Технологии развития речи: «Технология подготовки к заучиванию стихотворений, «Предвосхищение»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Краткое описание технологии развития речи "Предвосхищение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_-moya_tehnologiya.docx | 244.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии развития речи: «Технология подготовки к заучиванию стихотворений «Предвосхищение»
Важное направление моей работы - работа над развитием речи, стратегической целью которой является достижением ребенка коммуникативной компетентности, предполагающей возможность посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности. Чтобы решить эту задачу, обозначила тактическую цель: работа над выразительностью речи.
Процессы речевого и эмоционального развития взаимосвязаны; слово и эмоция взаимодополняют друг друга, каждая их них усиливает другую. В поэзии сила слова, чувства сконцентрированы в малом объеме, поэтому мощь воздействия на эмоции возрастает. Понимая особенности психического развития детей, подбирала стихи динамичные, с ярко выраженными эмоциями ( «Слякоть», «Закружился надо мной…»), но и знакомила с пейзажными стихами классиков (Майков :«Кроет уж лист золотой…»).
Мой педагогический опыт помог, совершенствуя развитие известных методов и средств обучения и воспитания, выработать свою технологию подготовки к заучиванию стихотворений, которую назвала технологией « Предвосхищение» -это подготовительная работа эффективности восприятия текста. Алгоритм работы таков:
- выбор стихотворения педагогом;
Подготовка и проведение эмпирических исследований (наблюдений, экспериментов). Цель: узнавание смысла нового слова, познание явления для формирования целостной картины мира.
- организация эмоционального восприятия понятий слов и явлений.
(тренаж эмоций, предвосхищающих встречу с эмоциями стихов; создание обстановки. пробуждающей предполагаемые эмоции).
Цель: способствование формированию художественного восприятия, эмоционального отклика.
- Рассказывание по картинкам-схемам.
Цель: закрепление речью осознанности смысла незнакомых слов, явлений (приложение-схема)
(составление рассказов по опорным картинкам, помогающим закрепить речью новые слова)
- Рисование («предвосхищающие» картинки).
Цель: выявление уровня воспринятых эмоций.
(цвет, образы, размеры, линии).
- Знакомство со стихотворением
-Заучивание ( приложение : «Мнемотаблицы, ассоциативные рисунки, иллюстрации)
- Интерпретации детей в чтении, изодеятельности (приложение – рисунки, видеостихи: « Слякоть», «Озорники» «кроет уж лист золотой…»- см видео «Предвосхищение» : рисунки-фоном…)
Например:
- Организация воспитателем предварительной работы для будущей встречи с поэтическим текстом:
Лес совсем уж стал сквозистым,
Редки в нем листы,
Скоро будет снег пушистый
Падать с высоты.
(здесь само стихотворение – антиципатия будущих изменений природы, в котором нет явных действий, значит, сложнее организовать восприятие)
а) наблюдение за ветками деревьев;
Цель: понимание смысла слова «сквозистый» (видеонаблюдение приложение 4, диск2 в фильме «Предвосхищение»)
б) видеть (чудо) открывшегося явления - осознание самого факта для формирования целостной картины мира;
в) художественное восприятие: любование солнышком, игрой его лучика, бегущих меж ветвей (наблюдение за солнышком, сквозистостью смотри в видеофильме «Предвосхищение»);
г) рассказывание по картинке-схеме;
д) рисунки детей (в видеоприложении «Предвосхищение»- фоном);
е) чтение стихотворения .(видеоприложение в фильме «Предвосхищение»)
- Использование в повседневной жизни (ассоциативные связи)- приложение
Упражнения такого характера помогут в школьном возрасте решать интеллектуальные и личностные проблемы - адекватно возрасту, - в разных меняющихся ситуациях, то есть быть коммуникативно – компетентным, что соответствует целям нашего обучения в ДОУ и используемой мной технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «Заучивание стихотворения А. Плещеева «Весна»
Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «Заучивание стихотворения А. Плещеева «Весна»...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Заучивание стихотворения И.Сурикова "Зима"
Конспект НОД по развитию речив старшей группеЗаучивание стихотворения И. Сурикова «Зима»...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Заучивание стихотворения А. Плещеева«Скучная картина» по мнемотаблице.
Развивать внимание, память. Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева « Скучная картина»....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по развитию речи с элементами рисования. Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза».
Познакомить детей с поэзией С.Есенина "Береза"...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать»
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать» ,будет полезен воспитателям средней группы...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Елка» с использованием мнемотаблицы."
Материал будет полезен воспитателям детских садов....
НОД по Речевому развитию. Развитие речи, основы грамотности Тема: Заучивание стихотворения " Олененок" Ю. Кушакова
Тема: Заучивание стихотворения " Олененок" Ю. Кушакова...