Игровые технологии развития речи
учебно-методический материал по развитию речи

Юлия Владимировна Найденова

Техники, методы и приемы развития речи дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_razvitiya_rechi.docx506.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии речевого развития:

           

     Понятие «игровые технологии речевого развития» включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

        Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются самые популярные и простые в применении следующие технологии:

  • моделирование
  • мнемотехника
  • технология обучения детей составлению сравнений
  • технология обучения образной речи
  • технология обучения составлению загадок
  • сказкотерапия (сочинение детьми сказок),
  • артикуляционная и пальчиковая гимнастика
  • логоритмика
  • творческие рассказы
  • игры-драматизации, инсценировки
  • пересказ
  • рассказ по картине
  • составление описательного рассказа

(об игрушках, предметах быта, природе и т.д.)

  • рассказы детей из опыта
  • творческое рассказывание


ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Моделирование

Широкое применение в обучении детей получила такая технология, как знаково-символическая деятельность (моделирование). Этот прием помогает педагогам наглядно обозначить элементарные связи и отношения между предметами, объектами действительности.

Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме.  Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи - это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи.

На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.

Моделирование может являться составной частью каждого занятия.

Методы моделирования:

1.Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)

2.Предметно – схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур)

3.Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).

Использование моделирования в рассказывании положительно влияет на речь детей.


Мнемотехника

Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление

- зрительную и слуховую память

- зрительное и слуховое внимание

- воображение

Приёмы мнемотехники осваиваются детьми постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям.

Это работает по схеме:

  • Детям показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
  • Далее дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
  • Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.


Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

Мнемотаблицы используют для:

- обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при пересказах художественной литературы,

- при   заучивании стихов.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно-схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно-схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается    схематическая мнемотаблица.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. А для старших дошкольников - чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.

Технология обучения детей составлению сравнений

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста.

Модель составления сравнений: педагог называет какой-либо объект, обозначает его признак, определяет значение этого признака, сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На пятом году жизни тренинги усложняются, даётся больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному признаку.

Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует развитию образной речи.

Модель составления сравнений:

·         воспитатель называет какой-либо объект;

·         обозначает его признак;

·         определяет значение этого признака;

·         сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

Например:

•          цыпленок (объект №1);

•          по цвету (признак);

•          желтый (значение признака);

•          такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

  В младшем дошкольном возраста отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На первый взгляд, фраза, произнесенная воспитателем таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.

Например: «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко».

Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме - солнце, колесо, тарелка).

До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам. Находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: "Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике".

На пятом году жизни тренинги усложняются:

·         в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);

·         в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).

В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

В старшем возрасте дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.

Например:

«Дерево по цвету золотистое, как монетки» (воспитатель задал признак цвета, а его значение - золотистое - выбрано ребенком).


Технология обучения детей составлению загадок

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.  

А.А. Нестеренко разработаны модели составления загадок.  Обучение детей составлению загадок начинается с 3 лет. Однако, в этом возрасте это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослыми. Старшие дети сочиняют самостоятельно, в подгруппе, паре.

В работе с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

- Какой самовар по цвету? - Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

 

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

Например: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.

Табличка может выглядеть следующим образом:

  После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Работа по обучению детей составлению загадкам продолжается по следующим моделям: в сравнении с действиями предмета ("Пыхтит, как новенький паровозик»), в сравнении одного объекта с каким-либо другим объектом, находя между ними общее и различное («Как зонтик, но на толстой ножке»).

Например:

Светло-зеленый, как весенняя трава.

Гудящий, как летящая пчела.

Овальный, но не толстый кабачок. (Пылесос).

Ходит, но не человек.

Летает, но не самолет.

Каркает, но не ворона. (Галка)


Сказкотерапия

Для развития речи детей дошкольного возраста используется такая методика, как сказкотерапия. Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

  • Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
  • Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
  • Снижение уровня агрессивности и тревожности.
  • Развитие коммуникативных способностей.
  • Обучение преодолению страхов и трудностей.
  • Развитие способности к грамотному выражению эмоций.


Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы:

  • «Салат из сказок» (смешивание разных сказок);
  • «Что будет, если... (сюжет задает воспитатель);
  • «Изменение характера персонажей» (сказка на новый лад);
  • «Введение в сказку новых атрибутов, героев».


Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

1) Жили-были...

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

2) И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

3) Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

4) Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

5) Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

6) Мораль сказки…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.


Артикуляционная и пальчиковая гимнастики

Большое место в развитии речи детей занимает использование артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Известный педагог Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.

Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.

 

Логоритмика

«Логоритмика» в развернутом варианте звучит как «логопедическая ритмика», то есть устранение недостатков речи с помощью движений. Проще говоря, любые упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, и есть логоритмика.

Во время таких упражнений развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.

К музыкально-двигательным средствам логопедической ритмики, которые может применять воспитатель в каких-либо видах ООД или в режимных моментах, относятся такие упражнения, как:

• ходьба;

• упражнения на развитие дыхания;

• упражнения на развитие мелкой моторики;

• упражнения на развитие чувства темпа.


Ходьба: сначала дети осваивают навыки ходьбы и маршировки по кругу в одиночку, парами и группами, ходьбу с обхождением препятствий. Позже вводятся более сложные упражнения: встречная ходьба, ходьба и маршировка с заданным направлением, с изменением темпа и перестроением.

Упражнения на развитие дыхания имеют целью выработку диафрагмального дыхания, достаточно сильного, продолжительного и постепенного выдоха. При этом возможно применение упражнений, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением.

Упражнения на развитие мелкой моторики: предполагают развитие движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию, способствуя тем самым развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением, позже под речевое сопровождение.

Упражнения на развитие чувства темпа сначала представляют простые движения: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Позже добавляются движения ногами, ходьба и бег. Отработка двух темпов движения: медленного и быстрого происходит в последнюю очередь, вводятся такие понятия, как «ускорение» и «замедление» темпа.


Обучение составлению творческих рассказов

Обучение творческого рассказывания занимает особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста. Следует детей обучать связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями. Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования.

Серьезной задачей является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Рассказы могут быть описательными и сюжетными. В связи с этим можно выделить три категории рассказов:

1.      Рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа);

2.      Рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа);

3.      Рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений).

Третья категория рассказов – в полном смысле творческая, которая требует от ребенка умения видоизменять имеющийся у него опыт, создавать из этого материала относительно новые образы и ситуации.

Технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов:

·         текст реалистического характера;

·         текст фантастического характера.

Отдельно можно выделить обучение детей творческому рассказыванию по картинам по технологии Т.А. Ткаченко, представляющее собой использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры при обучении творческому рассказыванию. Заслуживает внимания предложенная автором классификация видов творческого рассказывания:

1. Составление рассказа с добавлением последующих событий.

2. Составление рассказа с заменого объекта.

3. Составление рассказа с заменой действующего лица.

4. Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.

5. Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.

6. Составление рассказа с добавлением объекта.

7. Составление рассказа с добавлением действующего лица.

8. Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.

9. Составление рассказа с изменением результата действия.

10. Составление рассказа со сменой времени действия.

В каждом из предложенных видов творческого рассказа содержится направление изменения сюжета. Данный прием хорошо работает и при формировании навыков творческого рассказывания на материале знакомых сказок. Вид творческого рассказа является основанием для трансформации сюжета сказки.

     Виды творческих рассказов:

        Придумывание продолжения и завершения рассказа: воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события, приключения героев придумывают дети (например, начало рассказа Л.А.Пеньевской «Как Миша варежку потерял»). Другие темы: «Что случилось с Юрой», «Случай в лесу», «Как взрослый еж выручил ежонка», «Медвежонок на прогулке», «День рождения зайца».

        Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя: план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно («Приключения ежика»).

        Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана): дает большой толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. («Новое платье Лены», «Какая игрушка понравилась Лене в детском саду», «День рождения лисы», «Как заяц в лесу гулял», «Приключения волка» и др.)  

        Продумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. («Кто интереснее придумает сказку».)

 

Структура занятия:

1.     Предварительная беседа.

2.     Целевая установка с называнием темы, сюжета рассказа.

3.     Обсуждение плана / схемы.

4.     Подробный разбор одного из пунктов плана (самого интересного и трудного).

5.     Отбор лучших вариантов

6.     Кратковременное обдумывание.

7.     Рассказы детей / коллективное рассказывание.

8.     Оценка рассказов детьми и воспитателем (Насколько придерживались плана и сумели ли раскрыть замысел).

9.     Итоги занятия.

 

Примечание: В начале обучения допускается речевой образец части или всего рассказа, а также совместное рассказывание.

         

Темы: «Сереже подарили новую игрушку», «Люда и Света играют в школу», «За что бабушка сказала внуку спасибо», «Вера – мамина помощница», «Кто научил Катю переходить улицу», «Забавные приключения рыжего котенка», «Как дети вылепили снежную бабу», «Как Сережа помог Наташе», «Как Ваня ходил с папой в лес» и др.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Игровые технологии развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка       Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количес...

Игровые технологии развития речи

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Полноценное владение р...

Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...

«Лэпбук как средство применения игровых технологий развития речи детей дошкольного возраста»

Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные метод...

ПРОЕКТ Игровые технологии развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста

Цель данного проекта: Максимальное воздействие на уровень развитиязвуковой культуры речи детей, путем игровых технологий. ...