижные: с речевым сопровождением «Ровным кругом». Цель: развивать умение самостоятельно организовывать игру, устанавливать правила. П/и «Крута гора». Цель: способствовать развитию крупной моторики и координации движения. Хоровод-игра «Ручеёк». Цель: прививать любовь к народным традициям. Хороводная игра «Бабка-Ёжка» со словесным сопровождением. Цель: прививать любовь к народным традициям Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй». Цель: Закреплять названия и последовательность дней недели. Дидактические игры: «Живая неделя». Цель: учить выстраиваться в соответствии с цифрами, называть дни недели.«Злой и добрый ветер» (с использованием ТРИЗ). Цель: развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Д/и «Что происходит в природе?» Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. |
Познавательно - исследовательская | Физминутка с речевым сопровождением «Зима промчалась мимо». Цель: Закрепление умения изображать группу людей – семью, передавая характерные особенности каждого человека. Воспитывать любовь к своим родным. И/У «Дни недели». Цель: Расширять объем словаря, выявление временные представления. Беседа «Путешествие по дням недели, временам года, месяцам». Цель: учить называть последовательно дни недели, времена года, месяцы с опорой на мнемодорожку. Активизировать словарь по дням неделям, временам года, месяцам. Развивать познавательный интерес и логического мышления. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление. Заучивание чистоговорки с опорой на мнемодорожку. Цель: развивать способность запоминать текст по мнемодорожкам. Совершенствовать грамматический строй речи. |
Чтение (восприятие) художественной литературы | К.Ушинский « Проказы старухи-зимы»; Н.Калинина «Про снежный колобок»; В.Бианки «Синичкин календарь»; Заучивание стихотворения В.Степанова «Неделя» с опорой на мнемодорожку) Чтение художественной литературы Г.Скребицкий «Четыре художника. Зима» Народные приметы. Загадки. Народные пословицы и поговорки. И.Суриков «Зима» М.Пришвин «Ночевка зайца». |
Трудовая | Наблюдение за работой дворника Метание снежков в вертикальную. Цель: воспитывать интерес и уважение к людям труда. Ручной труд «Зима с весной встречается», коллективная работа. Цель: создавать аллегорические изображения зимы и весны. Закреплять умение работать с клеем и ножницами. |
Изобразительная | Рисование «Мой любимый снеговик». Цель: учить отражать по памяти в рисунках знакомые объекты Рисование «Иней». Цель: создать условия для умения рисовать зимний пейзаж, выработать умение рисовать красками. Воспитывать интерес к зимней природе. Аппликация «Снеговик из снежинки». Цель: работа по развитию мелкой моторики «вырезаем снежинку из салфеток». |
Двигательная | Пальчиковая гимнастика по теме «Зима» Физкультурные минутки и динамические паузы по теме «Зима» Музыкально - спортивный праздник «Праздник наших пап» |
Музыкальная | Музыкальная шкатулка, слушание и импровизация танцевальных движений под музыку. Цель: воспитывать любовь к музыкальным произведениям, развивать пластику. Игровое упражнение «Снежинки кружатся» (музыкальная игра). Цель: учить детей различать и передавать в движении темп музыкального звучания. Развивать эстетическое восприятие. |
Восприятие произведений изобразительного искусства | Рассматривание и обсуждение слайдов репродукций картин художников: А. Пластов «Первый снег» Н. Крымов «Зимний пейзаж» |
Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника».
Помощь родителей в изготовление мнемодорожек на тему « Зима».
16
Основные направления:
- Изучение семей и условий семейного воспитания;
- Психолого-педагогическое просвещение родителей;
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
- активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом;
- Дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;
- Обобщение и распространение опыта семейного воспитания.
Перспективный план взаимодействия с родителями
Родительский всеобуч | Семейные экскурсии | Творческие мастерские (совместно с детьми) | Детско –родительские праздники, досуги | Взаимодействие дети-родители | |
Февраль | Консультация для родителей «Мнемотехника - искусство запоминания» | Ручной труд «Зима с весной встречается», коллективная работа | 23 февраля - День защитника Отечества. | Составление книжки – малышки «Мнемодорожки» |
Риски и пути преодоления рисков
- Возможное неприятие со стороны родителей, которое может проявляться в нежелании участвовать в мероприятиях. Для этого предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практической, когда родители осознают значимость совместной деятельности. С целью активизации деятельности родителей, запланировано проведение ряда индивидуальных консультаций для родителей по теме проекта. Также обеспечена открытость деятельности учреждения: Функционирует сайт ДОУ, имеется электронная почта.
- Утеря интереса детей к деятельности. Для устранения данного риска в проект включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и как правило представлены в игровой форме. Это стимулирует познавательную активность детей.
Сравнение показателей результативности проекта в сравнении с традиционными методиками обучения
- Внедрение модели развития социально-коммуникативных способностей детей через новые педагогические технологии в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Дальнейшее использование разработанной и предложенной модели позволит совершенствовать поисково-исследовательскую активность дошкольников
- Результативность проекта в сравнении с традиционными методиками обучения очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данный проект доказывает, что такой инновационный метод обучения как проектная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону достижений детьми целевых ориентиров дошкольного образования
Вывод: правильное планирование и эффективное проведение работы по речевому развитию детей возможно, когда знаешь возрастные особенности 17
- развития речи детей.
Развитие речи через экологическое воспитание и общение с природой помогает обогатить речь ребёнка, сделать её образной, выразительной, откорректировать имеющие недостатки, расширить лексико-грамматические возможности практического овладения навыками словообразования и словоизменения.
Вывод: Теоретическое исследование проблемы показало, что старший дошкольный возраст - период качественного преобразования восприятия и внимания, воображения и памяти, период бурного развития речи, языковых способностей ребёнка, что к моменту поступления в школу связная речь у детей развита достаточно хорошо. Выявлено, что монологическая речь психологически сложнее, диалогической, она отличается большей развернутостью, что монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи и опирается на мышление. Отмечено, что монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении.
При изучении литературы было выделено, что мнемотехника многофункциональна, на основе ее создаются разнообразные дидактические игры, модели, компьютерные программы по развитию связной речи детей, что систематическая работа с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники дает достаточно высокие результаты по формированию связной речи.
Литература:
1.О.Ю Филимонова «Развитие словаря дошкольника в играх» 2.Е.А.Алябьева «Учим русский язык» (Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет) 3.Е.Синицына «Развивающие стихи и рифмы» 4.С.А.Веретенникова и А.А.Клыков «Четыре времени года» 5.В.Степанов «Времена года» 6.Деманстрационный материал «12 месяцев» (беседы, загадки, считалки, народные приметы, стихи, игровые упражнения, творческое задание). 7. О.С.Ушакова «Придумай слово» ( Развиваем речь: речевые упражнения и игры) 8.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 9.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 года). 10. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006.
18
Приложение №1
Анкета для родителей
Мнемотехника
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
Знаете ли Вы, что такое мнемотехника. (Да, нет.) Как понимаете значение этого слова. ________________________________________________________________
Для чего используется мнемотехника?_______________________________
________________________________________________________________
Приведите пример использования мнемотехнических приёмов._________________________________________________________
Хотели бы Вы узнать больше о мнемотехнике, освоить приёмы работы? _________________________________________________________________
Каким способом Вы хотели бы получить более подробную информацию (открытое занятие, консультация, информация на стенде, информационная папка, другое)_____________________________________________________
Как Вы считаете, необходимо ли проводить такую работу с детьми в дошкольном учреждении (да, нет), дома (да, нет).
Объясните свой ответ.______________________________________________
_________________________________________________________________
Хотели бы Вы, чтобы с вашим ребёнком проводилась такая работа. (Да, считаю необходимой, нет, не знаю.)__________________________________
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "наблюдаем за изменениями в природе осенью и развиваем речь своего ребёнка"
консультация поможет наблюдать изменения в природе, видеть красоту, развивать речь....
"Календарь природы изучаем-речь развиваем"
Информационно – практико – ориентированный проект«Календарь природы изучаем – речь развиваем»...
Мультимедийная презентация "Природу изучаем и речь развиваем"
В содержание презентации включены игровые дидактические упражнения по эколого-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка: «Свойства воды изучаем – речь развиваем»
Материал реализется в направлении Речевое, познавательно- исследовательское развитие дошкольников....
Картотека различных игр по развитию речи при изучении правил дорожного движения. "В игры мы играем, речь развиваем, правила дорожные изучаем"
Данная картотека поможет воспитателям, логопедам в работе со старшими дошкольниками при изучении лексических тем, связанных с изучением транспорта, профессий на транспорте, безопасного поведения на ул...
Проект по речевому развитию «Басни И. Крылова изучаем—речь развиваем» подготовительная группа
Одним из направлений в работе с детьми дошкольного возраста является нравственное воспитание. И важным помощником воспитателя в этом вопросе является художественная литература. Воспитывать в мал...
«Наблюдение - приметы ранней весны» Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе весной. Задачи: развивать наблюдательность, воспитывать любовь к природе, вызывать радостные чувства от встречи с природой.
Прогулка во 2 группе раннего возраста «Наблюдение - приметы ранней весны»Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе весной.За...