Проект по речевому развитию «Басни И. Крылова изучаем—речь развиваем» подготовительная группа
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Грицук Марина Николаевна

 Одним из направлений в работе с детьми дошкольного возраста является нравственное воспитание. И важным помощником воспитателя в этом вопросе является художественная литература. Воспитывать в маленьком ребёнке чувство отзывчивости, коллективизма, доброжелательности, умение проявлять заботу о товарище и многие другие важные качества личности помогают в наше беспокойное время - басни.

В баснях высмеиваются разные пороки людей. В непринуждённой форме они показывают маленькому человеку, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Каждая басня- это сочетание мудрости, морали и юмора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130

ПРОЕКТ по речевому развитию

«Басни Ивана Крылова изучаем—речь развиваем»

подготовительная группа

                                                         

Руководители:

Ф.И.О. Грицук Марина Николаевна              

воспитатель группы

подготовительной  группа №7 

             

г. Калининград, 2023

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

Тема проекта

ПРОЕКТ

«Басни Ивана Крылова изучаем—речь развиваем»

подготовительная группа

Вид проекта

Интегрированный. По содержанию: информационно - практический, творческий.
По продолжительности: длительный
По количеству участников: групповой, подгрупповой.

Разработчик Проекта

Руководители:

Ф.И.О Грицук Марина Николаевна              

воспитатель группы №7

Основные исполнители Проекта

(участники Проекта)

Воспитатель подготовительной    группы №7 МАДОУ ЦРР д/с № 130

воспитанники подготовительной    группы №7

Родители

Место реализации Проекта

г. Калининград МАДОУ ЦРР д/с № 130

Цель

Проекта

Расширить  представления детей о творчестве И. А. Крылова; развивать нравственные качества детей; создать условия для активного использования литературного опыта детей в их повседневной и творческой деятельности.

Основные    задачи       Проекта

1. Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мыслей; закрепить умения детей пользоваться в речи средствами художественной выразительности; развивать память, воспитывать любовь к литературе.

 2. Осуществлять нравственно-этическое просвещение детей с помощью басен Крылова.

 3. Повышать педагогические навыки родителей. Продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней; развивать устойчивый интерес к книге как самостоятельному наглядному объекту литературы.

 4. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей.

 5. Развивать поисковую деятельность детей.

 6. Закреплять умение передавать образы персонажей посредством изобразительной деятельности, приобщать детей к театральному искусству, совершенствовать диалогическую форму речи, обогащать словарь образными выражениями, сравнениями, эпитетами, воспитывать навыки театральной культуры деятельности.

 7. Обратить внимание родителей на ход образовательного процесса по области «чтение художественной литературы», ориентировать родителей в выборе художественных произведений (басен, направленных на развитие художественного вкуса ребенка), привлечь родителей к продуктивной деятельности.

Гипотеза проекта

 При анализе бесед с детьми было выявлено, что многие дети не используют в своей речи образные выражения, метафоры, эпитеты. Басня является жанром художественной литературы, в котором широко представлены средства художественной выразительности: сравнения, метафоры, образные выражения, в том числе пословицы, поговорки, а также множество крылатых выражений. Одним из приемов написания басни была диалогическая речь между героями басен, что является образцом для формирования диалога в речи детей. Почему именно басня? Этот жанр по многим признакам близок детям. Действующими лицами в баснях являются животные и звери. События разворачиваются быстро, содержание басен легко можно пересказать, инсценировать. После чтения нетрудно проводить беседы морально-нравственного характера. Помогают басни и умственному развитию, так как учат видеть за событиями и явлениями повседневной жизни их скрытый смысл, разбираться в человеческих характерах, оценивать поступки людей, схватывать их смешные стороны, чем воспитывают наблюдательность, чувство юмора и остроумие.

Ожидаемые результаты реализации Проекта

(польза проекта)

1.Повышение уровня  произвольной памяти, внимания, развития речи детей.

2. Владение детьми различными способами запоминания басен.

3.Повышение интереса к заучиванию басен.

-оснащение развивающей среды в группе;

-формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний;

-развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умения высказывать идеи и предположения;

-развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые басни по отрывкам из них;

-формирование умения инсценировать произведения или отрывок из него;

-активное участие родителей в реализации проекта;

-популяризация семейного чтения.

Критерии эффективности проекта

Изучение   басен  в  дошкольном возрасте имеет большое  воспитательное  значение.   Басни  содержат  богатый  материал  для  воздействия  на  эмоциональную  сферу  ребёнка  и  воспитания  у  него  высоких  моральных  качеств  силой  художественного  слова.  Басни Крылова приобщают детей к накопленной веками народной мудрости и нравственным ценностям, воспитывают положительные качества и черты характера, расширяют их кругозор. Привить ребенку чувство доброжелательности, отзывчивости, потребности в дружеских взаимоотношениях помогают художественно-литературные произведения.

Основные принципы Проекта

От простого к сложному.

Системный  подход;

Планомерность  и непрерывность;

 Индивидуальный подход. принцип развивающего обучения;

принцип свободы выбора;

принцип личностно - ориентированного обучения;

Основополагающий проблемный вопрос  проекта: «Чему нас учат басни И.А.Крылова роль басни в жизни человека?»

Нормативно-правовая база проекта

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Обеспечение проекта:

материально-техническое  

Проектор, компьютер, колонки, выход в «Интернет», принтер, бумага. Энциклопедии.

Воспитатель подготовительной группы №7    Ф.И.О. Грицук  Марина Николаевна

Разработку проекта  «Басни Ивана Крылова изучаем—речь развиваем»

подготовительная группа

с 01.10.2023 – 27.03.2024 г. подтверждаю:

    Заместитель заведующего по ВМР                                                  Н.Н.Лосицкая

    Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130                                                                          

                        В.Г. Александрова

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130

ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ

на тему:

«Басни Ивана Крылова изучаем—речь развиваем»

подготовительная группа

                                                         

Руководитель:

Ф.И.О. Грицук Марина Николаевна                

воспитатель группы

Грицук М.Н.

. 

г. Калининград, 2024

Объем выполненной работы

Объем выполненных работ по проекту  выполнен полностью.

Значимость полученных результатов

Общие выводы по проекту

 

Оценка успешности Проекта

Воспитатель подготовительной   группы №7      Ф.И.О. Грицук М.Н.

Реализацию проекта «Басни Ивана Крылова изучаем—речь развиваем»

подготовительная группа

27.03.2024 г. подтверждаю:

Заместитель заведующего по ВМР                                             Н.Н.Лосицкая

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130                                    В.Г. Александрова



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130

ПРОЕКТ по речевому развитию

«Басни И. Крылова изучаем—речь развиваем»

                                                         

Руководитель:

Ф.И.О. Грицук Марина Николаевна              

воспитатель  

подготовительная группа №7 

г. Калининград, 2023

«Басни И. Крылова изучаем—речь развиваем»

Актуальность: . При анализе бесед с детьми было выявлено, что многие дети не используют в своей речи образные выражения, метафоры, эпитеты. Басня является жанром художественной литературы, в котором широко представлены средства художественной выразительности: сравнения, метафоры, образные выражения, в том числе пословицы, поговорки, а также множество крылатых выражений. Одним из приемов написания басни была диалогическая речь между героями басен, что является образцом для формирования диалога в речи детей. Почему именно басня? Этот жанр по многим признакам близок детям. Действующими лицами в баснях являются животные и звери. События разворачиваются быстро, содержание басен легко можно пересказать, инсценировать. После чтения нетрудно проводить беседы морально-нравственного характера. Помогают басни и умственному развитию, так как учат видеть за событиями и явлениями повседневной жизни их скрытый смысл, разбираться в человеческих характерах, оценивать поступки людей, схватывать их смешные стороны, чем воспитывают наблюдательность, чувство юмора и остроумие.

Проблема: Одним из направлений в работе с детьми дошкольного возраста является нравственное воспитание. И важным помощником воспитателя в этом вопросе является художественная литература. Воспитывать в маленьком ребёнке чувство отзывчивости, коллективизма, доброжелательности, умение проявлять заботу о товарище и многие другие важные качества личности помогают в наше беспокойное время - басни.

В баснях высмеиваются разные пороки людей. В непринуждённой форме они показывают маленькому человеку, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Каждая басня- это сочетание мудрости, морали и юмора.

Цель: Расширить  представления детей о творчестве И. А. Крылова; развивать нравственные качества детей; создать условия для активного использования литературного опыта детей в их повседневной и творческой деятельности.

Задачи: 

1. Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мыслей; закрепить умения детей пользоваться в речи средствами художественной выразительности; развивать память, воспитывать любовь к литературе.

 2. Осуществлять нравственно-этическое просвещение детей с помощью басен Крылова.

 3. Повышать педагогические навыки родителей. Продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней; развивать устойчивый интерес к книге как самостоятельному наглядному объекту литературы.

 4. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей.

 5. Развивать поисковую деятельность детей.

 6. Закреплять умение передавать образы персонажей посредством изобразительной деятельности, приобщать детей к театральному искусству, совершенствовать диалогическую форму речи, обогащать словарь образными выражениями, сравнениями, эпитетами, воспитывать навыки театральной культуры деятельности.

 7. Обратить внимание родителей на ход образовательного процесса по области «чтение художественной литературы», ориентировать родителей в выборе художественных произведений (басен, направленных на развитие художественного вкуса ребенка), привлечь родителей к продуктивной деятельности.

Тип проекта:

Интегрированный. По содержанию: информационно - практический, творческий.
По продолжительности: длительный.
По количеству участников: групповой, подгрупповой.

Вид: долгосрочный

Срок реализации программы: октябрь- март.                                             Участники проекта: воспитатель, дети, родители.          

Ожидаемые результаты: 

1.Повышение уровня  произвольной памяти, внимания, развития речи детей.

2. Владение детьми различными способами запоминания басен.

3.Повышение интереса к заучиванию басен.

-оснащение развивающей среды в группе;

-формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний;

-развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умения высказывать идеи и предположения;

-развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые басни по отрывкам из них;

-формирование умения инсценировать произведения или отрывок из него;

-активное участие родителей в реализации проекта;

-популяризация семейного чтения.

План реализации проекта

Октябрь .

 НОД по ознакомлению дошкольников с художественной литературой (образовательная область: речевое развитие). Тема: «Басня Крылова «Ворона и лисица».

Презентация «Что такое басня?»

Чтение и обсуждение басен  И. А. Крылова.

Книги с иллюстрациями, разных издательств.

Раскраски по теме.

СД «Басни Крылова»

Ноябрь 

НОД по ознакомлению дошкольников с художественной литературой (образовательная область: речевое развитие). Тема: «Знакомство с басней Крылова «Лебедь, рак и щука»».

Лепка по басне «Ворона и лисица».

Рисование по басне «Ворона и лисица».

Раскраски масок.

Д/и «Что перепутал художник?», «Разрезные картинки»,  «Эмоции».

Пантомима «Узнай басню».

Декабрь. 

ОД по ознакомлению дошкольников с художественной литературой (образовательная область: речевое развитие). Тема: «В мире басен».

Д/и «Разрезные картинки», «Узнай басню по картинке», «Что перепутал художник», «Чудесный ящик», «Эмоции», «Хорошие и плохие поступки».

Пантомима «Узнай басню».

 Пальчиковая  гимнастика «Ученые мартышки», «Умный слон»

Январь.

НОД по ИЗО(лепка, образовательная область- художественно-эстетическое  развитие). Тема «Герои басни «Квартет»».

Речевые игры:

Отгадывание загадок, «Доскажи словечко».

Сюжетно-ролевые игры:

«Мы артисты театра».

Подвижные игры:

«Хитрая лиса», «Кот и мыши», «Сокол и лиса», «Утушка», «Барашек».

Февраль . НОД по ИЗО (аппликация, образовательная область- художественно-эстетическое развитие). Тема «Слон и Моська».

Инсценировка басен: «Ворона и лисица», «Свинья под дубом», «Квартет», «Слон и моська», «Обезьяна и зеркало», «Мартышка и очки». «Весёлые закладки» в технике оригами;

Толкование пословиц «Труд кормит, а лень портит»,

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»,

«Готовь сани летом, а телегу зимой»

Март

Раскрашивание картинок  по басням «Мартышка и очки», «Квартет», «Слон и моська», «Стрекоза и муравей». Аппликация  «Трудолюбивый муравей»

 Просмотр м/ф по басням Крылова.

Лепка «Сова». Д/и «Узнай басню по картинке», «Эмоции», «Хорошие и плохие поступки»,

НОД по ознакомлению дошкольников с художественной литературой (образовательная область: речевое развитие). Тема: «Знакомство с басней Крылова «Стрекоза и муравей». Инсценировка  басен И.А.Крылова «Кукушка и петух», «Стрекоза и Муравей».

 Работа с родителями

Сочинение  басен и изготовление книжек-малышек  (совместное творчество родителей и детей).

 Конкурс  чтецов басен Крылова среди воспитанников группы.

Организация выставки книг  с баснями И. А. Крылова разных издательств.

Овладения знаниями в ходе реализации проекта  «Басни И. Крылова изучаем —речь развиваем». 

-оснащение развивающей среды в группе;

-сформировалось  умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний;

-развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умения высказывать идеи и предположения;

-развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые басни по отрывкам из них;

- умения инсценировать произведения или отрывок из него;

-активное участие родителей в реализации проекта;

-популяризация семейного чтения.  

Ожидаемый результат:

 Данные формы работы по ознакомлению с баснями И. А. Крылова научат ребёнка оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать, мыслить, делать выводы, доказывать. Послужат действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, обогатят его эмоции, научат прекрасным образцам русского литературного языка, без чего невозможно успешное обучение в школе.

Итоги проекта:

 «Басенный вернисаж»- оформление выставки совместных рисунков- иллюстраций в полюбившимся детям басням.

Посещение библиотеки.

После завершения проекта дети  приобрели следующие умения:

- оценивать поступки, в том числе неоднозначные;

- объяснять смысл поступков, в том числе своих.

В самостоятельной игровой деятельности разыгрывать басни с помощью кукол би-ба-бо и изготовленных масок. Воспитанники получают удовлетворения от результатов и процесса перевоплощения, импровизации,  собственной необходимости и полезности от исполнения собственной роли.

Повысился уровень приоритетности и общепризнанности в детском коллективе ценностей гуманизма, уважения к окружающему миру, толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь. У детей сформировался устойчивый интерес к чтению басен. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительные результаты в развитии детей. Родители  отметили положительное влияние проекта и с удовольствием приняли в нем участие.  Поставленная  задача по повышению уровня нравственной культуры  успешно выполнена, цель  достигнута.

Список используемой литературы Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой- М., 2014.

Кротова Т. В.  Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников. Методика проектов. Справочник старшего воспитателя" №4 2007г.

Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Ознакомление с художественной литературой. Т.Ц. «Учитель», Воронеж, 2009г.

Боголюбская М.К., Шевченко В.В., Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1966.

 Гуськова А.А. Развитие монологической речи детей 6-7 лет. Волгоград, «Учитель» 2011.

Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. Под. ред. О.С. Ушаковой М. 2008.

Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. М. 2005.

Тушканова О.И. Развитие понимания другого человека и сопереживания ему. М. 1997.

Тарабрина Т.И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль,

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой». М.1999.

Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 6-7лет. М .2009.

Хрестоматия для дошкольников. Пособие для воспитателей и родителей. (сост. Ильчук Н.П. и др.) М.1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" на тему "Уголок России - отчий дом". Подготовительная группа.

Программное содержание:Закрепить умение составлять описательные рассказы по рисункам о родном городе, опираясь на план; развивать монологическую речь, совершенствовать навыки диалогической речи.Упражн...

НОД по речевому развитию и формированию навыков режиссерской игры в подготовительной группе на тему: «В гостях у тётушки Cказительницы».

“Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста”.  При одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать повед...

Конспект открытой образовательной деятельности по речевому развитию на тему " Вкусняшки для жителей Простоквашино" (подготовительная группа)

Конспект открытойобразовательной деятельностипо речевому развитиюна тему" Вкусняшкидля жителей Простоквашино"(подготовительная группа)...

Конспект НОД по речевому развитию «Одежда. Обувь. Головные уборы» для детей подготовительной группы.

Цель: Формировать обобщающее понятие «одежда», «головные уборы», «обувь».Задачи:  уточнить словарь по теме, расширить и активизировать его, познакомить с назначением одежды, головных уборов ...

Непрерывной образовательной деятельности: речевое развитие на тему: «В поисках сокровища» в подготовительной группе

Конспект непрерывной образовательной деятельности: речевое развитие на тему: «В поисках сокровища» в подготовительной группе...

Конспект НОД «Речевое развитие» Творческое рассказывание «Когда я буду взрослым». (Подготовительная группа)

Формировать интерес к профессиям, желание узнать о них больше, привлечь внимание детей к людям новых профессий. Продолжать учить составлять рассказы творческого характера...

Конспект занятия «Познавательно - речевое развитие» Тема: «Пираты ищут сокровища» для детей подготовительной группы

НООД по образовательной области «Познавательно -  речевое развитие»Тема: «Пираты ищут сокровища»для детей подготовительной группы...